Сарай Мульк Ханум
Высокая собственность | |||||
---|---|---|---|---|---|
Императрица-консорт Империи Тимуридов | |||||
Срок владения | в. 1370 – 1405 гг. | ||||
Рожденный | в. 1341 | ||||
Умер | в. 1408 г. (66–67 лет) Самарканд , Империя Тимуридов. | ||||
Супруг | Амир Хусейн из Балха Восток | ||||
| |||||
Дом | Борджигин (по рождению) Барлас Тимурид (по браку) | ||||
Отец | Казан Хан ибн Ясур | ||||
Мать | Бурла-хатун | ||||
Религия | ислам |
Сарай Мульк Ханум ( ок. 1341–1408) была императрицей-супругой Империи Тимуридов и главной супругой Тимура , также известного как Тамерлан Великий, основателя Империи Тимуридов, а также династии Тимуридов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
По рождению она была принцессой Могулистана , дочерью Казан-хана ибн Ясаура , а также была прямым потомком Чингисхана . [ 4 ]
Семья и родословная
[ редактировать ]Сарай Мульк Ханум родилась принцессой Могулистана в ок. 1341 г. Казан-хану ибн Ясауру , [ 5 ] [ 6 ] последний хан Чагатайского ханства . Дедушкой Сарай был хан Ясаур , предшественник ее отца и праправнук Чагатай-хана . Таким образом, она была прямым потомком Чингисхана , Великого Хана (Императора) и основателя Монгольской Империи . Таким образом, Сарай был членом Дома Борджигинов , самого известного семейного клана в Евразии . [ 7 ]
Будучи дочерью хана, Сарай по рождению носила титул Ханум («дочь хана или принцессы»).
Брак с Тимуром
[ редактировать ]До замужества с Тимуром Сарай ранее была замужем за предшественником своего мужа, амиром Хусейном из Балха. Когда в 1370 году Тимур победил, а затем казнил Хусейна после осады Балха , он захватил гарем своего предшественника и взял себе жен последнего, одной из которых была Сарай Мульк Ханум. Сарай была на пять лет моложе Тимура и считалась очень красивой, иногда описываемой как обладательница «превосходной» красоты. [ 8 ]
Будучи дочерью хана и потомком Чингисхана, Сарай пользовалась статусом старшей жены Тимура, хотя в гареме ее первого мужа главной женой была дочь хана Тармаширина , который после падения Хусейна был женат на Джалаир-хане Бахраме. [ 9 ] Через брак с Сараем Тимур получил право на фамилию Гурган («зять») Казан-хана, которая фигурирует на его монетах и часто в мамлюкских источниках. Титул гургана был очень важен для Тимура, поскольку указывал на его связь с родом чугтайцев . [ 10 ] [ 11 ] В 1397 году Тимур женился на Тукал-Ханум, дочери монгольского хана Хизр Ходжи , которая из-за своего высокого происхождения обошла нескольких других жен и заняла второе место в гареме, уступая по статусу только Сараю. Таким образом, Сарай оставалась главной супругой Тимура до его смерти. [ 12 ]
Об отношениях Сарая и Тимура мало что известно. [ 13 ] не говоря уже о том, что она была его доверенным лицом и одним из его ближайших советников, [ 14 ] но ясно, что она имела большое влияние на своего мужа и в Империи. Большинство источников также называют ее «любимицей» Тимура и его любимой женой. Сарай также иногда выступал в качестве регента во время отсутствия Тимура в Самарканде в результате его западных кампаний и пользовался большим авторитетом при дворе. [ 15 ] Как главная супруга Тимура, Сарай дополнительно носила титул «Великой императрицы», аналогичный титулу главной жены Чингисхана, Бёрте . Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо послал , которого Генрих III Кастильский посетить двор Тимура в 1405 году, называл Сарая «Великим Ханумом». [ 16 ]
В мае 1394 года Сарай вместе с другими женами Тимура последовала за мужем с угруком в Армению и Закавказье , где родился Ибрагим. В сентябре они вернулись в Султанию , но через некоторое время вновь были вызваны на сторону Тимура. Весной 1395 года и Сарай, и Тукал с детьми были отправлены в Самарканд, где Шахрух находился с осени 1394 года. В 1396 году они все находились в Хузаре , встречая Тимура по его возвращению из «Пятилетия». кампания. Во время индийского похода Сарай Мульк Ханум и Улуг сопровождали Тимура лишь до Кабула . В августе 1398 года Тимур отправил их обратно в Самарканд из окрестностей Кабула.
