Мирная конференция Вунлит
Мирная конференция Вунлит Конференция мира и примирения динка-нуэр на Западном берегу реки Иордан | |
---|---|
![]() Белый бык Мабиор принесён в жертву по завершении Мирной конференции в Вунлите | |
Принимающая страна | Судан (ныне Южный Судан ) |
Место(а) | Вунлит, Южный Судан |
Участники | Политические и религиозные лидеры и традиционные власти Южного Судана, Совет церквей Нового Судана |
в Конференция мира и примирения на Западном берегу реки Динка-Нуэр 1999 году прошла на территории тогдашней южной части Судана . Ее обычно называют «Мирной конференцией Вунлит» в честь Вунлита , деревни, где она проводилась в восточном округе Тондж в Бахр-эль-Газале . В конференции приняли участие нуэры из западной части Верхнего Нила и динка из Тонджа, Румбека и Йирола. [ 1 ] Это наиболее известный и всесторонне документированный случай мирного процесса между людьми на территории нынешней Республики Южный Судан . [ 2 ]
Предыстория конфликта
[ редактировать ]Коренные причины недовольства, которые привели к конференции Wunlit, были сложными и многоплановыми. Они основывались на переплетении местных, региональных, национальных и международных конфликтов. [ 1 ]
Политические разногласия и борьба за власть внутри Суданского народно-освободительного движения/армии (НОДС/А) под руководством Джона Гаранга , которая боролась против сменявших друг друга режимов в Хартуме с 1983 года, переросли в раскол НОДС/А в 1991 году. Этот раскол привело к межплеменному насилию во многих частях Юга. В этом году NSCC организовал Вунлитскую конференцию мира и примирения, в которой приняли участие традиционные власти нуэров западной части Верхнего Нила и динка Бахр-эль-Газаля. южное повстанческое движение потеряло своего главного иностранного сторонника — Эфиопию В том же году с падением Хайле Менгисту , в то время как исламистские правители Северного Судана получили массивную военную помощь от Ирана . Впоследствии боевые действия между основными группировками НОДС/А Гаранга и группировками НОДС/А-Насир под руководством Риека Мачара и Лам Аколя , которые обратились к Хартуму, привели к особенно жестокому периоду боевых действий в Южном Судане. [ 3 ]
На местном уровне межобщинные столкновения усилились с 1993 года и включали в себя угон скота, грабежи, похищения детей и женщин и целенаправленные убийства мирных жителей. Кроме того, Керубино Куаньин Бол , один из основателей НОДС/А, поссорившийся с Гарангом, начал серию опустошительных рейдов на свой родной район Гогриал / Твик в 1994 году при поддержке режима Хартума . Они стали одной из главных причин голода, в результате которого в 1997 и 1998 годах погибло до 50 000 мирных жителей. В 1994 и 1995 годах также произошли рейды мести между группами динка и нуэр в городах Акот на западном берегу реки Нил и Ганилиэль на Восточном берегу. [ 3 ]
Подготовка к конференции
[ редактировать ]Совет церквей Нового Судана (NSCC) сыграл жизненно важную роль в инициировании, организации, содействии и проведении мирной конференции в Вунлите. NSCC также обеспечил значительный вклад гражданского общества Южного Судана в переговоры между противоборствующими сторонами из местных сообществ. [ 4 ]
По словам Джона Эшворта, ветерана-советника NSCC и бывшего католического миссионера в Южном Судане, мирный процесс в Вунлите был инициирован в 1997 году. Поскольку церкви не смогли стать посредниками между Гарангом и Мачаром, они сосредоточились на том, чтобы начать с низового уровня. даже организовала подготовительные встречи в Кении , где в то время базировался NSCC.
