Rostov Kremlin
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Rostov Kremlin | |
---|---|
Родное имя Russian : Ростовский кремль | |
Общий вид Ростовского кремля со стороны озера Неро. | |
Расположение | Rostov, Yaroslavl Oblast , Russia |
Координаты | 57 ° 11'58 "N 39 ° 25'29" E / 57,19944 ° N 39,42472 ° E |
Ростовский кремль — из архитектурный комплекс четырёх комплексов, построенных в XVI—XVII веках в Ростове Ярославской области .
Кремль расположен в центре Ростова. По первоначальному назначению ансамбль Ростовского кремля был резиденцией митрополитов , митрополита-архиерея Ростовской епархии . По мнению экспертов, это один из самых значительных и оригинальных архитектурных памятников России . [ нужна ссылка ]
Ансамбль Кремля состоит из четырех особых комплексов: Митрополичьего двора; Соборный двор ; Столичный сад и Конюшенный двор. Самое старое здание ансамбля — Ростовский Успенский собор (1508–1512). Архитектура всех церквей Кремля определялась этим памятником. [ нужна ссылка ] Здания Кремля, за небольшим исключением, были построены во второй половине 17 века. Важно, что основная часть ансамбля построена по единому плану — редкое явление в России того времени. Именно это определило исключительную архитектурно-художественную целостность Кремля. Также благодаря усилиям специалистов музея в Кремле сохранились выдающиеся памятники русской монументальной живописи 17 века.
С 1998 года Ростовский Кремль включен в Предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Главной доминантой ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города. [ 2 ] Церковь построена в 1508–1512 годах на месте своих белокаменных предшественников XII–XIII веков. Великолепный объем собора, покрытый килевидными закомарами, увенчан мощным пятиглавым сооружением. Внутреннюю шестиколонную структуру здания раскрывают пилястры большого выноса на фасады.
Большинство сохранившихся зданий Кремля были построены значительно позже собора, преимущественно во времена правления митрополита Иона Сысоевича (1652–1690), оказавшего значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его плану около 1682 года к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелин» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 году, мастер Флор Терентьев отлил большой колокол в 2000 пудов, названный «Сысой», в память отца митрополита Ионы. Специально для этого колокола было построено дополнительное башнеобразное здание, примыкающее к северному фасаду звонницы. Имеет полный набор из 15 оригинальных колокольчиков. [ 3 ]
Строительство центральной части ансамбля Кремля началось с формирования главного двора, окруженного преимущественно культовыми и административными постройками. Одним из первых зданий, построенных здесь в 1650–1660-х годах, было двухэтажное здание Судебной канцелярии, которая, помимо судебных функций, во многом была центром общего управления епархии. Около 1670 года рядом со зданием Судебной канцелярии была построена Воскресенская церковь с двумя фланкирующими крепостными башнями на северном фасаде. В этом комплексе был спроектирован главный вход в митрополичий двор — Святые врата. Облик Воскресенской церкви поражает также контрастным сочетанием суровой, почти не украшенной верхушки храма с нижней частью, обильно украшенной разнообразными кирпичными узорами, разноцветными изразцами и большим живописным киотом.
По другую сторону Центрального двора возвышается большое здание Митрополичьих палат, построенное при митрополите Ионе примерно в 1650-х – начале 1670-х годов. С самого начала он предназначался для резиденции митрополита, а также для хранения его казны. Часть помещений занимала казначейство, курировавшее все финансовые дела епархии. До конца 17 века здание оставалось двухэтажным, в 18 веке был надстроен третий этаж, а в конце того же века оно получило новый декор в духе классицизма . Сейчас о древнем облике сооружения напоминают лишь орнаментальный пояс, характерный для второй половины 17 века, и узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами в 1920-х годах.

Здесь находится комплекс Царских покоев или, как его еще называют, «Красной палаты», построенных в 1670–1680 годах. Здание имеет живописную планировку объемов, каждый из которых завершен особой крутой крышей. Еще большую живописность царским покоям придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатёрами.
