Кампания Тувейни Аль-Саадуна (1797 г.)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Апрель 2024 г. ) |
Кампания Тувейни Аль-Саадуна (1797 г.) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1,500–4,000 | 3,000–6,000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1700 убитых | Легкий |
Кампания Тувейни Аль-Саадун (1797 г.) — военная кампания, проведенная шейхом Тувейни бин Абдуллой Аль-Саадуном, эмиром иракских племен Аль-Мунтафик , с целью отражения нападений ваххабитов на города и долины южного Мамлюкского Ирака , особенно на Пастбища Аль-Мунтафик. После того, как дело ваххабитов стало настолько серьезным, что они представляли собой реальную угрозу маршруту хаджа, что побудило шерифа Мекки Галеба бин Мусаеда объяснить султану Селиму III фатальную ситуацию, если условия сохранятся в прежнем виде, Блистательная Порта попросил мамлюкского правителя Ирака уничтожить Сулеймана Великого ваххабитов из-за угрозы и опасности, которую они представляют. Однако правителем был старик, измученный возрастом. Он не хотел решать эту проблему, начал откладывать дело на потом и использовал множество предлогов. В конце концов, по настоянию Стамбула , правитель поручил эту задачу шейху Тувейни Ас-Саадуну после того, как тот вернул ему шейхство Аль-Мунтафика в 1796 году нашей эры. Тувайни воспользовался этой возможностью и объявил всеобщую мобилизацию. Вокруг него собрались арабы Аль-Мунтафика и жители Аз-Зубайра и Басры . Кроме того, правитель Багдада сопровождал его и армию, которая встретила его в Аль-Джахре . Тувайни повел свою кампанию на юг, в сторону Аль-Ахсы , вместо того, чтобы идти прямо в сторону Дирии , поскольку Аль-Ахса был легким пунктом снабжения армии. Однако кампания Тувейни Аль-Саадуна не смогла достичь своей цели, поскольку он был убит от рук одного из рабов Бани Халида еще до проведения какой-либо успешной операции против саудовских войск, направлявшихся в сторону Аль-Ахсы. Из-за его смерти ряды иракской кампании дезорганизовались и были вынуждены отступить. Саудовские войска преследовали остатки армии до границ современного Кувейта . Они захватили большую часть их оборудования, пушек и оружия, а также забрали много трофеев.
Фон
[ редактировать ]Османская империя подверглась внутренним кризисам и беспорядкам после войн с Россией , что усилило ее слабость. В 1704 году мамлюки смогли править Ираком независимо от османов . В этот период ваххабитское движение возникло из города Дирия в Неджде под руководством Мухаммада бин Сауда (1744-1765 гг. н.э.) и распространилось по Неджду и Аль-Ахсе, но он опасался конфронтации с Османской империей. После его смерти к власти в 1765–1803 годах пришел его сын Абдул Азиз. Абдул Азиз был более предан учению ваххабитов, чем его отец, и был более смелым и импульсивным. Он захватил контроль над Эр-Риядом в 1773 году нашей эры и завершил свой контроль над Недждом, захватив Хаиль в 1787 году. После этого он направил свои войска к побережью Персидского залива , в частности к Аль-Ахсе, поскольку он экономически богат, ряд В период с 1780 по 1795 год на город предпринимались военные нападения, пока он не был полностью покорен. Что касается земель Ирака, то пастбищ пустыни Самава и Пустыня Левант подверглась нескольким жестоким нападениям со стороны ваххабитов, а их проповедники распространились по офисам и общежитиям евфратских племен, распространяя свои мнения и убеждения среди племен и городов.
