Дневник сумасшедшего (опера)
«Дневник сумасшедшего» — одноактная камерная опера композитора Хамфри Сирла , который также написал либретто по одноименному рассказу Николая Гоголя . Премьера оперы состоялась в 1958 году в Берлине.
Фон
[ редактировать ]Произведение, являющееся первой из опер Сирла, было заказано Германом Шерхеном , тогдашним директором Берлинского фестиваля. Шерхен предоставил Сирлу полный выбор темы, оговорив лишь, что в оркестре должно быть не более 15 музыкантов и не более четырех певческих ролей. Сирл недавно написал музыку для радиопостановки повести Гоголя с Полом Скофилдом в главной роли и решил выбрать эту историю для своей оперы, предоставив совершенно новую музыку. [1]
Либретто написано композитором на основе перевода повести Гоголя Д. С. Мирского . Опера написана для оркестра из однострунных, деревянных духовых и медных духовых инструментов с двумя перкуссионистами. Электронная лента также предназначена для создания определенных звуковых эффектов. Голоса двух собак по команде одного и того же исполнителя через громкоговоритель. Опера была написана в Лондоне и Амальфи в период с апреля по июнь 1958 года, а премьера состоялась на Берлинском фестивале 3 октября 1958 года под управлением Шерхена. [2]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 3 октября 1958 г. (дирижер: Герман Шерхен) |
---|---|---|
Aksenti Ivanovitch Popristchin | тенор | |
Начальник офисного отдела | баритон | |
Хозяин сумасшедшего дома | баритон | |
Софи | сопрано | |
Голоса двух собак, Мэджи и Фидо. | сопрано | |
Немые роли: Девушка; лакей; Теплов, камер-юнкер ; директор департамента; Правительственные служащие, сумасшедшие, помощники по предоставлению убежища; две маленькие собачки ( пудель и такса ). |
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие происходит в Петербурге в 1833 году. Опера состоит из пяти непрерывных сцен, каждая из которых соответствует дате в дневнике, проецируемом на задник. [3] и следуя канве повести Гоголя. В первой сцене («3 октября») мы встречаем беспомощного чиновника Поприщина, лишенного денег и влюбленного в Софи, дочь своего начальника. Его здравомыслие явно находится под вопросом, поскольку он подслушивает разговор между пуделем Софи и таксой, принадлежащей проходящей мимо девушке (подчеркнутый, как и в большинстве будущих заблуждений Попричина, сопровождением подготовленных электронных эффектов на пленке). [4] В сцене 2 («4 октября») босс делает выговор Попричину за его неэффективность и за безнадежные мечты о Софи. [5] В сцене 3 («5 октября») все более безумный Попричин пытается восстановить переписку, которая, по его мнению, существует между двумя собаками. Он считает, что нашел его и что в нем описывается предстоящая свадьба Софи с камер-юнкером, а также содержатся некоторые грубые замечания в адрес самого Попричина. [6] Сцена 4 датирована «43 апреля 2000 года нашей эры». Попричин сейчас страдает манией величия и считает себя королем Испании Фердинандом VIII. Придя в свой кабинет, он создает хаос перед изумленной Софи. [7] В сцене 5 , датированной «Мадрид, 86 марта», Попричин заключен в тюрьму и подвергается насмешкам в сумасшедшем доме. [8]
Прием и выступления
[ редактировать ]Компания «Новая опера» дала первое британское исполнение оперы в 1960 году в театре Сэдлерс-Уэллс в Лондоне, когда роль Попричина взял на себя Александр Янг . Запись этой постановки, сделанная BBC и поставленная Барбарой Брей получила приз радиокритиков на ЮНЕСКО . Международной трибуне композиторов , в том же году [1]
В 1967 году оперу дирижировал Уолтер Зюскинд на Аспенском фестивале в Колорадо . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Сирл (1982), Глава 13 . По состоянию на 18 декабря 2016 г.
- ^ Сирл (1958), стр. (ii)-(iv), стр. 55.
- ^ Сирл (1958), с. (iii)
- ^ Сирл (1958), стр. 1-6.
- ^ Сирл (1958), стр. 6-17.
- ^ Сирл (1958), стр. 17-34.
- ^ Сирл (1958), стр. 34-43.
- ^ Сирл (1958), стр. 43-55.
- ^ Сирл (1982), Глава 16 , по состоянию на 18 декабря 2016 г.
- Источники
- Сирл, Хамфри (1958). Дневник сумасшедшего . Лондон и Майнц: Шотт и Ко.
- Сирл, Хамфри (1982), Кадриль с вороном . Веб-сайт MusicWeb International, по состоянию на 18 декабря 2016 г.