Промышленная дополненная реальность

Промышленная дополненная реальность ( IAR ) связана с применением дополненной реальности (AR) и проекционных дисплеев для поддержки промышленного процесса. [1] Использование IAR восходит к 1990-м годам, когда Томас Коделл и Дэвид Мизелл работали над применением AR в Boeing . [2] С тех пор за прошедшие годы было предложено несколько применений этой технологии, продемонстрировавших ее потенциал в поддержке некоторых промышленных процессов. Хотя в технологии было достигнуто несколько достижений, считается, что IAR все еще находится на начальной стадии развития. [3] [4] [5]
Некоторые сложные факторы разработки IAR связаны с необходимыми междисциплинарными знаниями в таких областях, как распознавание объектов , компьютерная графика , искусственный интеллект и взаимодействие человека и компьютера . Где требуется частичное понимание контекста для адаптации к неожиданным условиям и понимания действий и намерений пользователя. Кроме того, интуитивные пользовательские интерфейсы по-прежнему остаются проблемой, равно как и усовершенствования оборудования, такого как датчики и дисплеи . [4] [6] [7]
Кроме того, существуют некоторые разногласия по поводу границ, определяющих IAR, и его потенциальных преимуществ для некоторых видов деятельности с использованием доступных в настоящее время технологий. [8]
Технология
[ редактировать ]Происхождение и история
[ редактировать ]Хотя зарождение дополненной реальности относится к 1960-м годам, когда Иван Сазерленд создал первый головной дисплей. [9] она не набирала силу до начала 1990-х годов, когда Дэвид Мизелл и Томас Коделл разработали первую промышленную AR в компании Boeing . Они использовали головной дисплей ( HMD ), чтобы наложить компьютерную диаграмму производственного процесса на мировую регистрацию в реальном времени и расчет положения головы пользователя. Они придумали название « дополненная реальность» для этой технологии. [2] [10]
Для демонстрации применения AR в производстве было предложено несколько прототипов: [11] Приложение для обслуживания лазерных принтеров было предложено в 1993 году Стивеном К. Фейнером и соавторами путем введения концепции дополненной реальности, основанной на знаниях, для помощи в обслуживании (KARMA). [12] [13] Уитакер Росс и др. предложил систему отображения названия детали, указанной пользователем, в движке. [14]
К 2000-м годам интерес к AR значительно вырос. Были профинансированы некоторые важные группы: [10] крупнейший консорциум IAR при поддержке Федерального министерства образования и исследований Германии (ARVIKA) с целью исследования и внедрения AR в соответствующих отраслях Германии; [15] Европейское Сообщество основало несколько проектов, в том числе «Обслуживание и обучение посредством» (STAR), который представляет собой сотрудничество между институтами и компаниями из Европы и США, [16] и передовые технологии дополненной реальности для промышленных сервисных приложений (ARTESAS), разработанные ARVIKA и ориентированные на разработку дополненной реальности для обслуживания автомобилей и аэрокосмической техники. [17] Аналогично, из других стран, таких как Швеция, Австралия и Япония, с целью стимулирования развития IAR.
