Джозеф Шеперд Манден
Джозеф Шеперд Манден (1758 – 6 февраля 1832) – английский актер.
Джозеф Шеперд Манден | |
---|---|
Рожденный | 1758 |
Умер | 6 февраля 1832 г. |
Род занятий | Актер, Менеджер |
У него был большой опыт работы в провинции в качестве актера и менеджера. Его первое в Лондоне появление состоялось в 1790 году в Ковент-Гардене , где он оставался в основном до 1811 года, став ведущим комиком. В 1813 году он был на Друри-Лейн . Он вышел в отставку в 1824 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Манден был сыном птицевода с Брукс-Маркет, Лезер-лейн, Холборн . Он сбежал из дома, чтобы присоединиться к бродячей компании. [ 1 ] Ему было двенадцать лет, и он работал в аптеке; впоследствии он поступил в ученики к г-ну Дрюсу, торговцу юридической бумагой на Чансери-лейн . В Ливерпуле он какое-то время работал в офисе городского клерка, а также появлялся на сцене в массовке. [ 2 ]
После некоторого опыта работы в репертуарных труппах Мандена пригласили играть стариков в Лезерхеде . Он начал производить свой след в Кентербери под руководством менеджера Херста, где в 1780 году он сыграл оригинального Фадла в комедии миссис Берджесс « Дубы, или Красавицы Кентербери» . В компании Джозефа Остина и Чарльза Эдварда Уитлока в Честере он занимал признанную должность и совершил поездку по стране. Затем Манден смог занять деньги на покупку доли Остина в управлении северными театрами. Здесь он играл ведущего комика, приобретая репутацию и богатство. [ 2 ]
Связь с актрисой по имени Мэри Джонс, которая бросила его после того, как у него было четверо детей, омрачила его репутацию. Он женился 20 октября 1789 года в приходской церкви Св. Освальда в Честере на Фрэнсис Батлер, на пять лет старше его, актрисе честерской труппы, которая затем ушла со сцены. [ 2 ]
В Ковент-Гардене
[ редактировать ]После смерти в 1790 году Джона Эдвина Манден был принят в театр Ковент-Гарден. Продав Стивену Кемблу свою долю в провинциальных театрах, он вместе с женой приехал в Лондон, живя сначала на Португаль-стрит, Клэр-Маркет, а затем на Кэтрин-стрит, Стрэнд. 2 декабря 1790 года в роли сэра Фрэнсиса Грайпа в « Занятом теле» ( Сюзанна Сентливр ) и Джемми Джампса в « Фермере» ( Джон О'Киф ), последняя из которых была частью, созданной Эдвином двумя или тремя годами ранее, он сделал свой первый выступление в Лондоне и было встречено тепло. [ 2 ]
В Ковент-Гардене, время от времени появляясь летом в театре Хеймаркет и совершая экскурсии по провинции, Манден оставался до 1811 года, постепенно поднимаясь до положения самого знаменитого комика своего времени. [ 3 ] 4 февраля 1791 года он сыграл роль сэра Сэмюэля Шипи в Томаса Холкрофта » «Школе высокомерия , адаптации романа Слава Филиппа Нерико Детуша « » . 14 марта он был первым Фрэнком в «Современном антиквариате О'Кифа » О'Кифа, а 16 апреля — первым Эфраимом Смуфом в «Дикой овсе» . [ 2 ]
Манден сыграл от двух до трехсот персонажей. [ 4 ] В пьесах Джорджа Колмана , Томаса Мортона , Фредерика Рейнольдса и других драматургов того времени он играл главные роли. Холкрофта Его « Старый Дорнтон» в «Дороге к руинам» , написанный 18 февраля 1792 года, имел немедленный успех и оставался фаворитом до конца его карьеры. [ 5 ] На Хеймаркете 15 июля 1797 года он был первым Зекиэлем Домотканым в романе Джорджа Колмана - младшего «Наследник по закону» . В Ковент-Гардене он был 12 января 1799 года Оквортом в книге Джозефа Джорджа Холмана « Служитель богатства» ; Мортона 8 февраля 1800 года сэр Абель Хэнди