Преследование гугенотов при Людовике XV.

Преследование гугенотов при Людовике XV относится к враждебным действиям против французских протестантов между 1715 и 1774 годами во время правления Людовика XV .
При предыдущих королях
[ редактировать ]Представители протестантской религии во Франции, гугеноты , получили значительную религиозную, политическую и военную свободу от Генриха IV в своем Нантском эдикте . лишил их политических и военных привилегий Позже, после возобновления войны, Людовик XIII , но сохранил свои религиозные свободы. Такое положение сохранялось до личного правления Людовика XIV . Первоначально он стремился обратить протестантов в католицизм мирными средствами, включая финансовые стимулы, но постепенно он принял более жесткие меры, достигшие кульминации в использовании драконад — солдат, размещенных в домах протестантов, чтобы заставить их обратиться. В 1685 году он вообще отменил Нантский эдикт, отменив все права протестантов в королевстве.
Под этим давлением многие протестанты обратились в католицизм; другие бежали из страны. Однако те, кто обращался, обычно делали это только внешне как криптопротестанты , также называемые никодимитами . Как только бдительность правительства была ослаблена, они пренебрегли службой католической церкви и, когда осмелились, собирались в своих домах или на открытом воздухе для поклонения своей собственной вере. [1] На самом деле число протестантов, которые действительно стали католиками и передали свою веру своим детям, было незначительным.
Наказания за проповедь или посещение протестантских собраний были суровыми: пожизненное заключение на галерах для мужчин, тюремное заключение для женщин и конфискация всего имущества были обычным явлением.
Начиная с 1702 года группа протестантов в районе Севеннских гор , известная как Камисары , восстала против правительства. Боевые действия в основном прекратились после 1704 года, но возобновились только в 1710 году и спорадически продолжались в течение следующих пяти лет. Протестантизм продолжал подавляться во Франции до смерти Людовика XIV в 1715 году.
При Людовике XV
[ редактировать ]Поскольку Людовику XV было всего пять лет, когда он стал королем, Франция перешла под власть регента Филиппа II, герцога Орлеанского (действующий в должности: 1715–1723). Регент не был заинтересован в продолжении преследований протестантов. Хотя законы королевства не изменились, их применение уменьшилось. Протестанты снова начали праздновать свою религию, особенно в таких регионах, как Лангедок , Дофине , Гиенна и Пуату . [2] Тем не менее, оставались те, кто выступал за строгость в обращении с протестантами. Выдающийся среди них Руана архиепископ Людовик III де ла Вернь де Трессан стал главным раздателем милостыни регенту. Он спорил как с регентом, так и с самым влиятельным министром кардиналом Дюбуа в пользу суровых мер против протестантов. Они отвергли его идеи.
После Луи Анри герцог де Бурбон стал премьер-министром в 1723 году, однако епископ нашел в его лице более восприимчивую аудиторию, и ему было дано разрешение составить общий закон против « ереси ». 14 мая 1724 года король обнародовал закон:
Из всех великих замыслов нашего достопочтенного господина и прадеда нет ни одного, который мы хотели бы осуществить больше, чем тот, который он задумал, — полностью искоренить ересь в его королевстве. Достигнув совершеннолетия, мы прежде всего заботились о том, чтобы иметь перед собой указы, исполнение которых было отложено, особенно в провинциях, пораженных заразой. Мы заметили, что основные нарушения, требующие скорейшего устранения, касаются незаконных собраний, образования детей, обязанности государственных служащих исповедовать католическую религию, наказаний за рецидивы и заключения брака, относительно которых здесь мы намерения: должны быть осуждены: проповедники на смертную казнь, их сообщники на галеры на всю жизнь, а женщины на бритье и тюремное заключение на всю жизнь. Конфискация имущества: родители, которые не примут крещение своих детей в течение двадцати четырех часов и проследят за тем, чтобы они регулярно посещали