С начала 2010 года и по сегодняшний день наблюдаются достижения в области аппаратных устройств, таких как носимые Google Glass , снижение стоимости мобильных устройств и рост знакомства пользователей с этой технологией. [7] Помимо растущей сложности разработки продуктов, продукты становятся все более универсальными и сложными, с множеством вариаций и массовой индивидуализацией . Открыты новые сценарии для этой технологии. [18]
Обзор
[ редактировать ]Одной из наиболее перспективных областей применения AR является промышленное производство, где ее можно использовать для поддержки некоторых видов деятельности по разработке и производству продукции. [19] путем предоставления доступной информации для сокращения и упрощения решений пользователя. [20] Общие вопросы разработки AR-системы все же можно разделить на: [21]
Включение технологии
[ редактировать ]
Существуют технологии, необходимые для создания AR-систем. Некоторые из них напрямую связаны с производительностью программного и аппаратного обеспечения , обеспечивающего развертывание AR, например, дисплеев, датчиков, процессоров , распознавания , отслеживания , регистрации и других. [21] Таким образом, AR использует разные подходы для интеграции виртуального и реального миров, где несколько технологий влияют на удобство использования и применимость. [22]
Некоторые распространенные нерешенные проблемы касаются систем слежения, подходящих для промышленных сценариев, а именно: объекты с плохой текстурой, гладкими поверхностями и сильными изменениями освещенности; распознавание объектов по природным признакам, когда нет возможности использовать маркеры ; [7] улучшение точности и задержки регистрации, [4] и захват 3D-контекстной сцены для обеспечения понимания контекста . [6]
Взаимодействие с пользователем
[ редактировать ]Ограниченное понимание человеческого фактора, вероятно, будет препятствовать распространению IAR за пределы лабораторных прототипов. [4] Их исследование призвано преодолеть технологические проблемы (недостатки разрешения, поля зрения, яркости, контрастности, систем слежения и т. д.), чтобы отделить производительность AR от факторов интерфейса и технологических проблем. [23]
Это было предложено [10] что для того, чтобы приложение IAR было успешным в коммерческой среде, оно должно быть «удобным для пользователя» , то есть его должно быть легко и безопасно устанавливать, изучать, использовать и настраивать, и пользователь должен чувствовать себя свободно перемещаться с АР-система. [8] Использование естественных интерфейсов для управления дополненной реальностью с помощью естественных движений тела также послужило стимулом для проведения большого количества исследований. Причина в том, что удобство использования зависит не только от стабильности системы, но и от качества интерфейса управления. [22]
Кроме того, пользовательский интерфейс должен избегать перегрузки пользователя информацией и не допускать чрезмерной зависимости от нее, чтобы не потерять важные сигналы из окружающей среды. [24] Другие проблемы также связаны с улучшением совместной работы нескольких пользователей. [6]
Социальные
[ редактировать ]Это последняя задача: идеальная система дополненной реальности (аппаратное обеспечение, программное обеспечение и интуитивно понятный интерфейс) должна быть принята и стать частью повседневной жизни пользователя. [21]
Следовательно, одним из наиболее важных факторов, связанных с внедрением любой новой технологии, является восприятие ее полезности, и AR должна продемонстрировать четкое соотношение затрат и выгод. [25] Некоторые исследования показывают, что для того, чтобы AR воспринималась как полезная, задача должна быть достаточно сложной, чтобы требовать ее использования. [26]
Другие нерешенные, но важные вопросы для принятия технологий связаны с модой, этикой и конфиденциальностью. [21]
Приложения
[ редактировать ]Сборка
[ редактировать ]Сборка — это процесс соединения нескольких отдельных компонентов с целью создания функционального компонента. Его можно выполнять на разных этапах жизненного цикла продукта. [27] Несмотря на то, что в настоящее время многие сборочные операции автоматизированы, некоторые из них по-прежнему требуют участия человека, поскольку во многих случаях фрагменты информации отделяются от оборудования. При этом необходимо чередовать их внимание, что приводит к снижению продуктивности и увеличению ошибок и травматизма. [18]
Использование AR поощряется предпосылкой, что инструкции могут быть легче понять, если они не будут доступны в виде руководств, а будут наложены на реальное оборудование. [11] Некоторые варианты использования AR при поддержке сборки можно разделить на следующие категории: [6]
- Руководство по сборке
- Обучение сборке
- Моделирование сборки, проектирование и планирование
Аналогично, с помощью AR можно моделировать движения пользователя во время сборки, чтобы получить точное и реалистичное движение виртуальных деталей. [28]
С другой стороны, некоторые критические вопросы задачи сборки опоры связаны с динамической реконфигурацией диаграммы состояний, которая позволяет автоматически идентифицировать этап сборки, а также адаптироваться к неожиданным действиям или ошибкам пользователя. [6] [7] Таким образом, определение «что», «где» и «когда» отображать информацию становится сложной задачей, поскольку требует минимального понимания окружающей сцены. [29]
