Георг Кляйн (композитор)
![]() | Эта статья содержит формулировки, которые продвигают эту тему в субъективной манере, не передавая реальной информации . ( июнь 2023 г. ) |
Георг Кляйн (родился 1 марта 1964 г.) - немецкий звукорежиссер, видео- и медиахудожник, а также композитор. Базируясь в Берлине , он также жил в Риме , Лос-Анджелесе и Стамбуле .

Художественная работа
[ редактировать ]Имея опыт работы в области композиции, Георг Кляйн разработал многогранную художественную практику, в которой он работает со звуком, видео, текстом и фотографией. В своих инсталляциях и интервенциях – особенно в общественных местах – он усиливает визуальные, акустические, ситуационные и политические аспекты, превращая их в зону напряжения, в которую вовлекаются посетители либо на интерактивной, либо на совместной основе. Отправной точкой его работы является исследование мест и ситуаций. Он сосредотачивается на присущих им противоречиях, которые эстетически трансформирует, чтобы стать темой дискуссий и размышлений. Тема границ и их нарушения как в психологическом внутреннем пространстве, так и в политическом публичном пространстве играет важную роль в его творчестве как по содержанию, так и по форме. Своими инсталляциями для конкретных мест, а также своими концертными работами и звуковыми прогулками, напоминающими радиоспектакли, он раздражающим образом бросает вызов восприятию публикой границы между искусством и реальностью. Он играет с трансграничными аудиовизуальными коммуникативными пространствами, используя такие приемы, как художественный фейк, который приводит получателя в неопределенную местность, ставит под сомнение идентичность и в провокационной манере заставляет посетителя заняться критическим размышлением. В последние годы художественные дебаты о соотношении сил в обществе в политике и экономике были в центре его художественной, а также кураторской работы. Его вмешательства как в физическое пространство, так и в средства массовой информации временами вызывали резкую реакцию общественности и прессы, поскольку в его работах часто использовалась подрывно-аффирмативная стратегия и тем самым он отказывался от безопасных и надежных рамок искусства.
«Работа Георга Кляйна является аномалией как в звуковом, так и в новом медиа-искусстве. В звуковом искусстве нет другой художественной позиции, которая бы так интенсивно и строго работала с социальной реальностью и общественным городским пространством. Хотя эти темы более широко распространены в новом медиа-искусстве, одна не находит других художников в этой области, которые бы отдавали мюзиклу и аудитории такой же приоритет, и нет такой же связи с местом, которую разработал Кляйн. Эти два аспекта составляют уникальное качество эстетического мышления этого художника: Точность и чувствительность, с которой он выбирает звуки, шумы, изображения, стихи и текстовые композиции для конкретного проекта, столь же необычны, как и специфика места, которая составляет основу его эстетики». (Проф. Сабина Санио, UdK Berlin) [ 1 ] ).
Образование и карьера
[ редактировать ]Георг Кляйн родился в 1964 году в Германии . Он начал свое обучение в области звукорежиссуры и коммуникаций сначала в Техническом университете Мюнхена , а затем в Техническом университете Берлина . Затем он изучал философию религии, психоанализ и музыкальную этнологию в Свободном университете Берлина. В течение трех лет он работал научным сотрудником в проекте по визуализации звука для глухих людей, а также преподавал в Берлинском университете. В 1996 году он впервые выступил как композитор ( Берлинский международный кинофестиваль ) и в последующие годы работал в электронной студии Берлинского технического университета над живой электронной и компьютерной музыкой. В 2001 году он обратился к инсталляции как к своей художественной форме и к публичному пространству как к месту своего выступления ( переход 2001, премия Ortsklang Marl Mitte German Sound Art Award 2002). С 2001 по 2005 год он был председателем Берлинского общества новой музыки (bgnm). Позже он начал использовать видео в своей работе.
