Ашер Райт
Ашер Райт | |
---|---|
Рожденный | Ганновер, Нью-Гэмпшир , США | 7 сентября 1803 г.
Умер | 13 апреля 1875 г. Каттарагус, Нью-Йорк , США | (71 год)
Место захоронения | Кладбище United Missions, округ Эри, Нью-Йорк , США |
Супруг | Марта Эдгертон (м. 1831; умерла в 1832 г.) Лаура Мария Шелдон (м. 1833–1875) |
Ашер Райт (7 сентября 1803 – 13 апреля 1875) был американским пресвитерианским миссионером , который работал среди людей народа сенека , коренных ирокезов северо-востока Соединенных Штатов с 1831 по 1875 год. Его наиболее заметной работой была обширная переводческую и лингвистическую работу, которую он вел среди народа сенека. [ 1 ] Ашер и его жена Лора Мария Шелдон базировались в миссии Сенека в резервации Баффало-Крик . После 1845 года они переехали вместе с Буффало-Крик Сенека в резервацию Каттарагус после продажи Буффало-Крик застройщикам из компании Ogden. Помимо своей миссионерской и служения, Райты записали язык и культуру Сенека. Неотъемлемой частью их работы было образование народа сенека, особенно обучение грамоте людей на их родном языке. В 1855 году они основали приют Томаса для сирот и обездоленных детей, позже названный Индийской школой Томаса . [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Райт родился в Ганновере, штат Нью-Гэмпшир , 7 сентября 1803 года. Он получил образование в Дартмутском колледже между 1826 и 1829 годами, поступил в медицинскую школу параллельно с изучением древних языков. В это же время Райт был зачислен в Андоверскую духовную семинарию , которую окончил в 1831 году и в том же году был рукоположен. [ 1 ] До своего назначения миссионером в резервации Баффало-Крик Райт женился на Марте Эдгертон в 1831 году. Марта умерла 7 января 1831 года от болезни и продолжающегося плохого здоровья в возрасте 23 лет. [ 3 ] 21 января 1833 года Райт женился на Лоре Марии Шелдон , школьной учительнице из Вермонта , с которой он переписывался в переписке после того, как его представил их общий друг преподобный Кларк Перри. [ 4 ] [ 5 ]
Миссионерская работа
[ редактировать ]Лингвистика и антропологическая работа
[ редактировать ]Миссионерская деятельность Райта началась в 1831 году после окончания семинарии, когда он переехал в Баффало-Крик, чтобы работать среди народа сенека. Миссия в Баффало-Крик была основана в 1811 году, за 20 лет до начала работы Райта там, где уже была начата работа по переводу гимнов , Евангелия от Луки и других частей Библии . [ 6 ]
В 1842 году Райт опубликовал «Книгу орфографии на языке сенека с английскими определениями» . [ 7 ] работа, в которой обобщены лингвистические усилия Райта по разработке алфавита Сенека, работа, в которой использовались самостоятельно разработанные фонетические системы и другие лингвистические методы. [ 1 ] Используя знание языка сенека, Райт перевел разделы Библии, чтобы предоставить себе и Лоре ресурсы для проведения образовательных программ среди народа сенека. [ 4 ] Эти переводы Библии помогли их служению. Лаура, в частности, использовала лингвистическое развитие для создания двуязычных школьных учебников и ресурсов, начиная с букваря в 1836 году, учебника по орфографии в 1842 году и журнала между 1841 и 1850 годами. Создание этих ресурсов, помимо букваря, было результатом специализированная типография, созданная в миссии Сенека Райтом. [ 8 ] Журнал под названием « Ментальный лифт » также редактировали Райты. [ 9 ] и был частью их более широкой коллекции переводческих работ, включая Евангелия , словари, гимны , буквари, книги по орфографии и трактаты . [ 10 ]
В течение 1874 года Райт отправил несколько писем, содержащих свои наблюдения, в которых особое внимание уделялось социальной организации и церемониям внутри кланов Сенека, антропологу Льюису Генри Моргану в ответ на запрос данных для помощи в исследованиях для его книги «Древнее общество» . [ 6 ] [ 11 ]