Хиджаз и ваххабиты
[ редактировать ]В Хиджазе отношения между ваххабитами и знатью Хиджаза то ухудшались, то маршрут хаджа был поврежден в результате набегов ваххабитов, поэтому количество паломников уменьшилось и ресурсы для хаджа уменьшились, что, как следствие, сократило ресурсы шерифа Мекки Сурура бин Мусаида (умер в 1788 г. н. э.). В 1770 году Шариф Мекки написал Блистательной Порте, объясняя опасность ваххабитов и требуя подвергнуть их преследованиям и разгромить. Но правительство Османской империи после расследования заявило, что это не более чем преувеличение. Фактически, Османскую империю не заботил контроль Аль-Сауда над Недждом из-за его экономической бедности и отсутствия стратегической ценности. Скорее, его не особо волновало, когда ваххабиты расширились в сторону Аль-Ахсы и предоставили губернаторам этой страны управлять своими делами в соответствии с обычными обычаями и традициями во время вторжения. Во время правления Шарифа Галиба бин Мусаеда (1788–1807 гг. н. э.) последователям ваххабитской миссии не разрешили совершить хадж в 1202 году хиджры / 1788 году нашей эры. В 1205 году хиджры / 1790 году нашей эры он подготовил военную кампанию численностью десять тысяч солдат, оснащенных боеприпасами и оружием, под руководством своего брата Абдул Азиза бин Мусаеда для борьбы с Дом Сауда . Затем к кампании присоединился Шариф Галиб, чтобы упрочить свои позиции у османского султана , но кампания не смогла добиться какого-либо успеха. Итак, кампания вернулась в Мекку разочарованной. Поскольку им не позволили совершить хадж, Абдул Азиз Аль Сауд направил свои набеги на окраины Хиджаза и Ирака.
Вмешательство Османской империи
[ редактировать ]Жалобы в Блистательную Порту на экспансию ваххабитов продолжали расти, поскольку они взяли под свой контроль Неджд и большую часть Аль-Ахсы и начали расширяться на север, в сторону южного Ирака. После переписки Шарифа Галиба губернатор Османской империи Леванта Ахмед-паша Аль-Джаззар направил письмо от 9 раби аль-Тани 1208 года хиджры / 1797 года нашей эры, предупреждая Блистательную Порту о серьезности ситуации. Соответственно, в Стамбуле собрался консультативный совет для обсуждения этого вопроса. Из-за недостаточной изобретательности совета было решено поручить разобраться с этим вопросом Сулейману Великому, правителю Багдада, учитывая его географическую близость к Неджду. Поэтому правитель отправил в Неджд специальный комитет для изучения ситуации с ведома саудовского принца Абдель Азиза бин Мухаммада. По прибытии в Неджд комитет обнаружил, что власть Абдул Азиза достигла своего пика и что делегации из Йемена и других стран приезжали к нему каждый день, заявляя о своей верности ему в Неджд. Комитет смог изложить ситуацию Сулейману Великому, который, в свою очередь, передал послание Блистательной Порте. Результаты расследования показали, что с этой проблемой больше нельзя мириться.
Блистательная Порта послала к Сулейману Великому с просьбой вмешаться и отправиться в Дирию, чтобы разрешить опасную ситуацию, поскольку он находится ближе всего к этому региону, но похоже, что Сулейман Великий не желал вмешиваться, и между ним велось много переписки. и Блистательная Порта в течение многих лет (1210/1211 г.х. – 1795/1796 г. н.э.) призывала его сражаться с ваххабитами, однако он останавливался и приводил разные оправдания, в том числе старость и слабое здоровье. Помимо утверждения, что он занят укреплением своей столицы Багдада и его окраин от ваххабитской угрозы, и у него в настоящее время нет возможности вести кампанию в этом направлении. Однако он хорошо следил за ситуацией и осознавал силу ваххабитов, а также то, что он не сможет решить дело в одиночку, потому что его армия не сможет быстро двинуться в пустыню.
