Jump to content

Инцидент в Нисшо Мару

Танкер Нисшо Мару [ джп ] и капитан Тацуо Нитта

Инцидент Нисшо-Мару ) — инцидент ( японский : 日章丸事件 , персидский : حادثه نیشومارو 1953 года, когда японское судно нарушило эмбарго на торговлю нефтью, которое Соединенное Королевство в одностороннем порядке наложило на Иран . Этот смелый шаг напрямую связал Иран, ведущего производителя нефти в мире, с Японией, крупным потребителем нефти. В результате цены на отечественные нефтепродукты в Японии падали на десятки миллиардов иен в год, что принесло потребителям огромную выгоду. Британская англо-иранская нефтяная компания (AIOC) подала иск с просьбой выдать временный судебный запрет на конфискацию нефтепродуктов, перевозимых судном Nissho Maru , но Окружной суд Токио и Высокий суд Токио отказались его удовлетворить, и британцы не добились успеха после годы судебных разбирательств. [ 1 ] [ 2 ] Nissho Maru был встречен как герой, когда пришвартовался в Кавасаки . Для Японии этот инцидент стал эпизодом поднятия морального духа в стране, которая все еще выходит из послевоенной оккупации. Для Ирана это была небольшая, но вдохновляющая победа над Великобританией и Соединенными Штатами. [ 2 ]

Нефтяное эмбарго

[ редактировать ]
Иранский флаг поднят в главном офисе бывшей АМОК в Хорремшахре

После национализации британских нефтяных интересов в Иране премьер-министром Мосаддыком британские военные корабли заблокировали нефтяной порт Абадан , а 22 августа 1951 года Великобритания ввела экономические санкции против страны. Эти меры запретили экспорт ключевых британских товаров, включая сахар, и заблокировали доступ Ирана к его счетам в твердой валюте в британских банках. [ 3 ] : 110 

В июле 1952 года Королевский флот перехватил итальянский танкер «Роуз Мэри» и отправил его под британский протекторат Аден на том основании, что нефть с корабля была украдена. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Новость о том, что Королевский флот перехватывает танкеры, перевозящие иранскую нефть, отпугнула другие танкеры и фактически прекратила экспорт нефти из Ирана. [ 3 ] : 138  Соединенные Штаты под руководством президента Гарри Трумэна поддерживали британцев в их жесткой линии против Ирана. [ 7 ]

Идемицу Косан

[ редактировать ]
Сазо Идемицу

В Японии американская оккупация закончилась в апреле 1952 года, и нефтяная компания Idemitsu Kosan пыталась восстановить свое положение. добыча и распределение нефти попали под контроль японского государства Во время Второй мировой войны . [ 8 ] [ 9 ] но Idemitsu сумела получить лицензию на работу в качестве первичного дистрибьютора в 1949 году, ведя как оптовую, так и розничную деятельность. Идемицу начала импортировать высококачественный бензин из США и с 1952 года продавала его в Японии под маркой «Аполлон». [ 10 ]

разрешила Idemitsu Kosan В 1951 году MITI построить новый танкер. Его назвали «Ниссо Мару» в честь более раннего корабля с таким же названием. Построенный на верфи Харима , он был очень большим по меркам того времени, а его строительство было очень дорогим, что потребовало от Сазо Идемицу взять на себя долги. Используя этот новый танкер, компания Idemitsu импортировала высокооктановый бензин из Калифорнии и продавала его на внутреннем рынке Японии. Однако вскоре крупные нефтяные компании США решили, что можно получить прибыль от продажи нафты напрямую в Японию, и начали ограничивать продажу нафты компании Idemitsu в Калифорнии. Idemitsu сменила поставщика продукции на Хьюстон, штат Техас, но вскоре продажи и там были ограничены. В конце концов Idemitsu нашла поставщика в Венесуэле. [ 11 ] [ 12 ]

В этих обстоятельствах спор между Великобританией и Ираном предоставил Идемицу уникальную возможность: ему нужны были надежные и доступные поставки нефти, в то время как Ирану нужен был партнер, который бросил бы вызов британцам и торговал с ней. Это должно было стать основой секретных переговоров, которые начались в 1952 году. Японское правительство опасалось любого возможного конфликта с Великобританией, поэтому Идемицу тайно направил управляющего директора Кейсуке Идемицу в Иран в качестве переговорщика. Он провел переговоры с иранскими лидерами, включая премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка. [ 12 ] [ 13 ]

