Анжелика Каталани
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2013 г. ) |
Анжелика Каталани (10 мая 1780 — 12 июня 1849) — итальянская оперная певица, дочь торговца. Ее величайшим даром был ее голос, драматическое сопрано в диапазоне почти трех октав . Ее непревзойденная мощь и гибкость сделали ее одной из величайших бравурных певиц всех времен. Она также работала учителем пения. Среди ее учениц были Лора Синти-Даморо и Фанни Корри-Палтони . Она была близким другом Бетховена и Россини .
Биография
[ редактировать ]Каталани родилась 10 мая 1780 года в Синигалье , где ее отец был торговцем. Примерно в 12 лет ее отправили в монастырь Санта-Лючия в Губбио, недалеко от Рима, где ее красивый голос вскоре стал очень привлекательным. В своей полной свежести, по мнению Фетиса и всех других авторитетов, оно должно было быть необычайной чистоты, силы и размаха, доходя до соль в альтиссимо, с приятным чистым тоном. Это изысканное качество сочеталось с удивительной правдивостью и быстротой исполнения. Ни одна певица никогда не превзошла ее или, возможно, не сравнялась с ней в хроматических гаммах, будь то скорость или точность. [1]
Покинув монастырь, куда ее ввел кардинал Онорати и где прихожанам часто нельзя было помешать открыто аплодировать ее великолепным записям на службах, она обнаружила, что из-за внезапного обеднения ее родителей была вынуждена выступать публично. В монастыре о ее музыкальном образовании не заботились, где она провела три года; и она заразилась дурными привычками вокализации, от которых ей так и не удалось полностью избавиться, даже после того, как она услышала таких великих моделей, как Луиджи Маркези и Джироламо Кресчентини . Одним из ее недостатков было то, что она никогда не могла исполнить некоторые пассажи без весьма заметного покачивания нижней челюсти, из-за чего они, вместо того чтобы быть ровными и гладкими, звучали как последовательность отрывистых пассажей на скрипке. Несмотря на этот недостаток, который действительно больше вызывал критику у ценителей, чем у публики в целом, ее голос был таким полным, мощным и ясным, ее интонация такой чистой и верной, а ее инстинктивное исполнение сложной и блестящей музыки - таким легким. и несомненно, что ее пение обладало очарованием, равного которому едва ли когда-либо имелось, и самые первые ее шаги в театральной карьере были отмечены самым необычайным успехом. Когда она начинала, ее любимым стилем были выразительные и трогательные песни, и в этом она никогда не производила того эффекта, который впоследствии произвела в бравуре. Так, в Париже она сравнительно потерпела неудачу в нежной песне Пиччини «Se'l ciel mi div», хотя вскоре после этого она вызвала наибольший энтузиазм своей «Сыном царицей», арией Роде с вариациями, концертами для голоса. и другие произведения в самом витиеватом исполнении. [1]
В 1795 году, в возрасте 16 лет, она получила свой первый ангажемент в «Ла Фениче» в Венеции и дебютировала в роли Лодойски в одноименной опере Майера. Ее лицо, фигура и голос обеспечили ей успех, успех, который рос день ото дня и длился почти тридцать лет. В сезоне 1798 года она пела в Ливорно с Кривелли, Маркези и миссис Биллингтон; годом позже, в Ла Перголе во Флоренции, в «Мониме и Митридате» Назолини; а в 1801 году в Милане — в «Клитемнестре» Зингарелли и «Бакканалах» Назолини. В этих первых попытках ее эффект не был обусловлен методом или навыками; это был ее великолепный голос, который нес все перед ней. Из Милана она поехала во Флоренцию, Триест, Рим и Неаполь, вызывая везде одинаковое изумление и восхищение. [1]
