Инцидент в Нисшо Мару

Инцидент Нисшо-Мару ) — инцидент ( японский : 日章丸事件 , персидский : حادثه نیشومارو 1953 года, когда японское судно нарушило эмбарго на торговлю нефтью, которое Соединенное Королевство в одностороннем порядке наложило на Иран . Этот смелый шаг напрямую связал Иран, ведущего производителя нефти в мире, с Японией, крупным потребителем нефти. В результате цены на отечественные нефтепродукты в Японии падали на десятки миллиардов иен в год, что принесло потребителям огромную выгоду. Британская англо-иранская нефтяная компания (AIOC) подала иск с просьбой выдать временный судебный запрет на конфискацию нефтепродуктов, перевозимых судном Nissho Maru , но Окружной суд Токио и Высокий суд Токио отказались его удовлетворить, и британцы не добились успеха после годы судебных разбирательств. [ 1 ] [ 2 ] Nissho Maru был встречен как герой, когда пришвартовался в Кавасаки . Для Японии этот инцидент стал эпизодом поднятия морального духа в стране, которая все еще выходит из послевоенной оккупации. Для Ирана это была небольшая, но вдохновляющая победа над Великобританией и Соединенными Штатами. [ 2 ]
Нефтяное эмбарго
[ редактировать ]
После национализации британских нефтяных интересов в Иране премьер-министром Мосаддыком британские военные корабли заблокировали нефтяной порт Абадан , а 22 августа 1951 года Великобритания ввела экономические санкции против страны. Эти меры запретили экспорт ключевых британских товаров, включая сахар, и заблокировали доступ Ирана к его счетам в твердой валюте в британских банках. [ 3 ] : 110
В июле 1952 года Королевский флот перехватил итальянский танкер «Роуз Мэри» и отправил его под британский протекторат Аден на том основании, что нефть с корабля была украдена. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Новость о том, что Королевский флот перехватывает танкеры, перевозящие иранскую нефть, отпугнула другие танкеры и фактически прекратила экспорт нефти из Ирана. [ 3 ] : 138 Соединенные Штаты под руководством президента Гарри Трумэна поддерживали британцев в их жесткой линии против Ирана. [ 7 ]
Идемицу Косан
[ редактировать ]
В Японии американская оккупация закончилась в апреле 1952 года, и нефтяная компания Idemitsu Kosan пыталась восстановить свое положение. добыча и распределение нефти попали под контроль японского государства Во время Второй мировой войны . [ 8 ] [ 9 ] но Idemitsu сумела получить лицензию на работу в качестве первичного дистрибьютора в 1949 году, ведя как оптовую, так и розничную деятельность. Идемицу начала импортировать высококачественный бензин из США и с 1952 года продавала его в Японии под маркой «Аполлон». [ 10 ]
разрешила Idemitsu Kosan В 1951 году MITI построить новый танкер. Его назвали «Ниссо Мару» в честь более раннего корабля с таким же названием. Построенный на верфи Харима , он был очень большим по меркам того времени, а его строительство было очень дорогим, что потребовало от Сазо Идемицу взять на себя долги. Используя этот новый танкер, компания Idemitsu импортировала высокооктановый бензин из Калифорнии и продавала его на внутреннем рынке Японии. Однако вскоре крупные нефтяные компании США решили, что можно получить прибыль от продажи нафты напрямую в Японию, и начали ограничивать продажу нафты компании Idemitsu в Калифорнии. Idemitsu сменила поставщика продукции на Хьюстон, штат Техас, но вскоре продажи и там были ограничены. В конце концов Idemitsu нашла поставщика в Венесуэле. [ 11 ] [ 12 ]
В этих обстоятельствах спор между Великобританией и Ираном предоставил Идемицу уникальную возможность: ему нужны были надежные и доступные поставки нефти, в то время как Ирану нужен был партнер, который бросил бы вызов британцам и торговал с ней. Это должно было стать основой секретных переговоров, которые начались в 1952 году. Японское правительство опасалось любого возможного конфликта с Великобританией, поэтому Идемицу тайно направил управляющего директора Кейсуке Идемицу в Иран в качестве переговорщика. Он провел переговоры с иранскими лидерами, включая премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка. [ 12 ] [ 13 ]
Покупка и доставка нефти