В 2003 году вместе с Джулией Герлах он основал KlangQuadrat (Sound Square), офис звукового и медиа-арта. Их проекты получили поддержку Столичного культурного фонда в Берлине, Гете-Института , Министерства иностранных дел Германии , Немецко-польского фонда и Фонда Шеринга. Своим проектом TRASA (2004/2006) он привлек международное внимание: он расширил общественное пространство, соединив на два месяца два города («Би-медиальное пространство контакта» в шести городах Европы). Поэтому он разработал концепцию интерактивного медиа-арта в определенных городских местах (подъездах метро). Совместно со швейцарской художницей-перформансом Штеффи Вейсманн он создал диалогические интерактивные инсталляции ( «Пикап» 2005 г., «Вынос» 2006 г., «Венчурная кукла» 2008 г., UNorJUSTNESS A+B 2013 г.). В своей инсталляции turmlaute.2: Watch Tower (2007/2014) он работал с фейком, основав новую политическую организацию, вызвавшую резкую реакцию общественности ( http://www.europeanborderwatch.org ).

В 2009 году были реализованы две его самые деликатные работы: Sprich mit mir в Квартале красных фонарей Брауншвейга и RamallahTours в Израиле. Эта работа снова связана с фальшивкой в публичном пространстве и Интернете ( http://www.ramallahtours). .info. Архивировано 18 декабря 2014 г. в Wayback Machine ). В 2010 году он продемонстрировал двойную аудиовизуальную инсталляцию о восточных и западных убийцах: боевиках и мучениках («Cuts and Creeds») в Берлине и Стамбуле, используя самопроявления молодых мужчин-убийц. Границы и их нарушение – политическое и ментальное – являются центральной темой его выставки «Границы» (Европейский фестиваль медиа-искусства EMAF 2011), включая его постоянную работу по поиску Годвина с нелегальным иммигрантом из Нигерии, появляющимся на улицах разных европейских городов. [ 2 ] Его работа GNADE/MERCY (Мангейм, 2012 г.), установленная перед банками и центрами занятости, работа UNzuRECHT/UNorJUSTICE (Швейцария, 2013 г.) и toposonie::spree (Берлин, 2013 г., см. http://www.toposonie. информация ) он поднимает актуальные социальные темы, чтобы раскрыть их в запутанной и амбивалентной манере, вызывая зрителя/слушателя на конфронтационное исследование.
В 2015 году он получил премию «Диалог» Федерального министерства иностранных дел Германии за свой проект «Европейская организация пограничного контроля» на Европейском фестивале медиа-искусства (EMAF) в Оснабрюке. Жюри (Абина Мэннинг, Олаф Штюбер, Питер Цорн) заявило: «Проходя мимо официального офиса в местном переулке, может случиться так, что человек средних лет соблазнит нас принять участие в дебатах в стиле Мефисто. «Европейская граница» Watch» призывает нас самим охранять границы, не выходя из собственного дома. Этот убедительный жуткий фейковый проект наконец-то заставляет нас подкрепить свои собственные аргументы и постоянно быть бдительными против скользкого скатывания фанатичных идей». [ 3 ] «Границы и миграция» также являются основной темой в таких работах, как Deep Difference Unit (Тэгу, Южная Корея, 2016 г.), Grün Hören / Listening Green (Берлин, 2017 г.) и «Звук перед тишиной - сувениры из Северной Кореи » (Берлин, 2018 г.). . В 2020 году он получил премию Audio Walk Award за свою звуковую прогулку toposonie::engelbecken , которая соединяет исторические радиосвидетельства с современностью в месте с богатой историей. К недавнему прошлому он обратился в своей иммерсивной аудиовизуальной инсталляции «Тёмная материя» (2021). [ 4 ] который прослеживает развитие языка ненависти в радикально-правой музыке и пропаганде и заканчивается нападением в Галле (Заале) в 2019 году Halle_synagogue_shooting .