Предполагается, что Райт вместе с помощью Лоры оказывал медицинскую помощь жителям резервации, используя знания, полученные им во время учебы в Дартмутском колледже. Предполагалось, что этих двоих широко разыскивали в резервации, и они будут оказывать медицинскую помощь, заботясь о людях как духовно, так и физически, выполняя роль миссионеров в резервации. [ 12 ]
Удаление Сенеки из Буффало-Крик
[ редактировать ]В 1838 году был подписан Договор Баффало-Крик , который постановил, что четыре резервации Сенека будут проданы компании Ogden Land и предназначены для переселения народа Сенека в Канзас . [ 13 ] Райт был среди многих, кто считал судебное разбирательство вокруг договора коррумпированным, как и большинство населения Баффало-Крик, из-за подкупа руководителей Сенека со стороны застройщиков. [ 14 ] Райт переписывался с комитетом квакеров , выступавших против договора, и предоставил письма и свидетельства против договора. [ 14 ] В рамках этого он написал письмо, которое было включено в «Дело индейцев сенека» (1840 г.) , публикацию квакеров, апеллирующую к условиям договора. [ 15 ] Хотя противодействие договору привело к разработке и подписанию в 1842 году компромиссного договора, оппоненты не смогли вернуть Сенеке право собственности на резервацию Баффало-Крик. В результате этого договора большая часть сенека из Баффало-Крик переселилась в резервацию Каттарагус, резервацию сенека, которая была возвращена народу в рамках компромиссного договора. [ 16 ]
Райты переехали в резервацию Каттарагус вместе с большей частью жителей Буффало-Крик-Сенека, где в 1845 году была восстановлена церковь Сенека. [ 17 ]
Влияние договоров и переездов Райт считал неудачей миссионерской работы. Он писал об усилившейся враждебности к христианству после переезда в Каттараг.
Языческая ; часть двух резерваций воспользовалась возможностью союза, чтобы выстроить и укрепить свое дело против христианства... Влияние христианства было почти парализовано сильным волнением народного сознания во время договорной борьбы было отчуждение между братьями, острая вражда между соседями и родственниками, полное презрение к христианскому исповеданию среди язычников и нераскаявшихся грешников. [ 18 ]
Приют Томаса для детей-сирот и обездоленных детей
[ редактировать ]В сентябре 1847 года Сенека перенесла эпидемию брюшного тифа , от которой умерло около 70 человек. [ 19 ] Райты начали принимать детей-сирот, оставшихся после вспышки. К 1854 году число сирот и обездоленных детей в заповеднике превысило пятьдесят. Из-за отсутствия какого-либо благотворительного учреждения, которое могло бы помочь в этом, Райты обратились к Обществу друзей , Законодательному собранию штата Нью-Йорк и бизнесмену Филиппу Э. Томасу с просьбой профинансировать создание приюта . [ 20 ] Томас ранее заявлял о своей поддержке дела Сенеки после того, как Райт и квакеры помогли народу Сенека сохранить часть своих земель в соответствии с компромиссным договором. [ 21 ] Имя Томаса было использовано для приюта из-за его финансовой поддержки его дела. [ 2 ]
После того, как Райт обратился в законодательный орган Олбани, в 1855 году был принят устав о создании учреждения, и был основан приют Томаса для сирот и обездоленных детей, где Райты заняли должность содиректоров. [ 4 ] Строительство объекта началось в сентябре 1855 года, а к лету 1866 года объект был готов к заселению. [ 22 ] Учреждение могло принять 100 детей, и вскоре на его территории было построено здание школы, где «эти дети получили преимущества районной школы». [ 23 ] Райт занимал должность директора до своей смерти в 1875 году. В том же году контроль над приютом перешел к Государственному совету по благотворительности из-за финансовых трудностей. [ 2 ]
Ответ и наследие
[ редактировать ]Оппозиция
[ редактировать ]Миссионерская деятельность Райта встретила сопротивление, особенно в ответ на его деятельность, связанную с переговорами по договорам и переездом в Каттарагус. Эта оппозиция, по большей части, исходила от групп внутри сообщества Сенека. [ 14 ]
