Бдительность (психология)

В современной бдительность психологии , также называемая устойчивой концентрацией , определяется как способность сохранять сосредоточенное внимание в течение длительных периодов времени. [1] В это время человек пытается обнаружить появление того или иного целевого стимула. Человек наблюдает за сигнальным стимулом, который может возникнуть в неизвестное время. [2]
Изучение бдительности расширилось с 1940-х годов, главным образом, за счет увеличения взаимодействия людей с машинами для приложений, связанных с мониторингом и обнаружением редких событий и слабых сигналов. К таким приложениям относятся управление воздушным движением , инспекция и контроль качества , автоматизированная навигация, военное и пограничное наблюдение, а также спасательная служба . [ нужна ссылка ]
Истоки исследований
[ редактировать ]Систематическое изучение бдительности было начато Норманом Маквортом во время Второй мировой войны . Макворт написал «Нарушение бдительности при длительном визуальном поиске» в 1948 году, и эта статья является плодотворной публикацией о бдительности. [3] В исследовании Макворта 1948 года изучалась тенденция операторов радаров и гидролокаторов пропускать редкие нерегулярные события ближе к концу их вахты. Макворт моделировал редкие нерегулярные события на дисплее радара, предлагая участникам теста наблюдать за безымянным циферблатом в течение двух часов. Одна стрелка часов перемещалась небольшими равными шагами по циферблату, за исключением редких более крупных прыжков. Это устройство стало известно как Часы Макворта . Участникам было поручено сообщать, когда они обнаруживали более крупные прыжки. Результаты Макворта показали снижение способности обнаруживать сигналы с течением времени, известное как снижение бдительности. Обнаружение событий у участников снизилось на 10–15 процентов в первые 30 минут, а затем продолжало снижаться более постепенно в течение оставшихся 90 минут. Метод Макворта стал известен как «Тест часов», и этот метод использовался в последующих исследованиях.
Снижение бдительности
[ редактировать ]Снижение бдительности определяется как «ухудшение способности сохранять бдительность в отношении критических сигналов с течением времени, о чем свидетельствует снижение скорости правильного обнаружения сигналов». [4] Снижение бдительности чаще всего связано с мониторингом обнаружения слабого сигнала цели. Потеря эффективности обнаружения менее вероятна в случаях, когда целевой сигнал имеет высокую значимость. Например, оператор радара вряд ли пропустил бы редкую цель в конце вахты, если бы это был большой яркий мигающий сигнал, но мог бы пропустить небольшой тусклый сигнал.
В большинстве случаев снижение бдительности становится значительным в течение первых 15 минут внимания. [5] однако снижение эффективности обнаружения может произойти быстрее, если условия выполнения задачи высоки. [6] Это происходит как у опытных, так и у начинающих исполнителей задач. [7] Бдительность традиционно ассоциировалась с низкими когнитивными потребностями, а снижение бдительности — со снижением возбуждения в соответствии с низкими когнитивными потребностями. [8] но более поздние исследования показали, что бдительность — это тяжелая работа, требующая выделения значительных когнитивных ресурсов и вызывающая значительный уровень стресса . [9]
Снижение бдительности и теория обнаружения сигналов
[ редактировать ]Зеленый и сладости [10] сформулировал Теорию обнаружения сигналов , или SDT, в 1966 году, чтобы охарактеризовать чувствительность выполнения задачи обнаружения, принимая во внимание как способность наблюдателя к восприятию, так и готовность реагировать. SDT предполагает, что активный наблюдатель делает перцептивные суждения по мере изменения условий неопределенности. Лицо, принимающее решения, может изменять свою предвзятость ответа, характеризуемую бета-версией, чтобы обеспечить более или менее правильные обнаружения (попадания), но за это приходится платить более или менее ложными тревогами. Это называется сдвигом критерия. Степень, в которой наблюдатель терпит ложные тревоги для достижения более высокого уровня обнаружения, называется предвзятостью. Предвзятость представляет собой стратегию, направленную на минимизацию последствий пропущенных целей и ложных тревог. Например, наблюдатель во время ограбления банка должен установить порог того, насколько «полицейским» может быть приближающийся человек или транспортное средство. Несвоевременное обнаружение «полицейского» может привести к тюремному заключению, а ложная тревога приведет к потере возможности украсть деньги. Чтобы получить измерение без систематической ошибки, d' рассчитывается путем измерения расстояния между средними значениями сигнала и несигналов (шума) и масштабирования по стандартному отклонению шума. Математически это можно сделать, вычитая z-показатель частоты попаданий из z-показателя частоты ложных тревог. Применение СДТ для изучения бдительности показывает, что в большинстве, но не во всех случаях, снижение бдительности не является результатом снижения чувствительности с течением времени. [11] В большинстве случаев снижение количества обнаружений сопровождается соразмерным уменьшением количества ложных срабатываний, так что d' практически не меняется.
