Jump to content

Стокгольм во времена Шведской империи

Одним из лучших сохранившихся примеров амбиций той эпохи, несомненно, является собственный дворец Акселя Оксеншерны, построенный в 1653 году по проекту Жана де ла Валле (1620–1696).

Стокгольм во времена Шведской империи (1611–1718) — это период в истории Стокгольма , когда город вырос в шесть раз, были построены многие из его нынешних улиц, а его экономика процветала.

Рождение столицы

[ редактировать ]
Корабль Васа дает представление об эпохе.

В шведской истории первая половина 17 века была периодом пробуждения. Как ведущая европейская держава, роль, которую страна должна была навязать себе после Тридцатилетней войны (1618–1648), требовала, чтобы столица была заново обставлена ​​достойным архитектурным зданием - нация была полна решимости никогда не повторять конфуз, пережитый после смерть Густава II Адольфа (1594–1632), когда город, еще средневековый по своему характеру, вызвал колебания относительно того, приглашать ли иностранных государственных деятелей из-за опасений плачевного вида может подорвать авторитет страны.

Таким образом, в ту эпоху в Стокгольме было много амбициозных городских планов, из которых до сих пор сохранились планы хребтов, окружающих сегодняшний старый город. Эти планы были не только центральными элементами общенационального процесса, но и частью международной тенденции. В соответствии с меркантилизмом той эпохи, в отличие от либерализма грядущего , экономика жестко направлялась сверху вниз. Для этой цели города имели решающее значение, поскольку торговля и промышленность были сосредоточены в городах, где их было легче контролировать, что объясняет энтузиазм 17-го века по отношению к урбанизации, мало чем отличающийся от энтузиазма середины 20-го века. Кроме того, многочисленные военные конфликты, в которых участвовали развивающиеся национальные государства , сделали города стратегически важными, и по всей Швеции и ее недавно завоеванных землях вокруг Балтики было основано множество новых городов - городов, имеющих строгий геометрический дизайн эпохи барокко . [ 1 ]

В этом контексте Стокгольм имел центральное значение. В письме 1636 года канцлер Аксель Оксеншерна (1583–1654), главный архитектор шведского центрального правительства, писал, что развитие шведской столицы было предпосылкой для «власти и силы» нации ( rijksens machtt och styrke ); что следует приложить все усилия для того, чтобы «Стокгольм возник и стал заселен» ( Stockholm kommer opp och den bliffver populerat ); и что это «наверняка поставит на ноги все остальные города» ( Sedan skall väll Stockholm Bringa dee andre på behnen ). Усиление государственного вмешательства на городском уровне не было уникальным явлением для Швеции в то время, но в случае Стокгольма оно, вероятно, было более заметным, чем где-либо еще в Европе. [ 1 ]

Стокгольм представлен как столица, достойная могущественной нации.
Гравюра из книги Эрика Дальберга «Suecia Antiqua et Hodierna» , около 1690 года.

Шведские претензии и быстрый рост в это время можно проиллюстрировать двумя цитатами, разделенными во времени полувеком; один от временного посетителя, другой от известного шведского пропагандиста:

...потому что все постройки имеют плоские крыши, покрытые берестой и зеленым дерном, как крестьянские избы в России. Крыши служат пастбищами, а на некоторых пасутся козы, которые время от времени перепрыгивают через улицу из одного здания в другое, а потом обратно.

Антонис Гетеерис, голландский дипломат, 1616–17. [ 2 ]

Помимо вышеупомянутых монументальных зданий, повсюду в Стокгольме можно увидеть красивые и превосходные здания, почти все украшенные резным камнем, и город, и его пригороды предлагают еще большее великолепие, как и почти все улицы, особенно в пригородах. , при королеве Кристине, выровнен в прямые линии, что придает городу такой вид, что он теперь начинает конкурировать с самыми выдающимися городами мира.

Эрик Дальберг , ок. 1660–1680. [ 2 ]

Административные реформы

[ редактировать ]

С этой целью реформа 1636 года заменила средневековый городской совет четырьмя комитетами ( kollegier ), каждый из которых имел магистрата ( borgmästare ) и трех олдерменов ( rådmän ), ответственных за правосудие, торговлю, администрацию и строительство соответственно. Эта реформа, скорее всего, была вызвана созданием в 1634 году Управления губернатора Стокгольма ( Överståthållarämbetet ), офиса, призванного стать инструментом правительства в Стокгольме и, очевидно, задуманного самим Акселем Оксеншерной. Первым губернатором, который был назначен, был Клаас Флеминг (1592–1644, занимал должность 1634–1644). Поскольку управление городом было занятием в свободное время помимо обычной деловой деятельности, назначение в совет ранее основывалось на опыте торговли. Правительство, желая сделать муниципальное управление более эффективным, вместо этого стремилось продвигать по службе людей с теоретическим образованием. Двумя из них были Андерс Торстенссон , человек, оказавший глубокое влияние на развитие, и Никодим Тессин Старший. , первый городской архитектор. Кроме того, для повышения качества строительства были ужесточены условия приема в цех каменщиков, члены которого в то время были фактическими архитекторами. [ 1 ]

Планы города

[ редактировать ]
Корабельный мостик .

