Jump to content

Махзен (Тунис)

В Тунисе тунисского махзен был термином, использовавшимся для обозначения политического и административного аппарата бейлика до провозглашения республики в 1957 году. Махзен состоял из семей турецкого происхождения, или тюркоязычных мамлюков европейского происхождения, вступавших в брак с коренными народами. Тунисские семьи, которые были крупными торговцами или землевладельцами. [ 1 ] Эта сеть семей доминировала на высоких государственных постах, в руководстве армией, а также на высоких должностях и власти в регионах за пределами столицы. [ 2 ] Они также были тесно связаны со старшими улемами . [ 3 ] Их называли «махзенскими семьями». [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] За пределами столицы и крупных городов термин «махзен» обозначал не ведущие семьи, близкие к режиму, а те из внутренних племен, которые имели доверительные отношения с правящей семьей. [ 7 ] [ 8 ] Вместе великие семьи и верные племена составляли «истеблишмент» страны.

Происхождение термина

[ редактировать ]

Первоначально термин «махзен» обозначал именно эскорт правителя или его заместителя во время их пребывания за пределами столицы, особенно во время «махаллинских» туров по сбору налогов. Во время этих туров были собраны и сохранены значительные суммы денег ( по-арабски مخزن ( махзен) означает «склад»). При Хусейн-бее этот термин также стал обозначать племена, которые предоставили контингенты мужчин для сопровождения колонны махалли, получившей взамен привилегии.

Состав этого эскорта со временем менялся в зависимости от изменений в администрации и военной организации, даже после того, как термин «махзен» приобрел гораздо более широкое значение, чем его первоначальное использование. В 1864 году махзенский корпус, сопровождавший махаллю генерала Заррука, состоял из домашнего отряда, отвечавшего за зажигание фонарей в лагере, охрану пленных и лошадей, а также самого клада, а зуауа и племенные отряды были приписаны к другим частям. [ 2 ]

Семьи Махзена

[ редактировать ]

Среди семей тунисских махзенов были: [ 3 ] [ 1 ] [ 9 ]

Эти семьи махзенов представляли собой относительную стабилизацию центральной власти в шестнадцатом и семнадцатом веках по сравнению с политическими системами предыдущих эпох; они заменили старые племенные элиты, поддержка которых ранее была необходима для сохранения власти. В период Османской империи тунисское государство начало консолидироваться, не ища какой-либо существенной основы ни в идеологической легитимации, ни в представлении интересов сообщества управляемых. Это новое государственное образование освободилось от необходимости поддержки со стороны племен, сохранив центральную армию и управляя через систему махзенов. [ 15 ] : 210  Тунисское государство стало полагаться на средиземноморскую торговлю, чтобы пополнить свои недостаточные внутренние ресурсы. Хотя это принесло пользу существующим махзенам и позволило им оставаться у власти без какой-либо необходимости в активной местной поддержке, средиземноморская торговля поощряла торговые монополии, позволяя европейским державам и их купцам напрямую участвовать в политике. [ 15 ] : 211 

Эти семьи составляли элиту, осуществлявшую экономическую олигархию, близкую к центральной власти бея, подкрепленную политическими и семейными различиями в рангах. Большинство высокопоставленных чиновников тунисского государства XVIII века были обязаны своим богатством своему официальному положению, а не унаследовали его. Одним из печально известных примеров был Касим Бен Султана, человек, добившийся успеха самостоятельно, который воспользовался своим официальным положением, чтобы накопить колоссальное состояние, посвятив себя внешней торговле и вооружая каперов, а также эксплуатируя свои городские и сельскохозяйственные владения. Действительно, доминирующие позиции в экспортной торговле часто занимали турецкие или мамлюкские чиновники, такие как Слиман Белхадж, второй по величине экспортер пшеницы, масла и мака, или Хаммуда Ласрам, Ага из Зуауа и глава таможни, который был крупнейшим экспортером мака. Однако эти состояния, какими бы большими они ни росли, оставались ненадежными и находились во власти бея. Бен-Султана, например, был разорен по произвольному решению бея в июле 1730 года. [ 2 ]

