Битва при Гетарии
Битва при Гетарии | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть франко-испанской войны (1635–1659 гг.) | |||||||
![]() Битва при Гетарии, Андрис ван Эртвелт | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
27 боевых кораблей [ а ] 7 боевых кораблей, 5000 человек. [ 1 ] | 12-14 галеонов [ б ] , 2 капера Дюнкерка , 3-14 фрегатов , [ 3 ] [ 1 ] [ с ] ; 4,000 [ 4 ] -7,000 [ 1 ] мужчины | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Ни один корабль не потерян, 40 погибших. [ 5 ] | Все корабли уничтожены, кроме одного; 3000 [ 4 ] -4,000 [ 1 ] мертвый |
Битва при Гетарии [ д ] Битва произошла 22 августа 1638 года во время франко-испанской войны (1635–1659) в Гетарии , на севере Испании . Французские военно-морские силы под командованием Анри де Сурди атаковали и уничтожили испанскую эскадру под командованием Лопе де Осеса , который выжил, но был убит в битве при Даунс в 1639 году.
Французский флот использовался для поддержки осады Фуэнтеррабии , жизненно важного испанского порта. К началу августа блокада привела к тому, что город был близок к голоду. Чтобы дать время силам помощи добраться до защитников, де Осе было приказано отвести их корабли; несмотря на почти полное уничтожение его войск, осада была снята в сентябре 1638 года.
Хотя в конечном итоге Гетария не имела большого стратегического значения, это была первая значительная победа недавно сформированного французского флота ; Кардинал Ришелье рассматривал это как оправдание принятого в 1624 году решения инвестировать крупные суммы в его расширение.
Фон
[ редактировать ]
До начала франко-испанской войны в 1635 году Испания уже участвовала в Восьмидесятилетней войне с Голландской республикой , а также поддерживала императора Фердинанда II в Тридцатилетней войне . Хотя она была доминирующей европейской сверхдержавой с гораздо большими ресурсами, чем Франция , боевые действия на нескольких театрах военных действий зависели от длинных и уязвимых линий связи. Наиболее важной была Испанская дорога , сухопутный маршрут, по которому войска и припасы переправлялись из испанских владений в Италии в их армии во Фландрии . Это имело решающее значение, поскольку голландское военно-морское превосходство затрудняло отправку их по морю. [ 6 ]
Однако к 1638 году французы и их союзники угрожали перерезать Дорогу в ключевых точках в Милане , Граубюндене и Брайзахе в Эльзасе (см. Карту). В июне кардинал Ришелье усилил давление, отправив армию под командованием Конде через Пиренеи для осады Фуэнтеррабии при поддержке элементов недавно созданной Flotte du Ponant , или Атлантической эскадры, под командованием Анри де Сурди . В то же время голландцы готовились атаковать порты Дюнкерк и Остенде в испанских Нидерландах , потеря которых закроет морские пути между Испанией и армией Фландрии . Это сделало бы невозможным продолжение войны. [ 7 ]
Главный министр Испании Гаспар де Гусман, граф-герцог Оливарес , в ответ удвоил численность Дюнкеркской эскадры с меньшими силами под командованием Лопе де Осеса , базирующимися в Ла-Корунье . Несмотря на голландскую блокаду, испанцы переправили во Фландрию 6000 подкреплений и предотвратили нападение на Дюнкерк или Остенде. Однако к началу августа Фуэнтеррабия была почти разрушена постоянными бомбардировками и была близка к капитуляции; Несмотря на значительное превосходство по численности, де Осе было приказано атаковать французскую блокаду и дать время силам помощи добраться до города. [ 8 ]
Битва
[ редактировать ]Сурдис был агрессивным командующим, в то время как он и Ришелье стремились укрепить репутацию французского флота путем наступательных действий. Он разделил свои силы на три части, оставив большую часть под командованием Клода де Лоне-Разильи для продолжения блокады Фуэнтеррабии . Вторая эскадра под командованием Мотиньи была отправлена для наблюдения за Осесом, а третья часть под командованием самого Сурди крейсировала вдоль побережья; в июле он захватил четыре испанских корабля в Пасайе . [ 9 ]
Следуя его приказу, Осес покинул Корунья с 12 галеонами и четырьмя судами меньшего размера и 17 августа вошел в гавань Гетарии , где был блокирован Мотиньи. Это была сильная оборонительная позиция, поскольку мелководье не позволяло более крупным французским кораблям войти и применить свою обычную тактику ближнего боя с последующей абордажной позицией. Хосес укрепил свою оборону, построив береговые артиллерийские позиции, хотя они были недостаточно сильны, чтобы выдержать продолжительную атаку. [ 10 ]
Узнав о ситуации от Мотиньи, Сурдис приказал основной части своего флота направиться в Гетарию, где они встретились вечером 19 августа. [ 3 ] Вместо того, чтобы напрямую атаковать испанцев, он решил использовать боевые корабли и отрезать все пути отхода своими меньшими судами; это означало ожидание, пока ветер подует в сторону берега, что задержало операции до 22 числа. Он разделил свои силы на три дивизии: сам находился на борту «Триумфа» на передовой, а также семь боевых кораблей. Сгруппированные вместе, противный ветер и французские военные корабли, блокирующие выход, испанцы не смогли спастись; к тому времени, когда Сурдис отступил в 18:00, все их корабли, кроме одного, были уничтожены. [ 11 ] Хосес поджег свой корабль, прежде чем покинуть его; Погибшими испанцы составили от 3000 до 4000 человек, а французы потеряли 40 человек. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Французские военно-морские силы, участвовавшие в осаде Ла-Рошели в 1628 году , состояли из военных кораблей голландской постройки, многими из которых командовали иностранные наемники ; Кампания 1638 года была первой, в которой и корабли, и офицеры были в подавляющем большинстве французами. Победа при Гетарии дала Сурдису временный контроль над Бискайским заливом , и Ришелье воспринял ее как оправдание своей военно-морской политики. [ 12 ] Однако 7 сентября испанцы сняли осаду Фуэнтеррабии, а остатки французской армии были эвакуированы морем, что привело к взаимным обвинениям между Сурдисом и Конде по поводу ответственности за неудачу. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Французский боевой порядок: Ла Курон , 72 пушки, 500 человек, вице-адмирал Клод де Лоне-Рази ; Королевский корабль , (52) 300 человек, флаг — Филипп де Гутт; Корабль Королевы , (38), 245 человек, Данерак: Дева , (34), 245 человек, Жак дю Ме; Ле Кардинал , (30), 245 человек, из Куаповиля; «Триумф » (30), 205 человек, из Кана; Ла Викторуар , (30), 205 человек, Контенаут; Сен-Луи де Олланд , (24), 205 человек, Трейльбуа; Труа-Руа: (30), 205 человек, Батист; Ла Форчун , (30), 205 человек, из Казенака; Европа , (34), 205 человек, кавалер Жюль де Монтиньи; Ле Тритон , (30), 155 человек, Вильмулен; Ле Фокон , (30), 155 человек, Дюмениле; Ле Лебедь , (30), 205 человек, Шевалье де Канже ; Ле Кок , (30), 205 человек, из Шастелюса; Ла Единорог , (30), 205 человек, Ла Шене; Ле Корай , (30), 205 человек, из Порт-Нуара; Л'Эмерийон , 125 человек, из Морсе; Ле Сен-Шарль , (28), 155 человек, Сент-Этьен; «Дофин дю Гавр » (28), 155 человек, Буажоли; Ла Перль , (24), 125 человек, Ла Руллери; Ла Реномме , (24), 125 человек, Даниэль; Интендант (24), 125 человек из Конфлана; Сен-Жан , (24), 125 человек, Авраам Дюкен ; Ла Магделан де Брест , (24) 125 человек, Луи де Сенант; Турецкий , 100 человек, Жан Гитон ; Сен-Франсуа , (16) 100 человек, Ренье; Маргарита , (14), 100 человек, Ла Трейль; Эрмина , (14), 100 человек, из Линьера; Нептун , (16), 100 человек, кавалер Поль ; Эсперанс-ан-Дьё , (24) 100 человек, кавалер Гарнье; Пети-Сен-Жан , (16) 100 человек, Разе / Де Брок; Фрегат «Гавр» , 66 человек, «Клерисс»; Рояль , (8), 82 человека, Савиньи; Кардинале , (8), 92 человека, баронство; Лев ; Нассау ; Единорог ; Большой фрегат «Брест» , (8), 92 человека; Флибот из Бреста
- ^ На этом этапе развития военно-морского флота основное различие между галеонами и линейными кораблями заключалось в том, что первый мог также использоваться для перевозки коммерческих грузов, а второй - нет. [ 2 ]
- ^ Испанский боевой порядок (частичный); Капитан из Хосеса; Сантьяго , Николас Джудис; Нептун ; Святая Тереза ; Кармен Сент-Джон ; Богоматерь Благовещения ; Богоматерь Каро
- ^ также пишется Гетария
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бодар 1908 , с. 63.
- ^ Ле Муэн 2011 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Лакур-Гайе 1911 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Камен 2002 , с. 398 .
- ^ Верже-Франчески 2002 , с. 709.
- ^ Веджвуд 1938 , с. 50.
- ^ Стрэдлинг 1979 , с. 206.
- ^ Стрэдлинг 1979 , с. 207.
- ^ Лакур-Гайе 1911 , с. 96.
- ^ Лакур-Гайе 1911 , стр. 97–98.
- ^ Дженкинс 1973 , стр. 24–26.
- ^ Байинтон 2011 , с. 11.
- ^ Лакур-Гайе 1911 , с. 101.
Источники
[ редактировать ]- Байинтон, Ричард (2011). Забытая служба: Французский флот старого режима, 1650-1789 (Диссертация). Государственный университет Флориды.
- Дженкинс, Эрнест (1973). История французского флота . TBS The Book Service Ltd. ISBN 978-0356041964 .
- Камен, Генри (2002). Дорога Испании к империи (изд. 2003 г.). Аллен Лейн. ISBN 978-0140285284 .
- Лакур-Гайе, Жорж (1911). Военный флот Франции при Людовике XIII и Людовике XIV, Том 1, Ришелье, Мазарини, 1624–1661 (на французском языке). Оноре Чемпион.
- Ле Муан, Гай (2011). 600 величайших морских сражений в истории (на французском языке). Морские издания.
- Стрэдлинг, Роберт (1979). «КАТАСТРОФА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ: ПОРАЖЕНИЕ ИСПАНИИ, 1639–1643 гг.». История . 64 (11). JSTOR 24411536 .
- Верже-Франчески, Мишель (2002). Словарь морской истории (на французском языке). Издания Роберта Лаффона.
- Веджвуд, резюме (1938). Тридцатилетняя война (изд. 2005 г.). Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN 978-1590171462 .
- Бодар, Гастон (1908). Военно-исторический военный лексикон (1618-1905) (на немецком языке). Вена и Лейпциг: CW Stern . Проверено 22 августа 2023 г.
43 ° 18'00 ″ с.ш. 2 ° 12'00 ″ з.д. / 43,3000 ° с.ш. 2,2000 ° з.д.