Питер Задек
Питер Задек | |
---|---|
Рожденный | Берлин, Германия | 19 мая 1926 г.
Умер | 30 июля 2009 г. Гамбург , Германия | (83 года)
Супруг | Бригитта Блюменталь |
Питер Задек (англ. Немецкий: [ˈtsaːdɛk] ; 19 мая 1926 — 30 июля 2009) — немецкий режиссёр театра, оперы и кино, переводчик и сценарист. Его считают одним из величайших режиссеров немецкоязычного театра.
Биография
[ редактировать ]Петер Задек родился 19 мая 1926 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] в еврейской семье в Берлине . В 1934 году он эмигрировал с семьей в Лондон, где позже учился в театре Олд Вик , после года в Оксфордском университете . [ 4 ] Он начал с еженедельного представителя в Суонси и Понтипридде. Он учился в театре «Олд Вик», и среди его первых постановок были » Оскара Уайльда и «Саломея « Т.С. Элиота » Агонисты Суини . Задек произвел фурор в Лондоне в конце 1950-х годов своими постановками произведений Жана Жене . Действительно, Жене был настолько возмущен мировой премьерой Задека «Балкон в искусстве» в 1957 году, что, очевидно, купил пистолет с намерением застрелить его директора. [ 4 ] он также работал директором BBC . В этот период [ 5 ]
Бременские годы
[ редактировать ]Вернувшись в Германию в 1958 году, Задек работал в Бременском театре с 1962 по 1968 год. В 1969 году поставил фильм « Я слон, мадам» . Он был представлен на 19-м Берлинском международном кинофестивале , где получил награду «Серебряный медведь» . [ 6 ]
Шекспир как страсть
[ редактировать ]Задек и его партнерша Элизабет Плессен перевели на немецкий язык многие произведения Шекспира для театра, а также произведения Пинтера и Чехова , среди других. Задек был известен постановками пьес Шекспира и тем, что вызвал больший интерес к английской драме среди немецкой публики. Почти три года, как немецкий критик и знаток истории театра, после приезда в Германию Цадек вышел на немецкую сцену. 14 постановок за три года и четыре за следующие шесть месяцев: «Задек торопился создавать» (im Rausch des Machens), и его «Theatermut» (театральная смелость) отверг литературного Шекспира и обнажил его абсурдно-гротескную сторону. . [ 7 ] Так, знаменитая постановка Задеком « Венецианского купца » в Бургтеатре в 1988 году мудро и гармонично перенесла историю от обанкротившегося бизнесмена и смертельного залога сбережений в кредит в современную повседневную жизнь. [ 8 ]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]Несмотря на болезнь, Задек продолжал работать и в последние годы своей жизни. В 2008 году он поставил » Пиранделло «Обнаженную в театре Санкт-Паули в Гамбурге. Последней постановкой Задека была Шоу «Майор Барбара» , исполненная в Шаушпильхаусе Цюриха в феврале 2009 года. Он умер 30 июля 2009 года в Гамбурге. [ 9 ] остались двое его детей.
Руководитель театров
[ редактировать ]Он возглавлял такие крупные немецкие театры, как Шаушпиль Бохум , где он сформировал эпоху Цадека . [ 10 ] с 1972 по 1979 год. Здесь он проложил карьеру исполнителей, Герберта Грёнемейера , сегодня одного из самых популярных певцов и авторов песен, который был тогда его музыкальным руководителем в 1976 году, а также актером в таких ролях, как Мельхиор в «Frühlings Erwachen » Ведекинда , [ 11 ] и, во-вторых, Натиас Нойтерт , представивший свой One-Mensch-Theater . [ 12 ]
В 1984 году Задек работал в берлинском Freie Volksbühne и добился большого успеха с Йозуа Соболя драматургом « Гетто » , открыв актера Ульриха Тукура (который позже стал штатным актером ансамбля Deutsches Schauspielhaus ) в 1985–1989 годах в Deutsches Schauspielhaus , Гамбург. С 1992 по 1996 год Задек был одним из руководителей Берлинского ансамбля , театра, основанного Бертольтом Брехтом . [ 13 ] После воссоединения Германии Сенат Берлина назначил «коллектив» из пяти режиссеров в качестве Intendanten (генеральных администраторов): Петера Цадека, Петера Палича (1918–2004), [ 14 ] Хайнер Мюллер , Фриц Марквардт и Матиас Лангхофф. В этом бывшем восточногерманском театре Задек был режиссером, представлявшим Запад. Действительно, он привел с собой международную команду, которая сформировала «западное вторжение», возродившее ансамбль «Берлинер». Помимо привлечения великих актеров, таких как Герт Восс и Ева Маттес известного американского берлинского дирижера Александра Фрея , Задек пригласил молодых режиссеров-протеже, таких как британский режиссер Роузи Риггс, а также назначил музыкальным руководителем театра . Фрей был первым американцем, занявшим какую-либо должность в Берлинском ансамбле, а также первым музыкальным руководителем театра ненемецкого происхождения; его историческими предшественниками являются композиторы Курт Вайль , Ганс Эйслер и Пауль Дессау — все они работали под руководством Брехта. [ 15 ] [ 16 ]