в «Скорости плуга» и 1 мая 1800 года Доминик в Джеймса Кобба «Поле и Вирджинии» . В этом сезоне разгорелся спор между главными актерами «Ковент-Гардена» и Томасом Харрисом менеджером . Манден был одним из тех, кто подписал апелляцию, которую лорд Солсбери , лорд -камергер , как арбитр, отклонил по всем пунктам. Манден в конце сезона посетил Дублин, Бирмингем, Честер и другие места. [ 2 ] [ 6 ] В 1802 году Манден арендовал дом на Хайгейт-роуд в Дартмут-парке , недалеко от нынешней Крофтдаун-роуд, и жил там, пока не продал аренду в 1819 году. [ 7 ]
В конце сезона 1811 года Мунден поссорился с менеджментом по финансовым вопросам и больше в театр не ступал, кроме как ради выгоды. 26 июля 1811 года на Хеймаркете он сыграл Казимера в « Четвероногих Кведлинбурга» , взятого Колманом-младшим из «Роверс» (часть из « Анти-Якобинца » Джорджа Каннинга , Джона Хукэма Фрера и Джорджа Эллиса ). [ 8 ] Он снова был на Хеймаркете в 1812 году. Однако в течение двух лет, 1811-1813, он был в основном за городом, играя в Эдинбурге (где его познакомили с Вальтером Скоттом ), Ньюкасле, Рочдейле, Честере, Манчестере и других местах. . Он зарабатывал большие суммы денег, но впервые стал называться скупым. [ 2 ]
Друри Лейн
[ редактировать ]4 октября 1813 года в роли сэра Абеля Хэнди в «Скорости плуга » Манден впервые появился на Друри-Лейн, где 11 марта 1815 года он исполнил одну из своих великих ролей, Дози, старого моряка, в Томаса Джона Дибдина . «Прошедших десяти» Час и дождливая ночь . 14 декабря 1815 года он сыграл Вандунке в « Купце из Брюгге» , Дугласа Киннэрда переделке «Буша нищих» Бомонта и Флетчера . На Друри-Лейн он сыграл меньше оригинальных важных ролей, последней была роль генерала Вана в «Ветеране Эдварда Найта , или Сыновья фермера » 23 февраля 1822 года. У него было плохое здоровье, и он попрощался со сценой 31 мая 1824 года. играя сэра Роберта Брамбла и Олд Дози и произнося прощальную речь. [ 2 ]
После выхода на пенсию Манден в основном оставался в доме, где за ним ухаживала жена. Он сделал неудачные вложения, но отказался от приглашений снова появиться, а после смерти любимой дочери большую часть времени проводил в постели. Он умер 6 февраля 1832 года на Бернард-стрит, Рассел-сквер и был похоронен в склепе церкви Святого Георгия в Блумсбери . Распоряжение его имуществом, в том числе плохое обеспечение его жены, умершей в 1836 году, вызвало комментарии. [ 2 ]
Семья
[ редактировать ]У Мундена осталось несколько детей. Сын, Томас Шепард Манден, умерший в Ислингтоне в июле 1850 года в возрасте 50 лет, написал биографию своего отца. [ 2 ]
Выбранные роли
[ редактировать ]- Тоска в драматурге ( Фредерика Рейнольдса 1789)
- Лорд Жаргон в «Известности» ( Фредерика Рейнольдса 1791)
- в Колумбусе Брибон Томаса Мортона (1792)
- Фрост в «Ирландце в Лондоне» Уильяма Макриди Старшего (1792)
- Мистер Гармония в «У каждого есть вина» книге Элизабет Инчбальд (1793)
- Сэр Томас Раундхед в «Как разбогатеть» книге Фредерика Рейнольдса (1793)
- Флаш в ярости ( Фредерика Рейнольдса 1794)
- Проект в спекуляциях ( Фредерика Рейнольдса 1795)
- Сэр Мармадьюк в «Депрессивном состоянии» Джона О'Кифа (1796)
- Сэр Уильям Дориллон в фильме «Жены, какими они были» и «Служанки, какими они есть» ( Элизабет Инчбальд 1797)
- Бонус в книге «Смейся, когда сможешь» ( Фредерика Рейнольдса 1798)
- Шенкин в «Камбро-британцах» Джеймса Боудена (1798)
- Пол Примитив в жизни ( Фредерика Рейнольдса 1800)
- Старый либерал «Школа предрассудков» ( Томаса Дибдина 1801 г.)