Георг Кляйн организовывал и курировал различные мероприятия и выставки, а также был председателем BGNM (Государственный банк Берлина, 2001–2005 гг.), соучредителем берлинской группы Errant Bodies (с 2013 г., сейчас: Errant Sound), а также куратор Венского музейного квартала («Флагманский магазин постколониальной эпохи» PCFS, 2014 г.) и фестиваля звукового искусства DYSTOPIE - 2018 г., финансируемого Сенатом Берлина, и 2020 г., финансируемого Kulturstiftung des Bundes. [ 5 ] С 1998 года он читал множество лекций в Германии и за рубежом, опубликовал множество эссе, посвященных звуковому и медиа-искусству, а также искусству в публичном пространстве, а также проводил семинары, в том числе в Берлинском университете искусств (UdK/Sound Studies). и Стамбульский университет Билги, а в 2015 году и Высшую школу гештальтинга HfG Карлсруэ. С 2013 года он преподает общие исследования в UdK Berlin, а в настоящее время является профессором звукового искусства и директором магистерской программы Sound Studies and Sonic Arts . [ 6 ]
Награды и гранты
[ редактировать ]- Стипендия Немецкой академии искусств , Берлин (2021).
- Премия Audio Walk , Германия (2020)
- Резиденция Вилла Аврора , Лос-Анджелес, США (2019)
- Рабочая стипендия Сената Берлина в области звукового искусства/композиции , Берлин (2018)
- Премия Project Space за Errant Sound от Сената Берлина , Берлин (2016)
- 1 место на конкурсе звукового искусства IGA 2017 , Берлин (2016)
- Премия EMAF за диалог Федерального министерства иностранных дел , Европейский фестиваль медиаискусства, Германия (2015)
- Куратор в резиденции Музейного квартала Вены , Австрия (2014 г.)
- Художник в резиденции, Таранто , Италия (2013)
- Художник в резиденции, Schlossmediale Werdenberg , Швейцария (2013)
- Резиденция художника, квартал 21/Tonspur, Музейный квартал Вены , Австрия (2012)
- Грант Сената Берлина в Центре современного искусства BM, Стамбул , Турция (2010).
- Премия Media Space 2006, Музей скульптуры Марл / Северный Рейн-Вестфалия , Германия (2006)
- Стипендия Deutsche Akademie Rom, Италия (Вилла Массимо / Casa Baldi) , Италия (2006).
- Стипендия Stiftung Kulturfonds , Германия (2003 г.)
- Стипендия Schloss Wiepersdorf , Германия (2002 г.)
- Стипендия звукового искусства Сената Берлина , Германия (2000 г.)
- Композиционная премия Густава-Малера, Австрия (1999).
Работы (подборка)
[ редактировать ]- 3 новые медсестры , звуковая инсталляция из 3 частей в Nurses Park Witten (Witten Days for Contemporary Music, Witten 2022)
- пассаж , Интерактивная звуковая инсталляция под транспортным мостом (внутрирегиональный, Бургдорф/Ганновер, 2021 г.)
- Dark Matter , Immersive Sound-Video-Installation (Errant Sound, Берлин, 2021)
- Звук перед тишиной , звуковая и видеоинсталляция с объектами (Берлин 2018)
- Fog Zone , аудиовизуальная инсталляция в туманном пространстве, DYSTOPIE - фестиваль саунд-арта (Берлин 2018)
- Грюн Хёрен / Listening Green , постоянная звуковая инсталляция в IGA / Gardens of the World (Берлин, 2017)
- Deep Difference Unit , звуковая скульптура, Художественная биеннале Тэгу (Южная Корея, 2016)
- незаземленный космический пузырь с интерактивной инсталляцией (Ганновер, 2016 г.)
- Европейская организация пограничного контроля , Европейский фестиваль медиа-искусства EMAF (Оснабрюк, 2015)
- Интерактивное фортепиано , инсталляция, Festival Klangwerkstatt, Sophiensaele (Берлин, 2014)
- PCFS — флагманский магазин постколониальной эпохи , в курятнике. со Свеном Кальденом, выставка в Музейном квартале (Вена, 2014)
- toposonie::spree , звуковая прогулка с приложением для смартфона (Берлин, 2013 г.)
