Махзен (Алжир)
Махзен ( араб . مخزن) относится в Алжире к доктрине власти и к обозначению режима государственного управления, действовавшего, особенно в период Регентства Алжира . Это соответствует форме управления связью между племенем и центральным государством в Мндерагребе, прообразовавшейся в его центральной части со времен Фатимидов и развивавшейся особенно при Зиянидах .
Происхождение «системы махзена» лежит в ослаблении государств Хафсидов , Маринидов и Заянидов к концу Средневековья, связанном с давлением Испании в Андалусии и на побережье Магриба, наступлением Османской империи и внутренней борьбой. Эти династии призвали хилальские бедуинские племена сохранить минимум власти и делегировали им контроль над частью своей территории. Это система икта : племена собирают налоги, которые они платят частично своему суверену, которому они также обязаны военной службой. Эта система, разработанная этими тремя династиями, уже существовала при Фатимидах и особенно использовалась династией Зайянидов , Регентством Алжира и в колониальный период.
Племена махзенов были социально отнесены к сельскому населению эялета Алжира , поскольку они были решительными сторонниками османской алжирской администрации в сельской местности, где они искали сильную местную поддержку, которая усилила бы ее влияние и присутствие, и от того же сельская община была нацелена на то, чтобы скрыть численную слабость османов, которые были ограничены главными городами регентства. [ 1 ] Историк Ахмед Тевфик Эль Мадани (1899–1983) писал:
Османы не были колонизаторами, поскольку они не были землевладельцами. Правда в том, что легитимность Османской империи зависела, с одной стороны, от алжирских соплеменников, а с другой стороны, от исламского единства, представленного Османским халифатом. И вся власть под руководством паши и беев находилась в руках алжирских шейхов, на востоке и западе, на равнинах и в горах. [ 2 ]
Племена махзенов сыграли множество важных ролей, будь то с точки зрения военной или экономической поддержки, на благо османской администрации в Алжире, а также навязывали общественный порядок и власть бейликов населению . Они также оказались в административном подчинении Османской власти и пользовались многими привилегиями, гарантировавшими их лояльность. [ 3 ]
Набор персонала
[ редактировать ]Племена махзенов играли важную роль в административном аспекте на службе османско-алжирской власти, поскольку они предоставляли агентов, отвечающих за сбор налогов, подсчет населения и управление его делами, должность вождя или шейха могла дать контроль над несколькими численность махзенских племен. [ 3 ] Самым известным из шейхов был кабильский лидер Мохамед бен Замум .
Ввиду важности и роли махзенских племен в расширении контроля центральной власти, их присутствия и вербовки происходили во всех частях регентства, Жорж Вуазен говорил о формировании и вербовке этих племен в окрестностях столиц регентства. Бейликса, он писал:
Беи вызывают людей, у которых есть желание и желание сотрудничать с османскими властями, поскольку они приходят со своими палатками, семьями и стадами, а те, кто ими не владеет, снабжаются лошадьми и оружием, а также рубят земли для вспашки. и эксплуатация с привилегией не платить налоги. Эти призывы беи адресуют наиболее сильным племенам, в частности, с военной точки зрения. [ 4 ]
и положение племен Махзена развивалось до тех пор, пока они не стали одним из органов османского режима в Алжире, особенно на последних его этапах, причем власть управления зависела от степени его связи с племенами Махзена. [ 3 ]
Военное значение
[ редактировать ]Военное значение махзенских племен проявилось в том, что османские алжирцы не имели регулярной конницы , поэтому набирали их только из махзенских племен. Сайдуни также указывает, что янычары обычно насчитывали менее 4000 человек, в то время как племена махзенов насчитывали 30 000 человек в сельской местности и городах, а в мирное время эта цифра сокращалась до 15 000, в дополнение к резервам, которые можно было использовать в трудные времена, например, войны и дисциплинарные кампании по подавлению восстаний. [ 5 ] Их военное значение проявилось и в западном бейлике, в частности, массовое использование племен махзенов было обусловлено наличием неминуемых опасностей, представленных по существу в испанском Оране и Шерифской империи. В Маскаре они сформировали основную часть армий против испанцев в Оране и некоторых их союзников, таких как Бану Амер тирбе. Аль-Замул и Дуайир считались одними из лучших рыцарей- махзенов , обитавших в основном в районе Орании. [ 3 ]
Экономическое значение