Техническое обслуживание и ремонт
[ редактировать ]Как и сборка, обслуживание является естественным применением для AR, поскольку требует удержания внимания пользователя на определенной области и синтеза дополнительной информации, такой как сложные последовательности, идентификация компонентов и текстовые данные. [30]
Кроме того, эффективность и скорость процессов технического обслуживания можно повысить с помощью дополненной реальности, быстро отображая техническому специалисту соответствующую информацию о незнакомом оборудовании. [31] Аналогично, AR может поддерживать задачи по техническому обслуживанию, действуя как «рентген», подобно зрению, или предоставляя информацию от датчиков непосредственно пользователю. [24]
Его также можно использовать при ремонте. Например, при диагностике современных автомобилей, информация о состоянии которых может быть загружена через штекерный разъем. AR можно использовать для немедленного отображения диагностики двигателя. [3]
Обучение
[ редактировать ]Во многих отраслях требуется выполнение сложных видов деятельности, требующих предварительного обучения. Следовательно, для освоения нового навыка технические специалисты должны пройти обучение сенсорно-мотивным и когнитивным поднавыкам, которые могут быть сложными. Этот вид обучения может поддерживаться AR. [32]
Кроме того, была предложена возможность использования AR для мотивации как стажеров, так и студентов за счет повышения реалистичности практик. [33] Предоставляя инструкции с AR, можно также обеспечить немедленную возможность выполнения задачи. [34]
Другими преимуществами использования AR для обучения являются то, что учащиеся могут взаимодействовать с реальными объектами и в то же время иметь доступ к направляющей информации, а также наличие тактильной обратной связи, обеспечиваемой взаимодействием с реальными объектами. [32]
Контроль качества и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Путем отображения информации о компонентах производства в режиме реального времени. Например, Volkswagen использовал его для проверки деталей, анализируя их мешающие края и отклонения. AR также использовалась при разработке автомобилей для отображения и проверки компонентов автомобиля и проведения эргономических испытаний в реальности. Накладывая исходную 3D-модель на реальную поверхность, [35] отклонения могут быть легко идентифицированы, и, следовательно, источники ошибок могут быть исправлены. [36] [37] [38]
Мониторинг и визуализация
[ редактировать ]Было предложено использовать AR для взаимодействия с научными данными в общих средах, где оно обеспечивает трехмерное взаимодействие с реальными объектами по сравнению с виртуальной реальностью , позволяя пользователю свободно перемещаться в реальном мире. [39] Подобные системы, позволяющие нескольким пользователям с HMD взаимодействовать с динамическим визуальным моделированием инженерных процессов. [40]
Точно так же с мобильных устройств можно проверить AR-моделирование рабочего оборудования, а также другую информацию, такую как температура и время использования, что может уменьшить движения и стресс работника. [19]
Споры
[ редактировать ]Преимущества внедрения AR в некоторые виды промышленной деятельности вызвали большой интерес. Однако споры по-прежнему ведутся, поскольку нынешний уровень технологии скрывает весь ее потенциал. [4] [8]
Сообщалось, что при техническом обслуживании и ремонте использование AR может сократить время на определение местоположения задачи, движения головы и шеи, а также другие недостатки, связанные с громоздким оборудованием отображения с низким разрешением. [41] Кроме того, при обучении он стремится повысить производительность до 30% и при этом снизить затраты на 25%. [42]
Об аналогичных преимуществах сообщили Юха Сяаски и др. в сравнительном использовании AR-инструкций и бумажных инструкций для обеспечения операций сборки деталей агрегатов трактора отмечено сокращение времени и ошибок (в шесть раз). [43]
Но, с другой стороны, сообщается, что длительное использование вызывает у пользователя стресс и напряжение. Йоханнес Тюмлер и др. сравнили напряжение и деформацию, возникающую при сборе деталей со стойки, используя AR, с использованием бумаги в качестве эталона, что в результате показало изменение деформации, которое могло быть принято неоптимальной системой. [44]
Кроме того, было предложено [32] что одной из потенциальных опасностей при использовании AR для обучения является надежность этой технологии для пользователя. Как следствие, без него пользователь не сможет выполнить задачу. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо контролировать информацию, доступную во время обучения.
Границы, определяющие IAR, до сих пор не ясны. Например, одно из наиболее распространенных определений [11] AR подразумевает, что виртуальные элементы необходимо регистрировать. Но в промышленной сфере производительность является основной целью, поэтому было проведено обширное исследование представления виртуальных компонентов в AR с учетом типа задачи. Это исследование показало, что оптимальный тип наглядного пособия может варьироваться в зависимости от сложности задачи. [45]
Наконец, было предложено [10] что для того, чтобы иметь коммерческие решения IAR, они должны быть:
- Надежный и воспроизводимый с точностью.
