Beat Sfez Affair
Самуил "Батто" Сфез ( арабский : باتو سفس ) ( иврит : באטו ספז ) был молодым тунисским евреем, который работал водителем тележки для Нассим Шамамы, кайда или официально признанного лидера еврейской общины в Тунисе . [ 1 ] Его казнь на богохульство в 1857 году стало испытательным примером статуса евреев и христиан в Тунисе и требования европейских держав осуществлять юрисдикцию над немусульманами в стране. Дело вызвало международный дипломатический инцидент и привел к предоставлению первой тунисской гарантии равных прав для всех граждан, независимо от их веры.
Фон
[ редактировать ]
В 1855 году новый правитель Туниса Мухаммеда II Ибн аль-Хусайна отменил многие мелкие ограничения, которые ранее вторглись в еврейскую жизнь. [ 2 ] Он также задействовал Нассим Шамама в качестве генерального приемника финансов. [ 1 ] В то время отношения между Тунисом и европейскими державами регулировались капитуляциями , которые предоставляли экстратерриториальность европейским субъектам, освобождая их от тунисских судов. [ 3 ] Капиталяции позволили европейским державам расширить свою защиту и щит внеземной качества для тех, кто работает на них, но Бейс Туниса стремился ограничить это узко. Таким образом, Хаммуда Бей (1782–1814) отказался признать регистрацию тосканского еврея от Ливорно, который поселился в Тунисе в качестве французского протеже. Он утверждал, что евреи Ливорно, которые ранее приезжали в Тунис, были его подданными и не имели права на защиту, как если бы они были французскими. Тем не менее, договор о капитуляциях 1824 года между Францией и Тунисом предусматривал, что еврейские агенты, находящиеся на службе Франции [ 4 ] Степень, в которой Франция могла защитить тунисского еврея, защищая его от тунисской справедливости, была в центре дела Батто Сфеза. Поскольку SFEZ родился в Тунисе, он не имел права на защиту консульства. [ 5 ]
Арест, судебный процесс и исполнение
[ редактировать ]В 1856 году Сфез ехал на телеге своего хозяина по многолюдным улицам Туниса, когда он случайно побежал и убил мусульманского ребенка. [ 6 ] [ 7 ] В последовательной ссоре он, по -видимому, оскорблял ислам, который был столичным преступлением. Было много свидетелей, которые слышали, как Сфез проклял его противника и его религию, и которые также показали, что он был пьян во время аварии. [ 8 ] В ходе судебного разбирательства еврейская община предложила очень большую сумму денег для обеспечения освобождения SFEZ. [ 9 ] Однако Шамама ранее причиняла недовольство бей, заставив его иметь дело с делом мусульманина, который убил еврея. Это привело, за несколько дней до ареста Батто Сфеза, к непопулярному исполнению мусульманина. [ 8 ] В результате его представления в Бей от имени его сотрудника были неудачными, и вместо этого он искал поддержку со стороны французских и британских консулов. Однако Мухаммед Бей издал приказ о исполнении в тот же день, когда суд вынес обвинительный приговор, и SFEZ был в целом обезглавлен 24 июня 1857 года. [ 8 ] Его голова была затем удалена по городу, а затем разбита камнями [ 10 ] и власти отказались освободить его тело для правильного еврейского захоронения. [ 8 ]
В интервью консулу Вуду через несколько недель после казни Сфеза Мухаммед Бей прокомментировал:
«Если быстрое введение инноваций и реформ вызвало опасения, что наша вера была в опасности, люди поднимутся к человеку, и мое правительство упало бы ... Я был вынужден соблюдать решение Шераа (sic) (исламский Закон). Если бы я отказался сделать это, немедленные последствия были бы более катастрофическими. Несколько сотен мавров, населяющих четверть Баб Суэка, вооружены и были подготовлены, при каких -либо колебаниях с моей стороны, чтобы выполнить предложение, чтобы напасть на евреев и христиан, две или три сотнях из которых (приняли) меры для их защиты. Должен ли я быть оправданным, чтобы подвергнуть таким риску и выставить их и себя на эту ужасную катастрофу? В случае мусульманина (sic) , который был осужден за богохульство, не был моим родственником ульемса и людей санкционировать приговор и жертвовать богохульством, чтобы избежать восстания и подтыка крови тысяч? Тем не менее в течение шести дней и ночей я и мой министр вращали этот вопрос в наших умах в надежде найти средства спасения обвиняемого, чья жизнь я называю Богом, который будет судить меня в дальнейшем, чтобы свидетельствовать, я бы пощадил, если бы он был в моя сила. [ 11 ]
Международный ответ
[ редактировать ]