« Итак, в 1998 году мы собрали группу вождей динка и нуэр с Западного берега Нила. Мы привезли их в Локичогио , это было безопасное место, и это была ключевая встреча, заложившая основу для остальной части процесса общения между людьми. Они согласились: «Мы не можем продолжать убивать друг друга; мы собираемся прикончить друг друга. ”' [ 5 ]
Затем NSCC создал различные комитеты, ответственные за лоббирование, сбор средств и содействие мирной конференции в Вунлите. Его лидерам удалось мобилизовать международные церковные организации, такие как Всемирный совет церквей (ВСЦ) и Всеафриканская конференция церквей (AACC), для участия в мирной инициативе, особенно путем оказания финансовой и моральной поддержки. [ 4 ]
Что касается логистики, НККС поручил руководителям комитетов и докладчикам предоставить мольберты, доски, маркеры и бирки для идентификации и дифференциации участников конференции. В самом Вунлите, который стратегически располагался в приграничном районе межобщинного конфликта, но раньше был относительно небольшим поселением без необходимой инфраструктуры, NSCC организовал логистическую поддержку, чтобы гарантировать бесперебойное проведение конференции. Он помог посетителям и принимающей стороне предоставить комплекты, состоящие из одеял, противомоскитных сеток и других личных вещей, а также вырыть колодцы для воды и организовать необходимый воздушный и наземный транспорт, включая строительство взлетно-посадочной полосы. [ 6 ]
В эти усилия значительный вклад внесли и другие внешние игроки. Дальнейшую финансовую поддержку предоставили правительства Норвегии и США , Организация Объединенных Наций через ПРООН и международные неправительственные организации, такие как World Vision , Christian AID и PACT . [ 7 ]
Более того, некоторые внешние игроки считались ключевыми посредниками, которые проводили отдельные интервью с двумя воюющими сторонами, чтобы выяснить источники горечи и недовольства с обеих сторон. Они также выступали в качестве модераторов, следя за тем, чтобы конференция шла в правильном направлении, и с этой целью иногда молились, чтобы успокоить напряженность конференции. [ 7 ]
Не в последнюю очередь внешние участники сыграли решающую роль в записи, расшифровке и публикации обширных материалов конференции, которые с тех пор стали доступны в Интернете в качестве открытого источника для извлечения уроков. [ 8 ]
Материалы конференции
[ редактировать ]
После примерно двух лет подготовки сам конгресс состоялся с 27 февраля по 8 марта 1999 года. К нему присоединились церковные лидеры, традиционные вожди, мастера копья и старейшины, а также молодежь и особенно женщины, на долю которых приходилось около двух лет подготовки. 30 процентов участников. С негражданской стороны в него входили члены комиссии, члены этнических ополчений, а также представители НОДС/А Гаранга и Сил обороны Южного Судана (SSDF) Мачара. Кроме того, присутствовали многочисленные внешние наблюдатели, представители доноров и международные журналисты. [ 9 ]
Организаторам церкви удалось собрать вместе людей из шести округов Бахр-эль-Газаль и Западный Верхний Нил соответственно, которые граничат друг с другом. Каждый из двенадцати округов имел право выдвинуть тридцать делегатов, т.е. всего 360 делегатов. Однако из-за наступления поддерживаемого Хартумом Движения / Армии единства Южного Судана (SSUM/A) во главе с Паулино Матипом некоторые округа не явились в полном количестве. Только 12 человек из Твика прибыли вовремя, а из Абьея на конференцию не смог приехать никто. Таким образом, было всего 132 делегата от Бахр-эль-Газаля и 145 от западной части Верхнего Нила. Тем не менее, эти цифры по-прежнему соответствовали кворуму в 75%, что давало возможность конференции продолжить работу. (Динка-Нуэр Конференция мира и примирения на Западном Берегу. Стр. 7) В общей сложности число людей, присутствовавших на конференции, достигло более 1000 человек, поскольку к делегатам присоединились консультанты и лица, оказывающие поддержку. [ 9 ]
Среди наиболее известных наблюдателей были следующие: Сальва Киир Маярдит , тогдашний заместитель главнокомандующего НОДС/А, а с 2011 года президент Южного Судана; Нхиал Денг Нхиал , губернатор НОДС региона Бахр-эль-Газаль; Католический епископ Натаниал Гаранг Йирольской епархии ; преподобный Мэтью Матианг из епархии Вау , преподобный Уильям Лоури из пресвитерианской церкви ; [ 10 ] Харуун Руун, исполнительный секретарь НККС; Эндрю Куак Майол , комиссар НОДС округа Тондж; Джозеф Хуак Кон, комиссар округа Лир от Объединенного демократического фронта спасения (UDSF) ; Питер Ниот Кок , профессор права и эксперт по правовым вопросам НОДС; бывшие члены парламента Габриал Йоал и Самуэль Ару Бол в качестве представителей правительства Хартума; Фарук Гаткуот , генеральный секретарь UDSF Мачара; Джон Куланг Пуот, назначенный правительством комиссар Фангака ; Питер Пар Джик из SSDF. [ 9 ]