Оперный режиссер
[ редактировать ]Задек поставил свою первую оперу Моцарта «Женитьба Фигаро Курта Вайля » в 1983 году. Он также поставил «Взлет и падение города Махагони» на Зальцбургском фестивале в 1998 году. [ 17 ]
Действуя
[ редактировать ]Задек сыграл небольшую роль в Райнера Вернера Фассбиндера фильме Die Sehnsucht der Veronika Voss ( Вероника Восс , 1982). [ 18 ]
Награды
[ редактировать ]неоднократно признавал его «Режисером года» Помимо того, что журнал Theater Heute , он получил следующие награды:
- 1969 Серебряный медведь за фильм «Я слон, мадам» на 19-м Берлинском международном кинофестивале.
- Премия Кортнера 1988 года
- 1989 года Премия Пискатора и премия Кайнца
- 1991 Член Немецкой академии искусств.
- 1992 Командующий искусствами и литературой
- Приз критиков Эдинбургского международного фестиваля 1994 года (за постановку « Антония и Клеопатры» , объединившего Англию времен Первой мировой войны и Древний Египет)
- 2001 Театральная премия «Нестрой» (лучшая режиссура).
- 2002 Федеральный крест за заслуги перед Германией
- 2007 г. Европейская театральная премия [ 19 ]
- 2008 Премия театра «Нестрой» (Прижизненное достижение). [ 20 ]
Европейская театральная премия
[ редактировать ]В 2007 году ему была вручена XI Театральная премия Европы , в Салониках . Организация премии заявила:
Вручая награду Петеру Цадеку, мы хотели отметить работу художника, который за долгую карьеру, начавшуюся в Англии и продолжавшуюся более сорока лет в Германии, заново открыл искусство театрального режиссера, работая одновременно как непосредственно по тексту с выбранными им актерами, так и в поисках «концептуального» метода режиссуры. Таким образом, он нашел и продолжает находить свое личное видение и создавать с его помощью живое воздействие в каждой постановке, сохраняя при этом принципы своих «руководящих духов» — Шекспира , Ибсена и Чехова . [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Задека британский критик Майкл Биллингтон написал в The Guardian :
«Задек был подвижным, интуитивным и даже популистским в своем подходе – и результаты иногда были ошеломляющими. Четыре его спектакля были представлены на Эдинбургском международном фестивале, и он всегда заставлял вас переоценить пьесу. Я вспоминаю Венецианского купца в современной одежде. в котором ассимилированный Шейлок в исполнении Герта Восса, даже после унижения на сцене суда, хладнокровно ушел со сцены, как будто готовясь позвонить своему брокеру. В 2004 году. Задек также подарил нам блестяще остроумного и ироничного «Пера Гюнта» : того, который наводит на мысль, что Ибсен предвосхитил стриндберговскую драму-сновидение, брехтианский экспрессионизм, сумасшедший мир Марата/Сада и даже современный физический театр». [ 22 ]
Биллингтон также написал в той же статье:
«Хотя Задек сделал себе имя в Германии, он никогда не забывал своих британских корней. Когда я пошел посмотреть его берлинскую постановку « Пинтера » Лунного света , он сказал мне, что ему нравятся работы Пинтера из-за того, что они возникли в еженедельных репортажах, а также потому, что, как он сказал: «Это было похоже на сочетание Агаты Кристи и Кафки ». Но Задек также глубоко понимал пьесу Пинтера: редко я видел идею Пинтера о том, что женщины обладают эмоциональным осознанием, в котором так ярко отказано мужчинам. выразился». [ 22 ]
В 1999 году в Вене , когда он поставил «Гамлета» с женщиной в главной роли, австрийская газета Wiener Zeitung раскритиковала его за слишком большую «детскую веру в справедливость». [ 23 ] (Вера детей в справедливость).