Покупка и доставка нефти

[ редактировать ]

Поначалу иранская сторона относилась к Idemitsu с недоверием после разочаровывающего опыта с компаниями из других стран, который не привел к какой-либо реальной торговле, а Idemitsu была не более чем компанией среднего размера, практически неизвестной за пределами Японии. Однако соглашение было достигнуто после упорных переговоров, дискуссий о соблюдении внутреннего и международного законодательства, а также мер, направленных на то, чтобы не ставить дипломатическое затруднение японскому правительству. В конце концов Иран согласился, что Idemitsu будет покупать нефть со скидкой 30% от рыночной цены. [ 14 ]

« Ниссо Мару» отплыл 23 марта 1953 года и достиг Абадана, не будучи обнаруженным Королевским флотом. По ее прибытии на улицах Абадана царило ликование, а корабль встречали цветами, сладостями и праздничной музыкой. [ 15 ] На данный момент об инциденте сообщили средства массовой информации всего мира и он был признан международным инцидентом. В Японии на первых полосах новостей об инциденте сообщалось как о том, что невооруженная частная компания вступила в бой с Королевским флотом, который в то время мог похвастаться вторыми по величине военно-морскими силами в мире. 15 апреля Nissho Maru полностью загруженный покинул Абадан, привлекая внимание всего мира. Он прошел через мели и мины, перехитрил Королевский флот и прорвал военно-морскую блокаду, прибыв в порт Кавасаки в 9 утра 9 мая. [ 16 ]

[ редактировать ]

Англо-иранская нефтяная компания подала иск против «Идемицу» в Токийский окружной суд, заявляя о своем праве на груз, одновременно с этим на японское правительство по дипломатическим каналам оказывалось давление с целью распорядиться грузом. [ 16 ]

Однако благодаря молчаливому согласию Соединенных Штатов, которых не устраивала нефтяная монополия Великобритании, и поддержке общественного мнения, выразившего свое одобрение, никаких административных санкций принято не было. Идемицу был оправдан в суде, а ходатайство о предварительном аресте было отклонено 27 мая. Хотя компания Anglo-Iranian подала апелляцию в тот же день, она была отозвана 29 октября, что привело к победе Идемицу. [ 17 ]

Хронология

[ редактировать ]

1951

1952

  • 15 июня - совместно финансируемый Итало-Швейцарией корабль Rose Mary захвачен Королевским флотом в Аравийском море.
  • 26 сентября – Церемония запуска Nissho Maru.
  • 22 октября - Иран объявляет о разрыве дипломатических отношений с Великобританией.
  • 5 ноября — Кейсуке Идемицу и Харуо Тэсима покидают Японию.
  • 6 ноября - Кейсуке Идемицу и другие прибывают в Пакистан, и, несмотря на отказ во въезде, им удается въехать в страну.
  • 8 ноября – Кейсуке Идемицу и другие покидают Пакистан и направляются в Иран.
  • 9 ноября - Кейсуке Идемицу и другие начали переговоры с премьер-министром Ирана.
  • 19 ноября – Кейсуке Идемицу и другие возвращаются в Японию.
  • 22 декабря — завершено строительство Нисшо Мару.