- Саженец в задержках и промахах ( Фредерика Рейнольдса 1802 г.)
- Сэр Питер Прессер в Три процента» « фильме Фредерика Рейнольдса (1803)
- Старый заяц, завещание ( Томаса Дибдина 1804 г.)
- Майор Торнадо в «Преступнике» ( Фредерика Рейнольдса 1805)
- Торрент в книге « Кто хочет гвинею?» Джорджа Колмана Младшего (1805 г.)
- Лорд Дэнберри в «Жениться или не выходить замуж» книге Элизабет Инчбальд (1805)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ли, Сидни , изд. (1894). . Словарь национальной биографии . Том. 39. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ↑ В свой первый сезон он сыграл Дона Льюиса в « Любовь делает мужчину» , Дарби в «Бедном солдате», Квиднунка в «Обойщике», Лазарилло в «Две струны к твоему луку», Уровня в « Светской жизни под лестницей», Кассандра в «Александре». Маленького», Педрильо в «Замке Андалусии», Дафны в «Перевернутом Мидасе», Типпла в « Беконе » и Камилло в «Двойной лжи».
- ↑ В их число входили: Джентльмен Ашер в «Короле Лире», Вторая Ведьма в «Макбете», Первый Возчик и Судья Меллоу в «Короле Генрихе IV», Лафе, Портной и Грумио в «Катерине и Петручио», Автолик, Полоний. , Дромио Сиракузский, Городской клерк и Догберри в «Много шума из ничего», Лонсе, Ланселот Гоббо, Менений в «Кориолане», Мальволио и Стефано в «Буре», сэр Энтони Абсолют, Хардкасл, Дон Джером в «Дуэнне» , Пичам в «Опере нищего», Трим в «Тристраме Шенди», Скраб в «Красивой хитрости», Робин в «Водяном человеке», Тони Лампкин, сэр Питер Тизл, судья Клемент и Мозговой червь в «Каждый мужчина в своем юморе». Маррал в «Новом способе расплатиться со старыми долгами», Харди в «Уловке Красавицы», Крокер в «Добродушном человеке», сэр Раздражительный Плагиат в «Критике» и Предвидение в «Любви за любовь».
- ↑ 19 марта 1795 года он сыграл сэра Ханса Берджесса в «Капризах жизни» О'Кифа; 23 января 1796 г. Каустик в «Способе жениться» Мортона; 19 ноября 1796 г. Олд Тести в книге Холмана «За границей и дома»; 10 января 1797 г. Олд Рапид в «Лекарстве от сердечной боли» Мортона; 4 марта 1797 г. Сэр Уильям Дориллон в произведении миссис Инчбальд «Жены, какими они были, и служанки, какие они есть»; 23 ноября 1797 г. Соломон Сингл в «Ложном впечатлении» Камберленда; » Мортона и 11 января 1798 г. Подрывают в « Секретах, которые стоит знать . Все эти роли были сыграны в Ковент-Гардене.
- ^ В Ковент-Гарден 3 января 1801 года он играл старого либерала в «Школе предрассудков» Т. Дибдина и 11 февраля сэра Роберта Брамбла в «Бедном джентльмене» Колмана-младшего; «15 января 1805 года генерал Эстрагон в «Школе реформ» Мортона; 16 февраля. Лорд Дэнберри в пьесе миссис Инчбальд «Жениться или не выходить замуж» и 18 апреля Торрент в пьесе Колмана-младшего «Кому нужна гвинея?» 15 ноября 1806 года он изображал графа Розенхайма в «Адриане и Орриле» Даймонда, 3 декабря 1808 года — Пейпера в «Школе писателей» Тобина, а 23 апреля 1811 года — Хартворта в «Чрезвычайной газете» Холмана.
- ^ «Хайгейт-роуд и Кентиш-Таун-роуд, восточная сторона, страницы 33–51. Обзор Лондона: Том 19, приход Сент-Панкрас. Часть 2: Старый Сент-Панкрас и Кентиш-Таун» . Британская история онлайн . ЛКЦ 1938 года . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ Майкл Р. Бут (1980). Предисловия к английскому театру XIX века . Издательство Манчестерского университета. стр. 177–. ISBN 978-0-7190-0823-8 . Проверено 26 июня 2013 г.