Jump to content

Анализ фитосанитарного риска

Анализ фитосанитарного риска ( АФР ) — это форма анализа риска, проводимая регулирующими органами по охране здоровья растений для определения соответствующих фитосанитарных мер, необходимых для защиты растительных ресурсов от новых или возникающих вредителей и регулируемых вредителей растений или растительных продуктов. В частности, анализ фитосанитарного риска – это термин, используемый в Международной конвенции по защите растений (МККЗР) (статья 2.1) и определенный в глоссарии фитосанитарных терминов. [1] как «процесс оценки биологических или других научных и экономических данных для определения того, является ли тот или иной организм вредителем, следует ли его регулировать, а также силу любых фитосанитарных мер, которые следует принять против него». В фитосанитарном контексте термин «вредитель растений» или просто «вредитель» относится к любому виду , штамму или биотипу растений, животных или патогенных агентов, вредных для растений или растительных продуктов, и включает патогенные для растений бактерии, грибы, грибоподобные организмы, вирусы и вирусоподобные организмы, а также насекомые, клещи, нематоды и сорняки.

Анализ фитосанитарного риска и международная конвенция по защите растений

[ редактировать ]

Интродуцированные вредители растений могут снизить урожайность сельскохозяйственных культур и оказать воздействие на окружающую среду. [2] [3] Распространение вредителей растений из одной географической зоны в другую является проблемой международного значения. [4] [5] Основным международным соглашением, направленным на борьбу с распространением вредителей растений через международную торговлю , является Международная конвенция по защите растений — многосторонний договор о международном сотрудничестве в области защиты растений, направленный на предотвращение распространения вредителей растений и растительной продукции, а также содействие принятию соответствующих мер по их борьбе с распространением вредителей растений. контроль (МККЗР, статья I.1).

В соответствии с Санитарным и Фитосанитарным Соглашением ВТО, МККЗР стремится защитить растения, ограничивая при этом вмешательство в международную торговлю. [6] [7] Ключевой принцип МККЗР заключается в том, что договаривающиеся стороны (подписавшие стороны) предоставляют «техническое обоснование» для поддержки принятия фитосанитарных решений, влияющих на торговлю. [8] МККЗР признает анализ фитосанитарного риска подходящим форматом для такого технического обоснования. Ответственность за проведение анализа фитосанитарного риска лежит на правительстве, в частности на Национальной организации по защите растений (НОЗР) страны, и становится обязательством, когда страны становятся договаривающимися сторонами МККЗР (Статья IV МККЗР, 2а).

Стандарты МККЗР, называемые Международными стандартами фитосанитарных мер (МСФМ), были разработаны в помощь НОКЗР. Основными МСФМ, имеющими отношение к анализу фитосанитарного риска, являются МСФМ 2 «Структура анализа фитосанитарного риска», [9] МСФМ 11 «Анализ фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов» [10] и МСФМ 21 «Анализ фитосанитарного риска для регулируемых некарантинных вредных организмов». [11] Хотя МСФМ, относящиеся к анализу фитосанитарного риска, содержат рекомендации относительно факторов, которые следует учитывать при проведении анализа, они не содержат инструкций о том, как на самом деле проводить анализ фитосанитарного риска. [12] Однако во многих странах, включая Австралию, [13] Новая Зеландия [14] и США, [15] разработали процедуры оценки фитосанитарных рисков, связанных с импортом растительной продукции. Деворшак (2012) описывает принципы анализа фитосанитарного риска, способы проведения анализа и использование анализа фитосанитарного риска в нормативной защите растений. [16] Общее руководство по принципам анализа фитосанитарного риска для вредителей растений и описание некоторых проблем и трудностей, с которыми можно столкнуться при проведении такого анализа, включены в текст Эббельса (2003), который также охватывает более широкие вопросы здоровья растений. [17]

Этапы анализа фитосанитарного риска

[ редактировать ]

В соответствии с МСФМ 11 анализ фитосанитарного риска состоит из трех этапов.