катехизис и школы, подлежат штрафам и таким суммам, которые могут составить вместе взятые; даже к более суровым наказаниям. Акушерки, врачи, хирурги, аптекари, домашняя прислуга, родственники, не сообщающие приходским священникам о рождении или заболевании, подлежат штрафу. Лица, которые должны отправлять больных на галеры или пожизненное заключение, в зависимости от пола; конфискация имущества. Больные, которые откажутся от таинств, если выздоровеют, будут изгнаны на всю жизнь; если они умрут, их будут тащить за препятствие. Браки в пустыне незаконны; дети, рожденные от них, неспособны наследовать. Несовершеннолетние, родители которых являются иностранцами, могут вступать в брак без их разрешения; но родители, чьи дети находятся на чужой земле, не должны соглашаться на их брак под страхом галер для мужчин и изгнания для женщин. Наконец, половина всех штрафов и конфискаций будет использована на обеспечение пропитанием новообращенных. [3]
Закон равнялся и даже превосходил в некоторых мерах самые суровые провозглашения Людовика XIV. Однако времена изменились. Указы Людовика XIV против протестантов были встречены большей частью страны с энтузиазмом. Но духовенство не добивалось указа 1724 года; это была «работа амбициозного человека [Трессана], поддержанного некоторыми фанатиками». Судьи также не проявили такого энтузиазма, как общественность, в применении указа. [4]
Серьезная дискриминация имела место только там, где местные власти были строги и лояльны к указу. В основном это произошло на юге Франции, особенно в епархиях Нима и Юзе , а также в Дофине . [5] Среди протестантских проповедников и/или лидеров, действовавших в этот период во Франции, были Антуан Корт , [6] [7] Поль Рабо , [8] Александр Рэмси и Роджер. [9] Они часто жили кочевниками в дикой местности, чтобы избежать плена.
По оценкам историков, число мужчин и женщин, заключенных в тюрьму или отправленных на галеры за религиозные преступления, за 40 лет после указа 1724 года составило почти две тысячи. [10] По данным Антуана Курта, за этот период были казнены восемь министров. [11] Это был гораздо более низкий показатель, чем во время позднего периода правления Людовика XIV. [12]
Тулон был центром, где отбывали наказание большинство мужчин, отправленных на галеры за религиозные преступления. [10]
Письма одного из ее заключенных и рассказы свидетелей, таких как Мари Дюран, рассказывают о мрачной и пустынной женской тюрьме Констанцской башни в Эг-Морт . [13] Благодаря усилиям принца Бово около дюжины содержавшихся там женщин были наконец освобождены в 1767 году. [14]
В течение десятилетий после 1724 года энтузиазм по поводу преследований протестантов продолжал угасать; после 1764 года они «пользовались практической терпимостью в течение четверти века, прежде чем закон обеспечил им юридическую терпимость» [15] По Версальскому эдикту 1787 г.
Источники
[ редактировать ]- Гизо, История Франции . Перевод с французского Роберта Блэка. Даты нет, но примечание издателя датировано 1876 годом; Нью-Йорк; Общество Клемскотта. том. 6 , с. 110ff.
- Эрнест Лавис, Histoire de France , перепечатано по изданиям 1900–1911 годов, Париж. 1969, Нью-Йорк; AMS Press, Inc. Том. VIII, часть 2.
- Джеймс Брек Перкинс, Франция при Людовике XV , т. я. 1897, Бостон; Хоутон Миффлин Ко.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перкинс, с. 65.
- ^ Лависс с. 84
- ^ В Гизо, с. 54.
- ^ Гизо, с. 55.
- ^ Лависс, с. 86.
- ^ Гизо, стр. 52–53, 56.
- ^ Перкинс, стр. 65–67.
- ^ Гизо, с. 56.
- ^ Перкинс, с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Перкинс, с. 74.
- ^ Перкинс, с. 72-3. Примечание 1. Список предоставлен Антуаном Куртом, «Французский патриот».
- ^ Перкинс, стр. 73–74; Источником большей части его данных о количестве заключенных является Кокерель.
- ^ Перкинс, стр. 75–78.
- ^ Перкинс, стр. 75–78. Что касается спасательных операций принца де Бово, он цитирует описание кавалера Буффлера из Кокереля. Он цитирует Кокереля « Histoire des églises du désert» в связи с гугенотами в целом, но не совсем ясно, содержит ли эта работа цитату Буффлера.
- ^ Перкинс, с. 78.