За Митрополичьими палатами около 1675 года был построен комплекс церкви Спаса Образа Святого Образа (позже Спаса у Притвора). На первом этаже располагались пекарня и другие административные помещения, а на втором: Церковь Спаса с папертями, большой столовой, папертью между ними и отдаточными палатами (хранилищем кухонной утвари), примыкавшими к северному фасаду здания и разобранными в 1778 году. Спасская церковь являлась жилым домом. церковь митрополита Ионы. Его стройный объем, увенчанный позолоченной главой на барабане сложной формы, доминирует над окружающими постройками.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII веков одноколонную конструкцию. Интерьер хорошо освещен широкими окнами, украшенными так называемым «висячим камнем». Здесь митрополит Иона устроил праздничную трапезу.
В 1670–1680-е годы были построены крепостные стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения — бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, как и обычные палаты, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют о том, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, оно было призвано продемонстрировать величие Ростовской епархии, одной из крупнейших в России. Тогда же были построены различные постройки хозяйственного двора. Кладовые, пивоварня и сушилка располагались в зданиях, расположенных между Водяной и Дровяной башнями. А по другую сторону Дровяной башни – кухня и кондитерская. Архитектурное убранство всех этих сооружений весьма скромно. Тем самым подчеркивалось иерархически подчиненное положение хозяйственных построек в общем художественном целом ансамбля.
Одним из последних построек Кремля времен митрополита Ионы была надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.). Это, пожалуй, самая совершенная работа ионических мастеров. Все лучшее из опыта, полученного за годы строительства столичной резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Церковь Иоанна Богослова выглядит наряднее и праздничнее, чем предшествовавшие ей церкви Кремля. В его облике уже нет контраста между богато украшенным низом и суровым, почти аскетическим верхом храма.

Совершенно иную архитектурную обработку имеет церковь Григория Богослова (1680-е гг.), являющаяся частью Григорьевского монастыря, принадлежавшего или полностью зависимого от митрополита. На первый взгляд церковь Григория Богослова своим многоскатным завершением и пятиглавым строением близка к другим кремлевским храмам. Но в его убранстве нет ни аркатурно-столбчатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Это должно было подчеркнуть аскетическую сущность монастырской жизни.
Последней самостоятельной постройкой Ростовского кремля стала церковь Одигитрии, строительство которой было начато в 1692 году и завершено в 1693 году. Она получила черты стиля « московского барокко », широко распространенного в конце 17 — начале 18 веков. . Но в отличие от большинства зданий этого архитектурного направления, церковь Одигитрии выглядит гораздо скромнее. Мастера сделали все, чтобы гармонично вписать его в уже сложившийся ансамбль.
В конце 17 века для митрополичьей резиденции был построен большой Конюшенный двор, включавший жилую и хозяйственную части, а также стойла для лошадей. Это самое раннее сохранившееся российское сооружение такого типа.
Итак, к концу 17 века формирование Архиерейского двора было практически завершено. Все его разнообразные строения соединились в редкий живописный, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придали ему особую одухотворенность. Белый со слегка розоватым оттенком цвет каменных стен своеобразно сочетался с серебристым, почти черным цветом дощатых крыш и тусклым блеском луженого покрытия глав и крестов. Завершал картину великолепный сад, разбитый в центральном дворе с широким прудом, напоминавшим райский сад. [ 4 ] И ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, [ 5 ] должно было напоминать «чистую реку жизни», исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1) в небесном граде, и яблони «дерева жизни, приносящее двенадцать видов плоды, и на каждый месяц приносила плод свой» (Откр. 22, 2).
К югу от центральной части Ростовского кремля расположен Столичный сад. Первоначально он был неотъемлемой частью митрополичьей резиденции. он был построен при митрополите Ионе, в конце 17 века, когда завершилось формирование ансамбля Ростовского кремля. Опись 1701 года показывает, что сад имел «длину в пятьдесят пять сажен, длину в триста сажен, а в нем деревья яблони, груши, вишни и другие садовые деревья». [ 6 ]
За последующие три столетия во облике Кремля произошло несколько изменений. В 1754 году в наружной стене у Успенского собора на месте старых были построены новые Святые ворота. Примерно в это же время большинство башен Кремля приобрели шпили в стиле барокко сложной формы вместо прежних шатровых. В конце XVIII века Митрополичьи палаты были перестроены в классическом стиле.
