Андре Девамбез

Андре Виктор Эдуард Девамбез (26 мая 1867 — 18 марта 1944) — французский художник и иллюстратор. наиболее известен своими причудливыми иллюстрациями детских книг и драматическими картинами парижских сцен и ранних самолетов с высоты птичьего полета. Он был профессором Школы изящных искусств, членом Французской академии изящных искусств и кавалером французского Почетного легиона , но его работы сегодня мало известны, за исключением девяти картин, найденных в Музее Орсе. и периодические специальные выставки. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Андре Девамбез родился 26 мая 1867 года. Его отец, Эдуард Девамбез, был сыном мясника, который стал гравером. Его отец познакомился с его женой Катрин Вере, когда они оба учились гравюре. [ 2 ] собственную студию В 1870 году его родители открыли в Passage des Panoramas под названием Maison Devambez , которую он превратил в крупное издательство, занимающееся заказом и продажей гравюр и других произведений искусства. [ 3 ]
С ранних лет Андре хотел стать художником. Его отец организовал частные уроки у Габриэля Гурея, бывшего ученика Жана-Леона Жерома , который вдохновил молодого Девамбеза стать художником-историком. В 1884 году брал частные уроки у Жюля Лефевра в Академии Жюлиана . [ 4 ] В 1885 году он успешно сдал вступительные экзамены в Школу изящных искусств , где учился у Жана-Жозефа Бенжамена-Константа и Гюстава Буланже . В 1890 году он был награжден Римской премией за мрачное изображение отречения Петра , что дало ему возможность учиться и рисовать в течение пяти лет на вилле Медичи Академии в Риме.
Его учеба была прервана военной службой до ноября 1892 года. Он возобновил учебу в Риме в 1893 году, когда представил в Академию необходимую законченную работу - картину «Блудный сын». Девамбез купил камеру и сам позировал в костюме для картины. В 1894 году он представил в Академию картину «Сказание о святой Агате» с множеством персонажей в разных позах; затем, в 1898 году, монументальное произведение «Обращение Мадлен», за которое он получил медаль второй степени. В 1900 году он женился на Сесиль Ришар, дочери химика из Эльзаса. У них было двое детей, Пьер и Валентин. В 1899 году он был избран членом Общества французских художников , в ежегодном Салоне которого он выставлялся, а в 1905 году он стал кавалером Ордена Почётного легиона . [ 2 ]
Он также начал обращать свое внимание на иллюстрации и небольшие жанровые произведения. В 1898 году он проиллюстрировал роман Эмиля Золя «Праздник Коквиля». В мае 1913 года состоялась его первая персональная выставка в галерее Жоржа Пети. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, он был слишком стар, чтобы его призвали в армию, но вызвался стать боевым художником и рисовать камуфляж, чтобы скрыть армейские позиции на передовой. 3 июня 1915 года под Амьеном он был тяжело ранен в ногу и левый глаз разорвавшимся немецким артиллерийским снарядом. Он провел долгое выздоровление в больнице. В августе 1915 года за заслуги был награжден Военным крестом. [ 2 ]
В 1929 году он был назначен руководителем секции живописи в Школе изящных искусств , самой престижной художественной школе Франции. [ 5 ] эту должность он сохранял до 1937 года. Он впервые открыл ателье для студенток. В том же году он был избран на место № 9 в Академии изящных искусств , которое он занимал до своей смерти.
В 1934 году ему была присвоена необычная должность официального художника Министерства авиации, где он использовал свое искусство для пропаганды растущей авиационной промышленности. В том же году он был назначен членом Комиссии изящных искусств Парижской международной выставки 1937 года; его картины, изображающие Экспозицию, сделанные с высоты Эйфелевой башни, придали Экспозиции поразительную новую перспективу. В 1938 году ему было присвоено звание кавалера Ордена Почётного легиона. [ 2 ]
Он умер в своем доме в Павильоне Раффе на вилле Адриенн 18 марта 1944 года в возрасте семидесяти семи лет. [ 2 ]
Картины
[ редактировать ]Картина «Париж и парижане».
[ редактировать ]-
Площадь Пигаль
-
Обвинение (1902–1903), Музей Орсе.
-
«Дворец Шайо во время Международной выставки 1937 года, вид с Эйфелевой башни (1937 год)
-
Концерт Симфонического оркестра Колонны
Париж и парижане чаще всего изображались Девамбезом, причем он часто изображал их с необычной точки зрения, сверху. В юности он жил на шестом этаже здания на углу бульвара Монмартр и улицы Вивьен и видел, как под ним раскинулась активность и толпы людей на парижских улицах. Это было переведено в серию картин.
