Trolleybuses in Dushanbe
Dushanbe trolleybus system | |
---|---|
![]() A Trolza ZiU-682-016 trolleybus in Dushanbe, 2010. | |
Операция | |
Местный | Душанбе , Таджикистан |
Открыть | 1955 |
Статус | Открыть |
Маршруты | 8 (по состоянию на 2006 г.) |
Оператор(ы) | "Душанбенаклиётхадамотрасон" Пассажирское унитарное предприятие |
Инфраструктура | |
Депо(а) | 2 |
Запас | ~ 200 (2015) [ 1 ] |
Душанбинская Душанбе троллейбусная система является частью общественного транспорта сети , столицы и крупнейшего города Таджикистана . В эксплуатации с 1955 года. По состоянию на 2006 год в систему входят восемь маршрутов.
История
[ редактировать ]Развитие электротранспорта в Душанбе (тогда он назывался Сталинабадом) было разрешено 6 апреля 1955 года, когда решением № 106 исполкома Сталинабадского горсовета было создано агентство по управлению троллейбусами. [ 2 ]
1 мая 1955 года, в разгар большого праздника, первые городские троллейбусы начали курсировать по главной магистрали республики, тогда называвшейся проспектом Ленина (ныне проспект Рудаки). Это были троллейбусы «Энгельс» МТБ-82Д, выпускавшиеся на заводе Урицкого. Первый маршрут простирался всего на 11 км (7 миль) от центра города и пролегал от проспекта Ленина до железнодорожного вокзала. [ 2 ]
В 1957 году была открыта линия № 2, а в 1958 году — линия № 3. К моменту ввода в эксплуатацию второго троллейбусного парка в 1967 году длина воздушной сети увеличилась до 49 км (30 миль). Было девять маршрутов, 65 троллейбусов и 700 рабочих. [ 2 ]
С распадом Советского Союза и перебоями в поставках нефти, которые периодически происходили в Таджикистане в 1990-е годы, городской транспорт в Душанбе испытал значительные проблемы. Парк обычных автобусов практически прекратил свое существование, поэтому основным видом пассажирского транспорта на улицах стали троллейбусы. В период нехватки нефти был задействован весь существующий электроподвижной состав, в том числе ремонтные автомобили и троллейбусы КТХ-1 производства Киевского электрозавода. Число троллейбусов, находившихся в эксплуатации в конце 1980-х годов, достигло 250 машин ЗиУ-682; к концу 1990-х годов парк сократился до 45-50 единиц, сократилась маршрутная сеть. [ 2 ]
С момента обретения независимости Таджикистан приобрел 27 бывших в употреблении троллейбусов, каждому не менее 10 лет. В целях сохранения существующего подвижного состава, изготовленного в середине 1990-х годов, партия троллейбусов была отправлена в Казахстан для капитального ремонта на Алма-Атинском трамвайно-троллейбусном заводе, но из-за отсутствия финансирования они так и не были отремонтированы, и там денег, чтобы «вернуть» их обратно в Душанбе, не было. [ 2 ]
Летом 2000 года для решения проблемы обновления троллейбусного парка Душанбе в 1-е троллейбусное депо были доставлены автобусные кузова «Икарус 260» и «Икарус 280» , предназначенные для переоборудования в троллейбусы. Задача по проектированию и монтажу силового оборудования была возложена на ведущего электрика депо Н.Х. Салахитдинова. Его бригада механиков и электриков справилась с задачей: в 2001 году шесть автобусов переоборудовали в троллейбусы, что продлило им еще два года службы. [ 2 ]
9 сентября 2004 года мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллаев и генеральный директор российского АО «Тролза-Маркет» Пол Берлин подписали контракт на закупку 100 новых троллейбусов для обеспечения потребностей общественного транспорта Душанбе. Первые поставки новых троллейбусов по этому контракту начались летом-осенью 2005 года, а последняя, сотая машина поступила в апреле 2006 года. С вводом в эксплуатацию новых машин старые троллейбусы из парка были выведены. [ 2 ]
Услуги
[ редактировать ]
По состоянию на 2006 год в Душанбе действовало восемь троллейбусных линий: № 1, 2, 4, 5, 8, 10, 12 и 14.
Троллейбусная система Душанбе имеет ряд особенностей эксплуатации, ставших общепринятыми в последние годы.
По состоянию на 2017 год первое касается способа оплаты проезда и погрузочно-разгрузочных работ. Каждый обслуживающий троллейбус имеет экипаж из 2 человек. Один — водитель, второй — собирает плату за билет и переустанавливает инкассатор на случай, если он соскочит. Билет сейчас стоит 1 сомони для взрослого.
Из-за значительного износа воздушной сети часто выходят из строя токоприемники. Таким образом, специалист по продаже билетов обучен и может повторно установить инкассаторы менее чем за одну минуту.
Флот
[ редактировать ]
По состоянию на август 2011 года текущий парк троллейбусов Душанбе базировался на типовой конструкции троллейбуса ЗиУ-9 :
- ТролЗа-5264.01 «Капитал» (№№ 1000-1003);
- ЗиУ-682Н-016(012) (№1004-1039, 2000-2027 гг.);
- ЗиУ-682Н-016(018) (№1042, 1053, 1054, 1058, 1059, 1072-1083, 2038, 2046, 2051-2079);
- ЗиУ-682В (№1177, 2095, 2099). [ 1 ]
Все троллейбусы Душанбе окрашены в стандартную бело-зеленую окраску системы.
Склады
[ редактировать ]Душанбинская система имеет два депо.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Душанбинский троллейбусный список» . Сайт городского электротранспорта . Городской электротранспорт. Август 2011 года . Проверено 15 августа 2011 г.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|work=
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Klimov, Konstantin (February 2008). Трудные маршруты троллейбусов Душанбе [Difficult trolleybus routes in Dushanbe]. www.omnibus.ru (in Russian). ЗАО "Политроника" [JSC "Politronika"] . Retrieved 15 August 2011 .
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|work=
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с троллейбусами в Таджикистане, на Викискладе?
- Климов Константин [Konstantin Klimov] Трудные маршруты троллейбусов Душанбе (Difficult trolleybus routes in Dushanbe) , на www.omnibus.ru (in Ukrainian)
- Городской электротранспорт – База данных Душанбе/фотогалерея – Список троллейбусов Душанбе – на разных языках, включая английский.
- Транспорт (Транспорт) (in Ukrainian) in Dushanbe official website ( Официальный сайт города Душанбе) (in Ukrainian)
- Trolleybus city : Dushanbe on www.trolleymotion.com