Таксономия бдительности: тип дискриминации и частота событий
[ редактировать ]Умственная нагрузка, или когнитивная нагрузка , основанная на различиях в задачах, может существенно влиять на степень снижения бдительности. В 1977 году Парасураман и Дэвис исследовали влияние двух переменных различия задач на d' и предложили существование таксономии бдительности, основанной на типе дискриминации и частоте событий. Парасураман и Дэвис использовали задания на распознавание, которые были либо последовательными, либо одновременными, и имели как высокую, так и низкую частоту событий. Последовательные задачи на распознавание, при которых важная информация должна сохраняться в рабочей памяти, создают большую умственную нагрузку, чем одновременные задачи сравнения. Их результаты указывают на тип дискриминации и скорость, с которой происходят различимые события, которые взаимодействуют, влияя на устойчивое внимание. Последовательные задачи на распознавание указывают на большую степень снижения бдительности, чем одновременные различения, такие как сравнения, но только тогда, когда частота событий относительно высока. Эмпирические данные показывают, что для задач обнаружения частота событий 24 события в минуту или выше значительно снижает чувствительность. Дальнейшие исследования показали, что когда задача распознавания трудна, снижение умственной нагрузки может произойти при низкой умственной нагрузке, как при одновременных сравнениях, как при высокой, так и при низкой частоте событий. [12] [13]
На влияние частоты событий на выполнение задач мониторинга может влиять добавление нецелевых существенных объектов с различной частотой. Исследования по тестированию часов, проведенные в конце 1950-х и 1960-х годах, показывают, что увеличение частоты событий для редких нерегулярных сигналов малой значимости уменьшало снижение бдительности. При подаче нецелевых «искусственных» сигналов, аналогичных целевым, декремент бдительности также уменьшался. Когда «искусственный» сигнал значительно отличался от целевого сигнала, улучшения производительности не наблюдалось. [14]
Другие параметры, помимо частоты событий и сложности задачи распознавания, влияют на выполнение задач на бдительность и являются факторами в Таксономии бдительности. К ним относятся, помимо прочего: сенсорная модальность или комбинации сенсорных модальностей; сложность источника; длительность сигнала; интенсивность сигнала; несколько источников сигнала; дискретные и непрерывные события; прерывистая или постоянная потребность во внимании; уровень квалификации наблюдателя; и ценность стимуляции. [15]
Измерение умственной нагрузки во время задач на бдительность
[ редактировать ]Первоначальные исследования Таксономии бдительности основывались на предположениях относительно умственной нагрузки, связанной с задачами по распознаванию, а не на прямой количественной оценке этой рабочей нагрузки. Например, предполагалось, что последовательная дискриминация налагает большую рабочую нагрузку, чем одновременная дискриминация. Начиная с конца 1990-х годов, методы нейровизуализации, такие как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и транскраниальная допплерография (ТКД), использовались для независимой оценки активации мозга и умственной нагрузки во время экспериментов по бдительности. Эти методы нейровизуализации оценивают активацию мозга путем измерения кровотока (фМРТ и ТКД) или метаболизма глюкозы (ПЭТ), связанного с определенными областями мозга. Исследования с использованием этих методов связали увеличение умственной нагрузки и распределения ресурсов внимания с повышенной активностью префронтальной коры. Исследования с использованием ПЭТ, фМРТ и ТКД показывают, что снижение активности префронтальной коры коррелирует со снижением бдительности. Нейровизуализационные исследования также показывают, что контроль бдительности может осуществляться в правом полушарии головного мозга в различных областях мозга. [16]
Связанные области мозга
[ редактировать ]Снижение возбуждения обычно соответствует снижению бдительности. Возбуждение определяется как компонент бдительности, хотя оно не является, как можно полагать, единственным источником основного эффекта снижения бдительности. [17]
Таким образом, подкорковые области мозга , связанные с возбуждением, играют решающую роль в выполнении задач на бдительность. Поскольку миндалевидное тело играет важную роль в распознавании эмоциональных стимулов, оно, по-видимому, является важной структурой мозга, регулирующей бдительность. [18]