- Удобный .
- Масштабируемость за пределы простых прототипов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фите-Джоргель, Пьер (2011). Есть ли реальность в промышленной дополненной реальности? . Смешанная и дополненная реальность (ISMAR), 2011 г., 10-й международный симпозиум IEEE. IEEE. стр. 201–210.
- ^ Jump up to: а б Коделл, Томас П; Мизелл, Дэвид В. (1992). Дополненная реальность: применение технологии проекционного дисплея в ручных производственных процессах (PDF) . Системные науки, 1992. Материалы двадцать пятой Гавайской международной конференции. Присутствие: Телеоператоры и виртуальные среды . Том. 2. ИИЭР. стр. 659–669.
- ^ Jump up to: а б Регенбрехт, Хольгер и Баратов, Грегори и Вильке, Вильгельм (2005). «Проекты дополненной реальности в автомобильной и аэрокосмической промышленности». IEEE Компьютерная графика и приложения . 25 (6): 48–56. дои : 10.1109/mcg.2005.124 . ПМИД 16315477 . S2CID 1048986 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Ни, AYC и Онг, СК, Криссолурис, Г и Мурцис, Д. (2012). «Приложения дополненной реальности в проектировании и производстве». Анналы CIRP-Технологии производства . 61 (2): 657–679. дои : 10.1016/j.cirp.2012.05.010 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пентенридер, Катарина и Баде, Кристиан и Дойл, Фабиан и Мейер, Питер (2007). Планирование производства на основе дополненной реальности — приложение, адаптированное к промышленным потребностям . Смешанная и дополненная реальность, 2007. ISMAR 2007. 6-й Международный симпозиум IEEE и ACM. IEEE. стр. 31–42.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Ван, X и Онг, СК и Ни, AYC (2016). «Комплексный обзор исследований в области сборки дополненной реальности». Достижения в производстве . 4 (1): 1–22. дои : 10.1007/s40436-015-0131-4 . S2CID 110857012 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Ламберти, Фабрицио и Манури, Федерико и Санна, Андреа и Паравати, Джанлука и Пеццолла, Пьетро и Монтуски, Паоло (2014). «Проблемы, возможности и будущие тенденции новых технологий обслуживания на основе дополненной реальности» . Транзакции IEEE по новым темам вычислительной техники . 2 (4): 411–421. дои : 10.1109/tetc.2014.2368833 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Хинкапие, Маурисио и Капонио, Андреа и Риос, Орасио и Мендивиль, Эдуардо Гонсалес (2011). «Введение в дополненную реальность с применением в техническом обслуживании авиации». 2011 13-я Международная конференция по прозрачным оптическим сетям . IEEE. стр. 1–4.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Сазерленд, Иван Э. (1968). «Наголовный трехмерный дисплей». Материалы осенней совместной компьютерной конференции, состоявшейся 9–11 декабря 1968 г., часть I. АКМ. стр. 757–764.
- ^ Jump up to: а б с Азума, Рональд Т. (1997). «Обзор дополненной реальности». Присутствие: Телеоператоры и виртуальные среды . 6 (4): 355–385. CiteSeerX 10.1.1.35.5387 . doi : 10.1162/pres.1997.6.4.355 . S2CID 469744 .
- ^ Файнер, Стивен и Макинтайр, Блэр и Селигманн, Доре (1992). «Аннотирование реального мира с помощью основанной на знаниях графики на прозрачном головном дисплее». Материалы конференции по графическому интерфейсу'92 . Morgan Kaufmann Publishers Inc., стр. 78–85.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Файнер, Стивен и Макинтайр, Блэр и Селигманн, Доре (1993). «Дополненная реальность, основанная на знаниях». Коммуникации АКМ . Том. 36, нет. 7. АКМ. стр. 53–62.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Уитакер, Росс Т. и Крэмптон, Крис и Брин, Дэвид Э. и Тусерян, Мигран и Роуз, Эрик (1995). «Калибровка объектов для дополненной реальности». Форум компьютерной графики . Том. 14. Интернет-библиотека Wiley. стр. 15–27.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вольгемут, Вольфганг; Трибфюрст, Гунтхард (2000). «АРВИКА: дополненная реальность для разработки, производства и сервиса». Труды DARE 2000 по проектированию сред дополненной реальности . АКМ. стр. 151–152.
