Кутаюддха
Кутаюдха или кута-юддха ( санскрит : kootayudha ISO : kūṭayuddha/ kūṭa-yuddha , также пишется Кутаюдха) — санскритское слово, состоящее из двух корней: кута ( кута ), обычно объясняемый как злой гений, нечестный, коварный, несправедливый или неправедный, и юддха ( битва ) означает войну. [1] [2] [3] Хотя точного английского перевода не существует, кутаюдха объясняется как противоположность дхарма-юддхи (от понятия дхарма ), которая, в свою очередь, объясняется как этическая, праведная или справедливая война и война. Уберите этику из войны, и вы получите настоящую войну, кутаюддха. [1] [2] Он также известен как Читраюддха . [4]
Махабхарата дхарма считается войной, которая была -юддхой ; однако сама война содержит практики как кутаюдхи, так и дхарма-юддхи. [1] Древнеиндийский трактат «Артхашастра» (3 век до н.э.), приписываемый Каутилье , уделяет значительное место таким методам кутаюдхи, как обман. [5] В индуистской философии царит дхарма-юддха, которая является окончательным победителем; однако на практике кутаюдха является необходимым стандартом или образом жизни и войны. [5] Контраст кута-юддхи и дхарма-юддхи аналогичен тому, что Макиавелли пытается объяснить в «Государе» (1532). [6] Обман, упомянутый в книге Тацита об истории Римской империи, также имеет сходство с концепциями кутаюдхи Каутильи. [7] Кутаюдху называют защитной концепцией, а не наступательной. [4] [8] Более мягкая версия кутаюдхи появилась около 900 г. н.э. [9] Нитисара , еще один древнеиндийский трактат, пытался сбалансировать бинарные системы. [10] Кутаюдха также находит свое отражение в Панчатантре и Хитопадеше . [10] Шукра-Нити говорит, что если правитель слишком слаб, чтобы участвовать в какой-либо битве, включая атаку с тыла, тогда правитель должен использовать партизанскую войну. [11]
Кутаюдха противопоставляется пракаша-юдхе , что можно перевести как «освещенная или открытая война», в которой объявляются место и время битвы. [12] [1] [2] Асура-юддха — это разновидность кутаюдхи, более смертоносная и аморальная с точки зрения результата. [6] Туснимдандена , использующий такие методы, как обман или отравление, чтобы устранить лидеров противника, [7] распространяется и на тушним-юддха (тихая война). [4] Компоненты кутаюдхи включают дваидхибхаву (двойную политику), дваидхибхуту (заключение договора с врагом о нападении на другого), терпение, когда третьи стороны сражаются в калахе ( борьбе не на жизнь, а на смерть), разжигание вражды между третьими сторонами и нападение на противника. третья сторона, которая сталкивается с проблемами лидерства. [13] Некоторые сторонники куттаюдхи включают в себя нападение на мирных жителей. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дешинкар, Стратегическое мышление в древней Индии и Китае (1996) , с. Я.
- ^ Перейти обратно: а б с Рой 2012 , с. xiv-xv, Глоссарий.
- ^ Перейти обратно: а б Рой 2009 , с. 54. "кутаюддха: Несправедливая война, предполагающая обман, предательство и т. д. В таком конфликте все свободно и справедливо. Ночные атаки, засады, тактическое отступление и последующее внезапное контрнаступление, дезинформирование и дезинформация противника, отравление вражеского руководства и причинение вреда мирному населению вражеской страны — это некоторые из техник кутаюддхи».
- ^ Перейти обратно: а б с Балакришна, Сандип (6 октября 2018 г.). «Индуистский кодекс военной этики и джихада» . Посылка Дхармы . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дешинкар, Стратегическое мышление в древней Индии и Китае (1996) , с. II.
- ^ Перейти обратно: а б Рой 2012 , с. 71, 3: Кутаюдха Каутильи.
- ^ Перейти обратно: а б Рой 2012 , с. 76-77, 3: Кутаюдха Каутильи.
- ^ Рой 2009 , с. 38.
- ^ Рой 2009 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Рой 2009 , с. 39.
- ^ Рой 2009 , с. 40.
- ^ Гаутам, Прадип Кумар (2013). «Понимание Артхашастры Каутильи» . Мировые дела: Журнал международных проблем . Фонд Капура Сурьи: 35. JSTOR 48535489 .
- ^ Рой 2012 , с. 77, 3: Кутаюдха Каутильи.
- Библиография
- Дешинкар, Гири (1 февраля 1996 г.). «Стратегическое мышление Каутильи и Сунь Цзы» . Отчет Китая . 32 (1). МУДРЕЦ: 1–13. дои : 10.1177/000944559603200101 . ISSN 0009-4455 . S2CID 143301563 .
- — Дешинкар, Гири. «Стратегическое мышление в Древней Индии и Китае: Каутилья и Сунци» . ignca.gov.in . Национальный центр искусств Индиры Ганди . Проверено 21 сентября 2021 г.
- Рой, Кошик (15 октября 2012 г.). Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-57684-0 .
- Рой, Кошик (2009). «2: Нормы войны в индуизме». В Поповски, Весселин; Райхберг, Грегори М.; Тернер, Николас (ред.). Мировые религии и нормы войны (PDF) . Издательство Университета Организации Объединенных Наций. ISBN 978-92-808-1163-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дешпанде, Анируд (2014). Рой, Кошик (ред.). «Панегирик брахманам» . Экономический и политический еженедельник . 49 (4): 38. ISSN 0012-9976 . JSTOR 24479419 – через JSTOR.
... неясно, почему дхармаюдху и кутаюдху следует рассматривать в противоречии друг с другом.