Подкорковые области мозга, связанные с возбуждением, включают базального отдела переднего мозга холинергическую систему и норадренергическую систему голубого пятна (LC) . [19] Обе области являются компонентами ретикулярной активирующей системы (РАС). Холинергическая система базального отдела переднего мозга связана с высвобождением коркового ацетилхолина , который связан с корковым возбуждением. Блокирование высвобождения ацетилхолина в переднем мозге с помощью ГАМКергических соединений ухудшает бдительность. [20]
Несколько областей коры головного мозга связаны с вниманием и бдительностью. К ним относятся правая лобная, нижняя теменная , префронтальная , верхняя височная кора и поясная извилина . и ТКД в лобной доле Данные фМРТ показывают, что активация мозга увеличивается во время задач на бдительность с большей активацией в правом полушарии. Исследования повреждений и расщепления мозга указывают на лучшую производительность правого полушария при выполнении задач на бдительность, что указывает на важную роль правой лобной коры в задачах на бдительность. [21] Активность норадренергической системы LC связана с состоянием бодрствования животных за счет выброса норадреналина . Химическая блокировка высвобождения норадреналина вызывает сонливость и потерю внимания, что связано со снижением бдительности. Дорсолатеральная префронтальная кора демонстрирует более высокий уровень активации, чем другие значительно активные области, что указывает на ключевую роль в бдительности.
Поясная извилина отличается от других областей мозга, связанных с бдительностью, тем, что она проявляет меньшую активацию при выполнении задач на бдительность. Роль поясной извилины в обеспечении бдительности неясна, но ее близость и связи с мозолистым телом , регулирующим межполушарную активность, могут быть значительными. Снижение активации поясной извилины может быть побочным продуктом асимметричной активации лобных долей, инициированной в мозолистом теле. [22]
Стресс
[ редактировать ]Стрессовая деятельность предполагает постоянное использование обширных когнитивных ресурсов. Если бы снижение бдительности было результатом снижения активности мозга, а не увеличения, нельзя было бы ожидать, что задачи, связанные с бдительностью, будут вызывать стресс. Высокие уровни адреналина и норадреналина коррелируют с постоянными обширными умственными нагрузками, что делает эти соединения хорошими химическими индикаторами уровня стресса. У субъектов, выполняющих задания на бдительность, наблюдаются повышенные уровни адреналина и норадреналина, что соответствует высокому уровню стресса и свидетельствует о значительной умственной нагрузке. [23] Таким образом, задачи бдительности можно рассматривать как стрессовую, тяжелую умственную работу.
Индивидуальные различия в производительности
[ редактировать ]В ряде исследований бдительности сообщалось о больших индивидуальных различиях в мониторинге выполнения задач. Однако для конкретной задачи снижение бдительности между субъектами, как правило, является постоянным с течением времени, так что люди, демонстрирующие относительно более высокие уровни производительности для данной задачи, сохраняют этот уровень производительности с течением времени. [24] Однако для разных задач индивидуальные различия в производительности неодинаковы. [25] поскольку любой человек может плохо коррелировать между одной задачей и другой. У человека, у которого не наблюдается значительного снижения при выполнении задачи мониторинга подсчета, может наблюдаться значительное снижение во время проверки часов. Относительная производительность между субъектами также может варьироваться в зависимости от характера задачи. [26] Например, субъекты, у которых выполнение задачи хорошо коррелирует с последовательной задачей, могут демонстрировать плохую корреляцию с производительностью для одновременной задачи. И наоборот, можно ожидать, что субъекты, выполняющие аналогичные задачи мониторинга, такие как обнаружение целей радаром или гидролокатором, будут демонстрировать схожие модели выполнения задач.
Левин и др. предполагают, что индивидуальные различия в выполнении задач могут зависеть от требований задачи. Например, некоторые задачи могут требовать быстрого сравнения или «скорости восприятия», в то время как другие могут требовать «гибкости завершения», например, обнаружение некоторого заранее определенного объекта в загроможденной сцене. [27] Связь различий в выполнении задач с требованиями к выполнению задач согласуется с Таксономией бдительности, предложенной Парасураманом и Дэвисом, описанной выше, а также поддерживает гипотезу о том, что бдительность требует умственной работы, а не является пассивной деятельностью.
