Jump to content

Элизабет Олин

Элизабет Олин
Элизабет Олин, 1780-е гг.
Рожденный
Элизабет Лиллстрем

Декабрь 1740 г. ( 1740-12 )
Умер 26 марта 1828 г. ( 1828-03-27 ) (87 лет)
Род занятий Оперный певец, композитор
Известный Называется первой примадонной в своей стране.
Супруг Я был Габриэлем
Дети Бетти, я был
Примечания

Элизабет Олин, урожденная Лиллстрём (декабрь 1740 — 26 марта 1828) — шведская оперная певица и композитор . Она исполнила главную женскую роль в инаугурационной постановке Шведской королевской оперы в 1773 году и считается первой шведской оперной примадонной . Она была первой женщиной, получившей звание Ховсонгерской (1773 г.), и первой женщиной, ставшей членом Шведской королевской музыкальной академии (1782 г.).

Элизабет Олин была дочерью музыканта Петтера Лиллстрема и актрисы и певицы Элизабет Лиллстрем . Оба ее родителя работали в оперном театре Больхусета , первой профессиональной национальной сцене Швеции, где ее отец был органистом театрального оркестра, а мать была одной из первых профессиональных актрис Швеции, примадонной театра и певицей. член совета директоров театра.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Элизабет Олин, которую тогда звали Бетти Лиллстрём, дебютировала в возрасте семи лет в Больхусете в 1747 году в партии Альфхильды в Сиринксе , названной первой шведской комической оперой . Она была популярным ребенком-актером, и ее называли ценным членом театра. После сезона 1754–1754 годов шведскоязычный оперный театр был распущен, когда королевские территории Больхусета были переданы французскому театру , которому отдавала предпочтение королева . Шведский театр распался на два передвижных театра, и Элизабет Олин с родителями присоединилась к труппе Стенборга . [ 1 ]

Уроки пения ей давал Петтер Стенборг , ведущий актер Стенборгской труппы, а уроки клавесин и теории музыки — Фердинанд Зеллбелл Младший , дирижер Королевского оркестра . Считается, что Элизабет Олин была профессиональной концертной певицей, по крайней мере, с конца 1750-х годов. Она была популярной певицей на концертах, которые регулярно проводились в Риддархусете в 1760-х годах, где ее самое раннее выступление, как отмечается, состоялось на концерте ее наставника Зеллбелла в 1761 году. Известное выступление было на концерте под руководством Франческо Уттини в 1769 году. , когда о ней описывали как об очень популярной концертной певице, которую ценила знать, часто выступавшая на частных концертах.

19 ноября 1769 года Йохан Габриэль Оксеншерна прокомментировал:

«Сегодня я посетил концерт Кавалера, названный так потому, что его исполняли исключительно любители музыки, а не кто-то из Королевского оркестра. Пела госпожа Олин. Я осмелюсь сказать, что ни у кого в Италии нет более сладкого голоса. Не уверен, стоит ли ее любить. за свою красоту или за свой божественный голос она одновременно получает любовь и восхищение». [ 2 ]

Элизабет Олин также была композитором. [ 3 ] В 1768 году она была одним из шведских композиторов, внесших свое сочинение в сборник «Густавиада». En hjältedikt i tolv sånger («Густавиада. Героическая поэма из двенадцати песен»), где она написала собственную песню для восьмой композиции. [ 3 ]

Элизабет Олин вышла замуж за чиновника Габриэля Олина (1728–1794) в 1760 году, от которого у нее было шестеро детей. Ее муж гордится ею и поддерживает ее карьеру. [ нужна ссылка ]

Карьера в Королевской опере

[ редактировать ]
Элизабет Олин

После роспуска франкоязычного театра Стокгольма в 1771 году новый монарх Швеции Густав III решил основать шведскоязычный театр и оперу. Труппа Стенборга , которая к тому времени представляла собой остатки бывшего оперного театра на шведском языке, распущенного в 1754 году и с тех пор являвшегося передвижным театром, была призвана выступить перед монархом в Больхусете в 1772 году, но когда они не доказали Чтобы соответствовать своим стандартам, он решил сочинить совершенно новую королевскую оперу на шведском языке. [ 2 ]