Племя сенека претерпело своего рода политическую революцию, изменив руководящую власть нации на избранный совет, а не наследственный совет вождей. [ 14 ] Влияние Райта на меняющиеся политические структуры племен сенека вызвало сопротивление со стороны их членов. Было высказано предположение, что такие миссионеры, как Райт, «иногда были более сильными защитниками земельных прав сенека, чем некоторые из самих сенека». [ 9 ] Его перевод конституции и предложения по статьям в конституции встретили категорические возражения со стороны вождей старой наследственной системы, которые подали прошение начальству Райта о его отстранении из-за предполагаемого злоупотребления его ролью, а также поставили под угрозу статус миссионеров среди сообщество. [ 14 ] Эта оппозиция также оказала значительное влияние на его общину, поскольку политическое разделение не было в значительной степени религиозным, хотя и находило основания обвинять как языческую, так и христианскую части общины. [ 9 ] Таким образом, некоторые из тех, кто из старой системы был против Райта, были членами его общины, где церковь была разделена на противоборствующие фракции из-за этой проблемы. [ 14 ]
Переселение из Баффало-Крик вызвало недовольство христианством, и среди общины возникли миссионеры, большинство из которых считали переселение с земли своих предков виной христианства. Более того, выяснилось, что христианские вожди, участвовавшие в подписании первоначального договора, были подкуплены компанией, что способствовало недовольству христианством среди общины и влиянию миссионеров на их образ жизни. [ 5 ] Слова бывшего лидера сенека Красного Жакета были подхвачены народом, где записано, что они сказали, «что если мы примем религию бледнолицых, мы должны потерять свои дома. Его слова были правдой». [ 24 ] В результате они поверили, что «эта новая религия (христианство)... должна быть плохой, поскольку те, кто ее принял, могли быть такими нечестными, такими несправедливыми, такими жестокими». [ 25 ]
Препятствующее противодействию миссии Райта во время этих испытаний Райт считал препятствием для работы миссии. Минимальный рост, который он наблюдал в церкви, и периоды упадка во времена оппозиции даже привели к предположению, что Райт считал свою миссию по наблюдению за новообращенными из Сенеки провальной. [ 26 ]
Наследие
[ редактировать ]Работа Райта как лингвиста среди сенека привела к тому, что этот язык превратился из разговорного в язык грамотности. Его работы до сих пор используются в качестве основы для переводов и письменных работ Сенеки и до сих пор считаются лучшим источником по языку Сенека. [ 1 ] Наряду с этим, Райт в своей жизни считался «просветителем, ключевым советником, писцом, важным связующим звеном между индейцами и белым истеблишментом и даже решительным защитником индейцев Сенека и их земель». [ 9 ]
В большинстве научных мнений о его миссионерской деятельности Райт положительно оценивается за его культурную чувствительность и соблюдение правил. Томас Аблер отмечает, что увлечение и уважение Райта к культуре отличаются от традиционного антропологического «взгляда на миссионеров как разрушительных агентов культурных изменений». [ 14 ] а скорее быть примером миссионера, который «не нес в себе крайний этноцентризм как часть своего культурного багажа». [ 14 ] Точно так же Алистер МакГрат комментирует наследие как служения Райта, так и другой деятельности, предполагая в своей книге «Христианская история: введение» , что «миссионерская работа Райта не была особенно успешной; однако его преданность людям и знание их языка и обычаев привели к тому, что к сохранению их отличительных черт». [ 27 ] Он отмечает, что пример Райта помогает подвергнуть сомнению стереотип о западных миссионерах, имеющих колониальные намерения.