в Париже хранятся девять его работ В Музее Орсе , включая его самую известную картину «Шарль» . Эта драматическая сцена, написанная примерно в 1902 году, представляет собой вид с воздуха ожесточенной ночной конфронтации, когда парижская полиция разгоняла демонстрацию профсоюзных рабочих, бастующих на бульваре Монмартр . По иронии судьбы, хотя Девамбез и симпатизировал забастовщикам, картина в конечном итоге висела в офисе префекта полиции Кьяппе, который приказал подавить забастовку. [ 6 ]
В 1937 году он получил заказ от Парижской международной выставки нарисовать на выставке вид с воздуха на новый дворец Шайо, сделанный со второго уровня Эйфелевой башни . На нем изображена огромная толпа на выставке по обе стороны Сены и на мосту между ними. В картине также широко использовался синий цвет, который был официальным цветом выставки. Сейчас она висит в Музее изящных искусств в Ренне. [ 7 ]
Авиация и технологии
[ редактировать ]-
Причудливый «Дирижабль» над Парижем (1909 г.)
-
«Единственная птица, летающая над облаками» (1910), Музей Орсе.
-
Фантастический самолет (1911-1914 гг.)
Как художника Девамбеза привлекали сцены современной жизни и современные технологии, особенно авиация. В 1909 году он сделал цветную литографию «Дирижабля», причудливого воображаемого транспортного средства, сочетавшего в себе черты парижского городского автобуса и воздушного шара. Между 1909 и 1010 годами он часто посещал авиашоу в Париже и других городах и иллюстрировал самолеты, иногда рисуя их так, как их можно было бы увидеть с высоты. Эти иллюстрации появились в популярном журнале «L'Illustration», и там же изданиях, а группа была представлена на Парижском Салоне.
В 1910 году его пригласили изготовить двенадцать декоративных панно для нового посольства Франции в Вене . [ 5 ] Он выбрал тему современных изобретений, рисуя метро, омнибус, дирижабли, парижское метро, корабли и самолеты. Он выполнил эскизы двенадцати панно, но из-за финансового скандала в другом подразделении МИД проект остался незавершенным, а картины не были установлены. . В 1934 году Андре Девамбез был назначен первым официальным художником недавно созданного Министерства авиации Франции. Изготовленные им панно меньшего размера сохранились в архивах министерства. Наконец, в 1993 году они были установлены в посольстве Вены в недавно спроектированной галерее. [ 7 ]
Одна картина из этой серии экспонируется в Музее Орсе . Названный Le seul oiseau qui vole au-dessus des nuages («Единственная птица, которая летает над облаками»), он использует захватывающую дух перспективу сверху, чтобы показать биплан, летящий над массой облаков, с проблесками земли далеко внизу. тень самолета на облаках.
Помимо рисования самолетов, Девамбез создавал иллюстрации нового парижского метро, изображающие толпы людей, собравшиеся на набережных, а также причудливые карикатуры первых автомобильных шоу и гонок, в том числе автопробега Париж-Берлин, состоявшегося в июле 1901 года.
Первая мировая война
[ редактировать ]-
Офорт линий фронта в Первой мировой войне (1917)
-
Офорт линий фронта в Первой мировой войне (1917) ( Метрополитен-музей )
-
Линии фронта в Первой мировой войне (1917)
-
Жители французского городка выстраиваются в очередь за углем (1917 г.)
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Девамбезу было сорок семь лет — слишком стар, чтобы его призвали в армию. Тем не менее он пошел добровольцем на службу боевым художником и расписывал камуфляж, а также совершил несколько поездок на фронт. 3 июня 1915 года он был тяжело ранен разорвавшимся немецким снарядом. Его первые картины войны были основаны на фотографиях и были довольно формальными. В 1917 г. он опубликовал альбом из двенадцати офортов, посвященных его фронтовому опыту, которые были более драматичными и интимными. Темы включали «Холод», «Воронки от снарядов»; «Огонь» «Дождь»; «Шпион»; «Штормы»; «Заложники»; «Резервы»; "Уголь"; «Безумец», «Огонь», «Уголь» и «Шрапнель». Это были его личные взгляды на войну. Они были опубликованы тиражом в 150 экземпляров в 1915 году. Он часто изображал сцены, видимые с высоты. [ 7 ]
Портреты
[ редактировать ]-
«Недоразумение» (1903–1904)
-
«Чтение», его дочь Валентина и сын Пьер (1914)
-
Его дети, Валентин и Пьер (1925).