[ редактировать ]Поначалу иранская сторона относилась к Idemitsu с недоверием после разочаровывающего опыта с компаниями из других стран, который не привел к какой-либо реальной торговле, а Idemitsu была не более чем компанией среднего размера, практически неизвестной за пределами Японии. Однако соглашение было достигнуто после упорных переговоров, дискуссий о соблюдении внутреннего и международного законодательства, а также мер, направленных на то, чтобы не ставить дипломатическое затруднение японскому правительству. В конце концов Иран согласился, что Idemitsu будет покупать нефть со скидкой 30% от рыночной цены. [ 14 ]
« Ниссо Мару» отплыл 23 марта 1953 года и достиг Абадана, не будучи обнаруженным Королевским флотом. По ее прибытии на улицах Абадана царило ликование, а корабль встречали цветами, сладостями и праздничной музыкой. [ 15 ] На данный момент об инциденте сообщили средства массовой информации всего мира и он был признан международным инцидентом. В Японии на первых полосах новостей об инциденте сообщалось как о том, что невооруженная частная компания вступила в бой с Королевским флотом, который в то время мог похвастаться вторыми по величине военно-морскими силами в мире. 15 апреля Nissho Maru полностью загруженный покинул Абадан, привлекая внимание всего мира. Он прошел через мели и мины, перехитрил Королевский флот и прорвал военно-морскую блокаду, прибыв в порт Кавасаки в 9 утра 9 мая. [ 16 ]
Юридическое дело
[ редактировать ]Англо-иранская нефтяная компания подала иск против «Идемицу» в Токийский окружной суд, заявляя о своем праве на груз, одновременно с этим на японское правительство по дипломатическим каналам оказывалось давление с целью распорядиться грузом. [ 16 ]
Однако благодаря молчаливому согласию Соединенных Штатов, которых не устраивала нефтяная монополия Великобритании, и поддержке общественного мнения, выразившего свое одобрение, никаких административных санкций принято не было. Идемицу был оправдан в суде, а ходатайство о предварительном аресте было отклонено 27 мая. Хотя компания Anglo-Iranian подала апелляцию в тот же день, она была отозвана 29 октября, что привело к победе Идемицу. [ 17 ]
Хронология
[ редактировать ]1951
- Март – церемония закладки Ниссо Мару. Корабль был исключительно большим (18 000 дедвейт). [ 18 ]
- 8 сентября — Сан-Францисский мирный договор , и Япония снова становится независимой. заключен
1952
- 15 июня - совместно финансируемый Итало-Швейцарией корабль Rose Mary захвачен Королевским флотом в Аравийском море.
- 26 сентября – Церемония запуска Nissho Maru.
- 22 октября - Иран объявляет о разрыве дипломатических отношений с Великобританией.
- 5 ноября — Кейсуке Идемицу и Харуо Тэсима покидают Японию.
- 6 ноября - Кейсуке Идемицу и другие прибывают в Пакистан, и, несмотря на отказ во въезде, им удается въехать в страну.
- 8 ноября – Кейсуке Идемицу и другие покидают Пакистан и направляются в Иран.
- 9 ноября - Кейсуке Идемицу и другие начали переговоры с премьер-министром Ирана.
- 19 ноября – Кейсуке Идемицу и другие возвращаются в Японию.
- 22 декабря — завершено строительство Нисшо Мару.
1953
- 10 января - МИД Японии получает информацию о контактах Идемицу с Ираном.
- 6 февраля – Кейсуке Идемицу и другие снова отправляются в Иран.
- 15 февраля - Иран и Идемицу официально подписывают соглашение о торговле нефтью.
- 16 марта — Нисшо Мару возвращается из Америки в Кавасаки в Японии.
- 18 марта — Нисшо Мару переезжает из Кавасаки в Кобе для разгрузки и прибывает на следующий день.
- 23 марта - Нисшо Мару покидает Кобе с фальсифицированным пунктом назначения, указанным как Саудовская Аравия. [ 19 ]
- 25 марта — Ниссо Мару проходит через пролив Балинтанг к северу от Филиппин.
- 31 марта — Ниссо Мару проходит через Малаккский пролив .
- 8 апреля — Нисшо Мару проходит через Ормузский пролив под покровом ночи.
- 9 апреля — Нисшо Мару достигает устья устья Шатт-эль-Араб .
- 10 апреля — «Ниссо Мару» заходит в порт Абадана. [ 20 ] Великобритании Министерство иностранных дел поручило Эслеру Денингу , послу Великобритании в Японии, провести расследование. [ 21 ] Идемицу подчиняется Министерству иностранных дел Японии.