Этап 1: инициация

[ редактировать ]

Общие причины для начала анализа фитосанитарного риска включают в себя:

  • Информация о вредных организмах, например, вредный организм обнаружен во время проверки импортируемого товара; [18] сообщается о распространении вредителя; [19] обнаружена вспышка вредителя; [20] в научной литературе сообщается о новом вредителе. [21]
  • Выявляется информация о путях распространения, например, механизм, потенциально способствующий проникновению или распространению вредного организма. Механизмы включают новые пути торговли, обычно растениями или растительными продуктами. [7] [22] но также могут включать предметы, используемые при транспортировке и распространении продаваемых товаров, такие как вредители, перевозимые в качестве загрязнителей пассажирского багажа. [23] и естественное распространение.
  • Обзор существующей фитосанитарной политики, например, новая информация, которая влияет на ранее принятое фитосанитарное решение, может привести к пересмотру политики. [24] как и споры по поводу фитосанитарных мер. [25]

На начальном этапе анализа фитосанитарного риска указывается причина проведения анализа, личность анализируемого вредного организма и/или путей распространения, а также территория, в отношении которой проводится анализ (район анализа фитосанитарного риска).

Этап 2: оценка фитосанитарного риска

[ редактировать ]

Существует три этапа оценки фитосанитарного риска.

  • Шаг 1: Классификация вредителей

Цель категоризации вредных организмов состоит в том, чтобы определить, удовлетворяет ли вредный организм, выявленный на стадии инициации, критериям карантинного вредного организма. Карантинный вредный организм – это вредный организм, имеющий потенциальное экономическое значение для зоны, находящейся под угрозой исчезновения, но еще не присутствующий там или присутствующий, но не широко распространенный и находящийся под официальным контролем. [10] Категоризация вредных организмов включает в себя все основные элементы, рассмотренные на этапе 2 оценки фитосанитарного риска, но эти элементы рассматриваются менее подробно, а категоризация вредных организмов, по сути, представляет собой быструю оценку того, следует ли продолжать анализ. Этап категоризации дает возможность исключить вредный организм из анализа на ранней стадии процесса анализа фитосанитарного риска, избегая, таким образом, ненужного углубленного изучения. Классификацию вредных организмов можно провести, используя относительно небольшой объем информации, при условии, что имеющаяся информация достаточна для проведения категоризации.

  • Шаг 2: Оценка проникновения, укоренения и распространения вредных организмов.

Оценка вероятности проникновения вредного организма требует оценки каждого из путей, с которыми может быть связан вредный организм, от его происхождения до его акклиматизации в зоне анализа фитосанитарного риска. При анализе фитосанитарного риска, инициированном конкретным путем, часто импортируемым товаром или товарами, связанными с импортируемым товаром, например, упаковочными материалами, вероятность проникновения вредного организма оценивается для этого конкретного пути. Для анализа фитосанитарного риска, инициированного в отношении конкретного вредного организма, оцениваются все возможные пути распространения для этого отдельного вредного организма.

Чтобы оценить вероятность акклиматизации вредного организма, необходима биологическая информация о вредном организме, включая его жизненный цикл , его хозяев или потребности в среде обитания или эпидемиологию заболевания , а также характеристики абиотической среды, влияющие на выживание вредного организма, такие как температура, осадки и, возможно, тип почвы. влияние на пределы его географического ареала необходимо учитывать . Также важно понимать условия окружающей среды, при которых вредитель не выживает. Условия в зоне анализа фитосанитарного риска затем можно сравнить с условиями в зонах, где выживает вредный организм, и в зонах, где известно, что вредный организм не способен выжить, чтобы оценить вероятность того, что вредный организм приживется в зоне фитосанитарного риска. область анализа. Компьютерные симуляционные модели могут использоваться для оценки вероятности создания. [26] [27]

При оценке вероятности и масштабов распространения вредного организма оценивается способность вредного организма расселяться из точки интродукции в новые зоны в пределах зоны анализа фитосанитарного риска. Оценка должна учитывать динамику популяций вредных организмов и естественную мобильность вредных организмов, а также принимать во внимание потенциальное распространение через ветер, воду, почву, семена и пыльцу, а также через насекомых, грибы или нематоды-переносчики, а также распространение через деятельность человека, например перемещение хозяина. материал.

  • Шаг 3: Оценка потенциальных последствий проникновения, акклиматизации и распространения вредных организмов.