Литографии - Парижане
[ редактировать ]-
Литография игрушек в Galeries Lafayette (1907 г.) универмаге
-
«В ожидании метро» (1910) (литография, дополненная гуашью и акварелью)
-
«Премьера в театре Монмартр (1901) (Цветная литография)
«Тут-Пети» и «Улисс и Калипсо».
[ редактировать ]-
«Праздник фей» (1922)
-
«Улисс и Калипсо» (1936)
«Тут-Пети» — это жанр очень маленьких картин Девамбеза, которые обычно иллюстрируют анекдот или шутку. Обычно они имели размер всего несколько десятков сантиметров, иногда были помещены в очень сложные рамы и становились своего рода выставочным объектом между скульптурой и картиной.
В 1936 году, во время Великой депрессии, он столкнулся с некоторыми финансовыми трудностями и вернулся к своему прежнему стилю, чтобы создать большую и очень декоративную работу, полную символизма и цвета, на классическую греческую тему «Улисс и Калипсо». Его приобрел музей Пти-Пале. [ 8 ]
Книжная иллюстрация
[ редактировать ]-
Гравюра из «Путешествия Гуллвера» (1911) в «Иллюстрации».
-
«Гулливер крадет флот гигантов», иллюстрация из «Путешествий Гулливера» (1921).
-
Изображение из «Путешествий Гулливера» в «Иллюстрации» (1911 г.)
Андре Девамбез иллюстрировал книги и журналы. «Огюст а Мове Карактер» (Девамбез, 1913) была детской книгой с собственными иллюстрациями Андре, раскрашенными вручную мастером трафаретной техники Жаном Соде ; оригинальные иллюстрации были выставлены в следующем году во Дворце Гляс . Это была первая из ряда детских книг, в том числе «История маленькой Таты и большого Патапуфа» и «Приключения капитана Милле-Саборда» , №№. 8 и 9 серии недатированных рассказов, выпущенных в формате гармошки «Chez l'auteur». Эти детские рассказы, вероятно, были предназначены для развлечения его сына Пьера Девамбеза (1902–1980) и его дочери Валентины (1907–?). Его сын стал археологом, а позже стал хранителем греческих и римских древностей в Лувре .
Книги, иллюстрированные Андре Девамбезом, включают «Праздник Коквиля» Эмиля Золя ( Editions Fasquelle , 1899); [ 5 ] «Пойлу выиграл войну» Шарля Ле Гоффика (1919); и Les Condamnés à Mort Клода Фаррера (Эдуард-Жозеф и L'Illustration, 1920). Он также предоставил иллюстрации для Le Figaro Illustré , Le Rire и L'Illustration .
Ретроспектива его работ прошла в Музее Бове в 1988 году. Большая экспозиция его картин и иллюстраций прошла в Музее искусств города Парижа в Пти-Пале в 2022 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фатон, Жанна, «Андре Девамбез, Vertiges de l'Imagination», L'Objet d'Art - Hors-Série, декабрь 2022 г. (на французском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фатон (2022), стр. 67
- ^ «Великая война в рисунке - Андре Девамбез» (на французском языке)
- ^ Бенези, Словарь художников, том. 4, с. 524.
- ^ Перейти обратно: а б с Биографические заметки @ Larousse Online.
- ^ Фатон 2022) с. 25
- ^ Перейти обратно: а б с Фатон 2022) с. 35
- ^ Подпись к фотографии на выставке Девамбеза в Пти-Пале, декабрь 2022 г.
Библиография (на французском языке)
[ редактировать ]- Фатон, Жанна, директор издания «Андре Девамбез, Vertiges de l'Imagination», L'Objet d'Art - Hors-Série, декабрь 2022 г. (на французском языке)
- Ноэми Бертран и Мишель Менегоз, «Андре Девамбез, 1867–1944», каталог выставки, 4 июня – 4 июля 1992 г., Виль де Нейи-Плезанс , 1992 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1867 рождений
- 1944 смертей
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Художники из Парижа
- Члены Академии Художеств
- Французские граверы
- Французские иллюстраторы детских книг.
- Римская премия за живопись
- Французские гравёры ХХ века
- Французские художники-мужчины XIX века