Ее репутация теперь достигла ушей принца-регента Португалии, который пригласил ее вместе с Элизабеттой Гаффорини и Кресчентини петь в тамошней итальянской опере, и она прибыла туда примерно в конце 1804 года. Ее зарплата составляла 24 000 крузадо (3000 фунтов стерлингов). ) — эквивалент £292 458,41 в 2018 году. [1]
Некоторые писатели говорили, что она получила очень большую пользу от наставлений Кресчентини, что действительно кажется более чем вероятным; но Фетис, ссылаясь на мнение самого Кресентини, категорически противоречит этому утверждению, утверждая, что Крещентини сказал ему, что он пытался дать ей небольшой совет, который она, казалось, была неспособна понять. Во время своего пребывания в Португалии Каталани познакомилась с Полем Валабрегом, французским атташе в Лиссабоне и бывшим французским капитаном, и они поженились в 1804 году. У ее мужа, похоже, не было никаких идей, кроме как помогать своей талантливой жене каждый раз получать максимально возможную сумму денег, а затем тратить ее на нее. С датами их свадьбы произошло одно из худших из многих предположений, основанных на великолепном голосе и большом личном обаянии. Они поехали сначала в Мадрид, а затем в Париж, где она пела только на концертах, но где приобрела еще большую известность, чем раньше. [1]
26 октября 1805 г. мадам. Каталани подписала свой первый контракт (находящийся в собственности писателя) с Ф. Гулдом и У. Тейлором, менеджером и владельцем Королевского театра на Хеймаркете, на сезон с 15 сентября 1806 г. по август 1807 г., с зарплатой в размере 2000 фунтов стерлингов плюс «еще 100 фунтов стерлингов для покрытия расходов на ее поездку в Лондон», а также «один бесплатный благотворительный вечер в марте, во время которого будет представлена новая опера». Однако перед переездом она дала концерты в Мадриде и Париже, благодаря чему заработала большие суммы денег и произвела глубокое впечатление; действительно, Наполеон предложил ей помолвку, от которой ей было трудно избежать, чтобы выполнить ее в Королевском театре.
В момент ее прибытия в Лондон Грассини и миссис Биллингтон только что вышли на пенсию; и, как лорд Маунт Эджкамб : говорит
великая, прославленная Каталанка заменяла им обоим и в течение многих лет правила одна, поскольку у нее не было ни соперников, ни какого-либо певца, достаточно хорошего, чтобы разделить аплодисменты ... Хорошо известно, что ее голос имеет это самое необычное качество, способное на почти сверхъестественные усилия. Кажется, что ее горло наделено (как заметили врачи) необычной способностью расширяться и мускулистыми движениями, и когда она выдает весь свой голос в полную силу, его громкость и сила приобретают весьма удивительную силу; в то время как его ловкость в делениях, бегающих вверх и вниз по гамме в полутонах, и его компас в перепрыгивании сразу через две октавы одинаково поразительны. Хотелось бы, чтобы она была менее щедра в проявлении этих чудесных способностей и стремилась больше угодить, чем удивить; но ее вкус порочный, ее чрезмерная любовь к украшениям портит любую простую атмосферу, и ее величайшее наслаждение (а фактически и главная ее заслуга) - это песни смелого и энергичного характера, где многое оставлено на ее усмотрение (или неосмотрительность), не будучи ограниченная аккомпанементом, но в которой она может наслаждаться отрывками ad libitum с пышностью и избыточностью, которой никогда не обладала ни одна другая певица, или, если она когда-либо практиковала, и которую она доводит до фантастического избытка.
