Stanislav Shatsky
Станислав Теофилович Шацкий (альтернативное написание: Шацкий ) (русский: Станислав Теофлович Ша́цкий; 13 июня 1878, — 30 октября 1934, Москва ) был важным гуманистическим педагогом , писателем и педагогом-администратором в поздней Российской империи и раннем Советском Союзе. Смоленск
В период с 1905 по 1934 год Шацкий основал ряд экспериментальных и прогрессивных учебных заведений. Будучи представителем русской интеллигенции , Шацкий импортировал многие ценности позднецарского образовательного экспериментирования (многие из которых были основаны на методах американского прогрессивного образования ) в раннюю советскую эпоху. подходы к созданию коммунистической школы и конструированию «нового советского человека».
Его работа как коммунистического педагога усложняет наше понимание коммунистического образования. Шацкий, в отличие от его последователей, отрицал примат политики и классовой борьбы в создании нового коммунистического человека. Он также сопротивлялся идеологическим методам, вместо этого предпочитая демонстрировать ученикам актуальность и важность разумного подхода к жизни. Для Шацкого истинное коммунистическое воспитание заключалось в освобождении личности от ограничений капиталистической системы. Важность его работы была признана лишь недавно, поскольку многие из его публикаций были запрещены Сталиным и советской образовательной ортодоксальностью, которая стремилась обеспечить, чтобы все «коммунистическое образование» имело классовый элемент. Он заслуживает место в отечественной педагогике вместе с Антоном Макаренко и Львом Выготским .
Он стремился построить либеральную, ориентированную на ребенка версию коммунистического образования, основанную на Джона Дьюи деятельностных методах обучения и ориентации Льва Толстого на эстетически обоснованное бесплатное образование. Помещая эти идеи в марксистские рамки, Шацкий надеялся, что коммунистическое образование, основанное на принципах сотрудничества и самомотивации, высвободит врожденный потенциал ребенка и поможет ему развиться в всесторонне развитого человека. Его идеальным учеником был ребенок, который ценил искусство, культуру и музыку, но в то же время знал цену тяжелому труду: «Дитя высокой культуры с мозолистыми руками».
Образовательные проекты имперской эпохи
[ редактировать ]
Его первым крупным учебным заведением стала «Слобода» (Слобода), основанная на севере Москвы в 1905 году. Свое идеологическое вдохновение этот комплекс учреждений черпал из поселенческого движения . Созданный по образцу Халл-хауса в Чикаго , где в течение года жил соратник Шацкого, архитектор Александр Зеленко , поселение представляло собой комплекс детских клубов и неформальных классов. В центре Поселка находился спроектированный Зеленко Общественный клуб для работающих детей , открытый в 1907 году в рабочем Норт-Энде Москвы (Вадковский переулок, 5) и финансируемый промышленником Николаем Второвым . Клуб был частью более масштабной программы по созданию культурного и социального центра в отдаленном рабочем районе Москвы (проект Миусская площадь).
Первое в своем роде в императорской России, свободное расположение учреждений в Городище привлекало интеллектуалов и бизнесменов, разделявших точку зрения Шацкого о том, что образование является ненасильственным путем к исцелению язв разделенного царского общества. По подозрению полиции в крамольном обучении и обвинениям в коммунизме поселение было закрыто полицией в мае 1908 года (Зеленко на несколько месяцев оказался в тюрьме). Позже Шацкий основал сельскую летнюю колонию под названием «Бодрящая жизнь» (Бодрая жизнь, Бодрая жизнь) в сельской Калужской области (близ Обнинска ), в которой он делал упор на трудовые методы обучения, творчества и художественного самовыражения.
Эксперименты советской эпохи: Первая экспериментальная станция
[ редактировать ]После русской революции 1917 года первоначальная оппозиция Шацкого советской власти угасла, поскольку советские власти приняли многие ценности и идеи образовательного прогрессизма в свой образовательный подход (см. Декларацию об Объединенной рабочей школе в книге В. Розенбурга, Большевистские взгляды: первая фаза культурного прогресса). Революция, 1984). В 1919 году он создал Первую опытную станцию, представлявшую собой обширную сеть экспериментальных учреждений. Эта организация, разделенная на московское и калужское отделения, была обширной, в ней работали сотни учителей, в нее входили сельские и городские школы, библиотеки, детские клубы, избы-читальни, и она требовала от правительства большого количества ресурсов. Этот школьный комплекс стал бы предметом зависти прогрессивных педагогов мира и представлял собой крупнейшее и самое радикальное экспериментальное учебное заведение в мире. Поскольку Сталин стремился установить идеологический контроль над советским государством, Первая экспериментальная станция была реорганизована советскими властями в 1932 году, а Шацкий был отстранен от должности. Шацкий умер естественной смертью в 1934 году.
