Скажи Сифру
Альтернативное название | Кута? |
---|---|
Расположение | Ирак |
Координаты | 31 ° 17'33 "N 45 ° 57'57" E / 31,29250 ° N 45,96583 ° E |
Тип | урегулирование |
История | |
Основан | в. 2000 г. до н.э. |
Периоды | Бронзовый век |
Культуры | Старый Вавилонский |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1854 |
Археологи | Уильям Лофтус |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Телль-Сифр — это древний ближневосточный археологический памятник в провинции Ди-Кар иракской , который обычно считается небольшим древним городом Куталла. Он расположен примерно в девяти милях к востоку от древнего города Ларса . Город лежал на ответвлении древнего канала Итурунгал, который также ведёт к Бад-Тибире . [1]
«С левого берега Итурунгала брали два притока, Ид-Нинаки-ген-а, которые через Бзейх (Забалам) текли в Теллох (Гирсу), аль-Хиббу (Уру-ку, Лагас?) и Сургуль (Нина ), и безымянная ветвь, которая берет начало от точки к северу от Мансурии, проходит далеко к востоку от Медины (Бад-тибира) и продолжается на юго-восток до небольшого холма, также называемого Мадина. от правого берега и бежит к Телль-Сифру (Куталле)». [2]
Не путать с городищем Телль-Сифр железного века недалеко от Алеппо в Сирии.
История
[ редактировать ]Это место было заселено в исин-ларсийский и старовавилонский периоды . В парфянские времена оно использовалось как кладбище. Парфянские могилы представляют собой продолговатые кирпичные своды, выкрашенные внутри в красный цвет. [3]
Археология
[ редактировать ]Это место представляет собой небольшой конический холм на вершине платформы высотой около 40 футов. Его раскапывала команда Уильяма Лофтуса в течение нескольких дней в 1854 году. [4] Было найдено несколько необожженных глиняных клинописных табличек, многие из которых были «в оболочке». Таблички, всего 100 штук, наиболее полные, были найдены в кирпичном строении, защищенном тростниковой циновкой. Конверты, частично окружающие таблетки, также были надписаны и запечатаны цилиндрическими печатями. [3] Был найден комплекс медных инструментов древневавилонского периода.
«большие чадроны, вазы, маленькие дислы и ящики для игральных костей (?); молотки, долота, тесла и топоры; большой ассортимент ножей и кинжалов разных размеров и форм — все необработанные; массивные и меньшие кольца; пара арестантские кандалы; три звена прочной цепи; кольцевая гиря; несколько пластин, напоминающих конские подковы, разделенных на пятке для вставки ручки и имеющих по два отверстия в каждой из других пластинок различной формы; вероятно, это были примитивные топоры; слиток меди и большая масса шлака из того же выплавленного металла. Был также небольшой фрагмент битумной чаши, облицованной тонкой медью, и кусок свинца». [3]
Медная сборка, также завернутая в тростниковую циновку, и таблички сейчас хранятся в Британском музее . [5] [6] Таблички были позже опубликованы. Они были датированы периодом правления царя Ларсы Рим-Сина и вавилонских царей Хаммурапи и Самсу-илуны . Большинство из них взято из семейного архива некоего Силли-Эштара и его брата Авили-или, сыновей Илу-Суккала. Хотя братья действовали около 20 лет, тексты в архиве включают более ранние тексты, относящиеся к Нур-Ададу , Рим-Сину и Варад-Сину из Ларсы. [7] [8] Большинство текстов были запечатаны, некоторые неоднократно, и было обнаружено 200 различных печатей. [9] После дальнейшего анализа было высказано предположение, что одна треть табличек на самом деле прибыла из Ура (раскопанного Дж. Э. Тейлором) и была случайно смешана с табличками Лофтуса из Телль-Сифра во время транспортировки. Неправильно помеченный текст Телля Сифра на самом деле из Ура: «1–2, 4–9, 11, 13–16, 20–26, 87–94, 96–98 и 105–10». С тех пор в результате тайных раскопок появилось еще несколько Телль-Сифра. [10] [11] [12] Большинство текстов затрагивают имущественные и юридические вопросы. Один фрагмент с планшета гласит:
«Они пошли к судьям, и судьи отправили их в город и к старейшинам, (где) у Врат Сина стояла божественная эмблема Сина (Сиуринну-са-Син), божественная птица Нин-мара, божественная лопата Мардука (Марру(м)-На-Мардук), (и) божественное оружие Абнума». [13] [14]
Кутта
[ редактировать ]Царь Ларсы Силли-Адад (ок. 1771–1770 до н.э.) называл себя правителем Куталлы в кирпичной надписи, найденной в Уре: «... поставщик Ниппура, правитель Ура, Ларсы, Лагаса и земли (ма- да) Куталлы...». [15] Его преемник Варад-Син использовал тот же королевский оберег на конусе с надписью. [16] В одном из своих произведений Хаммурапи упоминает садовника из Куталлы:
«С Шамаш-хазиром говори! Так говорит Хаммурапи. Син-ишмеанни из Куталлы, хранитель сада финиковых пальм Дильмуна, сообщил мне следующее: «Шамаш-хазир экспроприировал у меня поле моего отцовского поместья и отдал это солдату. ..." [17]
во времена Самсу-илуны (ок. 1749–1712 до н.э.), правителя Вавилона, некий Или-иппалсам служил рабианумом (мэром) в Куталле. Известно, что [18]
Бог, возможно, городской бог, который, как известно, проживал в Куталле, был Лугал-ки-суна (Его Место). Там также засвидетельствован обожествленный символ Мардука, Марру(м)-На-Мардук, «Меч Мардука». [19] Имя 18-го года правителя Ларсы Гунгунума гласило: «Год был построен храм Лугал-кидуна» (mu e д право быть не). [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торкильд Якобсен, «Воды Ура», «К образу Таммуза и другие очерки по истории и культуре Месопотамии», Кембридж, Массачусетс, и Лондон, Англия: Издательство Гарвардского университета, стр. 231–244, 1970.