Это был шанс для Тувайни аль-Садуна приступить к действиям. Тувайни в то время находился под домашним арестом Сулеймана Великого за инакомыслие в прошлом. Тувайни предложил Сулейман-паше добровольно сражаться с ваххабитами в обмен на возвращение ему шейха племени Аль-Мунтафик. Сулейман Великий согласился и даровал ему титул шейха агай, а также предоставил ему пятьдесят тысяч курушей, 100 верблюдов, 100 лошадей и 100 доспехов. Сувейни раздал эти подарки перед отъездом из Багдада.
Начало кампании Тувейни Аль-Садуна
[ редактировать ]Как только Тувейни вернулся на родину и вернул себе шейх Аль-Мунтафик, он объявил всеобщую мобилизацию, племена Аль-Мунтафик, жители Аль-Зубайра, Басры и окрестных городов, а также все племя Дафир откликнулись на его призыв и мобилизовались. . Он провел три месяца, полностью снабдив свои войска оружием и боеприпасами, затем двинулся с ними на борьбу с ваххабитами, вступил в схватку и победил некоторых из них, встретившихся на пути, а затем захватил у них около ста тысяч овец и отвез их в Басру. , и народ принял их с радостью, и женщины пели. Тогда овец забивали, чтобы люди могли ощутить вкус мяса после того, как были лишены его в течение длительного времени. Тувейни написал об этом Сулейману Великому в Багдад, сообщив ему и прося о помощи. Правитель послал ему армию под командованием «Ахмеда Аги бин Аль-Ираки». Ахмед Ага маршировал с армией, пока не встретил шейха Тувайни в Аль-Джахре. Тувайни также попросил губернатора Басры поддержать его лучниками и артиллерией, в то же время он послал к «Бараку бин Абдель Мохсену ас-Сардаху», лидеру Бани Халида, призывая его мобилизовать свои кланы, чтобы присоединиться к нему в Аль-Халиде. Джахра, и Ас-Сарда пришел к нему вместе со всеми Бани Халед, за исключением кланов Махаширов. Шейх Сувайни оставался лагерем в Аль-Джахре в течение трех месяцев, пока его армии не были объединены после того, как конвои прибыли из Кувейта, Бахрейна и Аль-Зубайра. Затем он разделил свою армию так, чтобы часть ее отправилась на кувейтских кораблях в Катиф , перевозя боеприпасы и припасы, в сопровождении группы арабов Акила, жителей Карха и не одного батальона наемных солдат, в то время как он и остальные его армия сначала отправится в Аль-Ахсу, чтобы не пересекать пустыню с приближением лета.
Ваххабитская армия собралась под предводительством «Мухаммада бин Муакиля» в Джирии. Когда он узнал, что шейх Сувейни приближается к нему с этими армиями, он в страхе отступил со своей армией из Джирии и расположился лагерем в Умм Рабиа. Он послал к имаму Абдель Азизу с просьбой о припасах, поэтому предоставил ему армию под командованием своего племянника Хасана бин Мишари бин Сауда. Что касается шейха Тувайни, он высадился у воды Аль-Туфф недалеко от своего противника, но он не хотел торопить войну, поскольку отвернулся от ваххабитов. Затем он ушел со своими армиями из Аль-Туфа и шел, пока не высадился в. Аль-Шабак, который является известной водой на землях Бани Халид, и он намеревался направиться в сторону Дирии, что вызвало беспокойство саудовского государства. бин Абдул Азиз переехал и пробыл в Равдат ат-Танхат несколько дней, затем переехал оттуда в Хафар эль-Аш, где стоял лагерем более месяца. Имам Абдул Азиз также приказал некоторым племенам Неджди разбить лагерь со своими семьями у воды . источники на землях Бани Халида, чтобы не дать кампании Тувейни получить от них выгоду.