Упадок семей махзенов под французским протекторатом

[ редактировать ]

Государство, которому служили семьи махзенов, не смогло оказать эффективное военное сопротивление французскому вторжению в 1881 году, а установление французского протектората лишило придворных должностей власти и влияния - более того, некоторые высокие государственные должности были полностью упразднены. Французское правление лишило семьи махзенов их положения и привело к гораздо более высокому уровню браков с дочерьми богатых купцов в Тунисе. Это привело к появлению семей, называемых «бельди». Обычно они жили в прекрасных домах в медине Туниса . [ 1 ]

Подъём националистического движения в Тунисе в XX веке поставил перед семьями махзенов новые проблемы. Многие считали их «скомпрометированными» из-за их близости к колониальному режиму и отсутствия в целом какого-либо участия в сопротивлении ему. [ 16 ] Важным кризисным моментом стал 1952 год, когда Ламин-бей отказался принять на пост премьер-министра Слахеддина Баккуша из семьи махзенов, которого французский резидент Жан де Отеклок ему пытался навязать . Вместо этого он созвал сорок представителей тунисского народа и выслушал их аргументы в пользу реформ. Однако в конце концов бей уступил желаниям французов, и это положило конец любой поддержке его со стороны националистического движения, возглавляемого партией Нео-Дестур . [ 16 ]

Когда Франция предоставила Тунису внутреннюю автономию в 1954 году, правительство было сформировано под руководством Тахара Бен Аммара (из семьи махзенов), и в него вошли несколько французских представителей, а также четыре дестурийца и члены семей махзенов, такие как Азиз Джеллули и француз Насер Бен Саид . [ 16 ] После возвращения Хабиба Бургибы в Тунис в 1955 году баланс сил начал решительно меняться не в пользу семьи Махзен. В сентябре были уволены четыре министра - Мустафа Каак , Слахеддин Баккуш, Абделькадер Белходжа и Хеди Раис. В ноябре Нео-Дестур Внутренний Монги Слим уволил каидов Суасси, Тозера , Неффата, Арада и кахиа Набеля , Талы и Ксура Эссефа . Эти изменения были ранними признаками более радикальных перемен, которые должны были произойти после того, как Тунис получил полную независимость в 1956 году. [ 16 ]

Семьи Махзенов после обретения независимости

[ редактировать ]

Закон от 21 июня 1956 года реорганизовал региональную администрацию в Тунисе и одним движением упразднил многие должности нижнего уровня, которые традиционно занимали семьи махзенов, а также устранил их действующих должностных лиц. В число упраздненных должностей вошли должности шейха эль-Медина (мэра Туниса) и 37 региональных каидов, 49 кахиа и 77 халифов. В каждом случае упраздненные должности заменялись новыми должностями, заполненными сторонниками Нео-Дестура. [ 16 ]

В 1957 году Тунис стал республикой; Ламин-бей был заключен в тюрьму, а его семья была лишена собственности. Новый закон от 17 августа 1957 года предусматривал конфискацию «незаконно добытого имущества», что вскоре было применено против семей махзенов. Было конфисковано имущество шестнадцати видных деятелей, в том числе бывших министров, таких как Мохамед Салах Мзали, а также бывших каидов и членов Большого совета. Закон от 19 ноября 1957 г. установил новый порядок обращения с лицами, виновными в «l'indignité nationale» («национальное недостоинство»). Он распространялся на всех тех, кто до даты обретения Тунисом независимости, членов Большого совета, министров, сотрудников служб безопасности, сотрудников информационных и пресс-служб или тех, кто участвовал в организации художественных и экономических мероприятий, политики и других мероприятий, благоприятствовавших колонизация... или опубликование статей, брошюр или книг или чтение лекций в пользу колонизации. Эта мера положила начало полномасштабной националистической «чистке» всех, кто был нанят старым режимом. [ 16 ]

