Франсуа Хартог
Франсуа Хартог | |
---|---|
![]() Франсуа Хартог | |
Рожденный | 1946 (возраст 77–78 лет) Франция |
Занятие | Историк |
Известный | Режим историчности |
Академическое образование | |
Альма-матер | Высшая нормальная школа |
Влияния | Жан-Пьер Вернан , Рейнхарт Козеллек |
Академическая работа | |
Дисциплина | История |
Субдисциплина | Современная история , презентизм |
Учреждения | Школа перспективных исследований в области социальных наук (EHESS) |
Основные интересы | Древняя, современная историография, временность |
Известные идеи | Режим историчности, презентизм |
Франсуа Хартог (род. 1946) — французский историк. Он известен своей теорией «режимов историчности», а также анализом презентизма и современного опыта времени. Хартог также является академиком и автором нескольких работ, в том числе «Зеркало Геродота: изображение другого в написании истории».
Биография
[ редактировать ]Хартог родился в 1946 году. [ 1 ] Он учился в Высшей нормальной школе в Париже и был частью группы ученых- эллинистов, обучавшихся у Жан-Пьера Вернана . Позже Хартог стал помощником немецкого историка Рейнхарта Козеллека . [ 2 ] Они сотрудничали над несколькими работами, в том числе проектом, описывающим, как проблемы схемы современного времени не ограничиваются империалистическим прошлым или настоящим. [ 3 ] отражением Козеллека Позже Хартог бросил вызов тому, что он считал европоцентричным настоящего и прошлого. [ 4 ]
Работы Хартога можно разделить на две части: его ранние работы, посвященные интеллектуальной истории Древней Греции ; и его недавние публикации, в которых подчеркивалась тема временности . [ 2 ]
Хартог в настоящее время является директором по исследованиям в Высшей школе социальных наук (EHESS) по древней и современной историографии . [ 1 ] Он также является одним из 60 историков, основавших Ассоциацию историков в 1997 году. [ 5 ] Хартог — член Центра сравнительных исследований древних обществ имени Луи Герне .
Режимы Историчности
[ редактировать ]Хартог исследовал взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, как она понималась в моменты кризиса истории. Как и другие мыслители, такие как Ханна Арендт , Мишель Фуко и Рейнхарт Козеллек , Хартог утверждает, что нет никакой разницы между прошлым и настоящим, поскольку вся история является «фактически современной историей». [ 6 ] Опираясь на широкий спектр источников, он опубликовал свой анализ в книге « Режимы историчности: презентизм и опыт времени». Например, он использовал такие тексты, как « Одиссея», чтобы продемонстрировать порог исторического сознания. [ 7 ]
Согласно Хартогу, существует три режима историчности : история образцовых жизней; современная история, берущая начало со времен Французской революции ; и режим сосредоточил внимание на настоящем как на главном источнике исторической интерпретации (конец двадцатого века). [ 8 ] «Режимы историчности» понимались двояко. Первый спрашивает, как общество относится к своему прошлому и что оно говорит о нем, в то время как второй приближается к такому понятию, как «способы сознания человеческого сообщества». [ 9 ]
В своем анализе различных «режимов историчности» он описал современный период как « презентистский » — когда настоящее обращается к прошлому и будущему только для того, чтобы придать ценность ближайшему. [ 10 ] Эта концепция «презентизма» интерпретировалась как режим, в котором доминирует настоящее. Он предполагает подход к темпоральности, который отвергает линейную, причинную и гомогенную концепцию времени, характерную для современного режима историчности. [ 11 ]
«Режимы историчности» считаются эвристическим инструментом для дальнейших исследований опыта времени. [ 12 ] Это также описывается как часть сотрудничества между историками, которое позволяет вносить коррективы в интересах построения концептуальных категорий и конфигураций, способствующих пониманию «исторического сознания». [ 13 ]
Критика «режимов историчности» ссылается на возникающее в результате «постоянное отставание», вызванное несоответствиями, возникающими из разных историй и различных отношений внутри этой новой темпоральности. [ 14 ] Предполагается также, что это приводит к периодизациям, подавляющим многообразие концепций времени, сформулированных в их пределах. [ 15 ]
Зеркало Хартога
[ редактировать ]Концепция зеркала Хартога развита Франсуа Хартогом в книге «Зеркало Геродота: представление другого в написании истории». [ 16 ] Его аргумент заключается в том, что работа Геродота, хотя и рассматривается как этнография, на самом деле не описывает другие культуры, а описывает греческую природу наоборот. Он утверждает, что изображение этих других культур отражает именно то, чем греки не хотят быть. По его мнению, Геродот говорит нам больше о греческом самоопределении, чем о культурах, которые он описывает, поскольку он представляет их обычаи через риторику инаковости.
Почести и награды
[ редактировать ]Почести
[ редактировать ]- 2013: Кавалер Ордена Почётного легиона ( Франция ).
- 2001: Кавалер Национального ордена за заслуги (Франция).
- 1999: Кавалер ордена Академических пальм (Франция).
Награды
[ редактировать ]- 2021: Гран-при Гобера
- 2006: Премия Франсуа-Мильпьера Французской академии.
- 1981: Премия Брокета-Гонена
Благодарность
[ редактировать ]Публикации
[ редактировать ]- Встреча с Хроносом (1970-2022) , Париж, изд. НЦРС, 2022.
