Двигайтесь влево
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2010 г. ) |
| ||
---|---|---|
Премьер-министр Уганды
2-й президент Уганды Первое изгнание Второе Президентство
![]() |
||
Движение влево было политическим направлением, предпринятым в Уганде , особенно при президенте Милтоне Оботе в период 1968–1971 годов. Несмотря на то, что номинально это был шаг к социализму , он также имел сильный националистический подтекст. [ 1 ]
Суть движения влево можно сформулировать просто. Это... политическая и экономическая власть должна принадлежать большинству.
- Народный конгресс Уганды, Хартия простого человека , 1969 г.
Начало
[ редактировать ]По словам Акены Адоко , бывшего руководителя отдела общего обслуживания в Уганде, для установления социализма в Уганде потребовалось время из-за политических реалий того времени: [ 1 ]
Первая и номинальная социалистическая фаза длилась с 1952 по 1963 год, когда Национальный конгресс Уганды , а затем СКП исповедовали социализм. Но это не могло быть реализовано, поскольку колониальная администрация предпочитала капитализм, который они называли «смешанной экономикой». На втором этапе со дня независимости были реализованы некоторые социалистические меры, но в целом раскол в кабинете министров на левых и правых полностью нейтрализовал все усилия по «движению влево». Слово «социализм» было даже исключено из партийной конституции и было восстановлено только после кризиса 1966 года [когда Оботе обратился в армию и приостановил действие конституции, чтобы укрепить свои позиции].
- Акена Адоко, Работа ради прогресса , Вторая пятилетка Уганды, 1966-71 (Энтеббе, 1966), 15
Однако между 1966 и 1969 годами о социалистическом уклоне не было объявлено. Селвин Райан объясняет это политической нестабильностью Оботе, предполагая, что Оботе «сначала не считал себя достаточно сильным политически, чтобы приступить к радикальной экономической политике». Яш Тандон заметил, что «Оботе до недавнего времени [1970] не был свободен от проблем поддержания основного единства страны. снизился между 1962 и 1968 годами. [ 2 ] Второй пятилетний план (примерно 1966-1971) отмечал потенциал контролируемой государством Корпорации развития Уганды , но также стремился развивать малую частную промышленность и привлекать иностранные инвестиции. В Уганде было мало настоящих социалистов, не говоря уже о социалистах с подлинными административными способностями. Из них лишь немногие пользовались доверием Оботе. [ 1 ]
В ноябре 1968 года Оботе заметил, что Уганда придерживается «срединной стратегии», которая не была «ни левой, ни правой», и предсказал поворот политики влево в 1969 году.
По словам историка Амии Омара-Отунну, Оботе решил предпринять движение влево, чтобы уменьшить свою зависимость от армии Уганды для поддержания своей власти, что стало все более очевидным после того, как он сверг президента Эдварда Мутеса и укрепил свою власть во время кризиса Менго в 1966. Он надеялся, что изменение политики расширит его популярность за пределами военных и распространит его на большее количество гражданского населения. [ 3 ]
Ключевые компоненты
[ редактировать ]Движение влево характеризовалось пятью ключевыми документами, принятыми в период с октября 1969 года по лето 1970 года. [ 4 ]
Предложение национальной службы
[ редактировать ]Предложение о национальной службе, принятое в октябре 1969 года, предлагало, чтобы каждый трудоспособный человек проходил двухлетнюю национальную службу . [ 4 ]
Устав обычного человека
[ редактировать ]Хартия простого человека, которая была опубликована для комментариев в октябре 1969 года и одобрена партией 19 декабря, была первым крупным документом, в котором была предпринята попытка дать определение движению влево. В нем говорилось, что «суть движения влево можно просто сформулировать. Это… политическая и экономическая власть должна принадлежать большинству», что является типичным примером смеси социалистических и националистических мотивов, представленных этой политикой. Первым шагом было создание государственного коммерческого банка Уганды и требование к иностранным банкам, работающим в Уганде, повторно инкорпорироваться в самой Уганде. [ 1 ]
Сообщение Председателя
[ редактировать ]В сообщении председателя, принятом в апреле 1970 года, рассматривалось неравенство среди государственных служащих. Он предложил единую шкалу заработной платы и отмену некоторых привилегий. [ 4 ]
Заявление Накивубо
[ редактировать ]Несмотря на то, что в то время существовало мнение, что эти шаги лишили импульса стремлению к социализму, к концу 1969 года Оботе решил, что необходимо сделать что-то более радикальное. 1 мая 1970 года он изложил свое Заявление Накивубо. В нем провозглашалось, что с немедленным вступлением в силу правительство должно взять под свой контроль 60% (по сравнению с максимум 51%) более чем 80 корпораций в Уганде; [ 5 ] теперь ими будут управлять государственные корпорации, профсоюзы, муниципальные советы и кооперативные союзы. [ 1 ] В список вошли все банки, страховые компании, обрабатывающая и горнодобывающая промышленность, плантации, нефтяные компании и транспортные предприятия Уганды. [ 6 ] В заявлении добавлено, что на импортно-экспортных рынках Уганды будет установлена государственная монополия. [ 6 ] за исключением нефти. [ 7 ]