Поскольку в то время сценическая профессия имела низкий социальный статус, королю было трудно собрать образованных местных талантов, желающих сформировать новаторский состав оперы. Элизабет Олин, как уважаемая и хорошо образованная профессиональная певица, рассматривалась с самого начала. Однако к тому времени она была замужем за чиновником, и профессиональное выступление на сцене считалось неприличным для женщины ее нового социального класса. Следовательно, король «едва осмелился надеяться» на ее участие, когда она сама предложила участвовать по собственной инициативе, без просьбы. [ 2 ] Это дало ей большое преимущество в переговорах. Пытаясь решить вопрос статуса, король Густав III назвал свою оперу «Королевской шведской оперой», сделал ее коллектив формально частью королевского двора и юрисдикции короля, дал женщинам-сотрудницам (которые, как артисты театра, имели более низкий статус). статус, чем у мужчин) более высокие зарплаты, чем у их коллег-мужчин, и назвали Элизабет Олин Сингер из Королевского двора первого ранга. Ей была предоставлена ​​самая высокая зарплата среди всех членов Оперы, независимо от пола и положения, и после завершения переговоров король заметил: «Она обходится очень дорого». Ее сестра и дочь также получили должности в опере.

Элизабет Олин исполнила роль морской богини Фетиды в Франческо Уттини опере «Фетида и Пеле» на открытии Шведской королевской оперы 18 января 1773 года вместе с Карлом Стенборгом в роли Пеле. [ 4 ] и ее дочь Бетти Олин в роли Амор .

Спектакль имел легендарный успех. Французский посол Шарль Гравье, граф де Верженн, выразил удивление тем, что опера исполняется так полно с самого ее основания, а итальянский аббат Доменико Микелесси так прокомментировал спектакль: «Удивительно видеть восемь актеров и девять из их свиты, которые никогда раньше не видел оперу, сыгранную с таким пониманием, среди них юноша [Карл Стенборг] и дама [Элизабет Олин], оба достойны одной из лучших сцен Италии». [ 5 ] Сам король Густав III прокомментировал:

«Миссис Олин, играющая Фетиду, главную роль, отличается большим благородством в своей игре, приятной фигурой и большим сценическим мастерством, чем можно было бы ожидать от той, кто показывает себя там впервые. Вам не нужен ее голос, и в насколько она способна в области музыки. Она действует с большим искусством и изяществом в первом акте, а также в третьем и пятом, особенно в каждом произведении, в котором можно проявить некоторую ярость или презрение. с уверенностью ожидаю, что она станет великой актрисой, получив больше подготовки. Канцлер Стенборг, играющий Пеле, присоединится к весьма приятной фигуре с большим музыкальным знанием, достаточным изяществом в своей игре и тонким чувством своего характера». [ 2 ]

Газета Новые общие газеты прокомментировала:

«Госпожа Олин и госпожа Карл Стенборг играли главные роли и должны были их сыграть. Их игра и голоса восхищали всех, кто слышал их игру, бывшую Фетиду и позднюю Пеле. Остальные позаботились о том, чтобы исполнить свои роли, а господа Лалин , Норден, Бьоркман и Лисинг получили много похвал: Но как выразить изящество, проявленное в игре молодого мамселя Олина , сыгравшего бога любви? Она, несомненно, так и сделала: ну, хор и балеты разнообразили и осветили выступления так, как никогда раньше в Швеции не видели, г-н Галлодье и г-жа Солиньи продемонстрировали свое превосходное искусство, а среди шведских талантов выделяется молодая мазель Слоттсберг , которая, без сомнения, это сделает . стать великим украшением нашей сцены». [ 2 ]

Два года спустя Элизабет Олин удалось повысить свою зарплату, пригрозив уйти в отставку, а через пять лет она потребовала (и впоследствии получила) полную зарплату в качестве пенсии всякий раз, когда решила выйти на пенсию. Вероятно, она получала самую высокую зарплату, которую когда-либо получали женщины в Швеции 18-го века, независимо от профессии. Время от времени она появлялась в качестве гостя в театре Стенборг , театре Карла Стенборга и его отца Петтера Стенборга, ее бывшего наставника. [ 6 ]

Сообщается, что Олин не любила соперниц и не любила, чтобы ее заменяла ее соперница Ловиса Аугусти , которая играла ее роли, когда она была нездорова из-за болезни или родов (у нее было шестеро детей). С начала 1780-х годов она столкнулась с серьезной конкуренцией со стороны Каролины Фредерикке Мюллер , которая пользовалась настолько благосклонностью короля, что он попросил ее вернуться к работе после бегства за границу, спасаясь от кредиторов, и предоставил ей иммунитет от погашения ее долгов: когда Олин объявила о своем выходе на пенсию в 1782 году, было сказано, что она сделала это потому, что отказалась конкурировать с Мюллером. Ее последнее выступление было в роли Клитемнестры в «Ифигении в Авлиде» в сезоне 1783–84.

