формирователь волн
В электронной музыке формирование волны — это тип синтеза искажений , при котором сложные спектры создаются из простых тонов путем изменения формы сигналов . [1]
Использование
[ редактировать ]Waveshapers используются в основном музыкантами-электронщиками для достижения сверхабразивного звука. Этот эффект чаще всего используется для улучшения звука музыкального синтезатора путем изменения формы волны или гласной. Рок-музыканты также могут использовать вейвшейпер для сильного искажения гитары или баса. Некоторые синтезаторы или виртуальные программные инструменты имеют встроенные формирователи сигналов. Эффект может привести к тому, что инструменты будут звучать шумно или перегруженно .
При цифровом моделировании аналогового аудиооборудования, такого как ламповые усилители , формирование волны используется для введения статической нелинейности или нелинейности без памяти для аппроксимации передаточной характеристики вакуумной лампы или диодного ограничителя. [2]
Как это работает
[ редактировать ]Формирователь волны — это аудиоэффект , который изменяет аудиосигнал путем сопоставления входного сигнала с выходным сигналом путем применения фиксированной или переменной математической функции, называемой функцией формирования или передаточной функцией , к входному сигналу (термин «функция формирования» предпочтителен, чтобы избежать путаница с передаточной функцией из теории систем). [3] Функция может быть любой функцией.
Математически операция определяется уравнением формирователя волны
где f — формирующая функция, x(t) — входная функция, а a(t) — индексная функция , которая, как правило, может меняться в зависимости от времени. [4] Этот параметр часто используется как постоянный коэффициент усиления, называемый индексом искажений . [5] На практике входной сигнал формирователя волны x считается равным [-1,1] для сигналов с цифровой выборкой, а f будет спроектирован таким образом, чтобы y также находился на [-1,1], чтобы предотвратить нежелательное ограничение в программном обеспечении.
Часто используемые функции формирования
[ редактировать ]Sin, arctan, полиномиальные функции или кусочные функции (например, функция жесткого ограничения) обычно используются в качестве передаточных функций формирования сигнала. Также возможно использовать табличные функции, состоящие из дискретных точек с некоторой степенью интерполяции или линейных сегментов.
Полиномы
[ редактировать ]Полином – это функция вида
Полиномиальные функции удобны в качестве функций формирования, поскольку, если на входе задана одна синусоида, полином степени N будет вводить только до N -й гармоники синусоиды. Чтобы доказать это, рассмотрим синусоиду, используемую в качестве входных данных для общего полинома.
Затем используйте обратную формулу Эйлера для получения комплексных синусоид.
Наконец, используйте биномиальную формулу , чтобы вернуться к тригонометрической форме и найти коэффициенты для каждой гармоники.
Из приведенного выше уравнения можно сделать несколько наблюдений о влиянии полиномиальной функции формирования на одну синусоиду:
- Все сгенерированные синусоиды гармонически связаны с исходным входным сигналом.
- Частота никогда не превышает .
- Все нечетные одночлены генерируют нечетные гармоники от n до основной, а все четные мономиальные члены генерируют четные гармоники от n до постоянного тока (частота 0).
- Форма спектра, создаваемого каждым мономиальным членом, фиксирована и определяется биномиальными коэффициентами.
- Вес этого спектра в общем выходе определяется исключительно его коэффициент и амплитуда входного сигнала на
Проблемы, связанные с формирователями волн
[ редактировать ]Звук, создаваемый цифровыми формирователями волн, имеет тенденцию быть резким и непривлекательным из-за проблем с наложением спектров. Формирование волны — это нелинейная операция, поэтому трудно сделать обобщение о влиянии функции формирования волны на входной сигнал. Математика нелинейных операций со звуковыми сигналами сложна и недостаточно изучена. Помимо прочего, эффект будет зависеть от амплитуды. Но, как правило, формирователи сигналов, особенно с острыми углами (например, некоторые производные являются прерывистыми), имеют тенденцию вносить большое количество высокочастотных гармоник. Если эти введенные гармоники превышают предел Найквиста , то они будут восприниматься как резкие негармоники с отчетливо металлическим звуком в выходном сигнале. Передискретизация может несколько, но не полностью облегчить эту проблему, в зависимости от того, насколько быстро затухают введенные гармоники. [ нужна ссылка ] .
С помощью относительно простых и относительно плавных функций формирования волны (например, sin(a*x), atan(a*x), полиномиальных функций) эта процедура может уменьшить искаженное содержимое в гармоническом сигнале до такой степени, что это становится музыкально приемлемым. [ нужна ссылка ] . Но функции формирования волны, отличные от полиномиальных функций формирования волны, будут вводить в сигнал бесконечное количество гармоник, некоторые из которых могут слышимо накладываться даже на частоте супердискретизации. [ нужна ссылка ] .
Источники
[ редактировать ]- ^ Чарльз Додж и Томас А. Джерси (1997). Компьютерная музыка: синтез, композиция и исполнение , «Глоссарий», стр.438. ISBN 0-02-864682-7 .
- ^ Да, Дэвид Т. и Пакаринен, Юри (2009). «Обзор цифровых методов моделирования ламповых гитарных усилителей», Computer Music Journal , 33:2, стр. 89-90.
- ^ http://www.music.mcgill.ca/~gary/courses/2012/307/week12/node2.html [ мертвая ссылка ]
- ^ Ле Брун, Марк (1979). «Синтез цифрового формирования сигналов», Журнал Общества аудиоинженеров , 27:4, стр. 250
- ^ http://www.music.mcgill.ca/~gary/courses/2012/307/week12/node4.html [ мертвая ссылка ]