- Конфронтации с историей , Париж, изд. Галлимар, 2021.
- Хронос: Запад борется со Временем , Париж, изд. Галлимар, 2020.
- Нация, религия, будущее: По следам Эрнеста Ренана , Париж, изд. Галлимар, 2017.
- Режимы историчности: презентизм и опыт времени , Нью-Йорк, изд. Издательство Колумбийского университета, 2015.
- Отъезд в Грецию , Париж, изд. Фламмарион, 2015.
- Веря в историю , Париж, изд. Фламмарион, 2013.
- Комната наблюдения (совместно с Фелипе Бранди и Томасом Хиршем), Париж, изд. Фламмарион, 2013.
- Видаль-Наке, личный историк , Париж, изд. Открытие, 2007.
- Свидетельства истории. Что видят историки , Париж, изд. ЭХЭСС, 2005.
- Древний, современный, дикий , Париж, изд. Галаада, 2005.
- Режимы историчности. Презентизм и переживания времени , Париж, изд. Порог, 2003.
- Histoire (критическое издание Полибио), Париж, изд. Галлимар-Кварто, 2003.
- Политическое использование прошлого (совместно с Жаком Ревелем), Париж, изд. ЭХЭСС, 2001.
- Параллельные жизни (критическое издание Плутарха), Париж, изд. Галлимар-Кварто, 2001.
- Изобретение истории: предыстория концепции от Гомера до Геродота , «История и теория», том. 39, 2000.
- Пьер Видаль-Наке, городской историк (совместно с Аленом Шнаппом и Полиной Шмитт-Пантель), Париж, изд. Открытие, 1998.
- Науки и техника , совместно с Роджером Генери, Париж, изд. ЭХЭСС, 1998.
- Память об Улиссе: рассказы на границе в Древней Греции , Париж, изд. Галлимар, 1996 ( Память об Улиссе. Рассказы о границе в Древней Греции , FCE ИСПАНИИ, 2007).
- XIX век и история. Дело Фюстеля де Куланжа , Париж, изд. ППУ, 1988.
- Зеркало Геродота. Очерк репрезентации другого , Пэрис, изд. Галлимар, 1980 («Зеркало Геродота» , FCE, 2003).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рюсен, Йорн; Йорн, Рюзен (2002). Западное историческое мышление: межкультурные дебаты . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. 200. ИСБН 1-57181-781-6 .
- ^ Jump up to: а б «Человеческий масштаб: серия публичных лекций времени в человеческом масштабе - Как договориться о современном режиме историчности (1870–1930)? - Даремский университет» . www.dur.ac.uk. Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Лоренц, Крис; Бевернаж, Бербер (2013). Время разрыва: преодоление границ между настоящим, прошлым и будущим . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. п. 209. ИСБН 978-3-525-31046-5 .
- ^ Диавара, Мамаду; Латеган, Бернард К.; Рюзен, Йорн (2010). Историческая память в Африке: работа с прошлым, стремление к будущему в межкультурном контексте . Книги Бергана. п. 88. ИСБН 978-1-84545-652-8 .
- ^ «Диалог с Франсуа Хартогом» . Культура Франции (на французском языке) . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Брозгал, Лия; Киппур, Сара (2016). Быть современным: французская литература, культура и политика сегодня . Ливерпуль: Издательство Оксфордского университета. стр. 23–24. ISBN 978-1-78138-263-9 .
- ^ Хартог, Франсуа (февраль 2015 г.). Режимы историчности: презентизм и опыт времени . Перевод Брауна, Саскии. Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-53876-3 .
- ^ Хаттон, Патрик Х., «Франсуа Хартог, Исторические режимы: презентизм и опыт времени », Журнал современной истории 88, вып. 3 (сентябрь 2016 г.): 633–634.
- ^ Иштван, Кирай В. (2015). Смерть и история . Академическое издательство Ламберта. п. 22. ISBN 978-3-659-80237-9 .
- ^ Хоффманн, Стефан-Людвиг (апрель 2016 г.). «Франсуа Хартог. Режимы историчности: презентизм и опыт времени». Американский исторический обзор . 121 : 535–536.
- ^ Тамм, Марек (2015). Загробная жизнь событий: перспективы мнемоистории . Берлин: Шпрингер. ISBN 978-1-137-47018-8 .
- ^ Тамм, Марек; Оливье, Лоран (2019). Переосмысление исторического времени: новые подходы к презентизму . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 23. ISBN 978-1-350-06508-6 .
- ^ Детьен, Марсель (2008). Сравнение несравнимого . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 43. ИСБН 978-0-8047-5749-2 .
- ^ Доссен, доцент Кэтрин; Жуайе-Прюнель, Беатрис; Кауфманн, профессор Томас ДаКоста (2015). Тиражи во всемирной истории искусства . Суррей, Великобритания: Ashgate Publishing, Ltd. 114. ИСБН 978-1-4724-5456-0 .
- ^ Лианери, Александра (2011). Западное время древней истории: историографические встречи с греческим и римским прошлым . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 12. ISBN 978-0-521-88313-9 .
- ^ Хартог, Франсуа. Зеркало Геродота: изображение другого в написании истории. унив. из Калифорнии Пресс, 1988.