Jump to content

Бальный дом

Координаты : 59 ° 19'33 "N 18 ° 04'20" E  /  59,32583 ° N 18,07222 ° E  / 59,32583; 18.07222
Больхусет в Слотсбакене в Стокгольме , 1780-е годы. Справа налево: Стокгольмский дворец , Сторкиркан , театр Больхусет и дворец Тессин (рисунок Мартина Рудольфа Хеланда )
Больхусет слева от королевского дворца Тре Кронор в 1650 году. Автор Вольфганг Хартманн .

Bollhuset , также называемый в разное время Stora Bollhuset (Большой Бальный Дом), Bollhusteatern (Театр Бального Дома) и Gamla Bollhuset (Старый Бальный Дом), был названием первого театра в Стокгольме , Швеция; это был первый шведский театр и первое настоящее театральное здание во всей Скандинавии . Он был построен в 1627 году для занятий спортом с мячом и использовался таким образом в течение сорока лет. Однако название Лейонкулан на самом деле было названием другого здания, которое также использовалось тем же театром в 17 веке.

Больхусет стал ареной целого ряда важнейших событий в истории театра города и в истории шведского театра. Между 1667 и 1792 годами он использовался как театр, пока не был снесен в 1793 году; между 1737 и 1754 годами здесь располагался первый национальный театр; в 1773–1782 годах Шведская королевская опера (а значит, и Шведский королевский балет здесь располагалась ); в 1783–1792 здесь размещался французский театр Стокгольма; в 1787 г. в здании вновь был основан второй национальный театр; а с 1788 по 1792 год здесь располагался Королевский драматический театр .

Здание располагалось на Слотсбакен рядом с королевским дворцом Тре Кронор . Его описывали как большое, но простое прямоугольное здание из белого кирпича с вальмовой крышей .

Больхусет был построен короной для королевского двора в 1627 году как дом для занятий спортом с мячом, особенно jeu de paume ( настоящий теннис ), который был в то время очень модным видом спорта среди европейской аристократии и использовался в основном членами королевского двора. С 1648 года, когда был построен дополнительный бальный дом, Больхусет назывался Stora Bollhuset (Большой бальный дом) или Gamla Bollhuset (Старый бальный дом), а новый бальный дом назывался Lilla Bollhuset (Маленький бальный дом) или Нья Боллхусет ( Новый Бальный Дом). [1] В 1663–1679 годах он принадлежал Шарлю Бойту (отцу художника Шарля Буа ), а затем его вдове, пока в 1699 году он снова не перешел во владение короны, когда он был передан французскому придворному театру. [2]

Театр 17 века

[ редактировать ]

С неизвестной даты в 17 веке Больхусет время от времени использовался иностранными передвижными театральными труппами, которые выступали в Швеции, где еще не было местного профессионального театра. [3] Поскольку бальный дом обычно проектировался как зрительская галерея вокруг арены, его часто использовали передвижные театральные труппы в Европе 17 века. [4] Поскольку оба бальных дома, Stora Bollhuset и Lilla Bollhuset в Стокгольме, использовались театральными труппами в один и тот же период, трудно установить, какое именно здание использовалось той или иной труппой и в каком случае, и существует некоторая путаница в отношении театральной деятельности в этот период. первый период. Это еще больше сбивает с толку, поскольку третье здание, Лейонкулан , в тот же период также использовалось труппами передвижных театров. Что известно, так это то, что подтверждено, что Лилла Боллхусет использовалась как театр между 1662 и 1686 годами, а Лейонкулан - между 1667 и 1689 годами, а первое подтвержденное представление публичного театра состоялось в Стора Боллхусет 29 октября 1684 года. [5]

В 17 веке Стокгольм часто посещали иностранные передвижные театральные труппы, особенно из Германии и Нидерландов. В 1648-1649 годах в городе выступала английская труппа Джориса Джоллифута. Немецкая театральная труппа Кристиана Теуна л. Тум (или Таумб) выступали в городе с 1628 по 1655 год, однако неизвестно, выступали ли они когда-либо в Больхусете .

Иностранные актеры в Больхусете действительно играли для публики, но, поскольку большинство людей не понимало иностранных языков, он оставался в основном театром для королевского двора и элиты. Ярким примером этого является то, что иностранная труппа, которая, по-видимому, пользовалась наибольшей популярностью среди публики, немецкая труппа 1730-х годов, была труппой с демонстрируемой акробатикой , фейерверками , канатоходством и пантомимой и, следовательно, с их более наглядной манерой. актерского мастерства было легче понять тем, кто не понимал языка, на котором говорят.

В 1686 году в Лейонкулане был открыт первый театр на шведском языке, непрофессиональный студенческий театр Dän Swänska Theatren , а когда Лейонкулан был снесен в 1689 году, он был перенесен в Больхусет, где выступал до тех пор, пока не был распущен в 1691 году. [6] После этого Больхусет снова использовался иностранными театральными труппами параллельно с Лиллой Болхусет.

