Vodootvodny Canal
Vodootvodny Canal | |
---|---|
Расположение | Москва , Россия |
Технические характеристики | |
Длина | 4 км (2,5 мили) |
География | |
Начальная точка | Москва-река |
Конечная точка | Москва-река |
Начальные координаты | 55 ° 44'18 "N 37 ° 36'34" E / 55,73833 ° N 37,60944 ° E |
Конечные координаты | 55 ° 43'42 "N 37 ° 38'36" E / 55,72833 ° N 37,64333 ° E |
Водоотводный канал ( по-русски : Водоотводный канал, «водообводной канал» ) — канал длиной 4 километра и шириной 30-60 метров в центре Москвы , Россия . Он был построен в 1780-х годах на старом русле Москвы- реки для борьбы с наводнениями и поддержки судоходства. Строительство канала создало остров между Москвой-рекой и каналом. Свой нынешний облик остров приобрел в 1938 году с завершением «Канал имени Москвы» мегапроекта . Канал переброшен десятью мостами ; одиннадцатый сейчас [ когда? ] в разработке.
Московские наводнения
[ редактировать ]Замоскворечье , земля на ровном южном берегу Москвы-реки, весной часто подвергалось затоплению. Сама река текла на юг от своего нынешнего места и обратно, препятствуя строительству. Низкие земли по обе стороны реки были пригодны только для земледелия. В засушливые периоды старое русло реки превращалось в изолированные илистые болота, распространяя болезни. Жителям приходилось бороться с уровнем наводнения, выкапывая небольшие рвы и дамбы, но без особого результата. Память об этих рвах (ровушки, ендовы; ровышки , ендовы ) сохранилась в названиях Раушской набережной и церкви Георгия в Ендове (буквально - в горшке ). Самым примечательным постоянным рвом был тот, который отделял Георгиевскую улицу от улицы Балчуг .
Kazakov project, 1775
[ редактировать ]Первый документально подтвержденный проект борьбы с наводнением был составлен в 1775 году предположительно Матвеем Казаковым (старшим). Помимо создания острова, отделенного от Замоскворечья, Казаков также предложил проложить к западу от Берсеневки две противопаводковые дамбы. Это отделило бы полосы поймы от материка, образовав еще два острова. На востоке Казаков планировал навсегда затопить необитаемые сельскохозяйственные угодья и соединить канал с Москвой-рекой внутри нынешнего Садового кольца . Восточная оконечность острова станет укрепленным зерновым портом и складом Москвы. Ров к востоку от Балчуга тоже пришлось расчистить и расширить.
канал 1783–1786 гг.
[ редактировать ]Особенно разрушительное наводнение произошло в 1783 году, разрушив пригороды и повредив Большой Каменный мост (обрушились три пролета, в результате чего погибли четыре человека). Для его ремонта Москва-реку временно осушили, а ее воды отвели в старое русло. Перед закрытием основного водного пути старое русло реки было расчищено и расширено.
План Казакова был реализован в 1783–1786 годах, без учета зернового терминала. На плане 1807 года показан только один «дополнительный» остров к западу от Берсеневки; в противном случае — по проекту Казакова; главный остров разделен на две половины рвом Балчуг.
19 век
[ редактировать ]После пожара 1812 года западный остров и дамба, отделяющая его от материка, были освоены под застройку (сегодня они образуют Золотую милю Хамовнического района ). Москва-река сократилась примерно до современной ширины (см. карту 1824 г.). Восточная оконечность канала также была уменьшена до обычной ширины в 30 метров.
-
Карта 1807 года (актуальная)
-
Карта 1824 года (проект)
-
Карта 1853 года (актуальная)
В 1835 году была построена Бабьегородская плотина к западу от острова . Каждую осень плотину разбирали и возвращали на место после весеннего паводка, поэтому она была пригодна для судоходства, но бесполезна во время наводнений. Новое продолжение канала на восток было построено в обход старого поворота на 90 градусов; как показывает карта 1853 года, новый канал отрезал район Ред-Хиллз от материка. На какое-то время остров был разделен на три части, затем, когда был засыпан Балчугский ров, на две.
1930-е годы – наши дни
[ редактировать ]Завершение строительства канала имени Москвы (1932–1938) повысило уровень воды в Москве-реке и канале, что позволило обеспечить надежное судоходство в течение летнего сезона. Шлюзы на канале были снесены (эту функцию взяли на себя шлюзы Перерва ниже по течению). Ров, параллельный Садовому кольцу, также был засыпан в 1930-е годы, с достройкой Большого Краснохолмского моста .
Первые мосты советской эпохи — Комиссариатский мост (1927 г.) и пешеходный Зверевский мост (1927 г.) — были построены с достаточным просветом. Чугунный мост (1889 г.) также соответствовал новым требованиям (завершение строительства нового Большого Москворецкого моста отвлекло движение транспорта от этого моста). Все остальные мосты были перестроены в 1930-е годы на 6-8 полос движения.
В 1960-х годах строительство Шлюзового моста соединило набережные восточной оконечности острова. Стальной пролет Чугунного моста заменили на бетонный. Садовнический мост построен в 1963 году; на самом деле это водопровод, выполняющий второстепенную функцию пешеходного моста. В 1990-е годы были добавлены еще два пешеходных моста — Второй Шлюзовой и Лужков . В настоящее время ведется строительство пристройки Патриаршего моста через канал. [ когда? ] в пути.
Градостроители вынашивают планы построить парковку под каналом, от офисного здания Голутвинской слободы (см. фото выше), до Третьяковской галереи . Для этого потребуется возведение дамб, временное осушение канала и рытье карьера.
Ссылки
[ редактировать ]- Русский: Карты Москвы www.testan.narod.ru.
- Russian: Носарев В.А., Скрябина, Т.А., "Мосты Москвы", М, "Вече", 2004, стр. 23–26 (Bridges of Moscow, 2004, p. 23–26) ISBN 5-9533-0183-9