В 1787 году было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, и резиденция Ростовской митрополии потеряла свою функцию, осталась без внимания и постепенно ветшала. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады, службы в храмах ансамбля не проводились. В первой половине XIX века был снесен верхний ярус Часовой башни. В XIX — начале XX века у внешней стены возле Успенского собора устанавливались торговые киоски.
Однако благодаря просвещенным ростовским купцам архитектурный комплекс был восстановлен на их средства в 1860-1880-х годах. По инициативе А. А. Титова и И. А. Шлякова в октябре 1883 года в Белой палате Кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 году Кремль взял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий император. Николай II. В 1910 году Государственная дума законодательно узаконила общероссийский статус музея, постановив выделить из казны деньги на его содержание. [ 7 ]
В 1953 году многие памятники ансамбля были повреждены из-за смерча . Аварийная реставрация отдельных объектов Ростовского кремля превратилась в научную реставрацию, призванную воссоздать первоначальный облик всего ансамбля. Работой руководил выдающийся реставратор В. С. Баниге, приехавший в Ростов почти сразу после смерча. В 1957 году реставрационные работы на большинстве объектов были завершены. [ 8 ] В результате большинству памятников удалось вернуть себе первоначальный вид. [ 9 ]
С 1960 года Ростовский Кремль стал одной из ключевых достопримечательностей туристического маршрута по старинным русским городам Центральной России «Золотое кольцо». [ 10 ]
В конце 1990-х годов сад был реконструирован. Его крестообразная планировка и видовой состав соответствуют столичному саду конца XVII века. [ 11 ] Это единственный в России реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции. В северной части сада боскет отмечает план существовавшего здесь в древности келейного корпуса Григорьевского монастыря. остатки этого здания были обнаружены археологами.
Архитектурный ансамбль Ростовского кремля.
[ редактировать ]Ансамбль Ростовского кремля состоит из следующих архитектурных элементов: [ нужна ссылка ]
- Успенский собор (1508–1512 гг.)
- Звонница Успенского собора (ок. 1682, ок. 1689)
- Judicial Office [Sudnyj Prikaz] (1650s–1660s)
- Надвратная церковь Воскресения Христова (ок. 1670 г.)
- Столичные палаты (1650-е – начало 1670-х гг.)
- Королевские апартаменты (1670–1680-е гг.)
- Церковь Мандилион (Церковь Спаса у Притвора) (около 1675 г.)
- Белая палата (около 1675 г.)
- Надвратная церковь Иоанна Богослова (ок. 1683 г.)
- Церковь Григория Богослова (1680-е гг.)
- Домашний двор (1670–1680-е гг.)
- Конюшенный двор (конец 17 века)
- Церковь Одигитрии (1692–1693)
- Дом на подвалах (1660–1680-е, 1697–1698, середина XVIII века)
- Крепостные стены с пятью угловыми и двумя надвратными башнями (1670–1680-е гг.)
- Забор с двумя башнями и столичной садовой палатой (1680-е – середина XVIII в.)
- Ограда Соборной площади со Святыми вратами (18–19 вв.)
Успенский собор
[ редактировать ]

Нынешнему зданию предшествовали три церкви. Первый был построен «из дубовых бревен» в 991 году, всего через три года после принятия Киевом христианства и стал старейшим православным храмом Северо-Восточной Руси. [ 12 ] Новый белокаменный собор был возведен на месте деревянного собора в 1160-х годах, но разрушен в 1204 году. Следующий белокаменный собор был построен на том же фундаменте в 1213–1231 годах.
Настоящий собор был построен в 1508–1512 годах. Это была первая большая шестиколонная церковь с тройной апсидой и живыми куполами, построенная в России в XVI веке за пределами Москвы. Стены и барабаны купола выполнены из кирпича, но большая часть деталей декоративного рельефа – из белого камня. Венчают величественный основной корпус огий-закомары и живые купола, первоначально имевшие шлемовидную форму. Шестиколонное внутреннее устройство отражается на фасадах в широких пилястровых полосах, которые сильно выступают вперед и поэтому выглядят особенно эффектно. Фасады разделены карнизами на четыре яруса.
Успенский собор был построен итальянским архитектором из Венеции. Если общая композиция собора соответствует традициям средневековой русской архитектуры, то в его декоративной обработке ярко выражены черты поздней венецианской готики.
