Жертва (роман)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2015 г. ) |
Автор | Сол Беллоу |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Авангард Пресс 1947 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
«Жертва» — роман Сола Беллоу, опубликованный в 1947 году.
Как и в большинстве произведений Беллоу, главный герой — еврей раннего среднего возраста. Левенталь живет в Нью-Йорке . Пока его жена уехала по семейным делам, Левенталя преследует старый знакомый, который несправедливо утверждает, что Левенталь был причиной его несчастья. История исследует развитие отношений между мужчинами, в то время как Левенталь пытается справиться с собственными семейными проблемами.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Жена Асы Левенталя Мэри уехала из города на несколько недель, чтобы помочь своей пожилой матери переехать из Балтимора в свой старый семейный дом на юге. Пока ее нет, Левенталю приходится брать на себя множество задач по уходу за собой, которые обычно за него выполняла бы его жена. Действие истории начинается, когда Левенталь работает редактором и получает отчаянный телефонный звонок от невестки. Она сообщает ему, что его племянник ужасно болен и что она отчаянно нуждается в его помощи. В ходе их разговора мы узнаем, что брат Асы Макс — нерадивый муж и отец, практически бросивший жену и двух сыновей ради странствующих заработков в Техасе . Его семья существует на деньги, которые он им посылает.
По пути в квартиру брата Левенталь размышляет о том, как досадно, что его отвлекают на работе, и о позорном обращении, которое Макс причиняет своей молодой семье. Но эти размышления быстро приобретают тон самообвинения, поскольку Левенталь кратко признается себе, что позволил своим обязательствам перед этой большой семьей непростительно истечь. На протяжении всего романа Левенталь заигрывает с возможностью расширить сферу своей ответственности, включив в нее других людей, кроме себя и своей жены. Однако обычно он находит способ сохранить свой положительный имидж о себе и уклониться от ответственности за других.
Эта тема расширяется однажды вечером, когда Левенталь, прогуливаясь по парку, внезапно сталкивается с человеком, лицо которого он не может сразу определить. Постепенно, посредством разговоров и уловок, незнакомец оказывается старым знакомым по имени Кирби Олби. Левенталь сначала относится к Олби, который смотрит на свою удачу свысока, со смесью тревоги и жалости, но быстро настороживается, поскольку поток ложной вежливости Олби пронизан антисемитизмом, и выясняется, что Олби возлагает на Левенталя ответственность за его потеряв работу в какой-то момент в прошлом.
Пока они стоят там, Левенталь пытается вспомнить подробности их знакомства. Он вспоминает упоминания Олби о вечеринке, на которой Олби разозлил Левенталя антисемитскими высказываниями, а также о том, что, когда он сам искал работу, он прошел провальное собеседование со старым боссом Олби. Но Олби явно стал «чудаком» и пьяницей, и Левенталь поначалу категорически отвергает обвинения Олби в том, что из-за катастрофического интервью Левенталь лишил его работы. Олби утверждает, что гневное поведение Левенталя на интервью было преднамеренной провокацией, расплатой за антисемитские высказывания Олби на вечеринке, направленные в адрес близкого друга Левенталя, Дэна Харкави, который, тем не менее, связался с Олби, чтобы помочь обеспечить катастрофическое для Левенталя интервью.
Олби противостоит Левенталю еще несколько раз в течение следующих недель, и выясняется, что в последние годы Олби вел жизнь, полную разгула и бедности. Потеря работы, последующее решение жены бросить его и ее окончательная смерть в автокатастрофе оставили его без средств. Левенталь обдумывает свое гневное поведение во время интервью и начинает, несмотря на то, что Олби преследует его и шпионит за ним и в конце концов поздно ночью появляется на пороге его дома, брать на себя некоторую степень ответственности. Он вступает в болезненный самоанализ относительно своей позиции по отношению к другим и интерпретации их поведения. Мы узнаем, что мать Левенталя была помещена в лечебницу из-за психического заболевания, что «нервы» Левенталя расшатаны, и, таким образом, несмотря на тревожное поведение Олби, читатель принимает сомнения Левенталя относительно его собственных оценок мотивов людей.
С его борьбой с Олби переплетаются непростые отношения Левенталя с семьей его брата Макса. После своего первого визита в их скромную квартирку Левенталь убежден, что Макс бессовестно пренебрегал своей молодой женой и детьми, и решает высказать Максу свое мнение. Левенталь убеждает невестку разрешить госпитализировать ее сына для лечения. Когда мальчику становится хуже, Макс возвращается в город как раз в момент смерти сына.
Беллоу использует двойные события: смерть племянника Левенталя и резкий конфликт с Олби, чтобы изобразить период самоанализа и роста в жизни главного героя. Хотя его конфликты с Олби почти заканчиваются катастрофой, он расстается со своим братом в хороших отношениях, и в последней главе мы узнаем, что его повысили по службе, он выглядит моложе, несмотря на седину, и собирается стать отцом.
Конец описывает случайную встречу Левенталя и его старого мучителя Олби — обоих людей раннего среднего возраста, в театре, незадолго до финального акта. На первый взгляд судьба Олби изменилась: он встречается с голливудской актрисой и богато одет. Левенталь встревожен, когда Олби приветствует его, но Олби близок к тому, чтобы извиниться за свою прошлую агрессию, говоря, что теперь он понял, что «мир был создан не специально для меня» и что он пришел к соглашению с «кто бы ни вел дела». . Но поскольку Олби в прошлом повредил своей вере в то, что «евреи» управляют всем, Левенталь на прощанье сказал ему: «Подожди, а как ты думаешь, кто всем управляет?» Примечательно, что мы расстаемся с Левенталем и его женой, находящейся на девятом месяце беременности, в темноте, когда невидимый «проводник» проводит их к местам.