Мнения всех хороших судей были почти такими же, как и вышеизложенные; но публика была совершенно уведена ее чудесными способностями. Она дебютировала 15 декабря 1806 года в «Семирамиде» Портогалло, написанной специально для нее. [1]
Она появилась также в «Митридате», «Эльфриде» и весьма неохотно в «Милосердии Тита», поскольку строгое время, необходимое для музыки Моцарта, и важность аккомпанемента не соответствовали ее стилю. Однако она была певицей, представившей на английской сцене его «Свадьбу Фигаро», в которой она, вызвав восхищение, сыграла Сюзанну. В «Орази» она исполнила партию первого сопрано Куриацио, первой женщины, которую исполнил Ферлендис. В «Дидоне» она велела исполнить роль Энеи г-же Дюссек, совершенно не подходящей для этой роли; а в другой опере она заставила мадам Дюссек сыграть первую женскую партию, выбрав себе роль primo uomo. Впоследствии она заняла также место prima buffa и столь же преуспела в этом деле; пела с большей простотой и легкостью, некоторые предпочитали ее в комической опере. Ее лицо и фигура подходили обоим стилям; ибо ее красивое лицо было способно на самые разнообразные выражения. Вскоре ее доходы стали огромными. Она была большой достопримечательностью руководства Гулда, и ее обязательства повлекли за собой расходы на театр, превосходящие все, что было раньше. [1]
Мистер Уотерс в опубликованной им брошюре приводит общую сумму, полученную ею от театра в 1807 году, включая льготы, в 5000 фунтов стерлингов, а ее общий доход за этот год с концертами, гастролями по провинции и т. д. — в 16700 фунтов стерлингов. — огромная сумма, которую можно получить в такой период за услуги одного художника. То, что она иногда сталкивалась с трудностями при получении оплаты, неудивительно, особенно от такого менеджера, как Тейлор. Эберс рассказывает, что однажды она отказалась петь, пока не будет выплачен причитающийся ей долг в 1000 фунтов стерлингов; и что он дал за это залог, из которого ему в конечном итоге пришлось заплатить каждый фартинг. За исполнение песен «Боже, храни короля» и «Правь Британией» она получила целых 200 гиней, а на одном фестивале — 2000 фунтов стерлингов. Если бы она проявляла хоть малейшую экономность, она, должно быть, накопила бы очень большое состояние; но она этого не сделала. Говорят, например, что потребление пива ее слугами в течение одного года составило 103 фунта стерлингов. Однако более серьезные причины способствовали тому, что это богатство было растрачено так же быстро, как она его приобрела; ибо ее муж страстно увлекался азартными играми и проигрывал в игре огромные суммы. Она оставалась семь лет в Англии, где ей, наконец, удалось стать единственной выдающейся певицей, и она лидировала в обоих направлениях; но один певец еще не составляет оперы, хотя Валабрег говорил: «Ma femme et quatre ou cinq poupées, — voilà tout ce qu'il faut». Ни ее характер не вынесет возможности соперничества, ни экстравагантность ее растущих требований не позволит любому менеджеру привлекать других певцов. [1]
Она ушла из театра в конце сезона 1813 года, сначала попытавшись (безуспешно) купить его, и, таким образом, стала единоличным владельцем, единоличным менеджером и единственной певицей. Покинув эту сцену, она в течение многих лет никогда не ступала ни на какую другую, кроме как в Париже, где получила управление итальянской оперой с субвенцией в 160 000 франков; но предприятие не удалось. По возвращении Наполеона, в 1815 году, она покинула Париж, отправившись сначала в Гамбург, а затем в Данию и Швецию, вызывая везде самое дикое восхищение и энтузиазм. Она вернулась во Францию после Реставрации через Нидерланды и Бельгию. По прибытии в Париж она возобновила руководство Итальянским театром и установила ту же разрушительную систему, которая на какое-то время разрушила оперу в Лондоне. Все расходы на декорации, оркестр и хор были сокращены и исключены все достойные певцы, чтобы все поступления вместе с субсидией могли пойти в кошелек Валабрега. Это было еще не все. Чтобы соответствовать такому положению вещей, оперы были аранжированы таким образом, что от оригинала осталось мало что, кроме названия. Остальное состояло из вариаций Роде и тому подобных вещей со знаменитой «Сыном царицей», вставленной вместо вырезанных концертных пьес и песен. В мае 1816 года Каталани оставила свою оперу в руках менеджеров и поехала в Мюнхен, чтобы дать несколько концертов и представлений. Оттуда она отправилась в Италию и вернулась в Париж только в августе 1817 года. [1]
