Скалярное ожидание
Скалярная теория времени или теория скалярного ожидания ( SET ) — это модель процессов, которые управляют поведением, контролируемым временем. Модель постулирует внутренние часы , а также определенные процессы памяти и принятия решений . [ 1 ] SET — одна из наиболее важных моделей временного поведения животных . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Джон Гиббон первоначально предложил SET для объяснения контролируемого во времени поведения субъектов, не являющихся людьми. [ 1 ] Первоначально он использовал эту модель для объяснения модели поведения, наблюдаемой у животных, которых подкрепляют через определенные промежутки времени, например, каждые 2 минуты. [ 3 ] Животное, хорошо обученное такому графику с фиксированными интервалами, делает паузу после каждого подкрепления, а затем внезапно начинает реагировать примерно на двух третях нового интервала. (См. оперантное обусловливание ). Модель объясняет, как поведение животного таким образом контролируется временем. [ 1 ] Гиббон и другие позже разработали эту модель и применили ее к множеству других явлений времени.
Краткое описание модели
[ редактировать ]SET предполагает, что у животного есть часы, рабочая память, эталонная память и процесс принятия решений. Часы содержат дискретный кардиостимулятор, который генерирует импульсы, как тиканье механических часов. Стимул, сигнализирующий о начале временного интервала, замыкает переключатель, позволяя импульсам поступать в аккумулятор. Результирующее накопление импульсов представляет собой прошедшее время, и это значение времени непрерывно отправляется в рабочую память. Когда подкрепление происходит в конце временного интервала, значение времени сохраняется в долговременной эталонной памяти. Это время до подкрепления в эталонной памяти представляет собой ожидаемое время до подкрепления.
Ключом к модели SET является процесс принятия решений, который управляет временным поведением. Пока животное рассчитывает некоторый интервал, оно постоянно сравнивает текущее время (хранящееся в рабочей памяти) с ожидаемым временем (хранящимся в эталонной памяти). В частности, животное постоянно извлекает из своей памяти воспоминания о прошлых моментах, когда происходило подкрепление, и сравнивает этот образец памяти с текущим временем на своих часах. Когда эти два значения близки друг к другу, животное реагирует; когда они находятся достаточно далеко друг от друга, животное перестает реагировать. Чтобы выполнить это сравнение, он вычисляет соотношение двух значений; когда отношение меньше определенного значения, он реагирует, когда отношение больше, он не реагирует.
Используя соотношение текущего времени к ожидаемому времени, а не, например, просто вычитая одно из другого, SET учитывает ключевое наблюдение о времени животных и человека. То есть точность синхронизации зависит от размера измеряемого интервала. [ 4 ] (См. Точность и прецизионность ). Это «скалярное» свойство, которое дает модели название. Например, при измерении интервала в 10 секунд животное может быть точным с точностью до 1 секунды, тогда как при измерении интервала в 100 секунд животное будет иметь точность только примерно до 10 секунд. Таким образом, восприятие времени похоже на восприятие света, звуков и других сенсорных событий, где точность также зависит от размера (яркость, громкость и т. д.) оцениваемого восприятия. (См. закон Вебера-Фехнера .)
За прошедшие годы появился ряд альтернативных моделей синхронизации. К ним относится модель поведенческой теории времени Киллина (BeT). [ 5 ] и модель обучения во времени (LeT) Мачадо. [ 6 ]
Более того, есть некоторые свидетельства того, что это свойство может быть действительным не во всех диапазонах длительности. [ 7 ] Кроме того, Джон Стэддон утверждает, что SET непоследователен в объяснении местоположения точки временного безразличия в процедуре временного деления пополам. [ 8 ]
Человеческий механизм
[ редактировать ]В 1993 году Джон Уирден заявил, что человеческое поведение демонстрирует соответствующие скалярные свойства, о чем показали эксперименты по внутреннему производству с одновременным хронометрическим подсчетом. [ 9 ] Однако поведение человека, несомненно, более разнообразно, чем поведение животных. Основным фактором, ответственным за эту изменчивость, является распределение внимания. [ 9 ] [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гиббон Дж (1977). «Скалярная теория ожидания и закон Вебера в определении времени для животных». Психологический обзор . 84 (3): 279–325. дои : 10.1037/0033-295X.84.3.279 .
- ^ Бекманн Дж.С. (2007). Влияние динамики стимула на временную дискриминацию: последствия для моделей изменения и внутренних часов синхронизации . стр. 5–. ISBN 978-0-549-22213-2 . Проверено 11 января 2013 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Магаро CM (2008). Диссоциация тактовой скорости и внимания в эффекте модальности . стр. 7–. ISBN 978-0-549-47717-4 . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Малапани, К., и Фэйрхерст, С. (2002). «Скалярное время у животных и людей», Обучение и мотивация, 33 (1), 156–176. https://doi.org/10.1006/lmot.2001.1105
- ^ Киллин PR (1991). «Психология обучения и мотивации». В Бауэре Дж. (ред.). Время поведения . Том. 27. Нью-Йорк: Академик Пресс. стр. 294–334.
- ^ Мачадо А., Пата П. (февраль 2005 г.). «Тестирование скалярной теории ожидания (SET) и модели обучения во времени (LeT) в задаче двойного деления пополам» . Обучение и поведение . 33 (1): 111–22. дои : 10.3758/bf03196055 . ПМИД 15971498 .
- ^ Грондин С (2014). «О (не)скалярном свойстве восприятия времени». В Merchant H, де Лафуэнте V (ред.). Нейробиология интервального времени . Достижения экспериментальной медицины и биологии. Том. 829. Спрингер Нью-Йорк. стр. 17–32. дои : 10.1007/978-1-4939-1782-2_2 . ISBN 978-1-4939-1782-2 . ПМИД 25358703 .
- ^ Стаддон Дж. Э., Хига Дж. Дж. (март 1999 г.). «Время и память: к теории интервального измерения времени без кардиостимулятора» . Журнал экспериментального анализа поведения . 71 (2): 215–51. дои : 10.1901/jeab.1999.71-215 . ПМЦ 1284701 . ПМИД 10220931 .
- ^ Jump up to: а б Пастор М.А., Артьеда Дж. (10 июня 1996 г.). Время, внутренние часы и движение . Эльзевир. стр. 148–. ISBN 978-0-08-054304-8 . Проверено 11 января 2013 г.
- ^ Халлез К., Друа-Волет С. (сентябрь 2017 г.). «Высокий уровень сокращения времени у маленьких детей при выполнении двойных задач связан с их ограниченной способностью внимания». Журнал экспериментальной детской психологии . 161 : 148–160. дои : 10.1016/j.jecp.2017.04.013 . ПМИД 28527748 .