Первоначально стены внутри были выкрашены «под кирпич». Настенные росписи собора появились только в 1659 году. Их заказал митрополит Ростовский Иона. Картины выполнены в 1670 и 1671 годах. В 1843 году картины были покрыты масляной живописью. Под этим слоем частично сохранились фрески XVII века.
Главный иконостас собора и пиларные иконостасы заменены. Они были выполнены в 1731–1740 годах в стиле барокко.
Звонница Успенского собора
[ редактировать ]Около 1682 года к юго-востоку от собора была построена звонница. Фасады звонницы были разделены пилястрами и горизонтальными полосами и увенчаны гугловыми закомарами и остроконечными кокошниками. В нижней части здания располагалась церковь Входа Господня в Иерусалим. Высота звонницы и внешний орнамент придают ансамблю Соборного двора удивительное единство и гармонию. На звоннице 15 колоколов, и все они появились здесь еще во времена митрополита Ионы. Два огромных колокола: «Полиеленный» (1000 пудов) и «Лебедь» (500 пудов) были отлиты в 1682 году. Позже, в 1688 году, для звонницы был изготовлен самый большой колокол «Сысой» (2000 пудов). К этому колоколу был сооружен специальный дополнительный блок в форме башни, примыкающий к северному фасаду звонницы.
Судебная канцелярия
[ редактировать ]
Это двухэтажное здание было построено в 1650-1660-х годах. Рустованные наличники окон и пилястры первого этажа не встречаются в ростовской архитектуре того периода.
Церковь Воскресения Христова
[ редактировать ]
Рядом с Судебной канцелярией построена надвратная Воскресенская церковь с укрепленной башней по флангу. Эта оригинальная композиция была использована здесь впервые в русской архитектуре. Надвратная церковь с двумя башнями представляла собой великолепный главный вход в Митрополичий двор, своего рода Святые ворота.
Бесстолпный куб церкви, подобный убранству Успенского собора, был украшен снаружи пилястрами и горизонтальными полосами, а фронтоны многоскатной кровли повторяют кокошники гугельной формы, напоминающие закомары собора. . Другими чертами, заимствованными у Успенского собора, являются остроконечные кокошники у желобов и декор пяти купольных барабанов. Церковь Воскресения примечательна контрастом между строгой верхней частью, лишенной декоративной кирпичной кладки, столь характерной для архитектуры 17 века, и нижней частью, украшенной всевозможными фигурными кирпичами, многоцветными изразцами и большой привлекательной иконной нишей. Вероятно, это потому, что митрополит Иона в аскетической простоте верхней части храма видел отражение образа небесного, небесного мира, а нижняя часть была образом мира земного.
Еще более оригинален декор интерьера Воскресенской церкви. К прямоугольному в плане основному корпусу, перекрытому поперечным сводом, с востока примыкает святилище с тройной апсидой, а с юга, запада и севера — галереи. Стены густо покрыты великолепными фресками, написанными в 1670-х годах. В отличие от других русских храмов того же периода, здесь почти не было икон, всего две по обе стороны от Царских врат. Вместо обычного деревянного иконостаса в Воскресенской церкви установлен первый в России высокий каменный иконостас, выполненный в технике фрески. В результате общая художественная обработка интерьера исключительно интегрирована для своего времени. Росписный иконостас в Воскресенской церкви показывает, что, в отличие от большинства своих современников, митрополит Иона придавал особое сакральное значение церковной настенной росписи.
Фрески представляют собой летопись и подробное евангельское повествование о земной жизни Христа. Оно разворачивается на стенах сверху вниз, заканчиваясь у северного края солиума композицией «Воскресение Христово», прямой отсылкой к посвящению церкви. Интерьер хорошо освещен многочисленными окнами, а настенная роспись в цветах золотистой охры , ярких синих, зеленых и розовых тонов создает необыкновенно праздничное впечатление.
Впервые над Царскими вратами иконостаса и Горним местом в святилище за алтарем был установлен киворий или сень на четырех позолоченных столбах, а нижняя часть иконостаса была украшена аркадой на позолоченных полуколоннах. . Еще одна необычная особенность заключается в том, что алтарь вместе с прилегающими к нему солием и хорами был поднят на четыре ступеньки над уровнем пола основного корпуса церкви. Вероятно, эти особенности были призваны придать особое значение литургическим обрядам, совершавшимся в храме и возглавляемым митрополитом Ионой, иначе говоря, богослужению архиерея. Роспись как в святилище, так и в главном корпусе церкви была в основном предназначена для той же цели.
