Священническое безбрачие
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Священническое безбрачие На латыни «Из безбрачного священства». Энциклика Папы Павла VI | |
---|---|
Дата подписания | 24 июня 1967 г. |
Предмет | О безбрачии священства |
Число | 6 из 7 понтификата |
Текст | |
Sacerdotalis caelibatus ( лат. «О священническом безбрачии») — энциклика, написанная Папой Павлом VI . Признавая традиции, данные Святым Духом Церкви на Востоке, и признавая некоторые пастырские исключения на Западе, энциклика объясняет и защищает Церкви традицию Католической церковного безбрачия на Западе. Энциклика датирована 24 июня 1967 года.
Краткое содержание энциклики
[ редактировать ]Эта энциклика была написана после Второго Ватиканского Собора , когда Католическая Церковь исследовала и пересматривала многие давние практики. Священническое безбрачие — это дисциплина, практика, а не обязательная догма , и многие в то время ожидали, что его можно будет ослабить вместе с некоторыми другими практиками.
Отвечая на эти вопросы, Папа вновь подтверждает, что это учение является принципиальной, давней практикой, имеющей особое значение в Католической Церкви.
Обсуждение аргументов против священнического безбрачия
[ редактировать ]Павел VI начинает энциклику с рассмотрения аргументов против безбрачия священства. Среди них он перечисляет:
- Те, кто чувствует себя призванным как к священству, так и к семейной жизни.
- Ощущаемая нехватка священников и вопрос о том, может ли отмена требования о безбрачии смягчить эту ситуацию.
- Довод о том, что безбрачие противоречит здоровому психологическому развитию.
- Может ли принятие безбрачия молодым священником стать гораздо более трудным по мере взросления?
Подтверждение закона безбрачия
[ редактировать ]В ответ на это Павел VI приводит в качестве свидетельства ценность безбрачия, о которой свидетельствуют многие верующие Церкви по всему миру, во многие времена и в разных местах. Далее Павел вновь подтверждает закон безбрачия как нечто, что следует продолжать: «Поэтому Мы считаем, что нынешний закон безбрачия должен и сегодня продолжать быть связанным с церковным служением».
Павел VI согласен с тем, что священническая жизнь и безбрачная жизнь различимы, но он подтверждает полномочия учительства Церкви определять условия, при которых священство может быть предоставлено ее членам:
Священническое призвание, хотя и вдохновленное Богом, не становится окончательным и действенным без проверки и принятия теми членами Церкви, которые обладают властью и несут ответственность за служение, служащее церковному сообществу. Поэтому задача тех, кто обладает властью в Церкви, состоит в том, чтобы определить, в соответствии с меняющимися условиями времени и места, кого на практике следует считать подходящими кандидатами на религиозное и пастырское служение Церкви, и что от них следует требовать.
Причины безбрачия
[ редактировать ]Большая часть энциклики посвящена обсуждению причин, по которым Павел VI считает, что безбрачие в священстве имеет ценность для Церкви. Среди них он перечисляет:
- Модель . безбрачия Христа Пример Христа как образцового священника весьма значителен и предлагает образец, которому должны следовать более поздние священники, действующие вместо него и желающие подражать его условиям жизни.
- Хотя брак следует уважать как средство достижения святости, Священное Писание свидетельствует, что безбрачие является лучшим средством.
- Целибат как средство любить Божий народ, не будучи связанным. Жизнь священника должна быть свободной, чтобы он мог лучше посвятить себя воспитанию детей Божиих другими способами.
- Собственное описание Христом Небес как места без брака подразумевает, что соблюдение безбрачия сейчас является средством подготовки к безбрачной жизни, которую все разделяют на Небесах.
Обзор безбрачия в христианской традиции
[ редактировать ]История безбрачия
[ редактировать ]Затем Папа очень кратко излагает историю безбрачия в Церкви, прослеживая его поддержку на Западе до IV века. Он также вспоминает его подтверждение на более поздних церковных соборах.
Сравнение с Восточной Церковью
[ редактировать ]нецелующие могут быть рукоположены в священники Павел VI отмечает, что, хотя в Восточной Церкви рукополагают только , в епископы тех священников, которые соблюдают целомудрие. Он также упоминает, что на Востоке мужчинам, когда-то рукоположенным в священники, больше не разрешается жениться.
