10.2 объемный звук
Эта статья содержит контент, написанный как реклама . ( январь 2011 г. ) |
10.2 — это формат объемного звука , разработанный THX создателем Томлинсоном Холманом из TMH Labs и Университета Южной Калифорнии (школы кинематографического искусства и инженерии). Разработанный совместно с Крисом Кириакакисом из Инженерной школы Университета Южной Калифорнии в Витерби , формат 10.2 соответствует слогану формата: «В два раза лучше, чем 5.1». Однако на самом деле может быть 14 дискретных каналов, если включены левый и правый точечные каналы объемного звучания. Он заявляет, что 5.1, название, которое он сам придумал в 1987 году, было выбрано, поскольку это «минимальное количество каналов, необходимое для создания ощущения простора». [1] Холман и другие заявляют, что более высокие частоты дискретизации , которые являются недавней тенденцией в цифровой записи, не имеют значительного ощутимого эффекта и что следующим рубежом в звукорежиссуре является увеличение количества дискретных каналов для удовлетворения пространственного восприятия звука человеком. [2] По состоянию на 2015 год [update], некоторые процессоры декодирования, UHD или виртуального расширения приблизились к цифре, равной или превышающей 10,2.
Конфигурации каналов
[ редактировать ]Объемный звук .0.5 добавит еще четыре канала к передней зоне прослушивания и только один канал объемного звучания . Это связано с тем, что человеческое пространственное восприятие звука спереди гораздо точнее, чем сзади. Кроме того, он добавляет глубину звуковому полю: два фронтальных канала являются высотными и расположены над зоной прослушивания под углом 45 градусов относительно слушателя. [3] Отсутствие вертикальной информации долгое время считалось одним из самых больших препятствий на пути реалистичного воспроизведения звука. [4] Существующие системы, такие как Dolby Pro Logic IIz, имитируют это с помощью матричных каналов высоты, которые получаются из окружающих звуков из левого и правого каналов.
«.2» в версии 10.2 относится к тому факту, что добавлен дополнительный канал низкочастотных эффектов , а не просто второй сабвуфер, чтобы усилить ощущение охвата. Все басы из левых каналов направляются в левый канал LFE, а басы правого канала направляются в правый канал LFE.
10.2
[ редактировать ]12 каналов 10.2:
- Семь фронтальных каналов: левый широкий, левый верхний, левый, центральный , правый, правый верхний, правый широкий.
- Три канала объемного звучания: левый объемный звук, задний объемный звук, правый объемный звук
- Два канала LFE: LFE левый и LFE правый
10.2 также может дополнить каналы LS (левый объемный звук) и RS (правый объемный звук) двухточечными каналами объемного звука, которые могут лучше манипулировать звуком, позволяя микшеру перемещать звуки по четкому кругу на 360 ° вокруг зрителя. На самом деле это будет 12,2.
12.2
[ редактировать ]Единственным дополнением 12.2 к 10.2 являются каналы «точечного объемного звучания» или «диффузного объемного звучания». Они будут расположены под теми же углами, что и стандартные динамики объемного звучания, под углом +/- 120 градусов, но будут представлять собой диффузные излучатели с использованием дипольных динамиков . Они излучали звук, отражавшийся от стен, прежде чем попасть в зону прослушивания. [3] 14 дискретных каналов:
- Пять фронтальных динамиков: левый широкий, левый, центральный, правый и правый широкий.
- Пять каналов объемного звучания: диффузный левый объемный звук, прямой левый объемный звук, задний объемный звук, диффузный правый объемный звук и прямой прямой объемный звук
- Два канала LFE: левый LFE, правый LFE
- Два канала высоты: левая высота, правая высота.
.2 . в 10.2 означает добавление второго сабвуфера Система управляет басами так, что все динамики слева используют левый сабвуфер, а все динамики справа — правый сабвуфер. Динамики центрального и заднего объемного звучания разделены между двумя сабвуферами. Два сабвуфера также служат двумя дискретными каналами LFE (низкочастотные эффекты).
Инсталляции
[ редактировать ]Система объемного звучания 10.2 была продемонстрирована на выставке Audyssey в Лос-Анджелесе и на выставке Bjorn's Audio Video в Сан-Антонио , штат Техас . [5]
установлены две системы объемного звучания формата 10,2 Нью-Йоркский университет утверждает, что в своем новом комплексе музыкальных технологий стоимостью 6,5 миллионов долларов в школе Steinhardt School . Один в студии звукозаписи , другой в кинозале. [6] [7] Уже продаются продукты для систем объемного звучания 10.2, например, для встраиваемых в стену разъемов для громкоговорителей. [8]
В настоящее время существует только стандарт для настроек объемного звучания 5.1. 6.1 и 7.1 не имеют реального стандарта и добавляют каналы сзади, а не спереди, что можно рассматривать только как маркетинговый инструмент, поскольку с точки зрения звука передние каналы нуждаются в большем количестве каналов. [ нужна ссылка ] . Audyssey заявила, что одним из опасений при продаже систем 10.2 будет то, что, по иронии судьбы, качество может снизиться, а не повыситься. Это связано с тем, что маркетологи будут настаивать на сохранении цен на относительно одинаковом уровне, а установка четырех дополнительных динамиков и двух сабвуферов почти наверняка приведет к снижению качества. [9]
СМИ
[ редактировать ]В настоящее время доступен только один фильм, использующий этот формат, — 30-минутный короткометражный фильм « Семь лебедей» . [10] Остальные миксы 10.2 были созданы Холманом и другими на демонстрациях.
Есть некоторые ресиверы, которые утверждают, что имеют «10,2 каналов», например Pioneer Elite SC-09TX, но имеют всего лишь несколько 6, 7 или 8-канальных декодеров. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обзор Audyssey DSX 10.2 Surround Sound — обзоры и новости от» . Аудиоголики . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Представляем формат объемного звука 10.2 — обзоры и новости» . Аудиоголики. 24 сентября 2006 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «10 Аудиозапись» . Tonmeister.ca. 23 октября 2011 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Холман проводит первую публичную демонстрацию объемного звука «10.2»» . Стереофил.com. 11 июля 1999 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Особенная комната» . Архивировано из оригинала 24 июля 2010 г.
- ^ Говард Шерман (14 декабря 2009 г.). «Нью-Йоркский университет открывает комплекс музыкальных технологий 21 века стоимостью 6,5 миллионов долларов в школе Стейнхардта» . Блог.digitalcontentproducer.com. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Центр музыкальных технологий Нью-Йоркского университета: аудиослайд-шоу» . Ютуб. 26 января 2010 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Структурированный кабель, 4 группы, для объемного звука 10.2 — белый» . Opentip.com. 18 апреля 2012 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ «Часть вторая — Комната 10.2 — Обзоры и новости от» . Аудиоголики . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Семь лебедей , получено 19 июня 2015 г.
- ^ Скотт Бреннан (2 апреля 2010 г.). «Продажа и обслуживание компьютеров, электроники» . Альфа Электроникс . Проверено 9 ноября 2012 г.