Сосредоточив внимание на горных хребтах, окружающих город, Стокгольм, таким образом, увидел свой первый современный план города, все еще различимый на современных картах. Тогдашний пригородный район Норрмальм , расположенный к северу от Стадсхольмена, в 1602 году был выделен в отдельный город со своим собственным магистратом. Это фактически сделало невозможным реализацию любого нового городского плана, поскольку жители там отказывались согласиться на снос своих домов. Эта проблема была решена в 1635 году, когда Нормальм был воссоединен со Стокгольмом, что, вероятно, было необходимым шагом для запланированных правил и еще одним признаком того, что все развитие зависело от правительства, а не от самого города. [ 1 ]

Процесс был инициирован пожаром на пивоварне в нижней части Кокбринкена 1 сентября 1625 года. Ветер подхватил пламя и разрушил большинство зданий в юго-западной части острова — судьба разделила многие выдающиеся здания. на протяжении всей шведской истории, в отличие от последовавшего за этим беспрецедентного и предприимчивого духа. Никакие сохранившиеся документы не говорят, кто какое решение принял, но несомненно, что правительство хотело увидеть капитальный ремонт, и в письме, связанном с пожаром в следующем году, король упоминает планы, заказанные им самим ( afritningh och scampelun, vi nådigst hafve göra Лотидт ). Тем не менее, это привело к первому регулированию Стадсхольмена. К западу от Вестерлонггатана были созданы две новые на бульвары улицы, похожие , — Стора Нюгатан и Лилла Нюгатан , — а вдоль восточной набережной средневековая стена была заменена рядом престижных дворцов — Шеппсброн . [ 3 ]

На Мальмарне , окружающих хребтах, первым пригородом, который привлек внимание Оксеншерны, была западная часть Нормальма . План города района, скорее всего, разработанный Андерсом Торстенссоном в начале 1637 года, включает несколько до сих пор сохранившихся построек, в том числе Stoore Konnungz gatun («Большая Королевская улица», сегодняшний Дроттнинггатан ) и Mönstre Platz («??», сегодняшний Хёторгет ). Второй разрушительный пожар в 1640 году в восточной части Нормальма послужил поводом для принятия городского плана для этого района, и в то же время сельская местность к востоку от Норрмальма ( Ladugårdslandet , сегодняшний Эстермальм ) была передана в дар городу. Вскоре Торстенссон представил единый план для всех трех северных пригородов, реализованный спустя много времени после его смерти лишь с небольшими изменениями. Одной из проблем, с которой ему не удалось справиться, был огромный хребет Брункебергсесен, разделяющий две части Нормальма, а несоответствия между несоединенными улицами с обеих сторон можно увидеть на современных картах города. [ 4 ]

Крутой северный берег Сёдермальма , острова к югу от города, представлял непреодолимые проблемы. Карта начала 1640-х годов, показывающая амбициозные планы северных пригородов, по-прежнему представляет собой стихийное скопление извилистых улиц, сходящихся к южным городским воротам, но с перечеркнутыми предполагаемыми магистралями. Контур главной улицы, протянувшейся через остров с севера на юг (соответствующей сегодняшнему Гётгатану ), уже существовал, и его предлагается выпрямить на карте. Совершенно новым предложением стала вторая улица-артерия, перпендикулярная первой и идущая на запад через остров (сегодняшний Хорнсгатан ). На другой карте, вероятно, созданной несколько лет спустя, к кварталам, параллельным этим двум широким улицам, добавлены места для двух церквей ( Кирка Марии Магдалины и Кирка Катарины ) и их кладбищ. Однако в 1641 году канцелярия губернатора приказала снести старые постройки на Сёдермальме. Проект начался в следующем году и был реализован в основном в соответствии с первоначальными планами настолько тщательно, что на острове практически не сохранилось средневековых построек. [ 5 ]

