Лаззаро Донати
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Лаззаро Донати (8 января 1926 г.) [ 1 ] — 1977) родился во Флоренции и учился в Академии изящных искусств . Он начал рисовать в 1953 году, а в 1955 году провел свою первую выставку в галерее Индиано во Флоренции. В течение трех лет последовало одиннадцать выставок в Италии, и по мере того, как его репутация росла, его приглашали провести крупные выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Рио-де-Жанейро и Монтевидео. Он считается одним из выдающихся современных итальянских художников, а его картины висят в музеях и частных коллекциях по всей Америке, Европе и Азии.
Студия
[ редактировать ]Донати жил и работал на площади Пьяцца Донателло, 24 во Флоренции, площади, где поколения художников создавали произведения, достойные великой флорентийской традиции. Когда вы вошли в узкий коридор его студии, позолоченный венецианский ангел в натуральную величину поманил вас к двери. Оказавшись внутри, настоящее растворилось, и вы оказались в ателье, где, возможно, работали ранние мастера эпохи Возрождения. Внутри роскошные персидские ковры контрастируют с бесчисленными предметами искусства и антикварной мебелью. Свет лился сквозь наклонную стеклянную стену с северной стороны. Эффектная лестница вела на нависающий балкон, служивший частной галереей, где художник вывешивал некоторые из своих любимых ранних работ. Слева от входа располагалась мастерская поменьше, где лепил Донати, с окном, выходившим на знаменитое старое английское кладбище , где туристы возлагали цветы на могилу Элизабет Барретт Браунинг .
В самой главной мастерской, где Донати принимал своих клиентов в атмосфере, отполированной до блеска в кабинете топ-менеджера, едва ли можно было осознать, что именно здесь художник на самом деле рисовал. Мольберт его был покрыт персидским синим бархатом, картина на мольберте уже была в рамке, стул был обито красным бархатом, а на палитре краски были расположены с точностью византийской мозаики. На угловом стенде стояли его последние работы, оформленные в рамки и готовые к отправке на следующую выставку в Европе или Америке.
Донати был прирожденным хозяином, радушно принятым, элегантным человеком, обладавшим огромным обаянием, добродушием и острым чувством юмора. Видимо застенчивый, он предпочитал говорить на чуждые его искусству темы, нарочно отвлекая от своих картин, а затем возвращая к ним, тактично и без претензий. Он свободно говорил по-французски и по-английски, а также немного по-испански и по-немецки. «В конце концов, — сказал он, — надо уметь продать картину всем».
Стиль
[ редактировать ]Он не питал симпатии к «капельным» студиям своих современников, предпочитая поддерживать свою студию в чистоте и порядке. «Живопись — это вопрос точности», — сказал он. — «Если художник не может нанести краску туда, куда он хочет, я не понимаю, как он может называть себя художником. Для меня абсолютно необходимо контролировать краску».
Когда его попросили рассказать, какую технику он использовал для достижения эмалевой отделки, типичной для его картин, он ответил: «Это секрет между мной и моим дворецким. На самом деле, большинство моих картин написаны им!» Но на самом деле за фасадом Донати скрывался серьезный мастер, который посвятил свою живопись как образу жизни и средству выражения. С самого начала его творчества в его картинах проявилось стремление к совершенству и постоянное исследование проблем стиля и техники. Его ранние работы свидетельствовали о мгновенном интересе к сюрреализму и абстрактному искусству; они были преимущественно двухмерными, в зависимости от линии и яркого цвета. Но к 1958 году с его картиной «Дама с веером», которую он повесил на почетном месте на балконе, произошла решительная смена стиля. Появился новый интерес к объёму и особый вкус к изогнутым формам. К этому времени Донати уже был на пути к развитию своей собственной, очень личной формы выражения, которая мало чем была обязана какой-либо из основных школ современной живописи. Его процедура создания картины была необычной. Только для своих самых ранних работ Донати использовал холст. Он рисовал почти исключительно на специально обработанных деревянных панелях. Положив панель на стол, он сначала положил на фон богатую полупрозрачную глазурь, которая придавала характерную законченность его работе. Этот «фон», возможно, лучше описать как атмосферу, в которой существовали его субъекты или из которой они в конечном итоге вышли.