На этом этапе потенциальные воздействия, которые можно ожидать в результате интродукции и распространения вредного организма, идентифицируются, описываются и, насколько это возможно, оцениваются количественно. Воздействие вредителей может принимать различные формы; они могут быть экономическими [28] [29] относящийся к окружающей среде [30] [31] [32] или социальные последствия. [33] [34] [35] [36] [37] Информация о воздействии вида на территории, где он уже присутствует, и особенно на территориях, где он уже распространился, вместе с информацией, влияющей на элементы риска в зоне анализа фитосанитарного риска, дает информацию для оценки потенциальных последствий. Воздействия, зарегистрированные в зонах вторжения, признаны лучшим индикатором потенциальных воздействий в зоне анализа фитосанитарного риска. Однако, что касается воздействия на окружающую среду, если вредный организм ранее не распространялся, то отсутствие какого-либо воздействия на окружающую среду в зоне происхождения вредного организма не следует интерпретировать как означающее, что в зоне анализа фитосанитарного риска не следует ожидать никакого воздействия на окружающую среду. Это связано с тем, что воздействие на окружающую среду трудно предсказать, а отсутствие воздействия в месте происхождения не является хорошим предиктором отсутствия воздействия в регионах, куда интродуцирован вредный организм. [38]

Признавая, что риск представляет собой комбинацию вероятности и последствий, результаты шагов 2 и 3 объединяются для получения общей оценки фитосанитарного риска.

Этап 3: управление фитосанитарным риском

[ редактировать ]

Для карантинного вредного организма управление фитосанитарным риском представляет собой процесс оценки и выбора вариантов снижения риска интродукции и распространения вредного организма. Выводы оценки фитосанитарного риска (Этап 2) используются для обоснования решений относительно уровня риска, представляемого вредным организмом. Если считается, что вредный организм представляет неприемлемый риск, следует определить фитосанитарные меры, которые снизят риск до приемлемого уровня. Фитосанитарные меры должны соответствовать принципам МККЗР о необходимости, управляемом риске, минимальном воздействии, прозрачности, гармонизации, недискриминации и технической обоснованности. [39]

МСФМ 11 предоставляет дополнительную информацию о каждом этапе анализа фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов.

Требуемый уровень детализации

[ редактировать ]

Уровень детализации анализа фитосанитарного риска будет ограничен количеством и качеством доступной информации, инструментами и временем, прежде чем потребуется принять решение. При анализе фитосанитарного риска используются количественные и качественные методы, но анализ фитосанитарного риска должен быть настолько сложным, насколько этого требуют обстоятельства, чтобы поддержать фитосанитарное решение и обеспечить необходимое техническое обоснование для защиты решений, касающихся фитосанитарных мер. Тем не менее, анализ фитосанитарного риска должен быть основан на надежных научных данных, быть прозрачным и соответствовать другим анализам фитосанитарного риска, проводимым НОКЗР.Примеры анализа фитосанитарного риска доступны на Платформе ЕОКЗР по АФР. [40]

Неопределенность

[ редактировать ]

Оценка вероятности интродукции вредных организмов и последствий, которые могут возникнуть, связана со многими неопределенностями. Неопределенность всегда является частью анализа фитосанитарного риска; [41] очень часто не хватает данных, необходимых для принятия надежных выводов. Субъективный характер анализа фитосанитарного риска также является источником неопределенности. В МСФМ 11 признается, что анализ фитосанитарного риска включает в себя множество неопределенностей, главным образом потому, что оценки и экстраполяции производятся на основе реальных ситуаций, когда встречается вредный организм, на гипотетическую ситуацию в зоне анализа фитосанитарного риска. В большинстве случаев при анализе фитосанитарного риска используются исторические данные для прогнозирования потенциальных будущих событий. Важно задокументировать области неопределенности и степень неопределенности в оценке, а также указать, где использовалось экспертное заключение. Это необходимо для прозрачности, а также может быть полезно для выявления и определения приоритетности потребностей в исследованиях. [42]

Критика анализа фитосанитарного риска

[ редактировать ]