[ редактировать ]Что касается экономического аспекта, Сайдуни указывает, что сельское хозяйство процветало в эпоху Бейлербаята ( 1518-1588) и пашей (1659-1588), что означало экономическое процветание в сельских сельскохозяйственных районах, которое было целью контроля османская администрация Алжира через свою рабочую машину в сельской местности, племена махзенов , которые, в свою очередь, были привлекательным источником налогов для власти, особенно начиная с эпохи пашей, и контролируемое производство и получение натуральных и финансовых требований, поскольку налоги, взимаемые с сельскохозяйственной собственности, а также сельскохозяйственной и животноводческой продукции в сельской местности, представляли собой основной финансовый ресурс для османской алжирской администрации. [ 5 ]
Введенные налоги и десятина обычно были несправедливыми и не имели никакой юридической основы. Вернее, их определяли офицеры местности и рыцари махзена. [ 3 ]
Этимологически махзен означает «магазин» или «налог», а в более широком смысле — весь государственный аппарат Регентства Алжира. Первоначально оно распространялось точнее на большие казны, куда складывались налоговые поступления, затем распространилось на все, что центральная власть могла приобрести на собственные средства (дворец, армию и т. д.); затем племенам, которые на предоставленной им территории оказывали услуги действующей власти. Именно при разделении общества на племена некоторые стали называться махзенами . Эти племена пользовались привилегиями: они предоставляли войска Регентству и отвечали за поддержание порядка и сбор налогов. Концепция племени махзен была противоположна концепции племен райя , облагаемых налогом и подвластных. Позже эмир Абд эль-Кадер устранил различие между племенами махзен и райя , чтобы объединить свои владения. Что касается названия правительства в Алжире, то турецкое слово ( бейлик ) заменило старое арабское слово ( махзен ). Этот [ нужны разъяснения ] обозначали только всадников бейлика.
Французский Алжир
[ редактировать ]В колониальном Алжире, начиная с XIX века, махзен представлял собой способ политического господства, привлекательный для французов, которые в ходе Регентства даже на какое-то время воссоздали свой старый махзен. Этот «колониальный махзен» позволяет арабским офисам закладывать основы иерархии командования, иметь представительства по всей территории. Помимо набранных из племен сановников (агов, халифов, каидов и др.), это позволяло сформировать корпус местных чиновников из подчиненных групп. Так, ходжи отвечают за переписку на арабском языке, шауши заботятся о полиции и разведке, хиела и спахи составляют оплачиваемую кавалерию, а аскары и гумы образуют резерв войск, который может быть мобилизован по требованию центральной власти. со времен регентства Алжира. Термин махзен дает слово мохазни, обозначающее вспомогательный корпус колониальных войск.
Махзен и современная политика
[ редактировать ]В управлении независимым Алжиром, как и в других арабских государствах, бюрократическая культура имеет тенденцию заменять родовую культуру. Монополия управленческого аппарата политизированной элиты конкурирует с традиционной моделью махзена. Таким образом, современное арабское государство оказывается между двумя архетипами: государством Махзена, условия которого больше не существуют, и архетипом административного государства, условия которого еще не полностью созданы.
Отношения между племенами и сменяющими друг друга политическими силами позволяют нам понять и оценить роль племенной структуры в контексте современных государств Магриба.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маттар, Филип (2004). Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки: Ааронсон-Сирил VI . Справочник Macmillan США. п. 122. ИСБН 978-0-02-865772-1 .
- Лейн-Пул, Стэнли (23 июня 2014 г.). Мохаммадан Дин: Ориентализм, часть 2 . Рутледж. ISBN 978-1-317-85393-0 .
- ^ Аль-Захар, Хадж Ахмед аш-Шариф; Аль-Мадани, Ахмед Тауфик (1974). Мемуары Хаджа Ахмеда Аль-Шарифа Аль-Захара, капитана надзора Алжира: 1168–1246 гг. Хиджры, 1754–1830 гг. Н.э.) (на арабском языке). Издательско-дистрибьюторская компания Аль-Вания. п. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Мухаммад Аль-Саид, Акиб; Омар, Ламкаддам (30 декабря 2018 г.). «Племена Махзена и их роль во взаимоотношениях Османской власти с населением (Эялет Алжира) » . Журнал исследователей в области гуманитарных и социальных наук (на арабском языке). 9 (2): 105–118. ISSN 2710-8171 .
- ^ СОСЕД Жорж; Урбан, Исмаил (1861). Алжир для алжирцев (на французском языке). Братья Мишель Леви.
- ^ Jump up to: а б Сайдуни, Насер ад-Дин (2013). Алжир в истории - Османский период (2-е изд.). Издательство и распространение Аль-Басаер.