Образовательное лидерство
[ редактировать ]Шацкий также стал важным руководителем образования в Советском Союзе , разрабатывая программы для школ по всей Советской России в качестве одного из руководителей педагогической секции Государственного ученого совета ( Главный Учёный Совет ). Его стремительный приход к власти показал важность российской образовательной интеллигенции для раннего советского правления. В конце концов Шацкий вступил в Коммунистическую партию в 1928 году, но » Иосифа Сталина « Великий прорыв в 1928 году отстранил Шацкого и других интеллектуалов-единомышленников от властных позиций в образовательном аппарате. Первая экспериментальная станция Шацкого была закрыта советской властью в 1932 году в рамках сталинского перехода к более идеологическому подходу к образованию. Сам Шацкий умер 30 октября 1934 года, так как ходили слухи, что его собираются отправить в ГУЛАГ .
Наследие Шацкого
[ редактировать ]Большая часть работ Шацкого была подавлена сталинистскими чиновниками, поскольку прогрессивный подход Советского Союза в 1920-е годы был перерисован как еретический и буржуазный, но его акцент на активности и радости обучения можно было найти у более поздних советских педагогов, включая Сухомлинского . В настоящее время многие идеи Шацкого реабилитируются в России (в первую очередь, Феликс Фрадкин и Геннадий Малинин опубликовали книги и статьи о скрытом наследии Шацкого - см. ниже). Кроме того, в его честь созывается ежегодная конференция в Обнинске (недалеко от калужской школы Шацкого Первой экспериментальной станции). Наконец, на западе Шацкий стал предметом недавних статей в журналах «Славянское и восточноевропейское обозрение» (октябрь 2004 г.), «Журнале исторического общества Оксфордского университета» (2005 г.) и «История образования» (см. ниже).
Идеологические влияния
[ редактировать ]Шацкий во многом опирался на американский педагогический прогрессизм , особенно на Джона Дьюи . В советский период Шацкий находился под влиянием марксизма , сочетая свои собственные освободительные, прогрессивные образовательные идеи с материалистическим подходом Маркса.
Основные произведения Шацкого
[ редактировать ]Bodraia Zhizn'. 1908.
Pedagogicheskie sochineniia, 4 vols. 1962-1965.
- Шацкий С.Т. Педагогические очерки. В 4 томах. Том 1. - М. : Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1962.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т.2 . - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964. — включает в т.ч. «Система русского детского сада» (С. 55-58.)
- Шацкий С.Т. Педагогические очерки. В 4 томах. Т.3. - М. : Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1964.
- Шацкий С.Т. Педагогические очерки. В 4 томах. Т.4. - М. : Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1965.
Опыт учителя: Сборник. Переведено на английский Кэтрин Джудельсон. 1981.
Работы о Шацком
[ редактировать ]D. Bershadskaia. Pedagogicheskie vzgliady i deiatel’nost S. T. Shatskogo (Moscow, 1960)
Vladimir Beliaev. Stanovlenie i Razvitie Innovatsionnoi Kontseptsii S. T. Shatskogo. Moscow, 1999.
Кевин. Дж. Брехони. Представления о социалистических образовательных экспериментах в 1920-х и 1930-х годах: место педагогических наук у Р. Хофстеттера и Б. Шнойвли (редакторы). Страсть, слияние, напряжение. Новое образование и образовательные науки - Education nouvelle et Sciences de l'éducation (конец 19-середины 20-го века - конец 19-го века - среда 20-го века. Берн, Питер Ланг: 2006. 271-304.
Feliks Fradkin and Gennadii Malinin. Vospitatel'naia Sistema S. T. Shatskogo. Moscow, 1993.
Феликс Фрадкин. «Последние годы С. Т. Шацкого», в книге «Школа и общество в царской и советской России», Б. Элкоф (ред.) Бейзингсток, 1993.
Уильям Партлетт. «Культурная революция в сельской школе: Калужский школьный комплекс С.Т. Шацкого, 1919-1932». Журнал Исторического общества Оксфордского университета. № 3, Михайловский праздник 2005 г. [1]
Уильям Партлетт. «Прорыв в культурный мир с помощью сельской школы: образовательные концепции, местная инициатива и сельский опыт в калужской школьной системе С.Т. Шацкого, 1919-1931». Славянское и восточноевропейское обозрение, Том 82, № 4, октябрь 2004 г.: 847-885.
Уильям Партлетт. «Буржуазные идеи в коммунистическом строительстве: развитие методики подготовки учителей Станислава Шацкого». История образования 35, 2006: 453–474.
Уильям Партлетт. Создание советских граждан с помощью американских инструментов: русские революции и сельские школы С.Т. Шацкого, 1905-1932 гг. 2011. https://www.amazon.com/Building-Soviet-Citizens-American-Tools/dp/3846503622 .
Йорданка Валканова и Кевин Дж. Брехони «Дары» и «Вклад». Фридрих Фребель и российское образование с 1850 по 1920 год. История образования 35 (2) 2006: 189–207.