Роспись в галереях Воскресенской церкви посвящена сюжетам Ветхого Завета и Откровения, с особым акцентом на видении Иоанном Богословом небесного града, небесного Иерусалима.
Церковь Мандилион (Церковь Спаса у Притвора)
[ редактировать ]
Этот комплекс был построен около 1675 года за Митрополичьими палатами. Он служил частной церковью митрополита Ионы и считался в те времена главным храмом митрополичьего двора. В нижнем этаже располагались пекарня и другие хозяйственные помещения, а в верхнем - церковь Спаса, отделенная притвором от большой трапезной с примыкающими к северному фасаду служебными помещениями, снесенными в 1778 году. Церковь квадратная в плане и имеет пристройку. крестовый свод. Его стройные очертания, увенчанные золотым куполом на довольно сложном барабане, доминируют над окружающими зданиями. Двускатная крыша, отражающая крестовый свод церкви, явно вдохновлена архитектурой XVI века. Наиболее яркие детали декора — полоса глухой аркады, апсидальный фриз пятиконечных ниш и кокошники у желоба — были заимствованы из близлежащего Успенского собора. Почти весь декор, включая богатое обрамление окон, сосредоточен в нижней части церкви. Верхняя часть строгая, как надвратная церковь Воскресения.
Вскоре после постройки Спасская церковь была расписана фресками и приобрела каменный иконостас, подобный иконостасу в церкви Воскресения. Другие черты внутреннего убранства Воскресенской церкви здесь повторяются, но в Спасской церкви появляются новые детали, развивающие общую концепцию интерьера. В солиуме восемь ступеней вместо обычных четырех, и нет навесов над Горним местом в святилище и над Царскими вратами. Вместо этого над парапетами солиума находится аркада на позолоченных столбах, чем-то похожая на византийский барьер святилища. От аркады до стены святилища тянутся дополнительные арки, не имеющие конструктивного значения. Царские врата здесь имеют форму отступающего каменного портала, облицованного позолотой бронзы.
Основные формы интерьера и настенной росписи связаны по смыслу и богаты символикой. Таким образом, восемь ступеней солиума указывают на божественную символику святилища, к которому они ведут, поскольку число восемь является символом рая. Это число также указывало на то, что церковь принадлежала самому Ионе. Фреска Христа в окружении Девы Марии и апостолов на стене над аркадой Солия напоминает евангельское пророчество о том, что в Судный день Христос и апостолы будут судить «12 колен Израилевых». Изображения 12 сыновей Иакова, предков этих 12 колен, также изображены на парапете солиума сразу под аркадой. Напротив, на западной стене, разворачивается фреска Страшного суда. Таким образом, образы судей и судимых, по желанию митрополита Ионы, соотносятся друг с другом.
Церковь Иоанна Богослова
[ редактировать ]
Возвышенный основной корпус, великолепно расположенные пять куполов и красиво вытянутые купола барабанят и пересекают здание, кажется, устремленное ввысь. Как и в более ранних храмах Ростовского кремля, декор верхней части фасадов состоит исключительно из элементов, заимствованных из Успенского собора. Куб с многоскатной крышей равномерно разделен полосами пилястр, объединенных вверху гугловыми кокошниками, над которыми расположен очаровательный ерш из заостренных деревянных реек. Между пилястрами и небольшими кокошниками по углам у желоба имеются полосы глухих аркад. Барабаны украшены строгой глухой аркадой и орнаментальными лентами с карнизами над ними. Все характерные для XVII века декоративные элементы (богатые наличники окон и другие виды узорной кирпичной кладки) сосредоточены в нижней части здания, что также повторяет принцип декора фасадов самых ранних церквей Ростовского кремля. При этом контраст между верхней и нижней частями здания здесь не так силен, поскольку яркая аркада на кубе и живописная иконная ниша на западном фасаде сближают две части в плане декора благодаря что выглядит более элегантно.