Снижение декремента бдительности с помощью амфетаминов
[ редактировать ]Значительные исследования были посвящены уменьшению декремента бдительности. Как отмечалось выше, добавление нецелевых сигналов может со временем улучшить производительность задачи, если сигналы аналогичны целевым сигналам. Кроме того, считается, что практика, обратная связь по производительности, амфетамины и отдых смягчают временное снижение производительности без снижения чувствительности. [28]
Начиная с середины 1940-х годов проводились исследования с целью определить, могут ли амфетамины снизить или противодействовать снижению бдительности. [29] [30] В 1965 году Джейн Макворт провела эксперименты по проверке часов, в которых половине из 56 участников давали сильный амфетамин, а половине — плацебо. [31] Макворт также предоставил ложные отзывы и отзывы в отдельных исследованиях. Макворт проанализировал уровень обнаружения и ложных тревог, чтобы определить d', меру чувствительности. Участники, принимавшие амфетамин, не продемонстрировали повышенной чувствительности, но продемонстрировали весьма значительное снижение бдительности. В испытаниях с обратной связью чувствительность увеличилась, а снижение производительности значительно уменьшилось. В исследованиях, в которых применялись как амфетамин, так и обратная связь, чувствительность повышалась, а значительного снижения бдительности не наблюдалось.
Практика и постоянное внимание
[ редактировать ]Обучение и практика значительно уменьшают снижение бдительности, уменьшают количество ложных тревог и могут улучшить чувствительность при выполнении многих задач, требующих устойчивого внимания. Изменения в стратегии или предвзятости могут улучшить выполнение задач. Ожидается, что улучшения, основанные на таком изменении критерия, произойдут на ранних этапах процесса обучения. [32] Эксперименты с использованием как аудио, так и визуальных стимулов указывают на ожидаемое улучшение результатов тренировок в течение первых пяти-десяти часов практики или меньше. [33] [34] [35]
Улучшение обучения также может произойти из-за снижения умственной нагрузки, связанной с автоматизацией задач. В экспериментах с пилотажем и досмотром в аэропортах обученные или опытные субъекты демонстрируют лучшее обнаружение малозаметных целей, снижение количества ложных тревог, повышенную чувствительность и значительно сниженное снижение бдительности. В некоторых случаях снижение бдительности было устранено или не проявлялось. [36] [37] [38]
Старение
[ редактировать ]Исследования бдительности, проведенные с участием субъектов разного возраста, противоречат способности сохранять бдительность и устойчивое внимание с возрастом. В 1991 году Парасураман и Джамбра сообщили о тенденции к снижению уровня выявления и увеличению количества ложных тревог с возрастом при сравнении групп от 19 до 27, 40 и 55, а также от 70 до 80 лет. [39] Дитон и Парасураман сообщили в 1993 году, что после 40 лет тенденция к более низким показателям обнаружения и более высокому уровню ложных тревог наблюдается как при выполнении когнитивных, так и сенсорных задач, с более высокой и более низкой умственной нагрузкой соответственно. [40] Берарди, Парасураман и Хаксби не сообщили в 2001 году об отсутствии различий в общем уровне бдительности и способности поддерживать внимание с течением времени при сравнении субъектов среднего возраста (старше 40 лет) и более молодых. [41] Возрастные различия в когнитивных задачах могут различаться в зависимости от типа задачи и рабочей нагрузки, а некоторые различия в обнаружении и ложных тревогах могут быть связаны со снижением чувствительности органов чувств.
Отсутствие привыкания
[ редактировать ]Ранние теории бдительности объясняли снижение электрофизиологической активности с течением времени, связанное со снижением бдительности в результате нейронного привыкания . [42] Привыкание – это снижение нейронной чувствительности вследствие повторной стимуляции. В пассивных условиях, когда никакое задание не выполняется, у участников наблюдаются ослабленные потенциалы, связанные с событиями (ERP) N100, которые указывают на привыкание нейронов, и предполагалось, что привыкание также было ответственно за снижение бдительности. Более поздние исследования ERP показывают, что когда производительность снижается во время выполнения задачи на бдительность, амплитуда N100 не уменьшается. Эти результаты показывают, что снижение бдительности не является результатом скуки или снижения неврологической чувствительности. [43] [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варм, Дж. С., Парасураман, Р., и Мэтьюз, Г. (2008). Бдительность требует напряженной умственной работы и вызывает стресс. Человеческий фактор, 50(3), 433-441.