Эти события вызвали большую обеспокоенность для местной еврейской общины, а также для европейских бизнесменов и, следовательно, французских и британских консулов, Леона Рочеса и Ричарда Вуда. [ 12 ] Еврейские и христианские общины послали делегацию французскому императору Наполеону III, призывая к опасности, с которой они столкнулись. В ответ Франция прислала военно -морскую эскадрилья из девяти кораблей и семьсот пушки [ 13 ] в La Goulette настаивать на том, чтобы Мухаммед Бей быстро принял серию реформ, смоделированных на османском Танзимате . [ 14 ]
Поэтому Мухаммед Бей согласился на то, что стало известно как фундаментальный договор ( арабский : عهد الأمان ) ( Ахд аль-Аман или залог безопасности), составленное Ахмадом ибн Аби-Дияф , 10 сентября 1857 года. [ 15 ] Пакт гарантировал безопасность людей в своей жизни и имуществе, равенство налогообложения (таким образом, неявно отменить дискриминационный налог на дзизю , взимаемый с немусульман), религиозное свободу и равенство до закона. Это также позволило иностранцам владеть землей, участвовать во всех видах предприятий и создавать отдельные коммерческие суды. [ 16 ]
Варианты повествований
[ редактировать ]Некоторые повествования показывают, что общепринятый счет выше не является полной, и добавляют детали, для которых не может быть надежных источников. К ним относятся, например, что ссора между Batto Sfez разразилась в таверне, а не на улице, где выпили и он, и ряд мусульман. [ 1 ] Другое заключается в том, что после того, как он был казнен, еврейская община была вынуждена выкупить голову, которая использовалась мусульманами в качестве футбола. [ 1 ] Другое по -прежнему заключается в том, что SFEZ был линчеван толпой, а не казнен по постановлению суда. [ 17 ] В некоторых повествованиях также пропускают детали, что происхождение ссоры было убийством мусульманского ребенка. Один источник утверждает, что причиной французского вмешательства было то, что SFEZ был французским предметом. [ 18 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фундаментальный пакт (PDF, текст на французском языке) на машине Wayback (архив 2016-05-27)
- Статья (на арабском языке) о смертной казни в Тунисе и о том, как дело Batto Sfez было стадией на пути к его отмене на машине Wayback (архив 2019-10-11)
- Портрет британских консультаций, сэр Ричард Вуд на машине Wayback (Archived 2012-08-03)
- Трагическая судьба еврея Baittou , роман Хатема Каруи (2004)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Qui était Batto Sfez" . SARFATIT (по -французски). Архивировано с оригинала 2016-12-23 . Получено 23 декабря 2016 года .
- ^ Джейкобс, Джозеф; Бройд, Исаак. "Тунис" . www.jewishencyclopedia.com . Получено 2016-12-23 .
- ^ Мэри Дьюрст Льюис, «География власти: Тунисский гражданский орден, юрисдикционная политика и имперская соперничество в Средиземном море, 1881-1935», Журнал современной истории 80 (4): 791-830 https: //dash.harvard. EDU/Руководство/1/2665770 Доступ к 23/12/2016
- ^ "Капитуляции" . Еврейская виртуальная библиотека . Получено 6 сентября 2022 года .
- ^ Нелида Фуккаро (ред.), Насилие и город на современном Ближнем Востоке <, издательство Стэнфордского университета 2016, стр .101
- ^ Джулия-Энн Клэнси-Смит, Средиземноморьян: Северная Африка и Европа в эпоху миграции, C. 1800-1900, Университет Калифорнийской прессы, 2011
- ^ Кеннет Перкинс, История современного Туниса, издательство Кембриджского университета 2014, стр. 18
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Отношения иудеаб в Тунисе с 1857 года по сегодняшний день: фундаментальный договор, Вивиан Лессельбаум Скемама» . www.harissa.com (на французском языке). 6 марта 2016 года . Получено 2016-12-23 .
- ^ Сара Тайб-Карлен, евреи Северной Африки: от Дидона до де Голля, Университетское издательство Америки 2010, стр. 35
- ^ Александр Бодди, Кейрвану Святую: Сцены в Мухаммедане Африка, Кеган Пол, Тренч и Ко, Лондон 1885, с.244
- ^ Нелида Фуккаро (ред.), Насилие и город на современном Ближнем Востоке, издательство Стэнфордского университета 2016, стр .101
- ^ Кеннет Перкинс, История современного Туниса, издательство Кембриджского университета 2004 г., стр. 18
- ^ «Histoire de la Tunisie Boulares» (по -французски). Архивировано из оригинала 2014-03-02 . Получено 2016-12-23 .
- ^ Сара Тайб-Карлен, евреи Северной Африки: от Дидона до де Голля, Университетская издательство Америки 2010, стр .36
- ^ Питер Y Medling, Sephardic Ewhery и Mizrahi Ewhers, том 22, издательство Оксфордского университета 2008
- ^ «Le Pacte Fondamental» [Фундаментальный договор] (PDF) (по -французски). 10 сентября 1857 года. Архивировано из оригинала (PDF) 2016-05-27 . Получено 23 декабря 2016 года .
- ^ Розенцвейг, Александр. «История евреев Туниса» . sefarad.org . Архивировано из оригинала 2020-11-23 . Получено 2016-12-23 .
- ^ Марк Аврум Эрлих, Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура, том 1 ABC-Clio 2009, стр. 210