Первый день, 27 февраля, открылся закланием белого быка – «Мабиор-тон» на языке динка, а также «Мабор» на языке нуэр – в качестве жертвоприношения. Белого быка предоставил вождь Джалвау в Вунлите, Гум-Мадинг . Убийство этого быка символизировало стремление обеих общин к миру и примирению, поскольку оно должно было очистить все плохое, что было совершено друг против друга. Вождь Ньял Чан Ньял заявил: « Мы все видели жертвоприношение Мабиора (белого Быка), Нуэра и меня, мы, динка, которое смыло дьявола между нами. » [ 9 ]

В день открытия также состоялись христианские богослужения на местных языках. Службу динка возглавил Саймон Бил, а службу нуэр - Джордж Риак. За ними последовало приношение-призыв от духовных лидеров – Бенибита – со стороны Цзиенг (Динка) и Куар-Муона со стороны Наат (Нуэр). [ примечание 1 ] Уильям Рэй Куонг обратился к аудитории следующим образом: « Я говорю с вами, мы все; мы, южане, мы все люди одного Бога . Мы сражались друг с другом много лет, о Боже. Я сам был великим бойцом. Мои предки до меня были воинами; Я яростно боролся в течение многих лет. Мы, старейшины, знаем историю этого конфликта ». [ 9 ]
Второй день продолжился представлением высокопоставленных лиц и гостей, а затем началось рассказывание историй . Эти рассказы заняли четыре дня и были разделены на две части, поскольку одна община должна была рассказывать о своих недовольствах, не прерываясь другой. Вождь Джейкоб Мадхел Ланг Джук из Twic сказал: « Я рад, что Бог вселил в наши сердца надежду на мир, чтобы мы могли положить конец борьбе между нами. » [ 9 ]
Шестой день включал в себя общие выступления Румбека и гостей, а также формирование дискуссионных групп. Были сформированы шесть групп под председательством докладчиков для обсуждения поднятых вопросов и решений, предложенных в ходе Конференции. Они включали следующее:
• Пропавшие без вести лица и браки похищенных с докладчиком: Дхол Ачуил
• Как контролировать пограничные вопросы. Докладчик: Телар Денг
• Институциональные механизмы, такие как пограничные суды, полиция, апелляционные процедуры и координационный совет динка/нуэр. С докладчиком: Майкл Уол Дуани
• Люди вне мирного процесса. С докладчиком: Фарук Гаткуот
• Возвращение земель и восстановление отношений. С докладчиками: преподобным Мэтью Матиангом и Питером Ниотом Коком.
• Распространение мира на Восточный берег и Экваторию . С докладчиком: Джон Лук
На седьмой день дискуссионные группы вынесли следующие рекомендации:
• Содействие пограничным административным постам.
• Предоставление каждому округу радиоприемника, который может легко контролироваться полицией и пограничниками.
• Разоружение всех гражданских лиц, имеющих огнестрельное оружие.
• Принятие всех местных гражданских ополченцев, Гельвенга в Динке или Джиекабула в Нуэре, в армию или сдачу огнестрельного оружия.
• Разделение Бахр-эль-Газаля и западной части Верхнего Нила на полицейский пост.
• Состав полиции и обеспечение оружием, боеприпасами, другим оборудованием и обучение.
• Создание объединенной полиции
• Возрождение и укрепление существующих судов, а также обучение помощников юристов в судах.
• Применение обычного права
• Пограничные суды имеют первоначальную юрисдикцию
• Формирование координационного совета
• Брак с похищенным
• Подтвердить свободу передвижения
• Содействие примирению и семейным отношениям динка-нуэр.
• Предпринять ту же мирную инициативу в других частях Южного Судана.
На восьмой день были завершены эти отчеты и подписано соглашение и его резолюции. Каждый делегат подписал или оставил отпечаток большого пальца на итоговых документах. Во время заключения завет был благословлен христианскими церемониями поклонения и еще одним традиционным жертвоприношением белого быка. [ 9 ]
Исторические оценки
[ редактировать ]Мирная конференция в Вунлите привела к немедленному прекращению боевых действий между общинами динка и нуэр на Западном берегу. После конференции прекратились угон скота, похищения женщин и детей и убийства. Военные силы динка и нуэр, а также вооруженные гражданские лица прекратили насильственные действия друг против друга. [ 7 ]
В контексте объявления Вунлита об амнистии все виды прошлых преступлений были немедленно и безоговорочно прощены обеими сторонами. Динка и нуэр начали свободно перемещаться по территории друг друга со своими животными, чтобы разделить пастбища, воду, рыбные угодья и другие природные ресурсы.1 Местное трансграничное соглашение и соглашение Вунлит соблюдались обеими сторонами. [ 7 ]
Людей, которые были вынуждены покинуть свои родные земли, поощряли вернуться в свои родные деревни и восстановить утраченное доверие к своим соседям. В сентябре 1999 года 148 похищенных воссоединились со своими семьями и 141 скот был возвращен владельцам. [ 7 ]