- НЕПРАВИЛЬНО A + B , в кооперативе. со Штеффи Вайсманн, инсталляция и перформанс, Schlossmediale Wersenberg (Швейцария, 2013)
- GRACE/MERCY , вмешательство в общественное пространство и медиа-алтарь милосердия (Национальный театр Мангейма, 2012)
- по следам Годвина , совместная плакатная акция, Европа, с 2011 г.
- зеркальные песни , инсталляция на фасаде тюрьмы (Тюркей, Синопале III, 2010)
- Cuts and Creeds – Молодые мужчины-убийцы в восточно-западной перспективе (Берлин/Стамбул, 2010 г.)
- RamallahTours , инсталляция совместно с туристическим агентством (Умм Эль-Фахем / Тель-Авив, выставка «29 км», 2009 г.)
- Поговори со мной , интерактивная звуковая инсталляция (Konsumverein, Брауншвейг, 2009)
- венчурная кукла , в курятнике. со Штеффи Вайсманн (Лос-Анджелес, 2008 г.)
- sonic parole , Фестиваль медиафасадов (Берлин, 2008)
- мета.стасен , трамвайная установка (Европейский центр искусств Хеллерау, Дрезден, 2007 г.)
- turmlaute.2: Watchtower , пограничный проект Festival MaerzMusik (Берлин, 2007 г.)
- turmlaute.1: Hungerturm , звуковая и видеоинсталляция (Рим, Немецкая академия Вилла Массимо /Casa Baldi, 2006)
- еда на вынос , в кооперативе. со Штеффи Вейсманн, инсталляция sonambiente Intern. Фестиваль звукового искусства (Берлин, 2006 г.)
- Sixis , для секстета с зеркальным секстетом (Берлин, 2006)
- ДАДАяма , в курятнике. с Тецуо Фуродате (Берлин, 2006 г.)
- Пикап — Вмешательство в киоске , в кооперативе. со Штеффи Вайсманн (Берн, 2005 г.)
- TRASA Варшава-Берлин, Бимедийное контактное пространство (Варшава-Берлин, 2004 г.)
- ПерГюнт – сценическая музыка/дирижер (Берлинский ансамбль, директор: Петер Цадек , 2004–2008)
- Imperial News , (Красная ратуша, Берлин, 2003 г., Фонд Культурного Фонда)
- добро пожаловать , звуковая инсталляция (Замок Виперсдорф)
- Местный звук Марл Митте - синий блах - Много искусства, маленькая работа (Немецкая премия Sound Art 2002).
- переход – Берлинский перекресток , интерактивная звуковая инсталляция (Берлинская филармония, 2001/2002)
- Ли... и Земля I+II (Приз международного композитора Густава Малера 1999 г.)
- amor fati (музыка из фильма, Берлинский международный кинофестиваль, 1997)

Каталоги или обзоры
[ редактировать ]- borderlines - На границе , Тематический каталог произведений Георга Кляйна, Под ред. С.Санио, немецкий/английский, Керер, 2014 г., ISBN 978-3-86828-520-8
- Вращение в голове , Георг Кляйн. В: Новый музыкальный журнал, выпуск 5-2014, под ред. Рольф В. Столл, Schott Music 2014, ISSN 0945-6945
- Интервью BLICK Барбары Кепы с Георгом Кляйном, английский, Berliner Pool, 2013 г.
- Идя по канату между искусством и политикой, 2012, Стефан Фрике / Георг Кляйн, В: MusikTexte, выпуск 135, ISSN 0178-8884
- Городское искусство как образ, текст, звук 2011, Георг Кляйн Поговори со мной , В: KUNSTFORUM International, Выпуск 212: res publica 2.0, изд. Паоло Бьянки.