Церковь Объединенной миссии в резервации Каттарагус, где служил Райт, была переименована в Мемориальную церковь Райта в 1957 году в память об Ашере и Лоре Райт и их миссионерской работе среди народа Сенека. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фентон, Уильям Н. (1956). «К постепенной цивилизации коренных жителей Индии: миссионерская и лингвистическая работа Ашера Райта (1803–1875) среди сенека западного Нью-Йорка». Труды Американского философского общества . 100 (6): 575. ISSN 0003-049X . JSTOR 3143790 .
- ^ Jump up to: а б с Бурич, Кейт Р. (2007). « Некуда идти»: Индийская школа Томаса и «забытые» индийские дети Нью-Йорка». Обзор Wíčazo Ša . 22 (2): 95. doi : 10.1353/wic.2007.0015 . ISSN 0749-6427 . JSTOR 30131236 . S2CID 159954138 .
- ^ Вудс, Леонард (1833). Мемуары американских миссионеров, ранее связанных с миссионерским обществом по расследованию, в Андоверской духовной семинарии: история общества и т. д., со вступительным эссе . Пирс и Паркер. п. 188 .
Марта Райт, Эшер Райт.
- ^ Jump up to: а б с «Лаура Мария Шелдон Райт | Американский миссионер» . Британская энциклопедия . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б КАСВЕЛЛ, МИССИС ГАРРИЕТ С. (2015). Наша жизнь среди индейцев-ирокезов (классическое переиздание) . [Место издания не указано]: ЗАБЫТЫЕ КНИГИ. ISBN 978-1-331-32866-7 . OCLC 982566119 .
- ^ Jump up to: а б Аблер, Томас С. (1992). «Протестантские миссионеры и местная культура: параллельная карьера Ашера Райта и Сайласа Т. Рэнда». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 16 (1): 27. дои : 10.2307/1185603 . ISSN 0095-182X . JSTOR 1185603 .
- ^ Аблер, Томас С. (1992). «Протестантские миссионеры и местная культура: параллельная карьера Ашера Райта и Сайласа Т. Рэнда». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 16 (1): 26. дои : 10.2307/1185603 . ISSN 0095-182X . JSTOR 1185603 .
- ^ Джеймс, Эдвард Т.; Джеймс, Джанет Уилсон; Бойер, Пол С.; Колледж, Рэдклифф (1971). Известные американские женщины, 1607–1950: Биографический словарь . Издательство Гарвардского университета. п. 681. ИСБН 978-0-674-62734-5 .
перевод Эшера Райта.
- ^ Jump up to: а б с д Хауптман, Лоуренс М. (1 апреля 2001 г.). Заговор интересов: лишение собственности ирокезов и возвышение штата Нью-Йорк . Издательство Сиракузского университета. п. 113. ИСБН 978-0-8156-0712-0 .
- ^ Пиллинг, Джеймс Константин (1887). Библиография эскимосского языка . Типография правительства США.
Сенека, автор гимнов.
- ^ Стерн, Бернхард Дж. (1933). «Письма Ашера Райта Льюису Генри Моргану». Американский антрополог . 35 (1): 138–145. дои : 10.1525/aa.1933.35.1.02a00130 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 662371 .
- ^ КАСВЕЛЛ, МИССИС ГАРРИЕТ С. (2015). Наша жизнь среди индейцев-ирокезов (классическое переиздание) . [Место издания не указано]: ЗАБЫТЫЕ КНИГИ. п. 30. ISBN 978-1-331-32866-7 . OCLC 982566119 .
- ^ «Договоры» . Сенека Народ индейцев . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аблер, Томас С. (1992). «Протестантские миссионеры и местная культура: параллельная карьера Ашера Райта и Сайласа Т. Рэнда». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 16 (1): 25–37. дои : 10.2307/1185603 . ISSN 0095-182X . JSTOR 1185603 .
- ^ Дело индейцев Сенека в штате Нью-Йорк. Иллюстрировано фактами . Филадельфия. 1840. hdl : 2027/mdp.39015069619131 .
