Джон Фрэншам
Джон Фрэншем (1730–1810) — английский вольнодумец , эксцентрик, наставник и писатель.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фрэншем был сыном Томаса и Исидоры Фрэншем, родившихся в начале 1730 года (крещенных 19 марта) в приходе Св. Георгия Колегейтского , Норвич , где его отец был пономарем или приходским клерком. Родственник позволил ему начать учиться в церкви. После этого он зарабатывал на жизнь; Джон Тейлор давал ему бесплатные инструкции, и он брал уроки у землемера У. Хемингуэя. Затем он написал для Маршалла, адвоката, но так и не попал в статью. один из клерков Маршалла, Джон Чемберс, впоследствии секретарь Норвича, доставил ему неприятности. Он познакомился с Джозефом Кловером , ветеринарным хирургом, который нанял его подковывать лошадей и научил его математике в обмен на помощь Фрэншема в классике.
В 1748 году он отправился на север, но вернулся почти нищим. После этого он работал с Дэниелом Райтом, вольнодумным ткачом-подмастерьем. Они сидели лицом друг к другу, чтобы продолжать беседу под грохот ткацких станков.
Репетитор
[ редактировать ]После смерти Райта, около 1750 года, Фрэншем посвятил себя преподаванию. В течение двух или трех лет он был наставником в семье Лемана, фермера из Хеллесдона , Норфолк. Затем он взял учеников в Норвиче по латыни, греческому, французскому языку и математике. Он преподавал всего два часа в день и имел время быть секретарем Сэмюэля Борна (1714–1796). Он стал членом общества философских экспериментов, основанного Питером Билби. Его репутация выросла как успешный преподаватель университетов; он набрал больше учеников и начал строить библиотеку.
В 1767 году он провел девять месяцев в Лондоне, сопровождая Джона Лидса, бывшего ученика, на экзамен по латыни в Хирургическом колледже . В Лондоне он встретил Сэмюэля Фута , который в своем «Дьяволе на двух палках» (1768) изобразил учителя и ученика в карикатурном виде как Джонни Макферсон и доктор Эмануэль Ласт. По возвращении в Норидж семья Чют, у которой был загородный дом в Южном Пикенхеме , разрешила ему (около 1771 года) ночевать в их доме в Норидже и пользоваться библиотекой. Он преподавал (около 1772 г.) в семье Сэмюэля Купера, доктора медицинских наук, в Брук-Холле , Норфолк, на условиях питания и проживания с субботы по понедельник. От этого обязательства он отказался, так как идти более шести миль туда и обратно было для него слишком тяжело.
Смерть молодого Чута оставила Фрэншема жить на картофеле. В течение почти трёх лет, примерно с 1780 года, он каждое воскресенье обедал с советником Купером, родственником священнослужителя, который познакомил его с Сэмюэлем Парром . Примерно с 1784 по 1794 год он жил у Томаса Робинсона, школьного учителя в церкви Святого Петра . Он оставил Робинсона жить у Джея, пекаря в Сент-Клементе. В 1805 году к нему обратилась за помощью дальняя родственница миссис Смит; он взял ее к себе экономкой, сняв комнату и чердак в Коллегате Сент-Джордж. Когда она ушла от него в 1806 году, он, по-видимому, около трех лет прожил со своей сестрой, которая овдовела; оставив ее, он в последний раз перебрался на чердак в Вязовом холме.
В 1807 или 1808 году он познакомился с Майклом Старком (ум. 1831), красильщиком из Нориджа, и стал наставником своих сыновей, младшим из которых был Джеймс Старк художник . В январе 1810 года он слег в постель, за ним тщательно ухаживали, но он отказался от медицинской помощи. Он умер 1 февраля 1810 года и был похоронен 4 февраля на кладбище Святого Георгия Колегейтского.
Работает
[ редактировать ]Фрэншема называли язычником и многобожником главным образом из-за его гимнов древним богам. Он аннотировал копию посмертных работ Томаса Чабба , очевидно, для переиздания в качестве носителя своих собственных идей. В своей рукописи «Метафизикорум Элемента» (начатой в 1748 году, написанной по образцу Спинозы ) он определяет Бога как «ens notdependents, quod etiam causa est omnium cæterorum existentium».
Он опубликовал:
- «Очерк эструма или энтузиазма Орфея», Норидж, 1760 г. (анонимный трактат о счастье, которое можно получить из благородного энтузиазма).
- «Два юбилейных выступления: в первом из них взрывается Старик, во втором узнается Новый Человек», Лондон, 1768 г. (анонимные сатиры, рецензия в Monthly Review , 1769, xl. 83, и идентифицированные как сатиры Фрэншэма на свидетельства его рукописей).
- «Робин Снап, британский патриотический перевозчик», 1769–70 (грошовая сатирическая гравюра, опубликованная в Норидже; 26 номеров, первый в субботу, 4 ноября 1769 г., затем регулярно по вторникам с 14 ноября 1769 г. по 30 января 1770 г., и снова 13 февраля – 24 апреля, а также 15 и 29 мая 1770 г.; все, за небольшим исключением, написаны Фрэншэмом; в его собственном экземпляре есть напечатанный титульный лист «Устроение Робина Снапа» и т. д.; местное название дракона, носившегося по улицам Нориджа в день гильдии.)
Наследие
[ редактировать ]Он оставил деньги своей сестре; его книги и рукописи остались Эдварду Ригби , а некоторые из них перешли во владение Уильяма Старка. Уильям Сэйнт, его ученик и биограф, получил его математические книги и рукописи.
Рукописи Фрэншема составили шесть томов ин-кварто. Пять из них описаны Сэйнтом; они содержат несколько аллегорических рисунков. Они носят общее название «Классические памятные вещи: или Философский урожай древних и современных институтов». В первом томе находится (№ 2) первоначальный проект его «Эструма» и (№ 5) «Кодекс Аристопии, или Схема совершенного правительства», самого известного из его сочинений. Он защищает (с. 175) десятичную систему чеканки и мер. Второй том, «Краткий обзор классической философии», воплощает в себе его «Очерк о страхе смерти», выражающий надежду на будущее и более совершенное состояние бытия, тему, о которой он написал на девятнадцатом году жизни. В конце третьего тома находится его «Antiqua Religio», включающая его гимны Юпитеру, Минерве, Венере, Геркулесу и другим. Четвертый том включает черновик его «Юбилейных бесед» и других книг того же направления. Пятый том содержит тридцать номеров Робина Снапа, некоторые из которых были обработаны в опубликованном периодическом издании. Шестой том, «Практические памятные вещи», содержит сборник всех предметов, которые он преподавал.
Транскрипции гимнов Фрэнсэма языческим богам можно найти в Интернете здесь . Гимны считаются первым явно неоязыческим текстом в английской истории.
Ссылки
[ редактировать ]- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : « Фрэншам, Джон ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.