1953

  • 10 января - МИД Японии получает информацию о контактах Идемицу с Ираном.
  • 6 февраля – Кейсуке Идемицу и другие снова отправляются в Иран.
  • 15 февраля - Иран и Идемицу официально подписывают соглашение о торговле нефтью.
  • 16 марта — Нисшо Мару возвращается из Америки в Кавасаки в Японии.
  • 18 марта — Нисшо Мару переезжает из Кавасаки в Кобе для разгрузки и прибывает на следующий день.
  • 23 марта - Нисшо Мару покидает Кобе с фальсифицированным пунктом назначения, указанным как Саудовская Аравия. [ 19 ]
  • 25 марта — Ниссо Мару проходит через пролив Балинтанг к северу от Филиппин.
  • 31 марта — Ниссо Мару проходит через Малаккский пролив .
  • 8 апреля — Нисшо Мару проходит через Ормузский пролив под покровом ночи.
  • 9 апреля — Нисшо Мару достигает устья устья Шатт-эль-Араб .
  • 10 апреля — «Ниссо Мару» заходит в порт Абадана. [ 20 ] Великобритании Министерство иностранных дел поручило Эслеру Денингу , послу Великобритании в Японии, провести расследование. [ 21 ] Идемицу подчиняется Министерству иностранных дел Японии.
  • 11 апреля - Министр иностранных дел Ирана объявляет, что его правительство заключило соглашение с Идемицу о покупке нефти. Великобритания просит заместителя министра иностранных дел Японии расследовать утверждения о том, что Idemitsu покупает иранскую нефть [ 22 ]
  • 13 апреля — Nissho Maru завершает загрузку. [ 23 ]
  • 15 апреля - Нисшо Мару покидает Абадан, слегка царапая дно при проходе по мелководью.
  • 16 апреля - Ниссо Мару проходит через Ормузский пролив под покровом ночи.
  • 26 апреля - Нисшо Мару делает большой крюк и проходит через Зондский пролив, чтобы избежать столкновения с тремя британскими эсминцами.
  • 26 апреля - Ниссо Мару пользуется темнотой, чтобы уйти от Королевского флота, проходя через опасные рифы Яванского моря.
  • 29 апреля — Ниссо Мару проходит через пролив Гаспар.
  • 30 апреля — Ниссё Мару достигает Южно-Китайского моря , прекращает радиомолчание и связывается с Идемицу.
  • 30 апреля – Великобритания вызывает посла Шуничи Мацумото, чтобы выразить решительный протест.
  • 30 апреля - Министерство иностранных дел Японии заявляет Великобритании, что оно не может вмешиваться в частные сделки, о которых ему ничего не известно.
  • Апрель – май: шесть японских автомобильных организаций объявляют, что приветствуют импорт иранской нефти. В то же время средства массовой информации стали более активными, и были высказаны различные мнения.
  • 4 мая - Ниссо Мару проходит через канал Баши на севере Филиппин.
  • 7 мая - Великобритания подтверждает, что Nissho Maru прибыл в территориальные воды Японии. Англо-иранская нефтяная компания немедленно подает заявление о временном судебном запрете в Окружной суд Токио. [ 24 ]
  • 8 мая — Идемицу получает информацию о том, что Королевский флот вылетает из Хиросимы военными самолетами , и проводит пресс-конференцию, чтобы обнародовать отвлекающую информацию о том, что они планируют войти в порт Токуяма . Позже в тот же день газета фотографирует «Ниссё Мару» у побережья префектуры Коти , что указывает на то, что указанный пункт назначения был отвлекающим маневром.
  • 9 мая — Ниссо Мару прибывает в Кавасаки. В тот же день в Окружном суде Токио прозвучат первые устные аргументы. [ 16 ]
  • 9 мая - Кейзо Тамаки, вице-министр международной торговли и промышленности, сообщает журналистам, что Министерство международной торговли и промышленности не хочет вмешиваться в этот конфликт.
  • 13 мая - Ниссо Мару завершает разгрузку и избегает ареста.
  • 14 мая - Нисшо Мару снова отправляется в Иран. [ 24 ]
  • 16 мая – В Окружном суде Токио заслушаны второй устный аргумент.
  • 27 мая - Окружной суд Токио отклоняет ходатайство о предварительном решении. [ 25 ] и поэтому Идемицу может свободно продавать нефть [ 26 ]
  • 27 мая - Министерство иностранных дел Японии объявляет, что правительство не будет никоим образом участвовать в этом процессе.
  • Июнь - Правительство Ирана объявило, что пересмотрит первоначальный контракт с Idemitsu и предложит нефть по значительно сниженной цене.
  • 7 июня - Нисшо Мару снова прибывает в порт Абадан, его приветствуют иранские правительственные чиновники и тысячи людей.

Наследие

[ редактировать ]

создание романа «Человек по имени пират» на Этот инцидент вдохновил Наоки Хякуту , который стал самой продаваемой книгой года в Японии в 2013 году, а также на фильм «Подпитываемый: Человек, которого они называли пиратом» (2016). [ 2 ] [ 27 ]