В апреле следующего года она полностью оставила свою оперу и возобновила свои странствия. Обручив мадам. Гейл, чтобы сопровождать ее, как это сделал Пучитта в Лондоне и Париже, она отправилась в Вену. Не успели они приехать, как она рассорилась со своим спутником, вернувшимся в Париж. Каталани продолжила свое турне в одиночку, оно длилось почти десять лет. В 1824 году она вернулась в Лондон, где несколько вечеров выступала без регулярных выступлений. Она снова появилась в опере Майера «Новый фанатик для музыки», аранжированной для нее. «Ее силы не уменьшились, а вкус не улучшился». Затем она продолжила свои странствия по континенту. В 1826 году Эберс предприняла попытку привлечь ее, но предложенные ею условия были настолько непомерными, что рассматривать их всерьез было невозможно. Однако ее голос был уже не тот, что прежде, особенно в самой высокой части ее регистра. Хотя он все еще был красивым, гибким и сильным, он постепенно терял эти качества. В свою очередь она еще раз посетила Германию, Италию и Париж, где безуспешно пела; затем Польша, Россия и снова север Германии в 1827 году. Примерно в это же время она в последний раз пела в Берлине и решила перестать петь публично. [1]
Но в 1828 году она снова посетила Англию и пела на Йоркском фестивале. Лорд Маунт Эджкамб услышал ее в том же году в Плимуте и описывает ее как женщину, возможно, немного потерявшую в голосе, но больше прибавившую в выразительности: как возбуждающую публику своим «Правилом Британией»; и такой же красивый, хотя и несколько полноватый. Через некоторое время она удалилась на купленную ею виллу в окрестностях Флоренции. На сцене она описывается как всегда производившая неестественное впечатление из-за непреодолимой нервозности, которая заставляла ее преувеличивать эффекты, которые она хотела создать. Она сама говорила, что петь в театре ей было так же больно, как и приятно выступать на концерте.
Она никогда не теряла ни своей простоты и чистоты нравов, ни своего благочестия, скромности и щедрости. Ее благотворительные дела были бесчисленны, а сумма денег, заработанных ею на концертах только для таких целей, оценивается в 2 000 000 франков. В своей резиденции она основала школу пения для девочек. [1]
Каталани умер от холеры в Париже 12 июня 1849 года. [1]
Невестка Каталани, Аделина , тоже была сопрано, хотя и гораздо менее заметной. [2] [3] Она была известна по-разному как la cognate della famosa. [4] и la Catalani Juniore, чтобы отличить ее от ее гораздо более известного родственника. [5]
Публикации
[ редактировать ]- Генри Сазерленд Эдвардс , Примадонна: ее история и окружение с семнадцатого по девятнадцатый век , том I (два тома, Лондон, 1888 г.)
- Джордж Т. Феррис, Великие певцы (Нью-Йорк, 1893 г.)
- Эллен Креаторн Клейтон , впоследствии миссис Нидхэм, «Королева песни» (Лондон, 1863 г.)
- Генри Чарльз Лахи , известные певцы сегодняшнего и вчерашнего дня (Бостон, 1900)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маршалл 1900 года .
- ^ Общая музыкальная газета . Брейткопф и Хертель. 1819. стр. 82–.
- ^ Ричард Тарускин (2000). Определяя Россию в музыкальном плане: Историко-герменевтические очерки . Издательство Принстонского университета. стр. 188–. ISBN 0-691-07065-2 .
- ^ Гармоникон . В. Пиннок. 1828. С. 213 –.
- ^ Примечания к книге «Сто лет итальянской оперы 1810–1820 гг.», Архивировано 8 января 2017 г. в Wayback Machine , Opera Rara.
- Атрибуция
- Маршалл, Джулиан (1900). Словарь музыки и музыкантов . . В Гроуве, Джордж (ред.).
- Густав Хиллестрем: Король. Королевская музыкальная академия 1771–1971 (шведский)
Внешние ссылки
[ редактировать ]Интерпретации
[ редактировать ]- «Вальс мадам Каталани» на YouTube, Дэвид МакГиннесс, фортепиано