- ^ Штернберг, Роберт (2009). Когнитивная психология . Бельмонт: Калифорния: Обучение Уодворта Сенгеджа. п. 142.
- ^ Макворт, Нью-Хэмпшир (1948). Сбой бдительности при длительном зрительном поиске, Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 1, 6-21.
- ^ Парасураман, Р. (1986). Бдительность, мониторинг и поиск. В книге Дж. Р. Боффа, Л. Кауфмана и Дж. П. Томаса (ред.) «Справочник по человеческому восприятию и деятельности», том 2, «Когнитивные процессы и производительность» (стр. 41–1–41–49). Нью-Йорк, Уайли.
- ^ Тейхнер, WH (1974). Обнаружение простого визуального сигнала в зависимости от времени на часах. Человеческий фактор 16, 339–353.
- ^ Хелтон и др. (2007). Сокращенная задача на бдительность и церебральная гемодинамика. Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии, 29, 549–552.
- ^ Маки, Р.Р. (1984). Актуальность исследования и информационный избыток. Обзор человеческого фактора (стр. 1–11), Санта-Моника, Калифорния: Общество человеческого фактора.
- ^ Франкманн, Дж. П. и Адамс, Дж. А. (1962). Теории бдительности. Психологический бюллетень, 59, 257–272.
- ^ Парасураман, Р. и Дэвис, Д.Р. (1977). Таксономический анализ бдительности. В Р.Р. Маки, (ред.) Бдительность: Теория, эксплуатационные характеристики и физиологические корреляты, (стр. 559–574) Нью-Йорк: Пленум.
- ^ Грин, Д.М. и Светс, Дж.А. (1966) Теория обнаружения сигналов и психофизика. Нью-Йорк: Уайли
- ^ Бродбент, Делавэр (1971) Решение и стресс. Нью-Йорк: Академическая пресса.
- ^ Нойхтерлейн, К. Х., Парасураман, Р. и Цзян, К. (1983). Визуальное устойчивое внимание: ухудшение изображения со временем приводит к быстрому снижению чувствительности. Наука, 220. 327–329.
- ^ Уильямс, PS (1986). Обработка требований, обучение и снижение бдительности. Человеческий фактор, 28. 567-579.
- ^ Макворт, Джейн Ф. (1963) Влияние вероятности прерывистого сигнала на бдительность. Канадский журнал психологии, 17 (1). 82-89
- ^ Парасураман, Р. и Дэвис, Д. (1977) Таксономический анализ показателей бдительности. В Р. Маки (ред.) Бдительность: теория, эксплуатационные характеристики и физиологические корреляты. Пленум Пресс.
- ^ Парасураман, Р. и Каджиано, Г. (2005). Нейронные и генетические анализы умственной нагрузки. В книге Д. Макбрайда и Д. Шморроу (ред.) Количественная оценка обработки информации человеком (стр. 123–155). Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
- ^ Моруцци, Г. и Магун, HW (1949) Ретикулярная формация ствола мозга и активация ЭЭГ. ЭЭГ Клиническая Нейрофизиология I: 455-473
- ^ Штернберг, Роберт (2009). Когнитивная психология . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning. п. 145.
- ^ Парасураман Р., Варм Дж. и Си Дж. (1998) Мозговые системы бдительности в внимательном мозге Р. Парасураман (ред.), стр. 221–256. Кембридж, Массачусетс: MIT Press
- ^ Мур, Х., Сартер, М. и Бруно, Дж. П. (1993) Двунаправленная модуляция стимулированного высвобождения коркового ацетилхолина лигандами бензодиазепиновых рецепторов. Мозговой Рес. 596:17-29
- ^ Шоу, Т.Х., Варм, Дж.С., Финомор, В., Трипп, Л., Мэтьюз, Г., Вейлер, Э. и Парасураман, Р. (2009) Влияние сенсорной модальности на скорость мозгового кровотока во время бдительности, Neuroscience Letters 461, 207-211
- ^ Стериаде, М. (1996) Пробуждение мозга. Природа 383: 24 – 25
- ^ Лундберг, У. и Франкенхойзер, М. (1979) Гипофизарно-надпочечниковые и симпато-надпочечниковые корреляты дистресса и усилий (Отчет 548). Стокгольм, Швеция: Стокгольмский университет, факультет психологии.