Анализ фитосанитарного риска, проводимый в соответствии с Соглашением МККЗР и СФС, подвергался критике за то, что он был реактивным и вступал в силу только после того, как была выявлена ​​проблема с вредителями. [43] Например, многие вредные организмы, на которые сейчас распространяются фитосанитарные меры, что подтверждается анализом фитосанитарного риска, стали признаваться потенциальными рисками только после того, как они уже покинули свои географические центры происхождения и вызвали воздействие в других частях мира. Некоторые «вновь сбежавшие» организмы были ранее неизвестны науке, прежде чем они сбежали. [44] а действующие международные стандарты анализа фитосанитарного риска не позволяют оценить риски, связанные с неизвестными организмами. Кроме того, анализ фитосанитарного риска будет сосредоточен на вредном организме на видовом уровне, предполагая, что вредный организм генетически стабилен, но это может быть большим упрощением, если вредный организм имеет короткое время генерации и способность к быстрым генетическим изменениям. [45] Во время оценки воздействия специалисты по оценке сосредотачивают внимание на воздействии на известных хозяев или места обитания. Однако если вредитель адаптируется к новому растению-хозяину [46] [47] или среды обитания, как только они будут созданы в зоне анализа фитосанитарного риска, воздействие будет недооценено. Анализ рисков для инвазивных видов также подвергался критике за то, что он был узконаправленным, субъективным, часто произвольным и не поддающимся количественной оценке, а также подверженным политическому вмешательству.