- ^ Фентон, Западная Нью-Йорк; Райт, Ашер (1957). «Индейцы Сенека Ашера Райта (1859)». Этноистория . 4 (3): 314. дои : 10.2307/480807 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 480807 .
- ^ Фентон, Западная Нью-Йорк; Райт, Ашер (1957). «Индейцы Сенека Ашера Райта (1859)». Этноистория . 4 (3): 318. дои : 10.2307/480807 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 480807 .
- ^ Фентон, Западная Нью-Йорк; Райт, Ашер (1957). «Индейцы Сенека Ашера Райта (1859)». Этноистория . 4 (3): 319. дои : 10.2307/480807 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 480807 .
- ^ Фентон, Западная Нью-Йорк; Райт, Ашер (1957). «Индейцы Сенека Ашера Райта (1859)». Этноистория . 4 (3): 320. дои : 10.2307/480807 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 480807 .
- ^ Фентон, Уильям Н. (1956). «К постепенной цивилизации коренных жителей Индии: миссионерская и лингвистическая работа Ашера Райта (1803–1875) среди сенека западного Нью-Йорка». Труды Американского философского общества . 100 (6): 579. ISSN 0003-049X . JSTOR 3143790 .
- ^ Фентон, Уильям Н. (1956). «К постепенной цивилизации коренных жителей Индии: миссионерская и лингвистическая работа Ашера Райта (1803–1875) среди сенека западного Нью-Йорка». Труды Американского философского общества . 100 (6): 577. ISSN 0003-049X . JSTOR 3143790 .
- ^ Фентон, Уильям Н. (1956). «К постепенной цивилизации коренных жителей Индии: миссионерская и лингвистическая работа Ашера Райта (1803–1875) среди сенека западного Нью-Йорка». Труды Американского философского общества . 100 (6): 580. ISSN 0003-049X . JSTOR 3143790 .
- ^ КАСВЕЛЛ, МИССИС ГАРРИЕТ С. (2015). Наша жизнь среди индейцев ирокезов (классическое переиздание) . [Место издания не указано]: ЗАБЫТЫЕ КНИГИ. п. 112. ИСБН 978-1-331-32866-7 . OCLC 982566119 .
- ^ КАСВЕЛЛ, МИССИС ГАРРИЕТ С. (2015). Наша жизнь среди индейцев-ирокезов (классическое переиздание) . [Место издания не указано]: ЗАБЫТЫЕ КНИГИ. п. 76. ИСБН 978-1-331-32866-7 . OCLC 982566119 .
- ^ КАСВЕЛЛ, МИССИС ГАРРИЕТ С. (2015). Наша жизнь среди индейцев-ирокезов (классическое переиздание) . [Место издания не указано]: ЗАБЫТЫЕ КНИГИ. п. 77. ИСБН 978-1-331-32866-7 . OCLC 982566119 .
- ^ Фентон, Западная Нью-Йорк; Райт, Ашер (1957). «Индейцы Сенека Ашера Райта (1859)». Этноистория . 4 (3): 303. дои : 10.2307/480807 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 480807 .
- ^ МакГрат, Алистер Э. (04 марта 2013 г.). Христианская история: Введение . Джон Уайли и сыновья. п. 280. ИСБН 978-1-118-33779-0 .
- ^ «РАЙТ МЕМОРИАЛЬНАЯ ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ» . Новости Буффало . 26 ноября 1994 г. Проверено 21 февраля 2020 г.
- 1803 рождения
- 1875 смертей
- Американские пресвитерианские миссионеры
- Американские лингвисты-миссионеры
- Пресвитерианские министры XIX века
- Выпускники Дартмутского колледжа
- Выпускники Андоверской духовной семинарии
- Люди из Ганновера, Нью-Гэмпшир
- Американские пресвитерианские служители
- Пресвитериане из Нью-Йорка (штат)
- Американские миссионерские преподаватели
- Американское духовенство XIX века