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Новый взгляд на гидрологию и топографию Южной Вавилонии в третьем тысячелетии», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 91, № 1, стр. 22-84, 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с [1] Уильям Лофтус, «Путешествия и исследования в Халдее и Сузиане; с отчетом о раскопках в Варке, Эрехе Нимрода, и Шуше, Шушане, дворце Эстер, в 1849–1852 годах», Дж. Нисбет и Ко., 1857 г.
- ^ Хилпрехт, Х.В., «Первые успешные попытки в Вавилонии», Исследования библейских стран в XIX веке, Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 138-186, 2004 г.
- ^ Мури, PRS, «Клад Лофтуса из старых вавилонских инструментов из Телль-Сифра в Ираке», Ирак, том. 33, нет. 2, стр. 61–86, 1971 г.
- ^ Мури, PRS и др., «Новый анализ старых вавилонских металлических изделий из Телль-Сифра», Ирак, том 50, стр. 39–48, 1988.
- ^ CF Жан, "Скажи Sifr. Textes cuneiformes conserves au British Museum", 1931
- ^ Шарпен, Доминик, «Семейные архивы и частная собственность в древней Вавилонии: исследование документов «Скажи Сифру»», том. 12, Библиотека Дро, 1980 г.
- ^ Уорд, Р.Д., «Оттиски печати документов Tel Sifr», AOAT 203, стр. 173–94, 1979.
- ^ Ренгер, Йоханнес, «Обзор - Семейные архивы и частная собственность в Древней Вавилонии: исследования документов Доминика Шарпена «Скажи Сифру», Журнал Американского восточного общества, том. 105, нет. 2, с. 331–34, 1985 г.
- ↑ Шарпен, Доминик, «Очерк дипломатии месопотамских документов», Письменность, закон и царствование в Старой Вавилонской Месопотамии, Чикаго: University of Chicago Press, стр. 25–42, 2010 г.
- ^ Шарпен, Доминик, «Эпиграфия Ура: прошлое, настоящее и будущее», Ур в XXI веке нашей эры: материалы 62-го Rencontre Assyriologique Internationale в Филадельфии, 11–15 июля 2016 г., под редакцией Гранта Фрейма, Джошуа Джефферс и Холли Питтман, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 181–194, 2021 г.
- ↑ Китц, Энн Мари, «Клятвы, клятвы и проклятия», Cursed Are You!: Феноменология проклятий в клинописных и еврейских текстах, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 32–63, 2014 г.
- ^ Ричардсон, Сет, «Место и переносимость: божественные эмблемы в древневавилонском законе», Как вверху, так и внизу: Религия и география, под редакцией Джины Константопулос и Шаны Зайя, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 28- 73, 2021
- ↑ Де Граф, Катриен, «Восход плохой луны: меняющиеся судьбы Ура в начале второго тысячелетия до нашей эры», Ур в XXI веке нашей эры: Материалы 62-го Международного собрания ассириологов в Филадельфии, 11–15 июля 2016 г., отредактировано Грант Фрейм, Джошуа Джефферс и Холли Питтман, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 49–88, 2021 г.
- ^ Фрейн, Дуглас, «Ларса», Старый Вавилонский период (2003–1595 до н. э.): Ранние периоды, Том 4, Торонто: University of Toronto Press, стр. 107–322, 1990
- ^ Уэстбрук, Раймонд, «Социальная справедливость на древнем Ближнем Востоке», Закон от Тигра до Тибра: сочинения Раймонда Уэстбрука, под редакцией Ф. Рэйчел Магдалины и Брюса Уэллса, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. . 143-160, 2021 г.
- ^ Михаловский, Петр, «Из коллекций старого вавилонского знатока литературы», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 107, стр. 15–22, 2013 г.
- ^ Фрейн, Дуглас Р. и Стаки, Джоанна Х., «Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока: три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама», Университетский парк, США : Издательство Пенсильванского государственного университета, 2021 г.
- ^ Фицджеральд, Мадлен Андре, «Правители Ларсы», диссертация Йельского университета, 2002 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Масперо, Г., «Вавилонские контракты Телль-Сифра», Журнал дебатов, 1894 г., 20 апреля, изд. вечером
- Холойен, Рене А., «Компьютерная база данных вавилонских экономических документов, Ричард Д. Уорд и». Информатика в гуманитарных науках, стр. 163–179, 1981 г.
- Р. Уорд, «Семейная история Силли-Иштар: реконструкция на основе документов Куталлы», Неопубликованный доктор философии Университета Миннесоты. Диссертация, Миннеаполис, 1973 г.