- ^ Рачинский, А; Гуссманн, П. (2004). «Услуги и обучение через дополненную реальность». Визуальное медиа производство, 2004.(CVMP). 1-я Европейская конференция по . ИЭПП. стр. 263–271.
- ^ «Проект ARTESAS — передовые технологии дополненной реальности для приложений промышленного обслуживания» . ВЗЛ . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Онг, С.К., Юань, М.Л. и Ни, AYC (2008). «Приложения дополненной реальности в производстве: обзор». Международный журнал производственных исследований . 46 (10): 2707–2742. дои : 10.1080/00207540601064773 . S2CID 109073112 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Шоаиб, Хума; Джаффри, С. Вакар. «Обзор дополненной реальности». Взаимодействия . 24:34 .
- ^ Гаукродгер, Стивен Дж; Линтотт, Эндрю (2007). «Дополненная реальность и приложения для вспомогательных технологий». Материалы 1-го международного конгресса по реабилитационной инженерии и ассистивным технологиям: совместно с 1-м совещанием по нейрореабилитации в больнице Тан Ток Сенг . АКМ. стр. 47–51.
- ^ Jump up to: а б с д Азума, Рональд и Байо, Йохан и Берингер, Рейнхольд и Файнер, Стивен и Жюльер, Саймон и Макинтайр, Блэр (2001). «Последние достижения в дополненной реальности». IEEE Компьютерная графика и приложения . 21 (6): 34–47. дои : 10.1109/38.963459 . S2CID 791733 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Чи, Хун-Лин и Кан, Ши-Чунг и Ван, Сянъюй (2013). «Тенденции исследования и возможности применения дополненной реальности в архитектуре, инженерии и строительстве». Автоматизация в строительстве . 33 : 116–122. дои : 10.1016/j.autcon.2012.12.017 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ливингстон, Марк А. (2005). «Оценка человеческого фактора в системах дополненной реальности». IEEE Компьютерная графика и приложения . 25 (6): 6–9. дои : 10.1109/mcg.2005.130 . ПМИД 16315470 . S2CID 505875 .
- ^ Jump up to: а б Ван Кревелен, DWF; Поэлман, Р. (2010). «Обзор технологий, приложений и ограничений дополненной реальности» . Международный журнал виртуальной реальности . 9 (2): 1. doi : 10.20870/IJVR.2010.9.2.2767 .
- ^ Дэвис, Фред Д. (1989). «Ощущаемая полезность, воспринимаемая простота использования и принятие информационных технологий пользователями». МИС Ежеквартально . 13 (3): 319–340. дои : 10.2307/249008 . JSTOR 249008 . S2CID 12476939 .
- ^ Сиберфельдт, Анна и Дэниэлссон, Оскар и Холм, Магнус и Ван, Лихуэй (2015). «Визуальное руководство по сборке с использованием дополненной реальности» . Производство Процедиа . 1 : 98–109. дои : 10.1016/j.promfg.2015.09.068 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Уитни, Делавэр (2004). Механические сборки: их проектирование, производство и роль в разработке продукции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195157826 .
- ^ Ван, X и Онг, СК и Ни, AYC (2016). «Взаимодействие реальных и виртуальных компонентов для моделирования и планирования сборки». Робототехника и компьютерно-интегрированное производство . 41 : 102–114. дои : 10.1016/j.rcim.2016.03.005 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Юань, М.Л., Онг, С.К. и Ни, А.Ю. (2008). «Дополненная реальность для руководства сборкой с помощью виртуального интерактивного инструмента». Международный журнал производственных исследований . 46 (7): 1745–1767. дои : 10.1080/00207540600972935 . S2CID 109572950 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хендерсон, Стивен Дж; Файнер, Стивен К. (2007). Дополненная реальность для обслуживания и ремонта (броня) (Технический отчет). Документ ДТИК.