В 1699 году Больхусет снова перешел во владение короны и навсегда был преобразован в театр для использования французским придворным театром. [7] Французский театр использовал его до 1706 года, когда театр был закрыт из-за Великой Северной войны . После мира 1721 года его снова использовали иностранные театральные труппы.

Первый национальный театр; Королевская шведская сцена

[ редактировать ]

В эпоху Свободы в Больхусете должен был быть основан первый национальный театр, который тогда официально назывался Kungliga Svenska Skådeplatsen (Королевская шведская сцена). В 1720-1730-х годах в Стокгольме был велик интерес к любительскому театру и среди аристократии выступало множество временных любительских трупп, самая известная из которых - « графа Де ла Гарди Комедианты », созданные знатной молодежью. После любительского спектакля «Тобиас» пары студентов-идеалистов на дне рождения шведского короля Фридриха I в 1737 году, в период, когда здание пустовало после ухода последней иностранной труппы, общественность захотела создать театр на своем родном языке. Это было предоставлено риксдагом , который поощрял создание первой отечественной актерской труппы. Одним из аргументов, поднятых в парламенте, была высокая стоимость дорогостоящих иностранных трупп. Первая шведская комедия, представленная на публичной сцене, «Den Svenska Sprätthöken » была поставлена ​​в октябре 1737 года с Йоханом Пальмбергом и Беатой Сабиной Страас в главных ролях, а в 1740-х годах пьесы в Больхусет исполнялся местными актерами на родном языке, что впервые сделало его доступным для публики. На тот момент в театре было восемьсот мест. увидела театр , оперу и балет Швеция теперь впервые королевой-регентшей в исполнении местных артистов на родном языке. Он был временно закрыт шведской Ульрикой Элеонорой в 1738 году из-за сопротивления духовенства, но вскоре вновь открылся.

Театр сначала находился под властью государства; его первая пьеса была политической. Это продолжалось недолго и с 1740 года им управляла сама труппа театра и всецело зависела от зрителей после потери государственной поддержки. Эта первая попытка создать родной шведский театр была прервана. Хотя шведский театр пользовался популярностью среди публики, аристократия, находившаяся под французским влиянием, проявила меньший энтузиазм. После сезона 1753–1754 годов шведский театр был изгнан из своих мест в Больхузете королевой Пруссии Луизой Ульрикой , которая вместо этого наняла французскую театральную труппу. Шведский отряд разделился на две части; одна, труппа Стенборга под руководством Петтера Стенборга , выступала в небольших домах, «гастролируя» по Стокгольму и Финляндии, а другая гастролировала по сельской местности под руководством Йохана Берггольца и Питера Линдаля. В период 1754–71 шведские пьесы ставились на городской сцене Боллхусета только два раза; Сиринкс (1761 г.) и Геркулес на лыжах (1762), труппой Стенборга, в пользу музыканта Петтера Лиллстрема, супруга шведской актрисы Элизабет Лиллстрём .

французская труппа Дю Лонделя За двором последовала , и они оставались в Больхюсете только зимой. Французская труппа принадлежала к высокому классу и ставила последние пьесы из Парижа, но, поскольку публика в целом не говорила по-французски, это доставляло удовольствие прежде всего высшим классам, хотя публика, похоже, наслаждалась визуальными эффектами. Здание также использовалось для общественных балов-маскарадов ; первый был организован уже в 1701 году французской труппой Розидора , а карнавал 1763 года на Больхусете привлек 600 гостей и принес прибыль в 6000 §.

Второй национальный театр и опера

[ редактировать ]
Луи Жан Депре : эскиз занавеса для театра в Больхусете, 1780-е годы, ( Национальный музей )

В 1771 году король Швеции Густав III уволил французскую театральную труппу , и шведские актеры во главе с Петтером Стенборгом тогда увидели свой шанс и попросили поставить пьесу на открытии парламента 1772 года. На открытии парламента в 1772 году Труппа Петтера Стенборга предстала перед королем Густавом III и всей публикой в ​​Больхусете после того, как французская труппа покинула ее, и после этого монарх решил основать оперу и театр на родном языке.

18 января 1773 года опера «Фетида и Феле» в исполнении Карла Стенборга и концертирующей певицы Элизабет Олин в главных ролях открыла Шведскую королевскую оперу , имевшую большой успех. Это была опера, а не театр, и попытки разыграть говорящую драму не имели большого успеха. К моменту открытия здание было отремонтировано; стены были выкрашены в серовато-желтый цвет, ложи — в красный, за исключением Королевской ложи, которая была выкрашена в синий и золотой цвета, а запечатывающее небо — в белый и золотой.

