Мария Рода
Мария Рода |
---|
Мария Рода (1877–1958) — итальянско-американская анархистка - феминистка , активистка, оратор и писательница, участвовавшая в трудовой борьбе среди текстильщиков в Италии и США в конце 19 — начале 20 веков.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Рода родилась в 1877 году в Комо , Италия. С юных лет она была активисткой радикальных социальных движений. Ее мать, Адель Парравичини, умерла, когда Рода была маленькой, оставив ее и трех ее сестер на попечение их отца, Чезаре Рода Бальзарини, ткача и активиста местного анархистского рабочего движения. После смерти матери Рода и ее сестры работали на шелковых фабриках Комо. Именно благодаря влиянию своего отца-радикала и контактам, которые она установила на фабриках, она стала анархисткой. [ 1 ] Итальянское правительство считало Чезаре Роду одним из главных анархистов в Комо, имеющим связи с другими участниками движения за рубежом, и контролировало его деятельность и деятельность Марии на протяжении всего конца девятнадцатого и начала двадцатого веков.
Досрочный арест и суд
[ редактировать ]В 1891 году Мария Рода была арестована и отправлена в тюрьму на три месяца за участие в забастовке рабочих в Милане . Роду обвинили в подстрекательстве бастующих к восстанию против полиции. [ 2 ] Она прославилась среди европейских активистов своим духом и готовностью высказывать свое мнение. Несмотря на то, что ей было всего четырнадцать лет, этот суровый приговор она получила из-за вызывающего отношения к судье. Когда ее спросили о ее роли в подстрекательстве к беспорядкам, насмехаясь над полицейским, она сказала: «Мне жаль [этого] охранника. Мне жаль его, потому что он едва зарабатывает на хлеб, потому что он бедняга. Но меня впечатляет то, как он уходит. после других бедолаг, его братьев... пусть подумает об этом». [ 2 ]
Активизм в итальянско-американском анархистском движении
[ редактировать ]Семья Рода иммигрировала в Соединенные Штаты в 1893 году, когда Марии было 17 лет. Они поселились в Патерсоне, штат Нью-Джерси , и быстро стали активными членами анархистской среды там через одну из крупнейших и наиболее влиятельных анархистских групп в Соединенных Штатах, Gruppo Diritto all. «Esistenza» («Право на существование группы»). Разочарованная маргинализацией женщин внутри движения, Мария Рода и несколько других женщин-активисток (в том числе Нинфа Баронио и Эрнестина Кравелло ) в 1897 году сформировали Gruppo Emancipazione della Donna (Группу освобождения женщин), чтобы женщины анархистского движения могли встречаться. самостоятельно и разрабатывать собственные теории и методы революционного рабочего активизма. В результате Мария Рода и десятки других женщин писали, публиковали и распространяли анархистско-феминистские произведения через эту и подобные женские группы. Два эссе Роды были опубликованы в La Questione Sociale (итальянскоязычной анархистской газете, издававшейся в Патерсоне): «Alle Operaie» (Работницам), 15 сентября 1897 г., и «Alle Madri» (Матерям), сентябрь. 7, 1901. [ 3 ]
Roda and Emma Goldman
[ редактировать ]Эмма Гольдман впервые услышала выступление Марии Роды на большом митинге в 1894 году в театре Талия на Манхэттене, посвященном освобождению Гольдмана из тюрьмы. Хотя оно было на итальянском языке и Гольдман ничего из этого не поняла, в своих мемуарах она написала, как ее тронуло харизматичное присутствие Роды. Гольдман писал: «Странная красота Марии и музыка ее речи вызвали у всего собрания напряженный энтузиазм. Мария оказалась для меня настоящим лучом солнечного света». Затем она пообещала стать «учителем, другом, товарищем» Марии Роды. [ 4 ]
Рода и Педро Эстеве