  1. ^ Киккава, Такео (19 марта 2023 г.). «Дело 13 Сазо Идемицу: От «Нефтетторговца Континента» до «Героя отечественных нефтяных компаний» » . История предпринимателей-новаторов в Японии : 149–159 . Проверено 3 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «У Японии есть друг в Тегеране» . Страж Азии. 14 марта 2014 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Кинзер, Стивен (2003). Все люди Шаха . Джон Уайли и сыновья. ISBN  0471265179 .
  4. ^ «Аден держит Роуз Мэри» . Западная Австралия. Рейтер. 19 июня 1952 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  5. ^ «Хансард» . парламент.uk . HC Деб, 19 июня 1952 г., том 502 cc1555-6 . Проверено 3 сентября 2023 г.
  6. ^ «ИРАН: Непрекращающаяся блокада» . time.com . Журнал ТАЙМ . Проверено 3 сентября 2023 г.
  7. ^ Пейн, Крис; Шенбергер, Эрика (май 1975 г.). «Иранский национализм и великие державы: 1872-1954» . Отчеты МЕРИП (37): 24–26. дои : 10.2307/3011252 . Проверено 3 сентября 2023 г.
  8. ^ Idemitsu Kōsan Co., Ltd. (2008). В Британской энциклопедии . Получено 15 ноября 2008 г. из Британской энциклопедии Online.
  9. ^ Международный справочник историй компаний , Vol. 49. Сент-Джеймс Пресс, 2003, цитируется по «Статья на сайте Answers.com» . Ответы.com . Проверено 14 ноября 2008 г. и «ФундингЮниверс» . Проверено 14 ноября 2008 г.
  10. ^ Симамото, Минору. «Семейный бизнес и IPO: случай Идемицу Косан» (PDF) . Восточноазиатские файлы истории бизнеса . История бизнеса Восточной Азии . Проверено 3 сентября 2023 г.
  11. ^ Симамото, Минору. «Семейный бизнес и IPO: случай Идемицу Косан» (PDF) . Восточноазиатские файлы истории бизнеса . История бизнеса Восточной Азии . Проверено 3 сентября 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Идемицу Косан К.К.» энциклопедия.com . Энциклопедия.com . Проверено 4 сентября 2023 г.
  13. ^ Раджабзаде, Хашем. «Идея предложения нефтяной компании Mitsu Мосаддыку» . donya-e-eqtesad.com Donya-e-Eqtisad.com . Проверено 4 сентября 2023 г.
  14. ^ Азими, Насрин (17 февраля 2010 г.). «Японский иранский момент» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 сентября 2023 г.
  15. ^ Амру, Рамадан Махсани Аср (24 февраля 2014 г.). «Прием «Нишомару» был обусловлен нарушением этим кораблем нефтяного эмбарго Ирана» . Еще новости . Проверено 4 сентября 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «Японская заявка на перевозку нефти» . Меркурий. Рейтер. 12 мая 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  17. ^ «Инцидент с Нисшо-Мару, первый в мире импорт нефтепродуктов посредством прямой торговли с Ираном» . Idemitsu.com . Проверено 4 сентября 2023 г. .
  18. ^ «История Idemitsu Tanker Co., Ltd» . Идемицу.com . Идемицу Танкер Ко. Лтд . Проверено 3 сентября 2023 г.
  19. ^ Сакамото, Кейдзо (17 апреля 2021 г.). «Причина, по которой Иран стал прояпонской страной = Победа в русско-японской войне и инцидент в Ниссо Мару» . Проверено 4 сентября 2023 г. .
  20. ^ «Япония тоже дешево покупает нефть у Персии» . Воскресная почта. ААП. 22 апреля 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  21. ^ «Продажа персидской нефти» . Калгурли Майнер. 13 апреля 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  22. ^ «16 апреля — 6 мая 1953 г.» (PDF) . Хронология международных событий и документов . 9 (8): 227, 233 . Проверено 4 сентября 2023 г.
  23. ^ О'Коннелл, ДП (апрель 1955 г.). «Критика судебного процесса по иранской нефти» (PDF) . Ежеквартальный журнал международного и сравнительного правоведения . 4 (2): 267–293 . Проверено 3 сентября 2023 г.
  24. ^ Jump up to: а б "[ХРОНОЛОГИЯ, 7 МАЯ 1953 г. - 20 МАЯ 1953 г.]" . Хронология международных событий и документов, Том . 9 (10): 312 . Проверено 4 сентября 2023 г.
  25. ^ «Суд отклонил апелляционную жалобу по грузу нефти» . Западная Австралия. 28 мая 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  26. ^ «Британская фирма проиграла нефтяное дело» . Ньюкасл Морнинг Геральд. 28 мая 1953 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  27. ^ «Японские и иранские писатели встречаются в Тегеранском музее мира» . Агентство книжных новостей Ирана. 25 февраля 201 . Проверено 3 сентября 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c02fb8cf56dc54c5da358225f63b3cbe__1714973220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/be/c02fb8cf56dc54c5da358225f63b3cbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nissho Maru Incident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)