- 11 апреля - Министр иностранных дел Ирана объявляет, что его правительство заключило соглашение с Идемицу о покупке нефти. Великобритания просит заместителя министра иностранных дел Японии расследовать утверждения о том, что Idemitsu покупает иранскую нефть [ 22 ]
- 13 апреля — Nissho Maru завершает загрузку. [ 23 ]
- 15 апреля - Нисшо Мару покидает Абадан, слегка царапая дно при проходе по мелководью.
- 16 апреля - Ниссо Мару проходит через Ормузский пролив под покровом ночи.
- 26 апреля - Нисшо Мару делает большой крюк и проходит через Зондский пролив, чтобы избежать столкновения с тремя британскими эсминцами.
- 26 апреля - Ниссо Мару пользуется темнотой, чтобы уйти от Королевского флота, проходя через опасные рифы Яванского моря.
- 29 апреля — Ниссо Мару проходит через пролив Гаспар.
- 30 апреля — Ниссё Мару достигает Южно-Китайского моря , прекращает радиомолчание и связывается с Идемицу.
- 30 апреля – Великобритания вызывает посла Шуничи Мацумото, чтобы выразить решительный протест.
- 30 апреля - Министерство иностранных дел Японии заявляет Великобритании, что оно не может вмешиваться в частные сделки, о которых ему ничего не известно.
- Апрель – май: шесть японских автомобильных организаций объявляют, что приветствуют импорт иранской нефти. В то же время средства массовой информации стали более активными, и были высказаны различные мнения.
- 4 мая - Ниссо Мару проходит через канал Баши на севере Филиппин.
- 7 мая - Великобритания подтверждает, что Nissho Maru прибыл в территориальные воды Японии. Англо-иранская нефтяная компания немедленно подает заявление о временном судебном запрете в Окружной суд Токио. [ 24 ]
- 8 мая — Идемицу получает информацию о том, что Королевский флот вылетает из Хиросимы военными самолетами , и проводит пресс-конференцию, чтобы обнародовать отвлекающую информацию о том, что они планируют войти в порт Токуяма . Позже в тот же день газета фотографирует «Ниссё Мару» у побережья префектуры Коти , что указывает на то, что указанный пункт назначения был отвлекающим маневром.
- 9 мая — Ниссо Мару прибывает в Кавасаки. В тот же день в Окружном суде Токио прозвучат первые устные аргументы. [ 16 ]
- 9 мая - Кейзо Тамаки, вице-министр международной торговли и промышленности, сообщает журналистам, что Министерство международной торговли и промышленности не хочет вмешиваться в этот конфликт.
- 13 мая - Ниссо Мару завершает разгрузку и избегает ареста.
- 14 мая - Нисшо Мару снова отправляется в Иран. [ 24 ]
- 16 мая – В Окружном суде Токио заслушаны второй устный аргумент.
- 27 мая - Окружной суд Токио отклоняет ходатайство о предварительном решении. [ 25 ] и поэтому Идемицу может свободно продавать нефть [ 26 ]
- 27 мая - Министерство иностранных дел Японии объявляет, что правительство не будет никоим образом участвовать в этом процессе.
- Июнь - Правительство Ирана объявило, что пересмотрит первоначальный контракт с Idemitsu и предложит нефть по значительно сниженной цене.
- 7 июня - Нисшо Мару снова прибывает в порт Абадан, его приветствуют иранские правительственные чиновники и тысячи людей.
Наследие
[ редактировать ]создание романа «Человек по имени пират» на Этот инцидент вдохновил Наоки Хякуту , который стал самой продаваемой книгой года в Японии в 2013 году, а также на фильм «Подпитываемый: Человек, которого они называли пиратом» (2016). [ 2 ] [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киккава, Такео (19 марта 2023 г.). «Дело 13 Сазо Идемицу: От «Нефтетторговца Континента» до «Героя отечественных нефтяных компаний» » . История предпринимателей-новаторов в Японии : 149–159 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «У Японии есть друг в Тегеране» . Страж Азии. 14 марта 2014 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кинзер, Стивен (2003). Все люди Шаха . Джон Уайли и сыновья. ISBN 0471265179 .
