Jump to content

Махзен (Алжир)

Цветная гравюра XIX века с изображением кабильского вождя.

Махзен ( араб . مخزن) относится в Алжире к доктрине власти и к обозначению режима государственного управления, действовавшего, особенно в период Регентства Алжира . Это соответствует форме управления связью между племенем и центральным государством в Мндерагребе, прообразовавшейся в его центральной части со времен Фатимидов и развивавшейся особенно при Зиянидах .

Происхождение «системы махзена» лежит в ослаблении государств Хафсидов , Маринидов и Заянидов к концу Средневековья, связанном с давлением Испании в Андалусии и на побережье Магриба, наступлением Османской империи и внутренней борьбой. Эти династии призвали хилальские бедуинские племена сохранить минимум власти и делегировали им контроль над частью своей территории. Это система икта : племена собирают налоги, которые они платят частично своему суверену, которому они также обязаны военной службой. Эта система, разработанная этими тремя династиями, уже существовала при Фатимидах и особенно использовалась династией Зайянидов , Регентством Алжира и в колониальный период.

Племена махзенов были социально отнесены к сельскому населению эялета Алжира , поскольку они были решительными сторонниками османской алжирской администрации в сельской местности, где они искали сильную местную поддержку, которая усилила бы ее влияние и присутствие, и от того же сельская община была нацелена на то, чтобы скрыть численную слабость османов, которые были ограничены главными городами регентства. [ 1 ] Историк Ахмед Тевфик Эль Мадани (1899–1983) писал:

Османы не были колонизаторами, поскольку они не были землевладельцами. Правда в том, что легитимность Османской империи зависела, с одной стороны, от алжирских соплеменников, а с другой стороны, от исламского единства, представленного Османским халифатом. И вся власть под руководством паши и беев находилась в руках алжирских шейхов, на востоке и западе, на равнинах и в горах. [ 2 ]

Племена махзенов сыграли множество важных ролей, будь то с точки зрения военной или экономической поддержки, на благо османской администрации в Алжире, а также навязывали общественный порядок и власть бейликов населению . Они также оказались в административном подчинении Османской власти и пользовались многими привилегиями, гарантировавшими их лояльность. [ 3 ]

Набор персонала

[ редактировать ]

Племена махзенов играли важную роль в административном аспекте на службе османско-алжирской власти, поскольку они предоставляли агентов, отвечающих за сбор налогов, подсчет населения и управление его делами, должность вождя или шейха могла дать контроль над несколькими численность махзенских племен. [ 3 ] Самым известным из шейхов был кабильский лидер Мохамед бен Замум .

Ввиду важности и роли махзенских племен в расширении контроля центральной власти, их присутствия и вербовки происходили во всех частях регентства, Жорж Вуазен говорил о формировании и вербовке этих племен в окрестностях столиц регентства. Бейликса, он писал:

Беи вызывают людей, у которых есть желание и желание сотрудничать с османскими властями, поскольку они приходят со своими палатками, семьями и стадами, а те, кто ими не владеет, снабжаются лошадьми и оружием, а также рубят земли для вспашки. и эксплуатация с привилегией не платить налоги. Эти призывы беи адресуют наиболее сильным племенам, в частности, с военной точки зрения. [ 4 ]

и положение племен Махзена развивалось до тех пор, пока они не стали одним из органов османского режима в Алжире, особенно на последних его этапах, причем власть управления зависела от степени его связи с племенами Махзена. [ 3 ]

Военное значение

[ редактировать ]

Военное значение махзенских племен проявилось в том, что османские алжирцы не имели регулярной конницы , поэтому набирали их только из махзенских племен. Сайдуни также указывает, что янычары обычно насчитывали менее 4000 человек, в то время как племена махзенов насчитывали 30 000 человек в сельской местности и городах, а в мирное время эта цифра сокращалась до 15 000, в дополнение к резервам, которые можно было использовать в трудные времена, например, войны и дисциплинарные кампании по подавлению восстаний. [ 5 ] Их военное значение проявилось и в западном бейлике, в частности, массовое использование племен махзенов было обусловлено наличием неминуемых опасностей, представленных по существу в испанском Оране и Шерифской империи. В Маскаре они сформировали основную часть армий против испанцев в Оране и некоторых их союзников, таких как Бану Амер тирбе. Аль-Замул и Дуайир считались одними из лучших рыцарей- махзенов , обитавших в основном в районе Орании. [ 3 ]

Экономическое значение

[ редактировать ]