Убийство Тувайни аль-Саадуна и завершение кампании
[ редактировать ]Когда армия была занята разбивкой лагеря в «Аш-Шабаке», водоразделе Бани Халид недалеко от моря, в среду, 28 июня 1797 года нашей эры / 4 мухаррама 1212 года хиджры, шейх Тувейни был отделен от своего окружения, и приближаясь к шатру Мухаммада Аль-Арайера, на него устроил засаду раб -мамлюк Бани Халида по имени «Таис». У Таиса в руке был крюк, в котором было легкое копье, поэтому он ударил его сзади, между плеч, другое острие копья вышло из его груди. Тувайни умер мгновенно, а вскоре после этого был убит Туаис. Тело шейха Сувейни отнесли в его палатку, и среди вождей племен Аль-Мунтафик распространился слух, что он был ранен, и начали присылать ему кофе и чай, пока на его место не сделали его брата Насера Эмира, и он был тайно похоронен на Аль-Амайер Остров в Аль-Ахсе. Большинство источников указывают, что Таис является сторонником ваххабитской идеологии и была подготовлена и завербована для этой миссии.
Когда известие о смерти Тувейни стало достоянием общественности, Барак ас-Сардах сбежал с Бани Халидом и присоединился к армии Хасана бин Мишари. У них была предыдущая переписка, потому что он пожалел о своем пути с Тувайни после того, как увидел его интерес к сыновьям Араяра. Он был уверен, что если шейх Тувейни захватит Аль-Ахсу, он потеряет для них влияние. В рядах кампании начали распространяться беспорядок и неорганизованность, которая была разбита на более мелкие подразделения. Насер, брат Тувайни, и некоторые из бывших с ним пытались поддерживать порядок, но все вокруг него разошлись. Кампания начала отход на север без надлежащей связи после того, как оставила артиллерию и боеприпасы, что дало Ибн Мишари возможность отслеживать их, пока он не доставил их в Сафван. Он убил много людей и захватил огромную добычу, такую как оставшиеся у них пушки, три тысячи верблюдов и более ста тысяч овец, хотя им не удалось захватить лошадей, за исключением нескольких.
После провала кампании
[ редактировать ]Последствия убийства шейха Тувайни Ас-Садуна были значительными в Багдаде и Блистательной Порте. В Багдаде его смерть вызвала панику и беспокойство, поскольку государство зависело от его навыков отражения продвижения ваххабитов в сторону Ирака. Насер бин Абдулла, брат Сувайни, пытался сохранить остатки армии, так как хотел продолжить кампанию, но Сулейман Великий отказался от этой идеи и вернул шейх Аль-Мунтафик Хамуду Аль-Самеру после того, как он осознал чудовищность того, что произошло. произошло. В Неджде отсутствие Тувайни было прекрасной возможностью, поскольку он представлял для них опасность, а распад его армии поднял боевой дух. В результате ваххабиты напали на окрестности Аль-Мунтафика в Рамадан 1212 года хиджры / 1797 года нашей эры, подошли к деревне Умм аль-Аббас, расположенной недалеко от рынка Шуюх, и разграбили ее. Хамуд Аль-Самер преследовал их, но они сбежали и вернулись в свои дома. Правитель подготовил еще одну кампанию под руководством мужа своей дочери Али аль-Кахии с целью вторжения в Аль-Ахсу в 1798 году нашей эры, но успех кампании провалился, поскольку закончился в 1798 году. слабое перемирие между двумя сторонами.
Ссылки
[ редактировать ]- История Королевства Саудовская Аравия в Путеводителе по Персидскому заливу . Гранат Паблишинг, Лимитед. 4 ноября 2023 г. ISBN 9781859641644 . Архивировано из оригинала 22 июля 2023 года.
- Эмират Аль-Мунтафик и его влияние на историю Ирака и региона 1546-1918 гг. Хамид Хамад Аль-Саадун. Издательство Ваэль. 1999 Амман. стр. 147
- Первое Саудовское государство 1745-1818 гг. Абдул Рахим Абдул Рахман. Институт арабских исследований и исследований. Каир, 1969. с. 96
- Социальные взгляды на современную историю Ирака, Али Аль-Варди. С1 стр. 154