Наконец, остров Кунгсхольмен к востоку от современного Сент-Эриксгатана также был включен в состав города путем пожертвования в 1644 году с условием, что улицы и здания на острове должны соответствовать существующему плану района. Как и на Сёдермальме, разнообразный рельеф на Кунгсхольмене сделал невозможным реализацию плана города с прямыми улицами, но к этому времени относятся несколько из все еще существующих улиц-магистралей, в том числе Флеминггатан , Кунгсхольмсгатан и Хантверкаргатан . [ 6 ]

Население

[ редактировать ]

Население выросло с менее чем 10 000 в начале 17 века до более чем 50 000 в середине 1670-х годов. Доходы города выросли с 18 595 далеров в 1635–36 гг. до 81 480 далеров в 1644 г. В 1642 г. около 60% этой суммы было потрачено на строительные работы. [ 1 ]

До эпохи Империи в Швеции (включая Финляндию) было около 40 городов, что соответствовало примерно 4 процентам от общей численности населения. Во время правления Эрика XIV и Иоанна III в двух третях этих городов проживало менее 500 жителей, их число немного увеличилось ко времени Карла IX , но все еще оставалась лишь четверть городов с населением, превышающим 1000 человек. При Оксеншерне число городов удвоилось и составило примерно 85, не считая городов, включенных в состав Шведской империи в результате непрерывных войн. Это было достигнуто за счет внедрения иерархии, в которой проводилось различие между городами, имеющими и не имеющими разрешения на импорт и экспорт. [ 7 ]

Торговля

[ редактировать ]
Ботнический залив был важнейшей торговой зоной Стокгольма.

Хотя Стокгольм был очевидным лучшим выбором для судоходной торговли на озере Меларен и экспорта металлов из Бергслагена , он был далеко не единственной альтернативой. До смерти Карла, герцога Седерманланда (король 1604–1611 гг.), примерно четверть национального экспорта проходила через Седертелье , но через несколько лет после смерти Карла он был лишен экспортных привилегий. Второй альтернативой был Евле , расположенный к северу от Стокгольма, намного ближе к важным рудникам в Даларне , через которые проходило примерно десять процентов экспортируемой меди и железа, прежде чем Оксеншерна в 1636 году помешала иностранным судам плыть к северу от Стокгольма и Або , что фактически вынудило всех экспорт пройдет через столицу Швеции. Это ознаменовало завершение так называемого « Ботнического торгового принуждения » ( Bottniska Handelstvånget ), которое заставило всю торговлю проходить через Стокгольм или, в меньшей степени, Або. Большинству шведских городов была предоставлена ​​торговая монополия на ограниченной территории вокруг них, но для Стокгольма большая часть земель, окружающих Ботнический залив входил в состав торговой территории города. Однако предоставленная государством монополия была не единственным преимуществом Стокгольма в то время. Это была одна из лучших естественных гаваней той эпохи, и на протяжении 17 века бесчисленные иностранные посетители восхищались видом больших кораблей «с 60 или 70 пушками», пришвартованных вдоль восточной набережной рядом с королевским замком. [ 8 ]

Стокгольм полностью зависел от транзита, проходящего через город. Эта зависимость от поступающего топлива и продуктов питания отличала его от других шведских городов, где бюргеры были не только ремесленниками и торговцами, но также крестьянами и рыбаками, что делало эти города самоокупаемыми. Напротив, в 1627 году в Стокгольме было 327 лошадей, 738 коров и 1383 свиньи, тогда как, например, в Уппсале, население которой составляло около десятой части населения Стокгольма, было такое же количество лошадей и коров, но больше свиней. [ 9 ]

Расходные материалы

[ редактировать ]

Из товаров, ввезенных в Стокгольм, примерно три четверти шло на экспорт, а оставшаяся четверть потреблялась внутри города. В 1622 году из-за платного забора все предметы потребления, доставленные в город, проходили через одну из шести таможенных станций. Половина этих товаров, в основном рыбная продукция, была доставлена ​​из Балтийского моря, а кукуруза поступала из района озера Меларен, время от времени вывозясь за пределы города, достигнув пика в 100 000 баррелей в 1648 году. капитал не мог поддерживаться только за счет региона озера Меларен, и поэтому он стал зависеть от кукурузы, импортируемой из шведских прибалтийских провинций. Что касается мяса, то весь регион зависел от волов, доставленных в основном из западных частей Смоланда на юге Швеции, и в начале 17 века 8–9 000 волов ежегодно приходилось совершать трехнедельный переход через всю страну. В городских ограничениях подробно расписано, как, где и кем можно продавать и покупать товары. В какой степени властям действительно удалось контролировать торговлю, остается неясным. Несмотря на детальное регулирование, количество напоминаний гражданам о них дает представление о том, насколько им подчинялись. [ 9 ]

