Ларс Сонк
Ларс Сонк | |
---|---|
Рожденный | Ларс Элиэль Сонк 10 августа 1870 г. Кялвиа , Финляндия |
Умер | 14 марта 1956 г. Хельсинки, Финляндия | (85 лет)
Национальность | финский |
Занятие | Архитектор |
Здания | Кафедральный собор Тампере , Тампере Больница Эйра, Хельсинки Церковь Каллио , Хельсинки Фондовая биржа, Хельсинки |
Проекты | «Квартал Сонк», Тёёлё, Хельсинки |
Ларс Элиэль Сонк (10 августа 1870 — 14 марта 1956) — финский архитектор . Он окончил Хельсинкский политехнический институт в 1894 году и сразу же выиграл крупный конкурс проектов церкви в Турку , Святого Михаила опередив многих авторитетных архитекторов. Церковь спроектирована в преобладающем неоготическом стиле . Однако вскоре стиль Сонка претерпел кардинальные изменения в направлении модерна и национального романтизма , которые распространялись по Европе в конце XIX века. В 1920-е годы Сонк также спроектировал ряд зданий в стиле зарождающегося скандинавского классицизма .
Архитектура и градостроительство
[ редактировать ]Видная фигура в поисках архитектурной идентичности Финляндии – в период, когда Финляндия была Великим Княжеством под контролем России и финские политики, интеллектуалы и художники определяли отчетливую национальную идентичность – Сонк сыграл ведущую роль в развитии национального романтизма . наряду с такими другими архитекторами, как Герман Гезеллиус , Армас Линдгрен и Элиэль Сааринен . Этот стиль архитектуры часто рассматривается как часть стиля модерн или югендстиля, но он демонстрирует влияние романской архитектуры , а также элементы, заимствованные из исторической традиции средневековых каменных построек Финляндии и жилой деревянной архитектуры. Среди известных работ Сонка в неороманском стиле — церковь Каллио , Хельсинки (1912 г.) и Култаранта , официальная летняя резиденция президента Финляндии в Наантали (1916 г.); в стиле модерн — собор Тампере , Тампере (1907 г.), больница Эйра, Хельсинки (1905 г.) и « Айнола » (1903 г.), семейный дом композитора. Ян Сибелиус в Ярвенпяя; в стиле северного классицизма - жилые кварталы на улице Мусеокату в Тёёлё , Хельсинки (ок. 1920 г.) и церковь Микаэля Агриколы в Хельсинки (1935 г.).
Сонк также активно участвовал в дебатах по теории городского планирования, между живописными теориями австрийского теоретика Камилло Ситте и его соотечественника-австрийца Отто Вагнера . Сонк предпочитал первый подход. Дебаты достигли апогея в Финляндии во время первого в истории конкурса градостроительных проектов в 1898–1900 годах для района Тёёлё в Хельсинки. Три записи были исключены для признания; первая премия досталась Густаву Нистрёму , вторая премия – Ларсу Сонк и третья премия – совместной работе Сонка, Бертеля Юнга и Вальтера Томе . Фантастический эскиз, сопровождающий конкурсную работу Сонка, дает представление о образах, к которым он стремился, вдохновленный его путешествиями по Германии. Историк Пекка Корвенмаа отмечает, что основной темой было создание атмосферы средневековой городской среды, а Сонк позже в 1904 году разработал аналогичное предложение по переустройству непосредственного окружения церкви Св. Михаила в Хельсинки с многочисленными «фантастическими» зданиями со шпилями. [ 1 ] Однако в ходе конкурса Тёёлё, не определившись, какой курс действий предпринять, городской совет попросил победителей представить новые предложения. Когда это привело к дальнейшему тупику, Нюстрему и Сонку было поручено вместе работать над окончательным планом, сочетающим в себе просторную сеть улиц Нистрема и элементы ситтесских деталей Сонка. Окончательный план (1916 г.) под руководством Юнга сделал схему более единообразной, а архитектура считается типичной для стиля скандинавского классицизма. Типичная улица в плане — это улица Мусеокату, с высокими линиями зданий в сдержанном стиле северного классицизма вдоль изогнутой линии улицы, спроектированной Сонком. Еще более широким новым, обсаженным деревьями бульваром стал бульвар Хельсингинкату, проходящий через рабочий район Каллио, впервые намеченный в 1887 году Сонк.
Галерея работ Ларса Сонка
[ редактировать ]-
Церковь Святого Михаила, Турку (1899–1905)
-
Ууденмаанкату, 25 / Фредерикинкату, 35, Хельсинки (1900 г.)
-
Собор Тампере (1902–1907)
-
Айнола , слепок Яна Сибелиуса (1904 г.)
-
Штаб-квартира Хельсинкской телефонной ассоциации (1903–1907)
-
Больница Эйра , Хельсинки (1905 г.)
-
Вилла Вальмогорд, красивая (1907 г.)
-
Церковь Каллио в Хельсинки (1908–1912 гг.)
-
Хельсинкская фондовая биржа (1911 г.)
-
Бывшее городского музея Хельсинки (Софианкату, 4, 1913 г.) здание
-
Отель Гранд Марина, Хельсинки (1913 г.)
-
Култаранта , летняя резиденция президента Финляндии, Наантали (1920)
-
Улица Музеокату, Тёёлё, Хельсинки (1920 г.)
-
Техтаанкату, 11–13, Хельсинки (1925–1929)
-
Церковь в Мариехамне (1929 г.)
-
Церковь Микаэля Агриколы , Хельсинки (1935 г.)
-
Университет, Мариехамн (1937–38)
-
Ратуша, Мариехамн (1939)
-
Дом, нарисованный для двоюродного брата архитектора в Куркиеки, Приладожская Карелия (1914 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пекка Корвенмаа, Инновации против традиций: архитектор Ларс Сонк - Работы и проекты 1900-1900 гг ., журнал Финской ассоциации древностей, Хельсинки, 1991, стр. 41.