Конкретной целью этих законов и кампаний были министры, которые работали в кабинетах Салахеддина Баккуша (1952-1954) и Мохамеда Салаха Мзали (1954), поскольку новое республиканское правительство считало, что они активно препятствовали движению за национальную независимость. Представ перед Высоким судом, эти министры были приговорены к тюремному заключению, признаны недостойными национальной власти, а их имущество конфисковано. Мохамед Салах Мзали был приговорен к десяти годам тюремного заключения с конфискацией имущества и пожизненным лишением национального достоинства. Его министры были приговорены к трем годам тюремного заключения и лишению национального достоинства. Члены двух бывших кабинетов, собравшиеся в одной комнате центральной тюрьмы, присоединились к сыну свергнутого бея, бывшему директору колледжа Садики и нескольким профессорам из университета Эз-Зитуна . [ 16 ]

Блед махзен

[ редактировать ]

Термин «блед махзен» («земли махзена») означал те части страны, которые фактически находились под прямым контролем бея. Сюда входили столица, прибрежные города и основные города внутренних районов. Остальная часть страны была известна как « блед эс-сиба » («земли анархии»). [ 17 ] Различие между ними со временем менялось, поскольку центральное правительство осуществляло свою власть по-разному, а отдельные деревни и племена имели с ним разные отношения. [ 2 ] [ 18 ] [ 19 ] Другими используемыми терминами были «блед эт-Трук» (земля турок) и «блед эль-Араб» («земли арабов»). [ 20 ]

Махзенские племена

[ редактировать ]

«Племенами махзена» были те лояльные группы, которые первоначально предоставляли войска для сопровождения махалли и поддерживали правительство другими способами, получая взамен привилегии. [ 7 ] [ 21 ] [ 22 ]

Арабские племена Туниса были связаны друг с другом обещаниями взаимопомощи, известными как «соффы». К девятнадцатому веку существовало два соффа: Софф Хасина (Чеддад), организованный вокруг традиционного заявления о поддержке Хусейн-бея во время восстания его племянника Али-паши , и Софф Бачия, который поддерживал Али (хотя на самом деле это разделение вполне могло были намного старше). После этого Хусейнидские беи поддержали Софф Хасину в борьбе с ее соперниками и собрали из них силы ополчения для поддержания порядка в южных регионах. Это предоставило правительству Туниса дешевые и гибкие средства контроля над обширными территориями, на которых в противном случае оно не смогло бы разместить гарнизоны. Среди племен махзенов видное место занимали дриды; Хаммама, часто принимавшие участие в правительственных экспедициях в Центральный Тунис; Уэргамма, Неффат и Джлас. [ 23 ]

Французское вторжение нарушило отношения между махзенскими племенами и центром. С июня по октябрь 1881 года племена похоронили свои разногласия и выступили против французов, но после падения Сфакса в июле и Кайруана в октябре французские колонны двинулись на юг, угрожая их пахотным землям и пастбищам. С этого времени Софф Хасина, тесно связанная с правящей династией, отступала перед колоннами и сохраняла враждебное отношение к захватчикам. Софф-Бахия довольно быстро пришли к соглашению с французами и после этого вместе с французскими войсками принимали участие в набегах на племена Софф-Хассина. [ 23 ]

После того как был установлен французский протекторат в Тунисе , французские власти сочли целесообразным попытаться управлять югом и, в частности, границей с Османской Триполитанией , используя вспомогательные племенные силы, и вступили в переговоры с различными племенами в попытке построить новая сеть махзен. [ 24 ] : 4  Первоначально в центре внимания этой стратегии был Бени-Зид, но после того, как это оказалось безуспешным, переговоры в конечном итоге были завершены с Удерной, Хауйей и Туазином в октябре 1884 года. Каждый из них согласился содержать согласованное количество вооруженных всадников в обмен на налоговые льготы. Их основными обязанностями было сдерживание и отражение трансграничных набегов из Триполитании. [ 25 ] : 69  [ 24 ] : 12  Однако после нападения этих сил на турецких солдат через границу французы решили полностью реструктурировать вспомогательные силы махзенов в единую профессиональную организацию, полностью отделенную от какой-либо племенной лояльности, и это было осуществлено к 1888 году. Налоговые привилегии племен были сохранены. какое-то время, но их особые отношения с властями протектората фактически подошли к концу. [ 23 ] [ 25 ] : 73 