В 1781 году король, стремясь основать шведский театр, нанял группу французских актеров во главе с Жаком Мари Буте де Монвелем для обучения и выступлений с первым поколением новых шведоязычных актеров в Больхюсете. Опера была через год, в 1782 году, перенесена в новое здание Шведской королевской оперы и отделена от говорящих актеров, и это считается началом шведского театра. Французская труппа сначала выступала при дворе, но начала выступать перед публикой в ​​Больхусете в 1783 году; из-за отсутствия организованной театральной школы будущие шведские актеры стали учениками французской труппы, которая воспитала нескольких впоследствии известных шведских актеров Королевского драматического театра, таких как Ларс Йортсберг, Мария Франк и Инга Оберг, а в 1787 году была основана независимая шведская театральная труппа под руководством Фредрика Ристелла. Две труппы, французская и шведская, жили в одном здании, но выступали отдельно, управлялись независимо и считались двумя отдельными «театрами»: Французским театром и Шведским театром.

В 1788 году Фредрик Ристель бежал из страны, спасаясь от кредиторов, а актеры сформировали труппу и попросили защиты у короля; он стал формальным директором, передал театр под королевскую защиту, создав таким образом Королевский драматический театр . Шведским театром должны были управлять сами актеры путем голосования каждые четырнадцатый день под наблюдением Шведской королевской академии художеств ; по отчетам академии, это правило было весьма хаотичным, а голосование описывается как капризное и темпераментное; « Актеры-мужчины спорят друг с другом, одна из женщин голосует за, потому что другая проголосовала против, другие считают свои пуговицы и позволяют судьбе решать », а в 1803 году сами актеры попросили заменить систему режиссером.

В 1792 году Больхусет сочли слишком старым и ветхим, и в 1793 году его снесли; актеры переехали во дворец Макалёс (также называемый Арсеналом), где Королевский драматический театр должен был проживать до 1825 года, после чего он снова воссоединился с Оперой. В 1798–1842 театры и оперы Стокгольма были объединены королевской монополией.

Актеры и труппы театра Больхусет

[ редактировать ]

До 1689 года театр делил местность со сценой Лейонкулана .

Голландская труппа 1667–1674 гг.

[ редактировать ]

Эта труппа открыла Театр на сцене Лехонкулана пьесой Маньон «Оронт в сатире» в феврале 1667 года.

  • Саломон Фино
  • Ян Баптиста ван Форненберг (1624–1697) директор труппы.
  • Хелена Хойзен (1622–1680)
  • Дэниел Лодевикс
  • Анна Паркар-Бонефаес
  • Гертруйт Рейндорп-Бонефаес
  • Доротея ван Форненберг

Голландская труппа 1680–1684 гг.

[ редактировать ]

пьесу «Диса» в 1684 году, и, таким образом, с этого момента театр известен как нечто большее, чем придворный театр. Эта труппа представила публике

Шведская студенческая труппа из Уппсалы 1686–1691 гг.

[ редактировать ]

Эта труппа состояла из студентов-идеалистов, все мужчины. Он играл в Уппсале в 1682–86 годах. В 1689 году театр был окончательно перенесен в Больхусет.

Немецкий театр 1691–1697 гг.

[ редактировать ]
  • Мари Энн Обер, певица.
  • Жан Франсуа Бенар, танцор
  • Ж. Б. де Кру, музыкант.
  • Жилетт Бутельвье-Дюшемен
  • Жан Пьер Дюшемен (1674–1754)
  • Антуан Дюпре, музыкант.
  • Франсуаза Фаб-Пикар, танцовщица
  • Клод Фердинанд Гийеме дю Шене де Розидор (фл. 1660–1718), режиссер
  • Марианна Гийеме дю Шене Берж де Розидор
  • Робер Лемуан из Франции, музыкант
  • Анри де ла Мотт, музыкант
  • Луи Пикард, танцор
  • Жак Рено, музыкант
  • Мари Труш-дю Шене-де Розидор (ум. 1705)

Немецкая труппа 1721 г.

[ редактировать ]
  • Габриэль Мюллер

Французский оперный театр 1723–1727 гг.

[ редактировать ]
  • Жанна Перретт Рыцарь (1688–1774)
  • Шарль Ланглуа (впоследствии директор театра Болхус в 1737–39 и 1740–54)
  • Жан-Батист Ланде , танцор и режиссер [8]
  • Мадам Ланде, оперная певица и танцовщица, жена Жана-Батиста.
  • Бургуэн Ле Ромен

Немецкий театр 1731–1737 гг.

[ редактировать ]

Эта труппа описывается как использующая очень визуальный образ действий, с фейерверками, акробатикой, пантомимой и представлениями Арлекина.

  • Дж. К. Крейцер
  • Мартин Мюллер

Первый шведский национальный оперный театр 1737–1754 гг.