Что касается экономического аспекта, Сайдуни указывает, что сельское хозяйство процветало в эпоху Бейлербаята ( 1518-1588) и пашей (1659-1588), что означало экономическое процветание в сельских сельскохозяйственных районах, которое было целью контроля османская администрация Алжира через свою рабочую машину в сельской местности, племена махзенов , которые, в свою очередь, были привлекательным источником налогов для власти, особенно начиная с эпохи пашей, и контролируемое производство и получение натуральных и финансовых требований, поскольку налоги, взимаемые с сельскохозяйственной собственности, а также сельскохозяйственной и животноводческой продукции в сельской местности, представляли собой основной финансовый ресурс для османской алжирской администрации. [ 5 ]

Введенные налоги и десятина обычно были несправедливыми и не имели никакой юридической основы. Вернее, их определяли офицеры местности и рыцари махзена. [ 3 ]

Этимологически махзен означает «магазин» или «налог», а в более широком смысле — весь государственный аппарат Регентства Алжира. Первоначально оно распространялось точнее на большие казны, куда складывались налоговые поступления, затем распространилось на все, что центральная власть могла приобрести на собственные средства (дворец, армию и т. д.); затем племенам, которые на предоставленной им территории оказывали услуги действующей власти. Именно при разделении общества на племена некоторые стали называться махзенами . Эти племена пользовались привилегиями: они предоставляли войска Регентству и отвечали за поддержание порядка и сбор налогов. Концепция племени махзен была противоположна концепции племен райя , облагаемых налогом и подвластных. Позже эмир Абд эль-Кадер устранил различие между племенами махзен и райя , чтобы объединить свои владения. Что касается названия правительства в Алжире, то турецкое слово ( бейлик ) заменило старое арабское слово ( махзен ). Этот [ нужны разъяснения ] обозначали только всадников бейлика.

Французский Алжир

[ редактировать ]

В колониальном Алжире, начиная с XIX века, махзен представлял собой способ политического господства, привлекательный для французов, которые в ходе Регентства даже на какое-то время воссоздали свой старый махзен. Этот «колониальный махзен» позволяет арабским офисам закладывать основы иерархии командования, иметь представительства по всей территории. Помимо набранных из племен сановников (агов, халифов, каидов и др.), это позволяло сформировать корпус местных чиновников из подчиненных групп. Так, ходжи отвечают за переписку на арабском языке, шауши заботятся о полиции и разведке, хиела и спахи составляют оплачиваемую кавалерию, а аскары и гумы образуют резерв войск, который может быть мобилизован по требованию центральной власти. со времен регентства Алжира. Термин махзен дает слово мохазни, обозначающее вспомогательный корпус колониальных войск.

Махзен и современная политика

[ редактировать ]

В управлении независимым Алжиром, как и в других арабских государствах, бюрократическая культура имеет тенденцию заменять родовую культуру. Монополия управленческого аппарата политизированной элиты конкурирует с традиционной моделью махзена. Таким образом, современное арабское государство оказывается между двумя архетипами: государством Махзена, условия которого больше не существуют, и архетипом административного государства, условия которого еще не полностью созданы.

Отношения между племенами и сменяющими друг друга политическими силами позволяют нам понять и оценить роль племенной структуры в контексте современных государств Магриба.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Маттар, Филип (2004). Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки: Ааронсон-Сирил VI . Справочник Macmillan США. п. 122. ИСБН  978-0-02-865772-1 .
  2. ^ Аль-Захар, Хадж Ахмед аш-Шариф; Аль-Мадани, Ахмед Тауфик (1974). Мемуары Хаджа Ахмеда Аль-Шарифа Аль-Захара, капитана надзора Алжира: 1168–1246 гг. Хиджры, 1754–1830 гг. Н.э.) (на арабском языке). Издательско-дистрибьюторская компания Аль-Вания. п. 8.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Мухаммад Аль-Саид, Акиб; Омар, Ламкаддам (30 декабря 2018 г.). «Племена Махзена и их роль во взаимоотношениях Османской власти с населением (Эялет Алжира) » . Журнал исследователей в области гуманитарных и социальных наук (на арабском языке). 9 (2): 105–118. ISSN   2710-8171 .
  4. ^ СОСЕД Жорж; Урбан, Исмаил (1861). Алжир для алжирцев (на французском языке). Братья Мишель Леви.
  5. ^ Jump up to: а б Сайдуни, Насер ад-Дин (2013). Алжир в истории - Османский период (2-е изд.). Издательство и распространение Аль-Басаер.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e5733fa7950a52fc8562fb91e9ae1a9__1718271240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/a9/7e5733fa7950a52fc8562fb91e9ae1a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Makhzen (Algeria) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)