Неолиберализм на Ближнем Востоке и в Северной Африке
В послевоенный период многие лидеры региона MENA приняли модель экономического роста, основанную на импортозамещающей индустриализации , в которой государство активно вмешивалось в государственный и частный секторы для ускорения экономического роста. [ 1 ] Качество реформ во многом зависело от качества существующих политических режимов. К 1970-м годам коррупция и жесткость в государственном секторе, а также глобальные экономические события остановили экономический рост. [ 2 ] В 1980-х годах страны Ближнего Востока и Северной Африки начали принимать неолиберальные пакеты структурной перестройки (ПСП), которые выступали за открытие рынков и устранение торговых барьеров. [ 3 ] Дерегулирование рынка, государственно-частное партнерство (ГЧП) и открытие региона для мирового рынка способствовали огромным экономическим и социальным преобразованиям, которые определили последние четыре десятилетия в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. [ 4 ] Хотя неолибералистская политика привела к значительному экономическому росту, она оставила большую часть населения Ближнего Востока и Северной Африки безработной. [ 3 ] Это вызвало неоднократные социальные волнения, которым, в свою очередь, противодействовал приход к власти авторитарных диктаторов, которых поддерживали МВФ и Всемирный банк. [ 5 ] [ 6 ] Таким образом, влияние неолиберализма на БВСА продолжает оставаться широко обсуждаемой и противоречивой темой, которая, несомненно, оставила большой след в регионе.
Начиная с конца 1960-х годов на Ближнем Востоке было проведено несколько неолиберальных реформ. [ 7 ] [ 8 ] Например, Египет часто связывают с проведением неолиберальной политики, особенно с политикой «открытых дверей» президента Анвара Садата на протяжении 1970-х годов. [ 9 ] и Хосни Мубарака в период с 1981 по 2011 год. последовательные экономические реформы [ 10 ] Эти меры, известные как аль-Инфитах , позже распространились по всему региону. В Тунисе неолиберальная экономическая политика ассоциируется с бывшим президентом и фактическим диктатором. [ 11 ] Зин Эль-Абидин Бен Али ; [ 12 ] его правление ясно показало, что экономический неолиберализм может сосуществовать и даже поощряться авторитарными государствами. [ 5 ] Ответы на глобализацию и экономические реформы в Персидском заливе также рассматривались через неолиберальную аналитическую структуру. [ 13 ]
Противоречия экономическому росту, возглавляемому государством
[ редактировать ]После обретения независимости в межвоенный период и после Второй мировой войны многие лидеры государств Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) считали себя инженерами новых государств, призванными обратить вспять «отсталость» их экономического развития. Хотя идеологии в разных странах различались, почти все государства Ближнего Востока приняли экономическую модель импортозамещающей индустриализации (ISI) . [ 14 ] [ 15 ] В Египте , где эта стратегия энергично реализовывалась в 1950-х и 1960-х годах, [ 15 ] преобладало мнение, что только государство может эффективно мобилизовать и организовать необходимые ресурсы, чтобы предотвратить чрезмерную трату ресурсов. Особенно в регионах Ближнего Востока уровень образования в целом был недостаточным, а их экономика основывалась на сельскохозяйственной системе с низкой производительностью и неэффективным использованием дефицитного капитала. Примером этих событий стала большая государственная служба и большая рабочая сила для государственных проектов, реализуемых государством. Это требовало высокого качества политического руководства для обеспечения эффективности этой политики государства. [ 16 ] Более того, государство монополизировало ресурсы посредством национализации многих секторов. Они контролировали инвестиционные бюджеты, важные части банковской системы, минеральные богатства и материалы, а также важные части инфраструктуры, такие как дороги, железные дороги, электростанции и порты.
Еще одним важным элементом экономической модели ISI был акцент на справедливости. В результате колониального доминирования в девятнадцатом и начале двадцатого веков в странах Ближнего Востока и Северной Африки к тому времени, когда они стали независимыми, существовало огромное неравенство. [ 15 ] Реализация программ аграрной реформы, а также национализация частных и иностранных активов и преобладание государственного образования были примерами того, как стереть классовые различия. [ 17 ] Иногда такая политика агрессивно поощрялась, например, во время режима Насера в Египте.
