Тяга (механика)
Тяга , сила тяги или сила тяги — это сила, используемая для создания движения между телом и касательной поверхностью за счет использования либо сухого трения , либо силы сдвига . [1] [2] [3] [4] Он имеет важное применение в транспортных средствах , например, в тяговом усилии .
Тяга также может относиться к максимальной силе тяги между телом и поверхностью, ограниченной имеющимся трением; в этом случае тяга часто выражается как отношение максимальной тяговой силы к нормальной силе и называется коэффициентом тяги (аналогично коэффициенту трения ). Это сила, которая заставляет объект двигаться по поверхности, преодолевая все силы сопротивления, такие как трение , нормальные нагрузки (нагрузка, действующая на ярусы в отрицательной оси Z), сопротивление воздуха , сопротивление качению и т. д.
Определения
[ редактировать ]Тягу можно определить как:
физический процесс, при котором касательная сила передается через поверхность раздела между двумя телами посредством сухого трения или промежуточной пленки жидкости, что приводит к движению, остановке или передаче энергии.
— Основы и испытания механического износа, Раймонд Джордж Байер [5]
В динамике транспортного средства сила тяги тесно связана с терминами «тяговое усилие» и «тяговое усилие» , хотя все три термина имеют разные определения.
Коэффициент тяги
[ редактировать ]Коэффициент тяги определяется как полезная сила тяги, деленная на вес ходовой части (колеса, гусеницы и т. д.). [6] [7] то есть:
полезная тяга = коэффициент тяги × нормальная сила .
Факторы, влияющие на коэффициент тяги
[ редактировать ]Сцепление между двумя поверхностями зависит от нескольких факторов:
- Состав материала каждой поверхности.
- Макроскопическая и микроскопическая форма ( текстура ; макротекстура и микротекстура ).
- Нормальная сила, сжимающая контактные поверхности вместе.
- Загрязнения на границе материала, включая смазочные материалы и клеи.
- Относительное движение тяговых поверхностей - скользящий объект (при кинетическом трении) имеет меньшую тягу, чем нескользящий объект (при статическом трении).
- Направление тяги относительно некоторой системы координат — например, доступное сцепление шины с дорогой часто различается при прохождении поворота, ускорении и торможении. [8]
- На поверхностях с низким коэффициентом трения, таких как бездорожье или рис, тягу можно увеличить за счет использования тяговых устройств, частично проникающих в поверхность; для бездорожья эти устройства используют прочность на сдвиг подстилающей поверхности, а не полагаются исключительно на сухое трение (например, агрессивный протектор или цепи противоскольжения ).
Коэффициент тяги в инженерном проектировании
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2009 г. ) |
В конструкции колесных или гусеничных транспортных средств высокое сцепление между колесом и землей более желательно, чем низкое, поскольку оно обеспечивает более высокое ускорение (включая прохождение поворотов и торможение) без пробуксовки колес. Заметным исключением является техника дрифта в автоспорте , при которой сцепление задних колес намеренно теряется во время прохождения поворотов на высокой скорости.
Другие конструкции значительно увеличивают площадь поверхности, чтобы обеспечить большее тяговое усилие, чем колеса, например, в транспортных средствах с непрерывной гусеницей и полугусеничных транспортных средствах. [ нужна ссылка ] Танк или аналогичная гусеничная машина использует гусеницы для снижения давления на зоны соприкосновения. 70-тонный М1А2 опустился бы до точки высокой центровки, если бы на нем использовались круглые шины. Гусеницы распределяют 70 тонн груза по гораздо большей площади контакта, чем шины, и позволяют танку передвигаться по гораздо более мягкой земле.
В некоторых приложениях существует сложный набор компромиссов при выборе материалов. Например, мягкая резина часто обеспечивает лучшее сцепление, но также быстрее изнашивается и имеет более высокие потери при изгибе, что снижает эффективность. Выбор материала может иметь драматический эффект. Например: срок службы шин, используемых для гоночных автомобилей, может составлять 200 км, а срок службы шин, используемых на тяжелых грузовиках, может приближаться к 100 000 км. Грузовые шины имеют меньшее сцепление с дорогой и более толстую резину.
Тяга также зависит от загрязнений. Слой воды в пятне контакта может привести к существенной потере сцепления с дорогой. Это одна из причин образования канавок и ламелей на автомобильных шинах.
Было обнаружено, что тяга грузовиков, сельскохозяйственных тракторов, колесных военных машин и т. д. при движении по мягкому и/или скользкому грунту значительно улучшается за счет использования систем контроля давления в шинах (TPCS). Система TPCS позволяет снизить, а затем восстановить давление в шинах при длительной эксплуатации автомобиля. Увеличение тяги за счет использования системы TPCS также снижает износ шин и вибрацию при движении. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смех, Шон; Герхарт, Грант; Мюнх, Пол (2000), Оценка мобильности транспортных средств с использованием уравнений Беккера (PDF) , TARDEC армии США, заархивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2019 г.
- ^ Берч, Дерил (1997). «Полезная мощность» . Оценка раскопок . Craftsman Book Co., с. 215. ИСБН 0-934041-96-2 .
- ^ «Трение» . гиперфизика.phy-astr.gsu.edu . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Абхишек. «Моделирование поезда метро» . Metrotrainsimulation.com . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Байер, Раймонд Джордж (22 апреля 2004 г.). «Терминология и классификации» . Основы механического износа и испытания . ЦРК Пресс. п. 3. ISBN 0-8247-4620-1 .
- ^ Шекснайдер, Клиффорд Дж.; Мэйо, Ричард (2003). Основы управления строительством . МакГроу-Хилл Профессионал. п. 346. ИСБН 0-07-292200-1 .
- ^ Вонг, Джо Юнг (20 марта 2001 г.). «4.1.3 Коэффициент тяги» . Теория наземных транспортных средств . п. 317. ИСБН 0-471-35461-9 .
- ^ J670 Терминология динамики автомобиля , SAE .
- ^ Манро, Рон; Маккалок, Фрэнк (февраль 2008 г.). «Контроль давления в шинах лесовозов: некоторые наблюдения во время испытаний в Хайленде, Шотландия» (PDF) . РОАДЭКС III Северная Периферия . Проверено 20 апреля 2018 г.