Затем он нарисовал формы композиции специальным карандашом. Минимум линий создавал ощущение объема, фигуры и фон взаимопроникались. Затем он вернулся к своим краскам, объединяя различные техники для достижения блестящих хроматических и текстурных эффектов. Определяются объемы и устанавливаются плоскости композиции. Наконец, он завершил свою работу тем, что он называет «люми» — архаичным итальянским словом, означающим «свет», перистыми штрихами чистого цвета, которые подчеркивали ощущение объема. Донати так резюмировал свои художественные замыслы: «Я пытаюсь использовать опыт абстрактного искусства, накладывая рисунок по кругу, а затем добавляя к нему точки света для придания дополнительного объема. Я пытаюсь использовать систему Возрождения с современными нотками». Это интересный момент: Донати навязывал свои сюжеты абстракционизму и выходил из него.
Возможно, самая замечательная способность Донати — это его мастерство цвета. В его мастерской было четыре палитры. На его рабочем столе стояли два: один для землистых цветов, другой для высоких тонов. За мольбертом висели еще две, каждая с калейдоскопом цветов. На вопрос о причине Донати ответил: «Я держу эти палитры над мольбертом как запись цветов, иначе я их забуду. Цвет слишком важен, чтобы зависеть от проб и ошибок. Я вижу цвет на одной из этих палитр, накладываю его на картинку мысленным взором, и это уберегает меня от ошибок». Таким образом, с тщательной тщательностью Донати добился чистоты и живости цвета, кажущейся непосредственности, которые отличают его картины.
Живопись Донати нельзя отнести к определенной школе живописи. Говоря о своем художественном вдохновении, он сказал: «Я не осознаю, что подражал или находился под влиянием какого-либо конкретного художника, но каждая картина содержит опыт многих предыдущих художников. Ни один художник не может рисовать, не находясь под влиянием таких мастеров, как Рафаэль , Микеланджело , Тициан , а за пределами Италии — таких художников, как Рембрандт и Ренуар ». Фактически, в некоторых из его более крупных картин с фигурами Мадонны и обширными пейзажными фонами можно увидеть влияние итальянской живописи эпохи Возрождения , как в отдельных мотивах, так и в монументальности концепции. Но в каждом случае первоначальное вдохновение служило лишь отправной точкой для совершенно нового творческого произведения искусства.
Предметы, которые Донати предпочитал рисовать, отражают этот личный стиль. На протяжении многих лет он работал над одними и теми же темами, преобразовывая их своим поэтическим видением. Его наиболее часто повторяющиеся сюжеты — обнаженная натура, натюрморт и городской пейзаж — отчасти отражают его стилистическое предпочтение округлым формам. «Я рисую женские формы, — говорил он, — не только потому, что они красивы, но и потому, что они по сути своей круглые». Другой любимый сюжет — городской пейзаж, и снова его вкус к изогнутым формам проявился в выборе двух куполообразных церквей: Салюте в Венеции и Санто-Спирито во Флоренции , обе из которых он нарисовал в бесчисленных вариантах яркими, вибрирующими цветами.
Натюрморт был его третьей основной темой. Снова и снова он черпал вдохновение из вазы с фруктами, воссоздавая ее заново по мере того, как его собственный стиль постоянно развивался и менялся. У Донати эти немногие темы, повторявшиеся в творчестве великих мастеров в истории живописи, становились в каждом случае новым источником удовольствия, свежим взглядом и проникновением в творческое видение художника.
Жизнь
[ редактировать ]Донати жил в традициях великих флорентийских художников прошлого, которые считали живопись такой же профессией, как и любая другая, успех в которой зависел от того, нравились ли его работы другим людям. Так что сам Лаззаро Донати работал в своей студии, создавая, экспериментируя, меняя, уничтожая ошибки и надеясь продать успехи. Вдали от студии он вел активную общественную жизнь. Добросердечный и обаятельный, он одинаково чувствовал себя как дома за обеденным столом посла или в траттории на площади.
Его таланты не ограничивались живописью. Он также был скульптором и отличным фотографом, опубликовавшим две книги своих фотографий в серии «Знаменитые города мира», посвященной Венеции. [ 2 ] и Флоренция. [ 3 ] Он также получил степень доктора экономики во Флорентийском университете .
Хотя его живопись питалась европейской культурой и великими традициями страны, в которой он живет, Лаццаро Донати стал ярко выраженной и целостной художественной личностью. Его картины по сути доставляют удовольствие. Некоторые из них пронзительны, некоторые задумчивы, большинство счастливы, и все они мерцают светом и цветом, как какой-то полупрозрачный драгоценный камень.