Проблема
[ редактировать ]Детей от Тимура у Сарай не было, [ 17 ] хотя ее иногда называют матерью младшего сына ее мужа, Шахрукха Мирзы , который на самом деле родился от наложницы. Даже если у Сарай и были дети от мужа, они не выжили, как и дети Тукал-Ханума, и тем не менее их сила и влияние были хорошо отмечены иностранными гостями при дворе. Именно личные качества и родословная двух чингисидских принцесс позволили им занять столь престижное династическое положение, поскольку для супругов Тимуридов материнство само по себе не было путем к власти. [ 18 ] По рождении в 1394 году старшего сына Шахруха, Улугбека , он также, как и его отец, был отдан на попечение Сарая и вырос под присмотром императрицы. [ 19 ]
Рассказ Клавихо об императрице
[ редактировать ]Хотя испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо , вероятно, не имел в виду этого, его описание Кано (Великой Ханум), главной жены Тимура, когда она вошла в большой шатер, служит мощной метафорой для многого, чему он стал свидетелем во время своего пребывания в Испании. пребывание в Самарканде, столице империи Тимуридов, с 8 сентября по 20 ноября 1404 года. Будучи послом Генриха III Кастильского , Клавихо пользовался большим доступом к жизни и церемониям императорского двора Тимуридов и оставил один из самых подробных и длинные отчеты об их настройках. «Кано», идентифицируемая как императрица Сарай, приехала, чтобы присоединиться к своему мужу Тимуру на большом пире, одном из нескольких, устроенных на лугу Хан-и-Гил (букв. «Глиняный рудник»), расположенном недалеко от Самарканда. [ 20 ]
Клавихо предлагает расширенное описание шествия Сарай в павильон и того, во что она была одета. Сарай Мульк Ханум, сопровождаемая пятнадцатью слугами, которые несли ее свиту , евнухами и слугой-мужчиной, несущим «тень» (сомбра), была одета в красный шелк, ее лицо было закрыто белой вуалью. На ней был сложный головной убор , сделанный из красной ткани, украшенной жемчугом, рубинами, бирюзой, перьями и скрепленный золотой проволокой. [ 21 ]
По оценкам Клавихо, ее королевскую свиту составляли около 300 сотен слуг. Ее лицо было замаскировано двумя экранами — один экран представлял собой тканевую вуаль, другой — толстый слой нанесенного макияжа — скрывал ее истинную личность. [ 21 ] Лицо, смутно проступавшее под вуалью, было так густо покрыто свинцовыми белилами для защиты от Солнца, что казалось, будто оно сделано из бумаги. [ 22 ]
Покровитель образования
[ редактировать ]Одним из важнейших зданий конца XIV века в Самарканде было медресе Ханум , расположенное напротив великой мечети Тимура. [ 23 ] Медресе было построено по заказу императрицы Сарай в ок. 1397 г., так как она была заинтересована в покровительстве образованию и была построена по ее приказу в столице империи Тимуридов: Самарканде. Сарай сдал в эксплуатацию множество других зданий, но до наших дней сохранился только фундамент медресе Ханум. Тимур назвал одну из крупнейших когда-либо построенных мечетей (1399-1404 гг.) в честь своей жены Биби Ханум (Сарай). Однако мечеть Биби Ханым на самом деле была построена по заказу Сарая. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ренард, Джон, изд. (1998). Окна в дом ислама: мусульманские источники по духовности и религиозной жизни . Издательство Калифорнийского университета. п. 246. ИСБН 978-0-520-21086-8 .
- ^ Лал, Руби (2005). Домашняя жизнь и власть в мире ранних Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 217. ИСБН 0-521-85022-3 .