Под французским протекторатом указом от 23 марта 1889 г. южные территории Регентства были разделены на махзенские земли и земли, где будет происходить военный набор. Население земель Махзена было освобождено от вербовки и вместо этого предоставило правительству протектората постоянные силы махзена. Позже, по требованию Военного управления французского резидента, их также могли призвать для предоставления «непостоянного махзена» или «непостоянного гума». Ксурианцы Матматы, оседлые и часто еще говорящие по-берберски, были прикреплены к немахзенской территории и были призваны на службу в тунисскую армию. Однако после выполнения воинской повинности эти люди могли также служить в постоянном махзене или заниматься гумами. Непостоянные махзенские силы были впервые организованы указом от 23 сентября 1914 года и вышли из употребления в конце Первой мировой войны в 1919 году. В их состав были включены все трудоспособные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет из Уэргеммы и Нефзауа. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Горбал, Сами (18 июня 2007 г.). «Что осталось от великих семей?» . Молодая Африка . Проверено 24 апреля 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Чатер, Халифа (1994). «Введение в исследование тунисского истеблишмента: махзен-гусейнитское государство и его мутации» (PDF) . Записные книжки Средиземноморья . 49 (1): 1–18. дои : 10.3406/camed.1994.1123 . Проверено 24 апреля 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Джерад, Мехди (18 декабря 2014 г.). Брачные союзы среди «семей Махзена» в регентстве Тунис в современную эпоху . Магриб и социальные науки. Институт исследований современного Магриба. стр. 251–261. ISBN  9782821850514 . Проверено 24 апреля 2021 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  4. ^ «Состав правительства Туниса хорошо принят в Регентстве» . Мир. 10 августа 1954 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
  5. ^ Каруи, Хинд (2015). «Амбиентная сценология, чтобы запечатлеть чувственное: резиденции сановников Регентства Туниса (1704-1815)» . Обзор истории . 22 . doi : 10.5169/seals-650786 . Проверено 24 апреля 2021 г.
  6. ^ Софи Ферчиу; Институт исследований и исследований арабского и мусульманского мира (1992). Хасаб ва насаб: родство, союз и наследие в Тунисе . Издания Национального центра научных исследований. стр. 110, 127. ISBN  978-2-222-04653-0 . Проверено 3 мая 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (8 июня 2015 г.). Ифрикия: В Тунисе много прекрасных произведений искусства и архитектуры . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). п. 28. ISBN  978-3-902782-41-0 . Проверено 3 мая 2021 г.
  8. ^ Мохамед-Хеди Шериф (1984). Власть и общество в Тунисе Хусейна бин Али: 1705-1740 гг . Университет Туниса. стр. 229–231 . Проверено 3 мая 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Бен Ачур, Мохамед эль-Азиз. «Махмуд Джеллули (1750-1839): Властный человек во времена тунисских паша-беев» . Leaders.com.tn . Лидеры.com . Проверено 24 апреля 2021 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Мохамед Эль-Азиз Бен Ачур, Категории тунисского общества во второй половине XIX века , изд. Национальный институт археологии и искусства, Тунис, 1989 г. (на французском языке)
  11. ^ Перейти обратно: а б Бубакер, Садок (2003). «Торговля и накопление личного богатства в Тунисе с семнадцатого по начало девятнадцатого веков» . Ревю современной и современной истории . 50 (4) . Проверено 24 апреля 2021 г.