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эббельс, Д.Л. и Кинг, Дж.Э. (редакторы). Здоровье растений: научная основа административного контроля болезней и вредителей растений. Научное издательство Блэквелл, Оксфорд. 1979. 322 стр.
  • Горд, Г. и Маккирди, С. (ред.). Справочник по биобезопасности растений: принципы и практика идентификации, сдерживания и контроля организмов, которые угрожают сельскому хозяйству и окружающей среде во всем мире. Спрингер, Нидерланды. 2014. 723 с.
  • Джаррад Ф., Лоу-Чой С. и Менгерсен К. (ред.). Количественные подходы к надзору за биобезопасностью. CABI , Уоллингфорд. 2015. 374 с.
  • МакЛауд А., Паутассо М., Джегер М.Дж., Хейнс-Янг Р. (2010) Эволюция международного регулирования борьбы с вредителями растений и проблемы будущего здоровья растений, Продовольственная безопасность, 2 (1) 49–70.
  1. ^ ФАО (2015) МСФМ № 5. Глоссарий фитосанитарных терминов. ФАО Рим, 34 стр.
  2. ^ Пиментел, Д., Лах, Л., Зунига, Р. и Моррисон, Д. (2000) Экологические и экономические издержки неместных видов в бионауке США 50 (1), 53–65. 2000 г.
  3. ^ Пиментел, Д., Зунига, Р. и Моррисон, Д. (2005) Обновленная информация об экологических и экономических издержках, связанных с чужеродными инвазивными видами в Соединенных Штатах. Экологическая экономика 52 (3), 273–288
  4. ^ Вааге, Дж. К. и Мамфорд, Дж. Д. (2008) Сельскохозяйственная биобезопасность. Философские труды Королевского общества, Лондон, B Biological Sciences 363 (1492), 863–876.
  5. ^ Маклеод А., Джонс Г.Д., Андерсон Х.М. и Мамфорд Р.А. (2016) Здоровье растений и продовольственная безопасность, связывающие науку, экономику, политику и промышленность. Продовольственная безопасность, 8 (1), 17–25.
  6. ^ Уорк, Т.Т., Маккалоу, Д.Г., Кэви, Дж.Ф. и Комса, Р. (2005) Скорость прибытия неместных видов насекомых в Соединенные Штаты через внешнюю торговлю. Биологические вторжения 7, 323–332.
  7. ^ Jump up to: а б Либхольд А.М., Брокерхофф Э.Г., Гарретт Л.Дж., Парк Дж.Л. и Бриттон К.О. (2012) Импорт живых растений: основной путь инвазий лесных насекомых и патогенов в США. Границы экологии и окружающей среды 10, 135–143.
  8. ^ ФАО (2002) Руководство по международной конвенции по защите растений. ФАО Рим, 20 стр.
  9. ^ ФАО (2007) МСФМ № 2 «Система анализа фитосанитарного риска», ФАО, Рим, 35 ​​стр.
  10. ^ Jump up to: а б ФАО (2013) МСФМ № 11 «Анализ фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов», ФАО, Рим, 26 стр.
  11. ^ ФАО (2004) МСФМ № 21 «Анализ фитосанитарного риска для регулируемых некарантинных вредных организмов», ФАО, Рим, 18 стр.
  12. ^ Бейкер, RHA и МакЛауд, А. (2005) Оценка фитосанитарного риска: инструменты, ресурсы и ключевые проблемы, стр. 106-109. В: Секретариат МККЗР «Идентификация рисков и управление инвазивными чужеродными видами с использованием структуры МККЗР», Материалы семинара по чужеродным видам и Международной конвенции по защите растений, Брауншвейг, Германия, 22–26 сентября 2003 г. Рим, Италия, ФАО, xii + 301 стр.
  13. ^ Анализ рисков импорта Австралии. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  14. ^ Министерство первичной промышленности. «Анализ импортных рисков» . МПИ .
  15. ^ Служба инспекции здоровья животных и растений Министерства сельского хозяйства США, Агентство по защите и карантину растений. Руководство по оценке фитосанитарного риска импортируемых фруктов и овощей
  16. ^ Деворшак, К. (ред.) (2012) Концепции и применение анализа фитосанитарного риска растений. CABI , Уоллингфорд. 296 стр.
  17. ^ Эббельс, Д.Л. (2003) Принципы здоровья растений и карантина, CAB International, Уоллингфорд, Великобритания. 203 стр.
  18. ^ Маклауд, А. и Бейкер, RHA (1998) Оценка риска для поддержки и усиления законодательного контроля над карантинным трипсом: случай Thrips palmi. Материалы Брайтонской конференции по защите растений – вредители и болезни, Брайтон, 17–19 ноября 1998 г., стр. 199–204.
  19. ^ Маклауд, А., Эванс, HF и Бейкер, RHA (2002) Анализ фитосанитарного риска от азиатского жука-усача (Anoplophora glabripennis) для деревьев лиственных пород в Европейском сообществе. Защита растений, 21 (8) 635–645
  20. ^ МакЛауд, А., Руководитель, Дж. Гонт, А. (2004) Оценка потенциального экономического воздействия Thrips Palmi на садоводство в Англии и значение успешной кампании по искоренению. Защита растений 23, (7), 601–610.
  21. ^ Министерство сельского хозяйства и рыболовства, правительство Ямайки, Вест-Индия (2010 г.). Черная ножка картофеля, Dickeya solani. Анализ фитосанитарного риска, инициированный вредителями, 38 стр.
  22. ^ Денен-Шмуц, К., Туза, Дж., Перрингс, К., Уильямсон, М., 2007. Столетие торговли декоративными растениями и ее влияние на успех вторжения. Разнообразие и распространение 13, 527–534.