- Не называйте это искусством! – О стратегиях медиаискусства в публичном пространстве , Материалы Рурской конференции ISEA 2010, Под ред. Й.Функе, А.Брёкманн и др., Револьвер Берлин, 2010 г., ISBN 978-3-86895-103-5
- 29 км Каталог Kunstgalerie Umm El Fahem, Ed. Шломит Бауманн, дт.-араб.-евр., Иерусалим, 2009 г.
- klangstaetten|stadtklaenge каталог+DVD, Ed. Генеральная ассоциация потребителей eV, немецко-английский, Брауншвейг, 2009 г.
- Site-Sounds – О стратегиях звукового искусства в публичном пространстве , В: Organized Sound, 14/1, 2009 (Cambridge University Press), ISSN 1355-7718.
- Немецкий конкурс видеоарта/медиапространства 2006-2008 , каталог, ISBN 978-3-924790-80-6
- фестиваля звукового искусства sonambiente , 2006 г., Каталог ISBN 978-3-936636-93-2
- Создание Алекса Каталога городских художественных историй, 2005, ISBN 3-86588-127-0
- переход – Берлинский перекресток, каталог звуковой обстановки , 2001 г., ISBN 3-89727-178-8
- Каталог премии German Sound Art Prize , 2002 г., ISBN 3-924790-62-0
- МАРШРУТ Варшава-Берлин, каталог, 2004 г., ISBN 3-936636-43-5
- Электроника в новой музыке 2006, ISBN 978-3-936000-15-3
- На открытом воздухе – звуковое искусство в общественных местах. В: musik|politik, Ежегодник BGNM 2002, ISBN 3-89727-257-1
- От звуковой инсталляции к звуковой ситуации. В: Organized Sound 8/2, 2003 (Cambridge University Press), ISSN 1355-7718.
- Звуковое искусство Кадзуо Уэхары в воссоединенном Берлине . Осакский университет. Журнал искусств №18, 2002 г.
- Криста Брюстле: TRASA – зона соприкосновения Варшавы и Берлина . В: Позиции 62 (Мюленбек б. Берлин, 2005 г.)
- Барбара Бартельмес: Георг Кляйн или художник как местный провидец. В: Каталог TRASA Варшава-Берлин. Керер-Верлаг, Гейдельберг, 2004 г., ISBN 3-936636-43-5
- Дорис Колеш: Слуховые коридоры - О звуковой ситуации «перехода» Георга Кляйна в скульптуре Рихарда Серры «Берлинский перекресток». Лекция по искусству 2002. SFB «Культуры перформанса», Свободный университет Берлина.
- Сабина Санио: мимоходом? искусство и память В: Переход к учебнику, Pfau-Verlag (Саарбрюккен, 2001), ISBN 3-89727-178-8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санио, Сабина: Реальность как место для искусства / Реальность как место для искусства . В: Границы - На границе / Ред. Санио, Сабина, Гейдельберг, 2014, с. 80.
- ^ «Георг Кляйн:: Годвин» .
- ^ Питер Зорн, Премия EMAF http://www.emaf.de/english/festival/preisverleihung.html. Архивировано 2 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ https://www.georgklein.de/installations/052_darkmatter_e.html Документация Темная материя
- ^ https://www.dystopia-festival.net/2020/?lang=en Фестиваль звукового искусства DYSTOPIE в Берлине.
- ^ https://www.udk-berlin.de/person/georg-klein/ Звуковые исследования и звуковое искусство, Берлинский университет искусств.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт художника (немецкий/английский)
- KlangQuadrat/SoundSquare - офис звукового и медиа-арта в Берлине
- Интервью на английском языке Б.Кепа / Berliner Pool. Архивировано 1 сентября 2019 г. на Wayback Machine.
- Берлинское общество новой музыки
- sonambiente Sound Art Festival, Интерактивный фургон на вынос
- День рождения DeutschlandRadio Arts с Д.А.Даямой
- Берлинский фестиваль: Tower Music , заархивировано 10 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Фестиваль звукового искусства klangstaetten|stadtklaenge