  12. ^ Кефи, Рида (15 марта 2005 г.). «Беджи Каид Эс-Себси» . Молодая Африка (на французском языке) . Проверено 25 июля 2019 г.
  13. ^ Маалей, Абделькадер. «A propos du patrimoine Djelloulien» . Leaders.com.tn . Лидеры.com . Проверено 24 апреля 2021 г.
  14. ^ Даленда Ларгеш (1993). Ватан аль-Мунастир: налогообложение и общество, 1676-1856 гг . Тунисский университет I, факультет литературы Манубы. п. 83. ИСБН  978-9973-900-54-8 . Проверено 24 апреля 2021 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Хермасси, Эльбаки (1973). «Политические традиции Магриба» . Дедал . 102 (1): 207–224. JSTOR   20024116 . Проверено 28 июля 2021 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чатер, Халифа (2004). «Политические изменения и изоляция во время деколонизации: дело Махзена в Тунисе (1954-1959)» . Cahiers de la Mediteranee . 69 (69): 63–74. дои : 10.4000/cdlm.751 . Проверено 29 июля 2021 г.
  17. ^ Элизабет Аристи Василе (1995). Озеленение Туниса: геттоизация и прозаика благочестия . Калифорнийский университет, Беркли. стр. 31–33 . Проверено 3 мая 2021 г.
  18. ^ МакКуорри, Гэвин (1995). «2.4 Социальные отношения и отношения с государством» (PDF) . Европейское влияние и племенное общество в Тунисе в девятнадцатом веке: истоки и влияние торговли травой эспарто 1870-1940 (доктор философии). Университет Дарема . Проверено 3 мая 2021 г.
  19. ^ Жилес, Франсис (8 апреля 2021 г.). «В Тунисе периферия берет исторический реванш» . kaputalis.com . Капиталис.com . Проверено 3 мая 2021 г.
  20. ^ Клемент Генри Мур (1965). Тунис с момента обретения независимости: динамика однопартийного правительства . Издательство Калифорнийского университета. п. 14. GGKEY:JH3FQZCS8F8 . Проверено 3 мая 2021 г.
  21. ^ Мохамед-Хеди Шериф (1984). Власть и общество в Тунисе Хусейна бин Али: 1705-1740 гг . Университет Туниса. стр. 229–231 . Проверено 3 мая 2021 г.
  22. ^ «Армии и профессии вооруженных сил в Тунисе в современную эпоху (1574-1815)» . Тунисская Республика, Министерство национальной обороны . Проверено 29 июля 2021 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Фоззард, Адриан (1987). «Приложение IX: Разделяй и властвуй: отношения между племенами» . Соплеменники и колониальное столкновение: Южный Тунис во время французского протектората с 1882 по 1940 год (доктор философии). Даремский университет . Проверено 4 мая 2021 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Абделькебир, Абдеррахман (2003). СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ; КУЛЬТУРНЫЕ И АНТРОПОЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЗАСУХОЙ СРЕДЕ: ПРИМЕР ТУНИССКОЙ ДЖЕФФАРЫ. ЛИБИЙСКИЙ 1837-1956 (PDF) (доктор философии). Университет Лотарингии.
  25. ^ Перейти обратно: а б Летайф, Адель (1987). РЕАКЦИЯ КОРЕННЫХ НАСЕЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО И ЮЖНОГО ТУНИСА ПРОТИВ ФРАНЦУЗСКОЙ ОККУПАЦИИ МЕЖДУ 1881 И 1888 ГОДАМИ: ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИМИТИВНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ (Тезис) . Проверено 29 июля 2021 г.
  26. ^ «Сахарские и вспомогательные формирования южных тунисских территорий – 1883-1956» . Саблеташ. 28 апреля 2014 года . Проверено 29 июля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b89c11725cc8a701f989ab0dc3520271__1704741720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/71/b89c11725cc8a701f989ab0dc3520271.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Makhzen (Tunisia) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)