  23. ^ Либхольд, А.М., Уорк, Т.Т., Маккалоу, Д.Г. и Кэви, Дж.Ф. (2006) Багаж авиакомпании как путь для чужеродных видов насекомых, вторгающихся в Соединенные Штаты. Американский энтомолог. 53 (1), 48–54.
  24. ^ Ламмерс, Дж. В. и Маклауд, А. (2007) Отчет об анализе фитосанитарного риска Helicoverpa Armigera (Hubner, 1808). Служба защиты растений (Нидерланды) и Центральная научная лаборатория (Великобритания) проводят совместный анализ фитосанитарного риска.
  25. ^ «Новости ВТО – 2010 – Отчет комиссии по спору о яблоках» .
  26. ^ Венетт, Р.К. (редактор), «Моделирование и картирование фитосанитарного риска для инвазивных чужеродных видов», CABI Уоллингфорд. 2015. 252 с.
  27. ^ Сазерест, Р.В. (2014) Моделирование распространения видов вредителей: происхождение и уроки истории. Биологические вторжения 16, 239–256.
  28. ^ Шеффер Р.П. (1997)Природа болезней растений. Издательство Кембриджского университета, Кембридж
  29. ^ Виттвер Г., Маккирди С. и Уилсон Р. (2005). Региональные экономические последствия нашествия болезней растений с использованием подхода общего равновесия. Австралийский журнал экономики сельского хозяйства и ресурсов, 49 (1), 75–89.
  30. ^ Ваес-Петинья, С. и Нентвиг, В. (2014) Экологическое и экономическое воздействие чужеродных наземных членистоногих в Европе. НеоБиота 22, 23–42.
  31. ^ Холденридер О., Паутассо М., Вайсберг П.Дж. и Лонсдейл Д. (2004) Болезни деревьев и ландшафтные процессы: проблема ландшафтной патологии. Тенденции экологии и эволюции 19, 446–452.
  32. ^ Кенис М., Огер-Розенберг М.А., Рокес А., Тиммс Л., Пере С., Кок MJW, Сеттеле Дж., Огюстен С. и Лопес-Ваамонде С. (2009) Экологические последствия инвазивных чужеродных насекомых. Биологические вторжения 11, 21–45.
  33. ^ Странный Р.Н. и Скотт PR (2005) Болезни растений: угроза глобальной продовольственной безопасности. Ежегодный обзор фитопатологии, 43, 83–116.
  34. ^ Аален Ф.Х., Уилан К., Стаут М. (1997) (редакторы) Атлас ирландского сельского пейзажа. UP, Корк, 352 стр.
  35. ^ Шуман Г.Л. (1991)Болезни растений: их биология и социальное воздействие. APS, Св. Павел, 397 стр.
  36. ^ Трипати, Л., Мванги, М., Абеле, С., Аритуа, В., Тушемерейрве, В.К., и Бандиопадхьяй, Р. (2009). Ксантомонада увядает: угроза производству бананов в Восточной и Центральной Африке. Болезни растений, 93 (5), 440–451.
  37. ^ Вурро М., Бончиани Б. и Ванначчи Г. (2010) Новые инфекционные заболевания сельскохозяйственных культур в развивающихся странах: влияние на сельское хозяйство и социально-экономические последствия. Продовольственная безопасность 2, 113–132.
  38. ^ Кенис, М., Бачер, С., Бейкер, RHA, Бранкварт, Э., Брюнель, С., Холт, Дж., Халм, П.Е., МакЛауд, А., Пергл, Дж., Петтер, Ф., Пайсек , П. Шрейдер, Г., Сиссонс, А. и Старфингер, У. (2012) Новые протоколы оценки воздействия вредных организмов на окружающую среду в схеме поддержки принятия решений ЕОКЗР для анализа фитосанитарного риска. Бюллетень ЕОКЗР 42 (1), 21–27.
  39. ^ ФАО (2006) МСФМ 1 Фитосанитарные принципы защиты растений и применения фитосанитарных мер в международной торговле. ФАО Рим
  40. ^ ЕОКЗР (2021) Платформа ЕОКЗР по PRA. Онлайн https://pra.eppo.int/
  41. ^ Гриффен, Р. (2012) Неопределенность в анализе фитосанитарного риска, стр. 209-222. В: Деворшак К. (ред.) Концепции и применение анализа фитосанитарного риска растений. CABI, Уоллингфорд. 296 стр.
  42. ^ Сэнсфорд CE (1999). Анализ фитосанитарного риска в Великобритании: его использование для выявления возможностей исследования патогенов экзотических растений. Труды Национального управления по охране здоровья животных и растений, Австралийский семинар «Здоровье растений в новой глобальной торговой среде: управление экзотическими насекомыми, сорняками и патогенами», 23–24 февраля 1999 г., 99–111.
  43. ^ Бразье, CM (2008). Угроза биобезопасности Великобритании и глобальной окружающей среде со стороны международной торговли растениями. Патология растений 57 (5), 792–808.
  44. ^ Брайзер, CM (2005) Предотвращение инвазивных патогенов: недостатки в системе. Плантман 4, 54–57.
  45. ^ Уэббер, Дж. (2010) Анализ фитосанитарного риска и пути проникновения патогенов растений. Новозеландский журнал лесной науки 40 (приложение) S45-S56.
  46. ^ де Вьен Д.М., Худ М.Э. и Жиро Т. (2009)Филогенетические детерминанты потенциальной смены хозяев у грибковых патогенов. Журнал эволюционной биологии 22, 2532–2541.
  47. ^ Гилберт Г.С. и Уэбб СО (2007)Филогенетический сигнал в диапазоне растительных патогенов-хозяев. Труды Национальной академии наук США 104, 4979–4983.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d575b1e2d726fce5fec3ebb7443640b6__1664363280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/b6/d575b1e2d726fce5fec3ebb7443640b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pest risk analysis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)