Клара Янг (Идиш театр)



Клара Янг (род. Хая-Рисье Шпиколицер , ок. 1882 в Злошеве , Галиция — 1952 в Москве ) — идишская театральная актриса. Родившаяся в семье, которая любила сцену, она провела свои ранние годы в доме, где проходили репетиции путешествующих трупп идишского театра. После смерти отца семья уехала в Америку, где она вскоре присоединилась к труппе «Танцман» и уехала в Бостон, оттуда в труппу Золотаревского в Монреале, оттуда в Торонто и в театр Морриса Финкеля в Филадельфии. [ 1 ]
В 1903 году она играла в Народном мюзик-холле, где сделала себе имя такими песнями, как Di dame fun Broadvey и Libe mayne . В 1909 году она перешла в театр Талия, ее муж Боаз Янг совладельцем которого был . Здесь она впервые сыграла серьезные роли в «Ципениу» и «Гот, ментш ун тайвл» ( «Бог, человек и дьявол» ) и «Крейцеровой сонате» , а в «Дос йидише хартс» исполнила куплет Зигмунд Могулеско написанный для нее «Их хоб эс пункт ви ин дер хейм». . Она играла в «Ди бигамистине» ( «Человек Зейна Вайба» ), который вместе с «Алрайтниками » Аврома Шомера они с мужем повезли в Лондон в 1911 году, а затем в театр Лодзи Гройса и варшавский театр «Элисей» . Ее успех побудил пару вернуться в Варшаву, где в 1912 году она снялась в фильме Аншеля Шорра и Йозефа Румшинского « Dos meydl fun der Vest» («Американерин») Аншеля Шорра и Йозефа Румшинского , а затем Хантше в «Америке» и «Альма, ву войнсту?» (Альма, где ты живешь?) и немецкая оперетта «Пуптшик». [ 1 ]
По словам ученого Нины Варнке, Янг стала «самой любимой идишской актрисой в Польше и России в 1910-е годы» - популярной не только среди идишязычной публики оперетты, но также среди поляков-неевреев и русских. [ 2 ] Идишские интеллектуалы и литераторы в Варшаве, в том числе критики А. Мукдойни (псевдоним Александра Каппеля), Ноах Прилуцкий , Довид Фришман и И. Л. Перец , высоко ценили ее игру, несмотря на их общее двойственное отношение к притоку американских пьес и актеров в Европу. в это время. [ 3 ] Хотя действие не всех пьес в ее репертуаре происходило в Соединенных Штатах, она создавала образ американки, играющей американских персонажей. [ 4 ] Муж Янг Боас в своих мемуарах Майн Лебн (1950) вспоминал о широкой популярности мюзикла « Ди американерин» среди разнообразного еврейского населения Варшавы:
Массы поляков пришли посмотреть на «Ди Американерина» ; Варшавские ассимиляторы не стеснялись приходить в театр идиш... молодые хасиды пробирались в театр... [и] еврейские литераторы видели в спектаклях Клары Янг возрождение языка идиш. [ 5 ]
Он отметил, что музыку спектакля (сочиненную Румшинским) «можно было услышать во всех кабаре», где ее пели как евреи, так и неевреи. [ 6 ]
Популярность Янг выросла, когда она снялась в фильме своего мужа «Джейкеле-обманщик» . В 1922 году она снялась в премьере оперы Бориса Томашевского « Грине кухни» . В 1923 году в театре «Проспект» сыграла заглавную роль в Школьнике « » , вскоре после нескольких лет путешествовала по Польше и Советскому Союзу, затем в Аргентине и Бразилии в 1928 году, затем снова в Лодзь, Варшаву, Ригу. и Вильно в 1930-е годы, затем Париж, Берлин и Лондон, Бельгия, Мексика и Куба.
Впоследствии Клара Янг вернулась одна в Советский Союз, стала советской гражданкой и провела там остаток своей жизни. [ 7 ] В 1941 году Янг был среди друзей, с которыми актриса польского происхождения Ида Каминская встретилась в Ташкенте , когда все они временно застряли там в условиях военного времени. [ 8 ] Янг умер в Москве в 1952 году. [ 7 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Залмен Зильберцвейг, Лексикон для идишн-театра , Книга вторая, 917-919 гг.
- ^ Варнке, Нина (март 2004 г.). «Путешествие на Восток: влияние американских пьес и актеров на идише на идишскую сцену в царской России, 1890-1914». Американская еврейская история . Том. 92, нет. 1. п. 1-29; здесь: стр. 26. дои: 10.1353/ajh.2005.0039 .
- ^ Варнке (2004), с. 27-28.
- ^ Варнке (2004), с. 28.
- ^ Цитируется по Warnke (2004), с. 27 (эллипсы, как у Варнке).
- ^ Варнке (2004), с. 27, с цитатой Вооза.
- ^ Jump up to: а б Варнке (2004), с. 28, примечание 61.
- ^ Сандроу, Нахма (1996). Звезды-бродяги: Всемирная история идишского театра . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815603290 . п. 247.