[ редактировать ]Пожизненным партнером Роды был Педро Эстеве , каталонский анархист, печатник, наборщик и редактор газеты, который помог основать La Questione Sociale , одну из главных анархистских газет на итальянском языке в США. [ 5 ] Когда Эстев была редактором газеты La Questione Sociale с 1899 по 1906 год, женское творчество в газете было на пике популярности. [ 6 ] Хотя Рода и Эстев проживали в Патерсоне по крайней мере до 1908 года, они также жили в Тампе, Флорида , Бруклине , и Уихокене, Нью-Джерси , чтобы распространять идеи и организовывать других маргинализированных рабочих. Их дом на Грегори-авеню, 611 в Уихокене в 1930-е годы часто был центром радикального активизма, где по воскресеньям собирались большие собрания. У них было десять детей, но до взрослого возраста дожили только восемь (Вайолет, Сенситива, Сирио, Ирис, Флора, Педро, Гелиос и Зефир); они потеряли своего десятилетнего сына в результате взрыва, который, по их мнению, был покушением на жизнь Эстева. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженнифер Гульельмо, Жизнь революции: сопротивление итальянских женщин и радикализм в Нью-Йорке, 1880-1945 (Чапел-Хилл: The University of North Carolina Press, 2010), стр. 157
- ^ Перейти обратно: а б д'Акса, Зо (1895). «Маленькие девочки» . Марксисты.орг . Митч Абидор (пер.) . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Дженнифер Гульельмо, Жизнь революции: сопротивление итальянских женщин и радикализм в Нью-Йорке, 1880–1945 (Чапел-Хилл: The University of North Carolina Press, 2010), стр. 139, 162–72; Сальваторе Салерно, «Нет Бога, нет Мастера»: итальянские анархисты и ИРМ» в книге Каннистраро и Мейера, ред., « Затерянный мир итало-американского радикализма» (Прагер, 2003).
- ^ Эмма Голдман, Живя своей жизнью: Том 1 (в полной версии) (ReadaClassic.com, 2010), стр. 150.
- ^ Кэролайн П. Бойд, «Анархисты и образование в Испании, 1868-1909», Журнал современной истории , Vol. 48, № 4 (декабрь 1976 г.), стр. 125-170; Крис Илхэм , Класс, культура и конфликт в Барселоне, 1898–1937 (Routledge, 2005)
- ^ Дженнифер Гульельмо, Жизнь революции: сопротивление итальянских женщин и радикализм в Нью-Йорке, 1880-1945 (Чапел-Хилл: The University of North Carolina Press, 2010), 159.
- ^ Пол Аврич, Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке , стр. 210-12, 143, 393.
Дополнительные ресурсы
[ редактировать ]- Дженнифер Гульельмо, Жизнь революции: сопротивление итальянских женщин и радикализм в Нью-Йорке, 1880-1945. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 2010.
- Дженнифер Гульельмо, «Радикальное прошлое транснационального феминизма: уроки итальянских женщин-анархисток-иммигранток в индустриализации Америки». Журнал женской истории 22.1 (2010): 10–33. Проект МУЗА .
- Донна Р. Габачча и Франка Яковетта , редакторы, « Женщины, гендер и транснациональная жизнь: итальянские рабочие мира» (University of Toronto Press, 2002). ISBN 0802084621 .
- Лаура Э. Руберто, Грамши, миграция и представительство женского труда в Италии и США (Rowman & Littlefield, 2009). ISBN 0739144324
- Марселла Бенчивенни, Радикальная культура итальянских иммигрантов: идеализм Совверсиви в Соединенных Штатах, 1890–1940 (NYU Press, 2011). ISBN 0814723187
- Сальваторе Салерно, « Итальянские анархисты-работники шелка Патерсона и расовая политика »
- Сеоане, Сусана Суэйро (2023). «Итальянская ткачиха из Патерсона (Нью-Джерси): анархофеминизм Марии Роды». Социальная история (на испанском языке) (106): 163–184. ISSN 0214-2570 . JSTOR 48729173 .
- Гэри Мормино и Джордж Поццетта, Иммигрантский мир Ибор-Сити: итальянцы и их латинские соседи в Тампе, 1885–1985 (University of Illinois Press, 1987). ISBN 978-0-8130-1630-6
- Фрэнсис Х. Николс, «Анархисты в Америке», New Outlook (10 августа 1901 г.): 859–863.
- Патриция Сионе, «Промышленный труд, воинственность и миграция рабочих Северной Италии в Европе и Патерсоне, Нью-Джерси, 1880–1913 гг.» (докторская диссертация, Государственный университет Нью-Йорка, Бингемтон, 1992 г.)
- Филип В. Каннистраро и Джеральд Мейер, ред., « Затерянный мир итало-американского радикализма: политика, труд и культура» (Greenwood Publishing Group, 2003). ISBN 0275978915