- ^ Швальд, Бернд; Де Лаваль, Бландин (2003). «Система дополненной реальности для обучения и помощи в обслуживании в промышленном контексте». Агентство СОЮЗ - Научная пресса.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Вебель, Сабина и Бокхольт, Ули и Энгельке, Тимо и Гавиш, Нирит и Ольбрих, Мануэль и Преуше, Карстен (2013). «Платформа дополненной реальности для обучения навыкам сборки и обслуживания». Робототехника и автономные системы . 61 (4): 398–403. дои : 10.1016/j.robot.2012.09.013 . S2CID 9952059 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чанг, Джордж и Морреале, Патрисия и Медичерла, Падмавати (2010). «Применение систем дополненной реальности в образовании». Материалы Международной конференции Общества информационных технологий и педагогического образования . Том. 1. С. 1380–1385.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чимиенти, Вивиана и Илиано, Сальваторе и Дассисти, Микеле и Дини, Джино и Файли, Франко (2010). «Руководство по внедрению процедур дополненной реальности при оказании помощи в сборочных операциях». Международный семинар по прецизионной сборке . Спрингер. стр. 174–179.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Сравнительное исследование методов рендеринга дополненной реальности для контроля промышленной сборки» . Компьютеры в промышленности . 2024.
- ^ Фрунд, Юрген и Гаусемайер, Юрген и Матыщок, Карстен и Радковски, Рафаэль (2004). «Использование технологии дополненной реальности для поддержки развития автомобилей». Международная конференция по компьютерной совместной работе в дизайне . Спрингер. стр. 289–298.
{{cite conference}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Нолле, Стефан; Клинкер, Гудрун (2006). «Дополненная реальность как инструмент сравнения в автомобильной промышленности». Материалы 5-го Международного симпозиума IEEE и ACM по смешанной и дополненной реальности . Компьютерное общество IEEE. стр. 249–250.
- ^ «Инструмент проверки дополненной реальности для поддержки работников в средах Индустрии 4.0» . Компьютеры в промышленности . 2021.
- ^ Салавари, Жолт и Шмальштиг, Дитер и Фурманн, Антон и Гервауц, Михаэль (1998). « Studierstube»: Среда для совместной работы в дополненной реальности». Виртуальная реальность . 3 (1): 37–48. дои : 10.1007/BF01409796 . S2CID 1122975 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Донг, Суян и Бехзадан, Амир Х и Чен, Фэн и Камат, Винит Р. (2013). «Совместная визуализация инженерных процессов с использованием настольной дополненной реальности». Достижения в области инженерного программного обеспечения . 55 : 45–55. doi : 10.1016/j.advengsoft.2012.09.001 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хендерсон, Стивен; Файнер, Стивен (2011). «Изучение преимуществ документации дополненной реальности для технического обслуживания и ремонта». Транзакции IEEE по визуализации и компьютерной графике . 17 (10): 1355–1368. CiteSeerX 10.1.1.225.8619 . дои : 10.1109/tvcg.2010.245 . ПМИД 21041888 . S2CID 14466778 .
- ^ «Интеллектуальное обслуживание: платформа дополненной реальности для обучения и работы на местах в обрабатывающей промышленности» . АР БЛОГ. 2014 . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ Сааски, Юха; Салонен, Тапио; Лиинасуо, Марья; Пакканен, Яркко; Ванхатало, Микко; Риитахухта, Аско; и др. (2008). «Эффективность дополненной реальности в обрабатывающей промышленности: практический пример». DS 50: Материалы конференции NordDesign 2008, Таллинн, Эстония, 21-23 августа. 2008 год .
- ^ Тюмлер, Йоханнес; Дойл, Фабиан; Мекке, Рюдигер; Пол, Георг; Шенк, Майкл; Пфистер, Эберхард А; Хукауф, Анке; Бёкельманн, Ирина; Рогентин, Аня (2008). «Мобильная дополненная реальность в промышленных приложениях: подходы к решению пользовательских проблем». Материалы 7-го Международного симпозиума IEEE/ACM по смешанной и дополненной реальности . Компьютерное общество IEEE. стр. 87–90.
- ^ Радковски, Рафаэль (2015). «Исследование визуальных функций для помощи в сборке дополненной реальности». Международная конференция по виртуальной, дополненной и смешанной реальности . Спрингер. стр. 488–498.