На самом деле не было проведено никакой подготовки и не были продуманы последствия этого заявления; похоже, президент даже не предупредил кабинет министров о своем решении. [ 6 ] Критерии национализации не были ясны, и существовала большая неопределенность относительно того, завершена ли национализация. Не было даже ясно, должна ли национализация дополнять африканизацию торговли Уганды или менять ее приоритеты. [ 1 ] «Правительственная машина оказалась в бессвязной путанице, которая стала все более характерной для заключительной фазы режима». [ 6 ] В результате национализация так и не была полностью реализована, и правительство так и не взяло под свой контроль основные отрасли промышленности Уганды. [ 5 ]
«Три плюс один»
[ редактировать ]Предложение «Три плюс один» предлагало, чтобы каждый член Национального собрания занимал четыре места одновременно (свое «домашнее» место плюс три других). [ 4 ]
Оценка
[ редактировать ]Угандийские комментаторы были обеспокоены тем, что «Движение влево», поскольку оно было социалистическим, не могло сосуществовать с планами африканизации экономики Уганды, поскольку последний способствовал развитию африканского предпринимательства (то, что Райан называл «мелкобуржуазным накоплением») таким образом, что это было несовместимо с моделью плановой экономики социализма. Особую враждебность к национализации высказали многие члены парламента СКП, которые сами были владельцами бизнеса. Бывший министр Сэм Одака пытался заверить их, что это не так. «Мы призываем людей не давать неправильных интерпретаций Хартии простого человека», - сказал он. «Это не мешает человеку построить десять домов, если он сделает это правильно». В конечном итоге, проблема не была решена до того, как правительство было свергнуто в результате военного переворота в январе 1971 года. Не было предпринято никаких попыток отказаться от стимулов, которые предлагались для развития африканского капитализма. [ 1 ] Это побудило таких комментаторов, как Райан, прокомментировать:
Какими бы ни были мотивы Оботе, движение влево в Уганде на практике следует рассматривать как националистическое, а не социалистическое мероприятие. Поведение образованной и деловой элиты, безусловно, указывает на то, что расовые, национальные и профессиональные соображения имели большое значение и что социализм был чем-то, чему оказывалось лишь ритуальное почтение, если вообще выражалось какое-либо беспокойство по этому поводу... поговорим об Общем Чаще всего человек был до крайности циничен. Настоящие социалисты отчаялись увидеть хоть какой-то шанс увидеть социализм в Уганде при жизни... Хотя потребность в перераспределении возникала неоднократно... перераспределение, которое больше всего беспокоило руководство СКП, было от бывшей метрополии к новой нации, от Азиаты к африканцам и лишь незначительно – от богатых африканцев к бедным африканцам.
- Селвин Д. Райан, 1973 г. [ 8 ]
отзыв
[ редактировать ]Свержение Оботе силами Иди Амина в результате военного переворота в январе 1971 года положило конец надеждам на полный переход к социализму. Новый министр финансов заявил, что новый режим «откажется от тенденции к абсолютному централизованному контролю над экономикой и примет более либеральную экономическую политику». В своем заявлении в Кабале от 1 мая 1971 года, через год после заявления Оботе о Накивубо, Амин подтвердил это колебание и добавил, что чистый социализм и капитализм представляли для него лишь академический интерес; его цель состояла в том, чтобы выбрать элементы того и другого, которые могли бы иметь отношение к потребностям Уганды. За исключением четырех банков, четырех страховых компаний, двух местных сахарных компаний и Восточноафриканской сталелитейной корпорации, в которой правительство сохранило 49% акций, все остальные фирмы остались полностью в частных руках. Движение влево явно больше не было политикой администрации. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Тандон, Яш (1 июня 1970 г.). Люди . Цитируется Райаном.
- ^ Омара-Отунну, Эми (1987). Политика и армия в Уганде, 1890–1985 гг . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. п. 78. ИСБН 978-1-349-18738-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пируэ, Луиза (1995). Исторический словарь Уганды . Пугало Пресс. стр. 257–258. ISBN 978-0-8108-2920-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Х. Миттельман, Джеймс (1977). «Разработка идеологии: демонстрационный эффект в Восточной Африке». Тетради по Африке . 17 (66–67): 262–3. дои : 10.3406/cea.1977.2453 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Чик, Джон Д. (декабрь 1972 г.). «Классовый конфликт и военная интервенция в Уганде». Журнал современных африканских исследований . 10 (4). Издательство Кембриджского университета: 634–637. дои : 10.1017/s0022278x00022898 . JSTOR 160020 .
- ^ Коллинз, Роберт О. (1991). История Восточной Африки . Издательство Маркуса Винера. п. 46. ИСБН 978-1-55876-016-5 . Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Райан, Селвин Д. (1973). «Экономический национализм и социализм в Уганде». Содружество и сравнительная политика . 11 (2): 140–158. дои : 10.1080/14662047308447183 .