[ редактировать ]

Это была первая шведская труппа: она исполняла и оперу, и драму, и балет.

  • Мари Батист , певица
  • Анжелика Мадлен Сенас (род. 1757)
  • Гаспар Сенас, танцор
  • Тереза ​​Антуанетта Сенас
  • Франсуа Антуан Жозеф Руссо-Шатийон (1729–1802)
  • Барб Маргарита Анри-Кудюрье, комедийная актриса
  • Нинон Дюбуа ле Клерк , танцовщица
  • Жанна Дю Лондель , режиссер 1753–1756 гг.
  • г-н Компани-Деспьервьер
  • Мадам Дерош, певица
  • Жанна Луиза Дюлондель
  • Луи Дюлондель, режиссер 1756-71 гг., преподаватель танцев наследного принца.
  • Луи Галлодье (1733–1803) балетмейстер.
  • Маргарита Морель , танцовщица
  • Пьер-Клод Сенисселер-Солиньи
  • Элизабет Ле Клерк Солиньи , прима-балерина и балетмейстерша

Итальянская опера 1754–1757 гг.

[ редактировать ]

Это была оперная труппа, призванная дополнить труппу французского театра. В его состав вошли члены труппы Пьетро Минготти . Они также выступали на концертах в Риддархусете .

(Вторая) Шведская опера 1773–1782 гг.

[ редактировать ]

Это была оперная труппа, а не театральная труппа.

Французская труппа представляла собой отдельную и автономную труппу в здании под названием «Французский театр». Они приехали в Швецию в 1781 году и выступали в Дротнингхольме до 1783 года. Они выступали инструкторами у шведских актеров до Королевской академии драматического искусства основания . Их отправили домой после смерти короля Густава III .

Шведский драматический театр 1787–1793 гг.

[ редактировать ]

Первая местная труппа устной драмы в Больхусете с 1754 года. Актеры обучались у французской труппы и в 1787 году сформировали свой собственный театр под руководством Фредрика Ристелла. Когда в 1788 году он обанкротился, он сформировал Королевский драматический театр.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  2. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  3. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  4. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  5. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  6. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  7. ^ Дальберг, Гунилла, Комедианттеатерн и 1600-таллет Стокгольм, Комм. для Стокгольмсфорскнинга, Стокгольм, 1992 г.
  8. ^ «Добро пожаловать в Академию балета имени Вагановой!» . www.vaganova.ru . Архивировано из оригинала 17 января 2008 года . Проверено 13 января 2022 г.
  • Пьесы и политика в Швеции восемнадцатого века
  • Шведский справочник, издание 1947 года (на шведском языке)
  • Источники данных о задействованных актерах (на шведском языке)
  • Хенриксон, Альф, До Нюброплана: о Королевском драматическом театре, Викен, Хёганес, 1988 ISBN   91-7024-445-6 (на шведском языке)
  • [1] (на шведском языке)
  • [2] (на шведском языке)
  • [3] (на шведском языке)
  • [4] (на голландском языке)
  • [5] (на французском языке)
  • Быстрём, Трюггве, шведская комедия 1737–1754: исследование истории стокгольмского театра, Норштедт, Стокгольм, 1981 (на шведском языке)
  • Норденсван, Георг, шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Предыдущая часть, 1772-1842, Боннье, Стокгольм, 1917 г. ['Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Первая книга 1772–1842 гг.] (на шведском языке)
  • Андерссон, Ингвар (редактор), Густавиан: [1771-1810]: фильм-книга, [Новое издание], Wahlström & Widстранд, Стокгольм, 1979 (на шведском языке)
  • Ларс Лёфгрен: Шведский театр, природа и культура. Стокгольм 2003. ISBN   91-27-09672-6 . (на шведском языке)
  • Йонссон, Лейф и Иварсдоттер, Анна (редактор), Музыка в Швеции. 2, Фрихетстид и Густавианск, 1720–1810 гг., Фишер, Стокгольм, 1993 (Музыка в Швеции. Эпоха свободы и густавианская эпоха 1720–1810 гг.) (на шведском языке)
  • Форсер, Томас и Хид, Свен Оке (редактор), Новая история шведского театра. 1, Театр до 1800 года, Гидлунд, Хедемора, 2007 (Новая история шведского театра. Театр до 1800 года) (на шведском языке)
  • Йохан Флодмарк: Театры Стенборга: вклад в историю театра Стокгольма, Норштедт, Стокгольм, 1893 г. (на шведском языке)
  • HJ Huitfeldt: Christiania Theaterhistorie (История театра Христиании ) (на норвежском языке)

59 ° 19'33 "N 18 ° 04'20" E  /  59,32583 ° N 18,07222 ° E  / 59,32583; 18.07222

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8b1ca6604dd094259f31f3c305aa700__1703557860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/00/d8b1ca6604dd094259f31f3c305aa700.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bollhuset - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)