- ^ Дэвис, Д.Р. и Тьюн, Г.С. (1969) Показатели бдительности человека. Нью-Йорк: американский Эльзевир
- ^ Бейкер, CH (1963) Стабильность выполнения двух задач по обеспечению бдительности человека. Бдительность: Симпозиум. Нью-Йорк: Представление МакГроу-Хилла
- ^ Парасураман, Р. (1976) Согласованность индивидуальных различий в эффективности человеческой бдительности: анализ классификации способностей. Журнал прикладной психологии Vol. 61 № 4 486-492
- ^ Левин Дж. М., Ромашко Т. и Флейшман Е. А. (1973) Оценка системы классификации способностей для интеграции и обобщения результатов исследований работоспособности человека: применение к задачам на бдительность. Журнал прикладной психологии 58, 149–157.
- ^ Макворт, Джейн Ф. (1964) Снижение производительности в задачах на бдительность, порог и высокоскоростную перцептивную моторику. Канадский журнал психологии, 18 (3). 209-223
- ^ Соландт, Д.Ю. и Партридж, Д.М. (1946) Исследование слуховых проблем, связанных с военно-морскими операциями. Журнал Канадской медицинской службы3. 323-329
- ^ Макворт, Нью-Хэмпшир (1950) Исследования по измерению человеческих способностей. Медресенциальный совет, Специальный отчет, № 268.
- ^ Макворт, Дж. Ф. (1965) Влияние амфетамина на обнаруживаемость сигналов при выполнении задачи на бдительность. Канадский журнал психологии 19 (2). 104-117
- ^ Вилигес, RC (1976) Увеличение бдительности: гипотеза идеального наблюдателя. В ТБ Шеридан и Г. Йохансен (ред.) Мониторинг поведения и надзорный контроль. Нью-Йорк: Пленум
- ^ Макворт, Дж. Ф. (1963) Влияние контрольных меток на обнаружение сигналов на циферблате. Журнал прикладной психологии, 47 (3). 196-201.
- ^ Керкхофф, Г.А., ван дер Шааф, Т.В. и Корвинг, Х.Дж. (1980) Обнаружение слухового сигнала: влияние длительной практики и времени на выполнение задачи. Восприятие и психофизика 28, 79-81
- ^ Морей Н., Фиттер, М. Остри, Д., Фавро Д. и Надь, В. (1976) Внимание к чистым тонам. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 28, 271–283.
- ^ Уэнкинг, М. (2000) Пилотное обучение биологической обратной связи в исследовании обучения когнитивной осведомленности. Американский институт аэронавтики и астрономии, слушания 2000-4074, 1-8.
- ^ Маккарли, Дж. С., Крамер, А. Ф., Викенс, К. Д., Видони, Э. Д. и Бут В. Р. (2004) Визуальные навыки при досмотре служб безопасности в аэропортах. Психологические науки 15, 302-306
- ^ Фиск, А.Д. и Шнайдер, В. (1981) Контроль и автоматическая обработка задач, требующих постоянного внимания: новый подход к бдительности. Человеческий фактор 23, 737–750.
- ^ Парасураман, Р. и Джамбра, Л. (1991) Развитие навыков бдительности: влияние частоты событий и возраста. Психология и старение, 6 (2), 155–169.
- ^ Дитон, Дж. и Парасураман, Р. (1993) Сенсорная и когнитивная бдительность: влияние возраста на производительность и субъективную рабочую нагрузку. Деятельность человека, 6(1), 71–97.
- ^ Берарди А., Парасураман Р. и Хаксби Дж. (2001) Общая бдительность и устойчивое снижение внимания при здоровом старении. Экспериментальное исследование старения 27, 19–39.
- ^ Макворт, Дж. Ф. (1969) Бдительность и привыкание. Балтимор, Мэриленд: Пингвин
- ^ Парасураман, Р. (1985) Устойчивое внимание: многофакторный подход. В Внимание и работоспособность XI. М. Познер и О Марин, (ред.) 493–511. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум
- ^ Рорбо, Дж. В., Стэплтон, Дж. М., Парасураман, Р. и Зубович, Е. А. (1987) Дозозависимые эффекты этанола на устойчивое внимание и потенциалы, связанные с событиями. Алкоголь 4:293-300.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество человеческого фактора и эргономики https://web.archive.org/web/20100510232049/http://www.hfes.org/web/Default.aspx
- Американская психологическая ассоциация http://www.apa.org