Параллельно ее отношения с Карлом Стенборгом были прерваны в 1782 году, когда он обручился с ее дочерью, оперной певицей Бетти Олин (1761–1816), которую также звали Элизабет Олин Младшая. Сообщается, что это было травмирующим событием: Элизабет Олин не одобряла помолвку своего бывшего любовника и дочери, а Бетти Олин и Карл Стенборг фактически поженились только в 1793 году, после одиннадцатилетней помолвки.

В 1782 году она была принята в Шведскую королевскую музыкальную академию , а в 1788 году стала членом академического комитета.

Оценка и роли

[ редактировать ]
Элизабет Олин в роли Клитемнестры.

Элизабет Олин описывалась как красавица с прекрасной фигурой и выразительными глазами, с музыкальным и драматическим талантом, который описывался как страстный и благородный. Элизабет Олин сравнивали с Франческой Куццони , Фаустиной Бордони и Катериной Габриэлли . Ее называли «первой драматической художницей Швеции», «Шведской Марой» (в честь Гертруды Элизабет Мары ). Как представительница поколения пионеров Шведской королевской оперы, ее называли одной из «матриархов оперы».

Элизабет Олин на протяжении многих лет состояла в длительных отношениях со своим коллегой, оперным певцом Карлом Стенборгом , сыном ее бывшего наставника Петтера Стенборга. Будучи ведущими женскими и мужскими оперными звездами Шведской королевской оперы, они часто исполняли главные мужские и женские роли и выступали в роли любовников на сцене, а тот факт, что они также были любовниками наедине, привлек большое внимание и привлек критиков. В инаугурационной постановке Шведской королевской оперы «Тетида оч Пеле» Элизабет Олин хвалили за ее красоту, грацию и обаятельный голос, а Карла Стенборга как красивого юношу-блондинка с несильным, но умело управляемым голосом, способным дать шведы «новое удовольствие», и что они смогли убедительно изобразить любовников. Было отмечено, что «все знали о нежных отношениях, которые он [Стенборг] имел с миссис Олин», и это считалось причиной того, почему Олин наконец согласился участвовать в опере. Опера имела успех и собирала полный зал дважды в неделю в течение четырнадцати недель. Сообщается, что однажды, когда Олин заболела, Карл Стенборг не захотел играть роль любовника ее замены. Шарлотта Эккерман , пока он не был вынужден сделать это по королевскому приказу. [ 2 ]

несколько раз Еще до основания Королевского драматического театра артистам оперы предлагалось участвовать в выступлении театральных драматических постановок. Поскольку театр имел более низкий социальный статус, чем опера, Элизабет Олин сначала отказалась участвовать, когда ее попросили сыграть роль в «Аталии» Жана Расина (1776), поскольку в ее контракт не была включена ораторская драма. В этом случае ее отношения с Карлом Стенборгом были использованы, чтобы убедить ее. Ее контракт как самой привилегированной участницы оперы, а также ее социальный статус представителя высшего класса, принимавшего участие только после выполнения всех ее условий в контракте, означали, что ее нельзя было принудить, но, как сообщил режиссер Зибет, король: «Она, без сомнения, слишком нежна, чтобы желать унизить своего возлюбленного, отказавшись принять участие в представлении, в котором он не мог отказаться участвовать». [ 2 ]

Среди ее самых известных выступлений были Галатея в «Ацисе и Галатее» с Генделя Карлом Стенборгом (1773), Эвридика в «Орфее» и «Эвридика» Глюка Ифигения со Стенборгом, в « Ифигении на Тавриде» Глюка и заглавные персонажи в «Аталии » Жана Расина , Сильви Бертона . и Суд со Стенборгом (сезон 1773–74), Алина, Drottning av Golconda Уттини » со Стенборгом (1775–76) и «Прокрис оч Цефал» Гретри со Стенборгом (1777–78), Клитемнестра в «Ифигении в Авлиде» со Глюка Стенборгом (1778–79) и Зульма в Коре и Алонсо Науманна « ( 1782–83).

Она также выступала в частном порядке перед королевским двором. Она играла роль Мехтильды в «Биргерском ярле» напротив Стенборга в «Рикссалене» в Королевском дворце в Стокгольме во время свадьбы герцога Карла и Хедвиги Элизабет Шарлотты Гольштейн-Готторпской в ​​1774 году.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Элизабет Олин формально оставалась в реестре опер до 1803 года. Однако после 1788 года она давала лишь очень мало гастролей. Наиболее заметным ее событие было на свадьбе шведского короля Густава IV Адольфа и Фредерики Баденской , когда она исполнила роль Свеа по просьбе короля.