- ^ Белозерская, Марина (2012). Взгляд Медузы: необыкновенное путешествие Таццы Фарнезе . Издательство Оксфордского университета. п. 99. ИСБН 978-0-19-973931-8 .
- ^ Штереншис, Михаил (2013). Тамерлан и евреи . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. п. 28. ISBN 978-1136873669 .
- ^ Хэнсон, Пол Лаверн (1985). Суверенитет и служебные отношения в корпоративной династии Тимуридов при Бабуре: продолжающееся наследие политической системы Чингисханидов . унив. Чикаго, исторический факультет. п. 72.
- ^ Грубе, Эрнст Дж.; Симс, Элеонора (1980). Коллоквиумы по искусству и археологии в Азии . Лондонский университет, Фонд китайского искусства Персиваля Дэвида, Школа восточных и африканских исследований. п. 53.
- ^ Хамфри, Кэролайн; Снит, Дэвид (1999). Конец кочевничества? : Общество, государство и окружающая среда во Внутренней Азии . Издательство Университета Дьюка. п. 27 . ISBN 978-0-8223-2140-8 .
- ^ Такер, Джонатан (2003). Шелковый путь: искусство и история . Издательство Филипа Уилсона. п. 261. ИСБН 978-0-85667-546-1 .
- ^ Василий Владимирович Бартольд (1956). Четыре исследования по истории Центральной Азии . Э. Дж. Брилл. стр. 24–25. АСИН B0007J9IR0 .
- ^ Сонбол, Амира Эль-Ажари (2005). За пределами экзотики: женские истории в исламских обществах (1-е изд.). Сиракузский университет. Нажимать. п. 340. ИСБН 978-0-8156-3055-5 .
- ^ Штереншис, Михаил (2002). Тамерлан и евреи . Рутледж Керзон. п. 28. ISBN 978-0-7007-1696-8 .
- ^ Вейт, Вероника, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Висбаден: Харрасовиц. п. 149. ИСБН 9783447055376 .
- ^ Книги «Время-Жизнь» (1989). Эпоха бедствий: временные рамки 1300–1400 гг. н.э. Книги Время-Жизнь. п. 83 . ISBN 978-0-8094-6441-8 .
- ^ Бингхэм, Марджори Уолл (2005). Эпоха империй, 1200–1750 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 34. ISBN 978-0-19-517839-5 .
- ^ Тохтаходжаева, Марфуа (1995). Между лозунгами коммунизма и законами ислама . Женский ресурсный центр Ширкат Гах. п. 20.
- ^ Вейт, Вероника, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Харрасовиц. п. 149. ИСБН 978-3-447-05537-6 .
- ^ Кромптон, Сэмюэл Уиллард (1999). 100 военачальников, которые сформировали мировую историю . Книги Блувуда. п. 43 . ISBN 978-0-912517-33-9 .
- ^ Балабанлилар, Лиза (2012). Имперская идентичность в Империи Великих Моголов: память и династическая политика в Южной и Центральной Азии раннего Нового времени . ИБ Таурис. п. 102. ИСБН 978-1-84885-726-1 .
- ^ Вейт, Вероника, изд. (2007). Роль женщин в алтайском мире: Постоянная международная алтаистическая конференция, 44-е заседание, Вальберберг, 26-31 августа 2001 г. Висбаден: Харрасовиц. п. 149. ИСБН 9783447055376 .
- ^ Браммет , с. 113
- ^ Jump up to: а б Брамметт , с. 114
- ^ Марлоу, Кристофер (1976). Тамерлан Великий, части 1 и 2 . Тейлор и Фрэнсис. п. 13.
- ^ Босворт, редакторы CE; Азимов, Поздний MS (2003). История цивилизаций Центральной Азии Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 40. ИСБН 9788120815964 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Ренард, Джон, изд. (1998). Окна в дом ислама: мусульманские источники по духовности и религиозной жизни . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 246. ИСБН 9780520210868 .
Библиография
[ редактировать ]- Браммет, Пальмира Джонсон (2009). «Книга» путешествий: жанр, этнология и паломничество, 1250–1700 гг . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17498-6 .