Транзитная торговля

[ редактировать ]
Доля Стокгольма в иностранных
торговля 1590–1685 (%) [ 10 ]
Год Импорт Экспорт
1590 64.1 61.3
1615 53.6 80.1
1637–40 67.4 63.5
1661–62 76.2 69.3
1685 77.5 70.6
Экспорт железа
(Тысячи
корабельных фунтов [ 11 ]
в год [ 12 ] )
1560 22
1569 25
1600 29
1640–50 80
1651–60 109
1661–66 142
1677–79 150
1681–85 152
1686–90 165
1691–95 180
1707–10 172
1712–14 162
1716–20 134

То, что сделало Стокгольм важным торговым городом на Балтийском море , несомненно, было транзитом товаров из Швеции в континентальную Европу. В 16 веке Швеция играла пассивную роль в международной торговле; Немецкие купцы и корабли управляли экспортом шведских сырьевых продуктов, таких как осмондовое железо , медь-сырец и масло. Этот экспорт в основном рассматривался как средство обеспечения импорта товаров, недоступных в Швеции, таких как соль, вино и предметы роскоши, которых требовал суд. [ 9 ]

С введением торговой доктрины около 1620 года торговля стала краеугольным камнем государственного дохода, и впоследствии шведская экономика сосредоточилась на экспорте не сырья, а продуктов переработки. На протяжении всего периода (ок. 1590–1685) доля Стокгольма в национальной экономике оставалась стабильной на уровне около двух третей. Однако в течение первой половины этого периода годовое производство было ограничено 3–4 тысячами тонн, что в пересчете на прутковый чугун примерно эквивалентно вместимости одного современного грузового судна . За первую половину 17 века экспорт вырос в четыре раза, а импорт — в пять. [ 9 ]

В 17 веке текстильная промышленность получила развитие благодаря созданию текстильных мануфактур Paulinska manufakturerna (активна в 1673–1776 гг.) и мануфактуры Barnängens (активна в 1691–1826 гг.), которые стали двумя крупнейшими источниками занятости в шведской столице. на протяжении всего XVIII века. [ 13 ]

Среди получателей было оспорено доминирующее положение Ганзейского союза ; сначала Нидерландами, которые к середине 17 века получали 50 процентов шведского экспорта, а затем Англией, которая в 1720-х годах получала 60 процентов экспорта и, таким образом, была самым важным торговым партнером как для Стокгольма, так и для Швеции. В отличие от торговли потребительскими товарами, транзитная торговля осуществлялась на большие расстояния, товары были более дорогими, и в ней было задействовано больше посредников. [ 9 ]

Иностранным судам, приземлившимся в шведских портах, обычно в Стокгольме, было запрещено следовать в другой шведский порт и оставаться там более шести недель. Однако иностранные купцы знали, как использовать шведские манекены, чтобы обойти эти ограничения, и когда в начале 17 века число шведских купцов увеличилось, это, вероятно, отражает то, как торговцы приспособились к двойной таможне, налагаемой на иностранцев. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Холл, стр. 53–58.
  2. ^ Jump up to: а б Нильссон, с. 78.
  3. ^ Холл, стр. 60–63.
  4. ^ Холл, стр. 63–70,
  5. ^ Холл, стр. 70–74.
  6. ^ Холл, стр. 74–75.
  7. ^ Нильссон, с. 84
  8. ^ Нильссон, стр. 86–88
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Нильссон, стр. 89–100
  10. ^ Нильссон, стр. 97. (Таблица, слегка сокращенный относительный источник, не включает Финляндию (3,4% / 2,6% в 1685 г.).)
  11. ^ 1 корабельный фунт = 374 фунта. = 171 кг
  12. ^ Нильссон, с. 98
  13. ^ Дю Риц, Анита, Женское предпринимательство: до 400 лет, 1-е изд., Диалогос, Стокгольм, 2013 г.
  • Дальбек, Йоран; Сандберг, Роберт (2002). Нильссон, Ларс (ред.). Город на воде 1 . Стокгольм: Издательство «Стокгольмия». ISBN  91-7031-122-6 . (Дальбек, стр. 17–72, Сандберг, стр. 75–184)
  • Холл, Томас (1999). Столица в трансформации: планирование и расширение Стокгольма за 700 лет (на шведском языке). Стокгольм: Издательство Sveriges Radios . ISBN  91-522-1810-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5fc4992119175fd7d3cfccc0b4c3e5f__1709805360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/5f/d5fc4992119175fd7d3cfccc0b4c3e5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stockholm during the Swedish Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)