Особые исключения
[ редактировать ]Подтверждая важность безбрачия как общего закона в Католической Церкви, Папа, тем не менее, допускает, чтобы женатые люди, вступившие в Церковь по другим традициям, в некоторых случаях могли быть рукоположены в священники. Однако он подчеркивает, что это не следует понимать ни как смягчение закона, ни как первый шаг к его отмене.
Павел VI также выражает сомнение в том, что ослабление закона о безбрачии поможет увеличить число призваний к католическому священству, отмечая, что этого не произошло в других христианских традициях.
Защита безбрачия
[ редактировать ]Папа посвятил много текстов защите практики безбрачия от аргументов о том, что оно противоречит человеческой природе.
Помощь благодати
[ редактировать ]Прежде всего, Павел утверждает, что человеческая личность — это больше, чем просто плоть, и что любой истинный призыв к жизни, посвященной Богу, включающий в себя безбрачие, также будет подкреплен Божьей благодатью для его поддержания:
Истинная, глубокая причина посвященного безбрачия есть, как Мы сказали, выбор более тесного и полного отношения к тайне Христа и Церкви на благо всего человечества: в этом выборе нет сомнения, что эти высшие человеческие ценности способны найти свое наиболее полное выражение.
Папа также предупреждает, что безбрачие священника никогда не должно основываться на полном незнании или избегании человеческой сексуальности, невежестве, которое, по его мнению, действительно противоречило бы истинной человеческой природе. Скорее, он должен основываться на свободном выборе, основанном на истинном знании и понимании.
Целибат как реальная альтернатива браку
[ редактировать ]Хотя Папа и поддерживает святость таинства бракосочетания, он отвергает представление о том, что это единственный разумный путь, доступный человеку. Скорее, любовь, питающая выбор священника безбрачной жизни, также опирается на Бога:
Его милосердие черпается из чистейшего источника, совершается в подражании Богу и Христу и не менее требовательно и реально, чем любая другая искренняя любовь. Оно дает священнику безграничный кругозор, углубляет и расширяет его чувство ответственности – признак зрелой личности – и прививает ему, как признак все более и более великого отцовства, щедрость и утонченность сердца, которые предлагают превосходное обогащение. .
Целибат как средство к большему единению с Богом
[ редактировать ]Освобождая себя от других обязанностей, Павел учит, что священник тем самым свободнее посвятить себя Богу. Он также говорит, что повышенное одиночество вдали от требований жены и семьи может питать духовную жизнь священника.
Соображения по формированию священников
[ редактировать ]Павел VI понимает, что безбрачие является трудным требованием для многих, и призывает с большей заботой помочь тем, кто разбирается в священническом призвании, убедиться, что они действительно призваны к нему: «Пусть педагоги поймут, что это одна из их очень серьезных обязанностей». Павел также указывает, что поддержка другими людьми безбрачной жизни священника должна продолжаться даже после рукоположения.
Павел VI подчеркивает, что безбрачие — это серьезный выбор, и что вступать в него нельзя без сопутствующих аскетических практик на всю оставшуюся жизнь священника.
Павел VI также говорит, что, прежде чем дать торжественный обет, кандидат в священство должен дать временный обет безбрачия, прежде чем торжественно принять постоянный обет.
Диспенсации от священства
[ редактировать ]Затем Папа обращается к тем, кто решил оставить жизнь священнического безбрачия. Он разрешает провести расследование в отношении тех, кто утверждает, что их обеты были приняты на условиях свободы и ответственности, чтобы увидеть, могут ли они быть освобождены от своего обета. Однако Павел строго предупреждает:
Если бы эти священники знали, сколько горя, бесчестия и волнений они приносят святой Церкви Божией, если бы они размышляли о серьезности и красоте своих обязанностей и об опасностях, которым они подвергаются в этой жизни и в будущей, то не было бы быть более внимательными и обдуманными в своих решениях; они молились бы усерднее и проявляли бы больше мужества и логики в предупреждении причин своего духовного и нравственного краха.
Обращение к мирянам
[ редактировать ]Павел VI завершает энциклику призывом к мирянам молиться о призвании к священству и поощряет их дружбу со священниками как средство поддержки их в жизни.