Идея мирной конференции в Вунлите была распространена на множество других конфликтов в Южном Судане, особенно на Восточном берегу в Ваате и Лилире в 1999 и 2000 годах соответственно. Также в 2000 году еще одна аналогичная конференция прошла в кенийском городе Кисуму . В нем приняли участие женщины-представительницы предыдущих конференций, а также вожди, общественные лидеры, старейшины и молодежь, стремясь добиться большего мира в Южном Судане. Опять же, женщины составляли около трети участников, и их голоса были ключевыми для конференции, целью которой было посредничество между Гарангом и Мачаром. По словам советника NSCC Эшворта, конференция в Уунлите и последующие мирные процессы во многом способствовали примирению между двумя основными соперниками и воссоединению НОДС/А в 2002 году. [ 7 ]
Однако существуют и критические оценки конференции Wunlit, например, отсутствие инклюзивности в отличие от принципа «от человека к человеку» и тот факт, что NSCC выступил с инициативой религиозной направленности. Кроме того, некоторые считали, что NSCC и некоторые НПО слишком закрыты для НОДС/А и отдают предпочтение Западному Берегу. [ 7 ]
Дальнейшая критика указывала на отсутствие механизма обеспечения соблюдения соглашений и жаловались на неравный доступ к услугам, а также на предполагаемые несопоставимые политические права. [ 7 ]
Один из выдающихся исследователей истории Южного Судана, Дуглас Джонсон , пришел к выводу, что «если конференция в Вунлите, проходившая в феврале-марте 1999 года, имела успех, то это было связано не столько с самой встречей, сколько с месяцами подготовки, которые привели к это." [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Сообщества в треугольнике Вунлит, общей приграничной территории штатов Озерный , Варраб и Юнити , жили мирно, пока в декабре 2013 года не началась гражданская война в Южном Судане. Многосторонняя гражданская война между силами правительства нового независимого Южного Судана. а оппозиционные силы вновь разожгли недоверие и этнические разногласия, в основном между людьми, связанными с племенами нуэр и динка. Поэтому ряд НПО, а именно Saferworld , Группа развития женщин (WDG), Организация «Женская инициатива в области развития» (WIDO), «Восстановление надежды» и «Голос за перемены » черпали вдохновение из исторической конференции Wunlit и организовали мирную встречу, которая была пройдет с 28 февраля по 4 марта 2023 года в Румбеке , столице штата Озерный. В нем приняли участие вожди, правительственные администраторы, представители гражданского общества, женщины и молодежные лидеры, а также партнеры по оказанию помощи и развитию. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бенибит и Куар-Муон — традиционные религиозные специалисты. Бенибит («мастер рыболовного копья») — жрецы динка (хотя этот термин не является универсальным среди носителей динка). Куар-Муон («жрец земли») — жрецы нуэр. О Бенибите см. Линхардт, Годфри (1961). Божественность и опыт: Религия динка: Религия динка . Оксфорд. ISBN 9780191591853 . а о куар-мюоне см. Хатчинсон, Шэрон Элейн (1996). Дилеммы нуэров: как справиться с деньгами, войной и государством . Издательство Калифорнийского университета. п. 36. ISBN 9780520202849 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонсон, Дуглас (2003). Коренные причины гражданских войн в Судане . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. п. 125. ИСБН 0253215846 .
- ^ «Завет Вунлита» . Портал мира Южного Судана . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Айоти Кунду, Мариам (2003). Традиционные подходы к миротворчеству и разрешению конфликтов – пример Вунлита, Южный Судан . стр. 15–33.
- ^ Jump up to: а б Санчи, Мартина (2014). Красиво ли местное? Миростроительство между международным вмешательством и местными инициативами . Берн: Швейцария. стр. 52–56. ISBN 978-3-319-00305-4 .
- ^ Эшворт, Джон (2015). Мы жили слишком долго, чтобы нас обманывали: жители Южного Судана обсуждают уроки исторических мирных соглашений . Лондон: Институт Рифт-Валли. п. 22. ISBN 978-1-907431-39-5 .
- ^ Дженнер, Хэдли (2000). Размышляя о проекте «Практика мира»: практический пример . Кембридж, Массачусетс: Совместная деятельность в целях развития. п. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Брэдбери, Марк; и др. (2006). Местные мирные процессы в Судане – базовое исследование . Лондон: Институт Рифт-Валли. стр. 29–31, 56–57.
- ^ Пендл, Наоми (2015). Мы жили слишком долго, чтобы нас обманывали: жители Южного Судана обсуждают уроки исторических мирных соглашений . Лондон: Институт Рифт-Валли. п. 26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Конференция по вопросам мира и примирения на Западном Берегу Динка-Нуэр . Совет церквей Нового Судана. 1999. стр. 1–167.
- ^ Лоури, Уильям О. (20 февраля 1999 г.). «Судан: Мирная конференция динка-нуэр, 4 марта 1999 г. (ПРЕСС-РЕЛИЗ ДИНКА-НУЭР № 2)» . www.africa.upenn.edu . Центр африканских исследований Пенсильванского университета . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ Джонсон, Дуглас (8 ноября 2014 г.). «Опыт Южного Судана в миротворчестве» . гуртонг . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ «Мирная встреча Wunlit – общее видение мира» (PDF) . Безопасный мир . Январь 2024 года . Проверено 19 февраля 2024 г.