Свое последнее выступление она сделала на концерте в Риддархусете в 1809 году, когда участвовала в прощальном концерте Карла Стенборга, который также был его последним выступлением перед выходом на пенсию. Ее голос был описан как неизмененный. [ нужна ссылка ]

Во время визита Анжелики Каталани в Швецию в 1828 году Элизабет Олин выступала для нее в частном порядке, чтобы продемонстрировать свой голос, всего за пару недель до ее смерти. [ нужна ссылка ]

  1. Быстрём, Трюггве, шведская комедия 1737–1754: исследование истории стокгольмского театра, Норштедт, Стокгольм, 1981.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Персона, Нильс, Часть 1 Во время Густавианской приливной волны и взгляд на ее прошлые судьбы
  3. ^ Jump up to: а б Анна Иварсдоттер Йонссон и Лейф Йонссон: Музыка в Швеции. Frihetstiden och Gustaviansk tid 1720–1810 (Музыка в Швеции. Эпоха свободы и густавианская эпоха 1720–1810 гг.) (на шведском языке) , с. 373
  4. ^ Бертил Х. ван Бур, «Стенборг, Карл» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , Стэнли Сэди и Джон Тайрелл (редакторы), 2001 г.
  5. ^ Скунк, Мари-Кристин; Иварсдоттер, Анна (1998). Рождение шведской оперы: исследования музыкальной драмы Густава. Стокгольм: Атлантида. ISBN   91 7486 670 2
  6. ^ Йохан Флодмарк: Stenborgska skædebanorna: вклад в историю театра Стокгольма, Норштедт, Стокгольм, 1893 (на шведском языке)

Источники

[ редактировать ]
  • Хенриксон, Альф, До Нюброплана: о Королевском драматическом театре, Викен, Хёганес, 1988 ISBN   91-7024-445-6 (на шведском языке)
  • Остерберг, Карин, Левенхаупт, Инга и Уолберг, Анна Грета, шведские женщины: предшественники, пионеры, Signum, Лунд, 1990 (шведские женщины; предшественники, пионеры) Signum, Лунд, 1990. (на шведском языке)
  • Флодмарк, Йохан, Элизабет Олин и Карл Стенборг: два персонажа-певицы Густава: образы первых дней шведской оперы, Fröhléen & Comp., Стокгольм, 1903 (Элизабет Олин и Карл Стенборг) (на шведском языке)
  • Дворянский дом как место встречи науки и искусства [Дворянский дом как место встречи науки и искусства] (на шведском языке)
  • Стольберг, Вильгельмина и П.Г. Берг. , Заметки о шведских женщинах 1864–1866 , 290. (Заметки о шведских женщинах) (на шведском языке)
  • Норденсван, Георг, шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Фёрра делен, 1772–1842, Боннье, Стокгольм, 1917 (Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Первая книга 1772–1842) (на шведском языке)
  • Репертуар Королевского театра 1773–1973 (Репертуар Королевского театра) 1974 (на шведском языке)
  • Йонссон, Лейф и Иварсдоттер, Анна (редактор), Музыка в Швеции. 2, Фрихетстид и Густавианск, 1720–1810 гг., Фишер, Стокгольм, 1993 (Музыка в Швеции. Эпоха свободы и густавианская эпоха 1720–1810 гг.) (на шведском языке)
  • Левертен, Оскар, Театр и драма во время правления Густава III: исследование истории литературы, Гебер, Стокгольм, 1889 (Театр и драма во время правления Густава III), издатель Альберта Боннье, Стокгольм. Четвертое издание (1920 г.) (на шведском языке)
  • Форсер, Томас и Хид, Свен Оке (редактор), Новая история шведского театра. 1, Театр до 1800 года, Гидлунд, Хедемора, 2007 (Новая история шведского театра. Театр до 1800 года)( (на шведском языке)
  • Флодмарк, Йохан, сцены Стенборга: вклад в историю театра Стокгольма, Норштедт, Стокгольм, 1893 (сцены Стенборга) (на шведском языке)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 018e87c1b08ce7ce9bcd0c3e35f1660a__1719742920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/0a/018e87c1b08ce7ce9bcd0c3e35f1660a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elisabeth Olin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)