Квадратный план и высокий интерьер здания с крестово-сводчатой крышей повторяют интерьер Спасской церкви, а каменный иконостас с аркадой в основании и навесами над Царскими вратами и высоким местом - аналогичны соответствующим элементам в церкви Воскресения. Солиум здесь совершенно обычный, однако приподнятый всего на одну ступеньку, что можно объяснить близостью церкви к царским покоям. Во времена пребывания русских государей церковь, возможно, использовалась как царская, что побудило митрополита Иону воздержаться от высокого солия - одной из самых необычных особенностей церковных интерьеров его резиденции.
Церковь Иоанна Богослова была расписана в 1683 году. Настенные росписи основного корпуса и алтаря сохранились лишь с небольшими потерями. Эта картина объединяет три разных цикла: два верхних яруса изображают сюжеты из евангельского сюжета, за ними следуют три яруса с житием апостола Иоанна Богослова и прямо внизу, ближе всего к зрителю, еще один ярус, изображающий житие апостола Иоанна Богослова. Преподобный Авраамий Ростовский. Такое сочетание носило явно программный характер, поскольку Иоанн Богослов был одной из центральных фигур в житии преподобного Авраама. [ нужна ссылка ] Именно он дал Аврааму жезл, которым он низверг идола Велеса . Сцены «Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому» и «Св. Авраам, низвергающий идола Велеса» находятся на западной стене, сразу у входа, то есть каждый входящий сразу поймет что великий христианский святой, которому была посвящена церковь, имел прямую связь с Ростовом. [ нужна ссылка ]
Художники-фрескисты не просто соотнесли три цикла, но визуально объединили их в невидимое смысловое и художественное целое, придав сходство иконографических особенностей сравниваемым сценам. Особенно очевидно это сходство в сценах свержения Авраамом идола Велеса и разрушения языческого капища св. Иоанном Богословом, а также в сценах ведения Авраама на суд к князю и «Входа в Иерусалим». » в праздничном ярусе каменного иконостаса церкви. Таким образом, этот оригинальный прием, по-видимому, был использован для того, чтобы выразить идею о сходстве подвигов преподобного Авраама и св. Иоанна Богослова и сравнить их обоих со Христом. Не может быть сомнения, что именно митрополит Иона побудил художников воспользоваться этим приемом. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ростовский Кремль» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ "Успенский собор" . www.rostmuseum.ru (in Russian) . Retrieved 2020-12-11 .
- ^ "Ансамбль Ростовского кремля" . www.rostmuseum.ru (in Russian) . Retrieved 2020-12-11 .
- ^ Мельник, Александр. "Мельник А.Г. Сады Ростовского кремля // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992. С. 459-464" . www.academia.edu (in Russian).
- ^ Мельник, Александр. "Мельник А.Г. К проблеме авторства ансамбля Ростовского кремля // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 3. С. 80-88" . www.academia.edu (in Russian).
- ^ "Митрополичий сад" . www.rostmuseum.ru (in Russian) . Retrieved 2020-12-11 .
- ^ "История и культура Ростовской земли. — 2009. — С. 33" (PDF) . [Rostov Kremlin] . Retrieved 11 December 2020 .
- ^ "К 130-летию Ростовского музея: смерч 1953 года" . Культурная Эволюция . Retrieved 2020-12-11 .
- ^ Мельник, А.Г. (Александр Гаврилович) (2011). Ростовский кремль = Ростовский кремль . Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль". [Москва (Россия)]: Северный паломник. ISBN 978-5-94431-251-8 . OCLC 859381420 .
- ^ Данилов, Андрей Юрьевич (2018-12-29). " "Золотое кольцо России": история становления и развития туристского маршрута" . Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки (in Russian) (4): 41–45. ISSN 1996-5648 .
- ^ Мельник, Александр. "Мельник А.Г. Митрополичий сад Ростовского кремля // История и культура Ростовской земли. 1997. Ростов, 1998. С. 149-163" . www.academia.edu/ (in Russian).
- ^ Мельник, А.Г. (Александр Гаврилович) (2011). Ростовский кремль = Ростовский кремль . Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль". [Москва (Россия)]: Северный паломник. ISBN 978-5-94431-251-8 . OCLC 859381420 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Ростовским Кремлем, на Викискладе?