В 2015 году город Бохум обозначил недавно построенную улицу рядом с Шаушпильхаусом Бохума как Петер-Цадек-Штрассе . [ 24 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Die Kurve (телеспектакль, 1961, по пьесе Танкреда Дорста )
- Die Mondvögel (телеспектакль, 1963, по пьесе «Лунные птицы Марселя Эме »)
- Я слон, мадам (1969, по роману Die Unberatenen Томаса Валентина )
- Ротморд (телеспектакль, 1969, по пьесе «Толлер» Танкреда Дорста )
- Дер Потт (телеспектакль, 1971, по пьесе «Серебряная Тэсси Шона О'Кейси »)
- Ледниковый период (1975, по пьесе Танкреда Дорста )
- Ревущие пятидесятые (1983, по роману «Ура, мы еще живы Йоханнеса Марио Зиммеля »)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Задек Питер» . Энциклопедия WIEM (на польском языке) . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ «Задек Питер» . Интернетовская энциклопедия PWN (на польском языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 8 июня 2007 г.
- ^ «Петер Задек» . Центр перевода и текстологии . Архивировано из оригинала 26 сентября 2006 года . Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роррисон, Хью (3 августа 2009 г.). «Петер Задек — Некролог» . Хранитель . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Петер Задек» . inquirer.com . 1 августа 2009 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Берлинале 1969: Лауреаты премий» . berlinale.de . Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ См. глава « Опьянение Задека в v: Театр в Германии 1945–1966». Его события — его люди . С. Фишер Верлаг, Мюнхен, 2014 г. ISBN 978-3-10-001461-0
- ^ Дженни, Урс (18 декабря 1988 г.). «Весь мир — это фондовый рынок, редактор SPIEGEL Урс Йенни о спектакле Питера Цадека «Венецианский купец» в венском Бургтеатре» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Голоса о смерти Петера Цадека» . Тагесшпигель (на немецком языке). 30 июля 2009 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Угадайка гостей» . Зеркало (на немецком языке). 24 сентября 1972 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «О Шредере петь нельзя» . Время онлайн . Проверено 23 февраля 2009 г.
- ^ См. Нойтерт на подходе : Die Zeit , No. 32. 4 августа 1978 г.
- ^ См. Рольф Михаэлис: Мюзикл об убийстве в: Die Zeit, 20 июля 1984 г.
- ^ Роррисон, Хью (28 декабря 2004 г.). «Некролог: Питер Палич» . Хранитель . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Векверт, Манфред (2015). «Вспоминая жизнь» — драматическая автобиография (на немецком языке). Берлин: Новая жизнь. ISBN 978-3-355-01827-2 . OCLC 899147315 .
- ^ Тишер, Матиас (2009). Сочинение за и против государства: Поль Дессау в ГДР (на немецком языке). Кёльн: Бёлау. ISBN 978-3-412-20459-4 . OCLC 471671745 .
- ^ Матуссек, Матиас (26 июля 1998 г.). «Выше облаков!» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Вероника Восс» . 13 мая 1982 г. - через www.imdb.com.
- ^ «XI издание» . Европейская театральная премия (на итальянском языке) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ «Великий театральный волшебник Задек» . Франкфуртер Рундшау . Франкфурт. дпа. 21 ноября 2008 года . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Театральная премия Европы – XI издание – премия» . archivevio.premioeuropa.org . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Биллингтон «Смерть Питера Задека - потеря для всего европейского театра» , The Guardian (запись в блоге), 3 августа 2009 г.
- ^ Хайдер-Прегель, Хильда (25 мая 1999 г.). «Праздничные недели в Фолькстеатре: постановка П. Цадека «Гамлет»» . Сцена — Wiener Zeitung Online (на немецком языке) . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Вестерстрёр, Свен (10 октября 2019 г.). «Теперь в Бохуме есть улица Петера Цадека» . Вестфаленпост (на немецком языке). Есть . Проверено 9 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Питер Задек на IMDb
- Представители СМИ из Берлина
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Немецкие театральные режиссеры
- Немецкие автобиографы
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- 1926 рождений
- смертей в 2009 г.
- Лауреаты премии немецкого кино за лучшую режиссуру
- Немецкие переводчики ХХ века
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы