Галеон
Галеоны — большие многопалубные парусные корабли, построенные в Испании и Португалии. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] в качестве вооруженных грузовых перевозчиков и впервые использовались европейцами в период с 16 по 18 века в эпоху парусного спорта и были основными судами, предназначенными для использования в качестве военных кораблей до англо-голландских войн середины 17 века. [ 6 ] Галеоны обычно несли три или более мачты с латинским продольным вооружением на задних мачтах, были построены с выступающей квадратной приподнятой кормой и использовали с квадратным вооружением планы парусов на фок-мачтах и грот-мачтах .
Такие корабли играли важную роль в торговле в шестнадцатом и семнадцатом веках и часто использовались в качестве вспомогательных военных кораблей — более того, они были опорой соперничающих флотов на протяжении большей части 150 лет «Эпохи географических открытий» — до появления англо-английской империи. -Голландские войны сделали специально построенные военные корабли доминирующими на море в оставшуюся часть эпохи парусного спорта .
Этимология
[ редактировать ]Слово галеон , «большой корабль», происходит от испанского galeón , «галеон», «вооружённое торговое судно». [ 7 ] или от старофранцузского galion , «вооруженный грузовой корабль», от средневекового греческого galea , « галера французский или испанский увеличивающий суффикс -on . », к которому добавляется [ 8 ] Другое возможное происхождение - старофранцузское слово galie , «камбуз»; [ 9 ] также из средневекового греческого галеа . [ 10 ] Галеа , была военным кораблем византийского флота и ее название может быть связано с греческим словом galeos , « акула-собака ». [ 11 ] Первоначально этот термин применялся к определенным типам военных галер в средние века .
В «Аннали Дженовези» упоминаются галеоны с 60, 64 и 80 веслами, которые использовались для сражений и исследовательских миссий в XII и XIII веках. Весьма вероятно, что галеоны и галиоты, упомянутые в отчетах о крестовых походах, были одними и теми же судами. [ нужна ссылка ] В начале 16 века венецианские галеоны представляли собой новый класс галер, использовавшихся для охоты на пиратов в Средиземном море .
Позже, когда этот термин начал применяться к парусным судам, он, как и английский термин «военный корабль», означал любой большой военный корабль, который в остальном ничем не отличался от других парусных кораблей того времени. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( декабрь 2023 г. ) |
В XVI веке занижение и бака карраки . удлинение корпуса обеспечили океанским кораблям беспрецедентный уровень устойчивости на воде и уменьшили сопротивление ветра в передней части, что привело к созданию более быстрого и маневренного судна Галеон отличался от каррака и других старых типов прежде всего тем, что был длиннее, ниже и уже, с квадратной выемкой кормы вместо круглой, а также тем, что носовая часть или голова выступала вперед из носовой части ниже уровня бака. Хотя в то время караки могли быть очень большими (некоторые португальские караки весили более 1000 тонн) , галеоны, как правило, были меньше, обычно менее 500 тонн, хотя некоторые манильские галеоны должны были достигать водоизмещения 2000 тонн. С появлением галеонов в португальских индийских армадах в первой четверти 16 века, [ 12 ] [ 13 ] Вооружение караков было сокращено, поскольку они стали почти исключительно грузовыми кораблями (именно поэтому португальские караки были увеличены до таких больших размеров), в результате чего все боевые действия пришлось вести галеонам. Одним из крупнейших и самых известных португальских галеонов был Сан-Жуан Баптиста (по прозвищу Ботафого , «Спитфайр»), галеон водоизмещением 1000 тонн, построенный в 1534 году и, как говорят, несущий 366 орудий. Монах Мануэль Хомем говорит, что на этом галеоне было установлено 366 бронзовых артиллерийских орудий, включая те, что стояли в гарнизонах высоких кормовых и носовых замков. [ 14 ]
Караки обычно были легковооружены и использовались для перевозки грузов во всех флотах других западноевропейских государств, тогда как галеоны были сильнее, более тяжеловооружены, а также дешевле в постройке на то же водоизмещение (пять галеонов могли стоить примерно столько же, сколько три карака). и поэтому были гораздо лучшей инвестицией для использования в качестве тяжеловооруженных грузовых или военных кораблей. Конструкция галеонов менялась и совершенствовалась за счет применения различных инноваций, и они были особенно связаны с военными возможностями морских держав Атлантического океана. Именно капитаны испанского флота Педро Менендес де Авилес и Альваро де Базан спроектировали в 1550-х годах галеон с длинным и относительно узким корпусом. [ 15 ] [ 16 ]
Галеон полностью приводился в движение ветром, с парусами, установленными на трех или четырех мачтах , при этом латеральные паруса на последних (обычно третьей и четвертой) мачтах продолжали использоваться . Они использовались как в военных, так и в торговых целях, особенно в испанском флоте с сокровищами и на манильских галеонах. В то время как карраки играли ведущую роль в ранних мировых исследованиях, галеоны также сыграли свою роль в 16 и 17 веках. Фактически, галеоны были настолько универсальными, что одно судно можно было переоборудовать для использования в военное и мирное время несколько раз в течение его срока службы. Галеон был прототипом всех кораблей с квадратным вооружением и тремя и более мачтами на протяжении более двух с половиной столетий, включая более поздний корабль с полным вооружением .
Основными военными кораблями противоборствующих английского и испанского флотов в противостоянии испанской армады в 1588 году и в противостоянии английской армады в 1589 году были галеоны, при этом модифицированные английские галеоны гоночной постройки, разработанные Джоном Хокинсом, доказали свою большую полезность в бою, а вместительные испанские галеоны, предназначенные прежде всего как транспорты, проявили большую выносливость в боях и при долгом и бурном возвращении домой.
Строительство
[ редактировать ]Галеоны строились из дуба (киль ) , сосны (мачты) и различных лиственных пород для корпуса и настила . Корпуса обычно были резными . Затраты на строительство галеона были огромными. Сотни опытных ремесленников (включая плотников , плавильщиков смолы , кузнецов , бондарей , корабелов и т. д.) работали месяцами, прежде чем галеон стал мореходным. Чтобы покрыть расходы, галеоны часто финансировались группами богатых бизнесменов, которые объединяли ресурсы для строительства нового корабля. Поэтому большинство галеонов изначально предназначались для торговли, хотя захваченные конкурирующими государствами обычно шли на военную службу.
Наиболее распространенным орудием, используемым на борту галеона, был полукульверин орудия и до полупушки , хотя возможны были .
Из-за длительного пребывания в море и плохих условий на борту многие члены экипажа часто погибали во время плавания; поэтому были разработаны усовершенствованные системы такелажа , чтобы судно могло быть отправлено домой с активной парусной командой, размер которой составлял лишь часть от размера, находящегося на борту при отбытии. [ нужна ссылка ]
Отличительные особенности
[ редактировать ]К наиболее отличительным особенностям галеона относятся длинный, выступающий клюв или клюв-хед, за которым следуют фок-мачта и грот-мачта с одинарным или двойным латентным вооружением , обе заметно выше, чем бизань-мачты и их наклонными реями для латиноамериканского снаряжения , а под ними - квадратная четвертная галерея на корма . В среднем при трех мачтах, в более крупных галеонах добавлялась четвертая мачта, обычно еще одна бизань с латентным вооружением, называемая бизань bonaventure .
Самые старые английские рисунки
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . Интерпретация Бейкера (первоисточника) должна осуществляться только опытным историком мореплавания. Такая интерпретация вполне может быть в ссылке на мертвую ссылку, но мы этого не знаем. ( Май 2024 г. ) |
Самые старые известные масштабные рисунки в Англии находятся в рукописи под названием «Фрагменты древнего кораблестроения», сделанной примерно в 1586 году Мэтью Бейкером , мастером-корабелом . Эта рукопись, хранящаяся в Пеписийской библиотеке Колледжа Магдалины в Кембридже, представляет собой достоверное описание размера и формы типичных английских галеонов, построенных в этот период. На основе этих планов Музей науки в Лондоне построил модель корабля в масштабе 1:48, которая является образцом галеонов той эпохи. [ 17 ]
Известные галеоны
[ редактировать ]- Сан-Жуан-Баптиста по прозвищу Ботафого , самый мощный военный корабль в мире на момент спуска на воду (1534 г.) португальцами; прославился во время завоевания Туниса (1535 г.) , где им командовал Луиш Португальский, герцог Бежа .
- «Ла Гальга», испанский галеон Ассатиг , потерпевший кораблекрушение в 1794 году; Согласно легенде, предки ныне знаменитых пони Чинкотиг выплыли на берег из его трюма.
- Адлер фон Любек , самый большой корабль своего времени, спущенный на воду в 1566 году.
- Манильские галеоны , испанские торговые корабли, которые плавали один или два раза в год через Тихий океан между Манилой на Филиппинах и Акапулько в Новой Испании (ныне Мексика ); (1565–1815).
- Сан-Сальвадор , флагманское судно исследования Хуаном Родригесом Кабрильо современной Калифорнии в Соединенных Штатах в 1542 году.
- Сан-Пелайо , большой 906-тонный галеон, который служил флагманом Педро Менендеса де Авилеса во время его экспедиции по основанию Сент-Огастина, штат Флорида, в 1565 году. Судно было настолько большим, что не могло войти в гавань Святого Августина, поэтому Менендес приказал он разгрузился и отправил обратно в Эспаньолу. Позже ее команда взбунтовалась и отплыла в Европу, где корабль потерпел крушение у берегов Дании.
- «Золотая лань» — корабль, на котором сэр Фрэнсис Дрейк совершил кругосветное путешествие в 1577–1580 годах.
- «Дэнти» , корабль, на котором сэр Ричард Хокинс стремился повторить кругосветное путешествие своего кузена Фрэнсиса Дрейка. Он был захвачен испанцами в бою в заливе Атакамес в 1594 году и несколько лет служил в испанском флоте в южноамериканской части Тихого океана.
- Арк Рэли был спроектирован и построен сэром Уолтером Рэли . Позже он был выбран лордом Говардом, адмиралом флота, флагманом английского флота в борьбе с испанской армадой в 1588 году и был кратко переименован в «Арк Ройал» .
- «Месть» , галеон, построенный в 1577 году, флагман сэра Фрэнсиса Дрейка в битве испанской армады в 1588 году, был захвачен испанским флотом у Флореса на Азорских островах в 1591 году и затонул при возвращении в Испанию.
- Сан-Мартинью — португальский галеон, флагман герцога Медина-Сидония , главнокомандующего Испанской Армады.
- Санта-Тереза , португальский галеон, флагман адмирала Лопе де Осеса в битве при Даунсе , 1639 год.
- «Триумф» , самый крупный галеон елизаветинской эпохи; флагман сэра Мартина Фробишера в битве за Испанскую Армаду.
- Сан-Хуан Баутиста (первоначально называвшийся Дате Мару, Дате Мару по-японски). Он пересек Тихий океан из Японии в Новую Испанию в 1614 году. Он принадлежал к типу испанских галеонов, известных в Японии как Нанбан-Сен.
- Nuestra Señora de la Concepción , испанский галеон, известный своей команде как Какафуэго из-за мощной пушки. [ 18 ] Она была захвачена сэром Фрэнсисом Дрейком в 1578 году, и все ее сокровища были перевезены в Англию. Она хранила сокровища, добытые за год испанцами в Америке.
- Padre Eterno — португальский галеон, спущенный на воду в 1663 году. Считавшийся самым большим кораблем своего времени, несущий 144 артиллерийских орудия водоизмещением до 2000 тонн.
- Васа , единственный сохранившийся оригинальный галеон. Он затонул в 1628 году и был поднят в 1961 году для сохранения в качестве корабля-музея .
- Санта-Лузия , португальский галеон, известный тем, что разгромил голландскую эскадру . в 1650 году дважды в одиночку
- Galeon Adalucia — точная копия галеона, построенная в Испании в 2014 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ [1] Галеан - Португальская навигация Франсиско Контенте Домингеса (на португальском языке)
- ^ Несмотря на то, что этот вид корабля (или лишь близкая художественная модель) уже был изображен в геральдике Лиссабонского Форала (Д. Мануэля I) в 1502 году, это происходит и в 1510 году (как и в некоторые последующие годы после португальского океанского галеона 1510 г.) появление в записях . Однако именно с 1519 года их число существенно, но постепенно, увеличивается. Это была эволюция и постепенное улучшение конструкции, произошедшее в первой четверти века – техническое усовершенствование, которое продолжалось до второй половины века. Португальский галеон произошел от каравеллы с квадратным вооружением и представлял собой компромисс между большой каравеллой или нау и вышеупомянутой каравеллой с квадратным вооружением или военной каравеллой (также называемой каравелой де армада или португальским военным кораблем ), которая превратилась в корабль новой конструкции, но сохраняя дизайн корпуса похожим на камбуз. [ 1 ] Он также был более маневренным, более прочным и хорошо вооруженным.
- ^ Тимоти Р. Уолтон, Испанский флот сокровищ , Pineapple Press Inc, 2002, стр. 57 ISBN 1-56164-261-4
- ^ Мариано Гонсалес Арнао, Доказательство пиратов, № 61 «Исторического приключения», Arlanza Ediciones, ноябрь 2003 г.
- ^ Карлос Гомес-Центурион, Непобедимая армада, Базовая историческая библиотека -монографии-, Анайя, Мадрид, 1987, ISBN 84-7525-435-5
- ^ Лейн, Крис Э. Разграбление Империи: пиратство в Америке 1500–1750 гг. М.Э. Шарп, 1998.
- ^ «Словарь Королевской испанской академии» . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ «галеон» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ «Краткий словарь английского языка Коллинза» . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Андерсон, Роджер Чарльз, Весельные боевые корабли: от классических времен до появления пара . Лондон. 1962. стр. 37–39.
- ^ Генри Джордж Лидделл и Роберт Скотт. «галеос» . Греко-английский лексикон
- ^ [2] Корабли и атлантическая навигационная техника в 15 и 16 веках: Основы стратегии 3C - Контр-адмирал Антонио Сильва Рибейро - Revista Militar (на португальском языке)
- ^ [3] Архивировано 18 февраля 2017 г. в Wayback Machine Galeão - Navegações Portuguesas, автор: Франсиско Контенте Домингес (на португальском языке).
- ^ Кинтела, Инасио да Коста (1839 г.). Летопись португальского флота (на португальском языке). Лиссабон: Лиссабонская академия наук . п. 410.
- ^ «Галеон был разработан в ответ на потребность Испании в грузовом корабле, пересекающем океан, который мог бы отбиваться от корсаров. Педро де Менендесу вместе с Альваро де Базаном (героем Лепанто) приписывают разработку прототипов с длинным корпусом - а иногда и весла галеры, соединенной с ютом и носом португальского или торгового судна, нау классифицировались как 1-, 2- или 3-палубные и имели две или более мачты, оснащенные квадратными парусами и марселями (за исключением). латентный парус на бизань-мачте). Грузоподъемность достигала 900 тонн и более. Сан-Пелайо Менендеса 1565 года представлял собой 900-тонный галеон, который также назывался нау и галеаза . На нем находились 77 членов экипажа, 18 артиллеристов, перевозилось 317 солдат и 26 человек. семьи, а также продовольствие и груз. Ее вооружение было железным». — стр. 100 Менендес: Педро Менендес де Авилес, генерал-капитан Океанского моря Альберт К. Маньюси, опубликовано в 1992 году издательством Pineapple Press, Inc.
- ^ Уолтон, Тимоти Р. (2002). Испанский флот сокровищ. Ананас Пресс Инк, с. 57. ISBN 1-56164-261-4
- ^ Фрагменты древнеанглийского кораблестроения
- ^ Литтл, Бенерсон (2010). «Испанские галеоны и португальские караки». Охота на пиратов: борьба с пиратами, каперами и морскими налетчиками от древности до наших дней . Вашингтон, округ Колумбия: Потомак. п. 145. ИСБН 978-1-59797-291-8 .
Вызывается ее командой Какафуэго ... пожарный дерьмо
Ссылки
[ редактировать ]- Алерц, У. (1991) От судостроения к технологии судостроения: развитие новых методов проектирования и строительства в итальянском галерном строительстве (1400–1700 гг.) , Гамбург: Ковач, ISBN 3-925630-56-2
- Хамбл Р. и Бергин М. (1993) Галеон XVI века , серия внутренних историй, Хемел Хемпстед: Саймон и Шустер, ISBN 0-7500-1339-7
- Кирш, П. (1990) Галеон: великие корабли эпохи Армады , Лондон: Conway Maritime, ISBN 0-85177-546-2
- Ратленд, Дж. (1988) Галеон , 2-е изд. изд., Коннати, М. (ред.), Лондон: Зимородок, ISBN 0-86272-327-2
- Серрано Мангас, Ф. (1992) Функция и эволюция галеона в индийской гонке , Коллекция Mar y América 9 , Мадрид: Редакционная статья MAPFRE, ISBN 84-7100-285-Х