- ^ «Аден держит Роуз Мэри» . Западная Австралия. Рейтер. 19 июня 1952 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Хансард» . парламент.uk . HC Деб, 19 июня 1952 г., том 502 cc1555-6 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «ИРАН: Непрекращающаяся блокада» . time.com . Журнал ТАЙМ . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Пейн, Крис; Шенбергер, Эрика (май 1975 г.). «Иранский национализм и великие державы: 1872-1954» . Отчеты МЕРИП (37): 24–26. дои : 10.2307/3011252 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Idemitsu Kōsan Co., Ltd. (2008). В Британской энциклопедии . Получено 15 ноября 2008 г. из Британской энциклопедии Online.
- ^ Международный справочник историй компаний , Vol. 49. Сент-Джеймс Пресс, 2003, цитируется по «Статья на сайте Answers.com» . Ответы.com . Проверено 14 ноября 2008 г. и «ФундингЮниверс» . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Симамото, Минору. «Семейный бизнес и IPO: случай Идемицу Косан» (PDF) . Восточноазиатские файлы истории бизнеса . История бизнеса Восточной Азии . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Симамото, Минору. «Семейный бизнес и IPO: случай Идемицу Косан» (PDF) . Восточноазиатские файлы истории бизнеса . История бизнеса Восточной Азии . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Идемицу Косан К.К.» энциклопедия.com . Энциклопедия.com . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Раджабзаде, Хашем. «Идея предложения нефтяной компании Mitsu Мосаддыку» . donya-e-eqtesad.com Donya-e-Eqtisad.com . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Азими, Насрин (17 февраля 2010 г.). «Японский иранский момент» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Амру, Рамадан Махсани Аср (24 февраля 2014 г.). «Прием «Нишомару» был обусловлен нарушением этим кораблем нефтяного эмбарго Ирана» . Еще новости . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Японская заявка на перевозку нефти» . Меркурий. Рейтер. 12 мая 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Инцидент с Нисшо-Мару, первый в мире импорт нефтепродуктов посредством прямой торговли с Ираном» . Idemitsu.com . Проверено 4 сентября 2023 г. .
- ^ «История Idemitsu Tanker Co., Ltd» . Идемицу.com . Идемицу Танкер Ко. Лтд . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Сакамото, Кейдзо (17 апреля 2021 г.). «Причина, по которой Иран стал прояпонской страной = Победа в русско-японской войне и инцидент в Ниссо Мару» . Проверено 4 сентября 2023 г. .
- ^ «Япония тоже дешево покупает нефть у Персии» . Воскресная почта. ААП. 22 апреля 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Продажа персидской нефти» . Калгурли Майнер. 13 апреля 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «16 апреля — 6 мая 1953 г.» (PDF) . Хронология международных событий и документов . 9 (8): 227, 233 . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ О'Коннелл, ДП (апрель 1955 г.). «Критика судебного процесса по иранской нефти» (PDF) . Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 4 (2): 267–293 . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "[ХРОНОЛОГИЯ, 7 МАЯ 1953 г. - 20 МАЯ 1953 г.]" . Хронология международных событий и документов, Том . 9 (10): 312 . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Суд отклонил апелляционную жалобу по грузу нефти» . Западная Австралия. 28 мая 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Британская фирма проиграла нефтяное дело» . Ньюкасл Морнинг Геральд. 28 мая 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Японские и иранские писатели встречаются в Тегеранском музее мира» . Агентство книжных новостей Ирана. 25 февраля 201 . Проверено 3 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энергетика и японо-иранские отношения в 1950-е годы: переоценка нефтяной сделки Идемицу с Ираном, Абдоли Кейван, Middle East Review, 2018, том 5, страницы 152-160
- Anglo-Iranian Oil Company v. Idemitsu Kosan Kabushiki Kaisha, International Law Reports, 1 January 2021
- Компенсация за экспроприированную собственность в современном международном праве, Амир Рафат, Villanova Law Review, том 4, вып. 2, 1969 г.
- Критика судебного разбирательства по поводу иранской нефти, Д.П. О'Коннелл, Ежеквартальный журнал международного и сравнительного права, Vol. 4, № 2 (апрель 1955 г.)
- 1953 год в Японии
- 1953 год в Иране
- Англо-персидская нефтяная компания
- Отношения Японии и Великобритании
- Внешняя торговля Японии
- Внешняя торговля Ирана
- Ирано-японские отношения
- 1953 год в международных отношениях
- 1953 год в экономической истории
- Экономическая история Ирана
- Экономическая история Японии