Модель экономического роста рационального планирования требовала стратегии разработки таких масштабных программ. Поскольку капиталовложения в частный сектор были незначительными, государству необходимо было предоставить экономические рычаги для реализации крупных структурных экономических реформ. Во всем регионе не было веры в то, что частный сектор сможет осуществить эти крупномасштабные проекты мобилизации и планирования. Важными причинами недоверия было то, что частный сектор был слишком слаб в финансовом отношении, чтобы поддерживать эти программы. Более того, их ориентация на краткосрочную прибыль вместо долгосрочных структурных преобразований сделала их ненадежным партнером. [ 15 ]
Государство доминировало в частном секторе во многих странах и реализовало множество инфраструктурных проектов. Государство предоставит дороги, железные дороги, порты и энергетические станции для стимулирования экономической активности в государственном и частном секторах. Более того, государство взяло на себя и обеспечило сырьевую промышленность, обеспечив необходимыми материалами для создания дешевых промышленных товаров. Чтобы финансово стимулировать частный сектор, правительства вмешались на рынки капитала и предоставили дешевые кредиты с небольшими процентными ставками для получения дешевых кредитов. Его законодательство было направлено на защиту государственных компаний и предотвращение оттока капитала из страны. Государство также активно поглощало предприятия, которые не могли предотвратить высокий уровень безработицы. Прибыль использовалась для дальнейшего расширения деятельности без особого внимания к частному сектору. [ 15 ] Государственное вмешательство было связано с важными предпринимателями в этих обществах. По сути, социальные контракты стали политическими инструментами, с помощью которых граждане стран Ближнего Востока и Северной Африки были ограничены в политическом участии. Они получили множество экономических и социальных пособий. [ 17 ] Успех модели экономического роста под руководством государства отразился на показателях экономического роста. Даже несмотря на то, что в 1970-х годах нефтяной кризис начал создавать экономические проблемы, экономика Сирии выросла на 7 процентов, а экономика Иордании выросла даже на 12 процентов. [ 15 ]
Сила этих государств была разной в каждом конкретном случае, и многие из этих государств, возглавляемых ISI, наткнулись на препятствия. Потенциал создания сильного и национализированного государства зависел от крупных инвестиций в армию. Однако такие инвестиции стали результатом безудержной коррупции и покровительства между правительством и военными классами. [ 15 ]
Вдобавок ко всему, в 1970-е годы огромная государственная бюрократия начала парализоваться из-за медленной и неэффективной организации. [ 15 ] Структурная трансформация экономики стран БВСА в послевоенный период была связана с формированием человеческого капитала. Однако быстрый рост населения, увеличение военных бюджетов, ограниченность ресурсов, кроме нефти, и низкий уровень грамотности означали, что экономический спад имел серьезные последствия. [ 15 ] Более того, молодые отрасли редко были конкурентоспособными на международном уровне. Продукты в стране оставались дорогими и некачественными. Сосредоточение внимания на тяжелой промышленности также не привело к созданию новых рабочих мест в частном секторе. Учитывая молодое население, государству пришлось создавать новые рабочие места, чтобы предотвратить рост безработицы. [ 15 ]
Внешне нефтяной кризис 1973 года оказал различное влияние на страны БВСА, в зависимости от типа экономики, которой располагали эти страны. Богатые нефтью страны Персидского залива извлекли большую выгоду из нефтяного бума 1970-х годов. [ 15 ] В Иране в 1960-е годы и в Саудовской Аравии в 1970-е годы темпы роста экономики на душу населения составляли около 8 процентов. [ 15 ] Страны, не имевшие запасов нефти, но имевшие избыток рабочей силы, такие как Турция, Египет и Марокко, столкнулись с растущими финансовыми проблемами и огромными суммами долгов. Их долговой кризис в конечном итоге привел к смене модели экономического роста на Ближнем Востоке. Начиная с 1970-х годов кризис этих моделей привел к переходу к неолиберальной парадигме. В некоторых государствах, таких как Египет, ранние формы и политика неолиберализма были приняты в 1974 году с помощью программы Infitah. Развитие под руководством государства, которое характеризовало регион, было заменено, как внутренними, так и внешними факторами, неолиберальной моделью, в которой государство отступило. [ 15 ]
Переход к неолиберализму
[ редактировать ]
К 1980-м годам процесс государственного вмешательства привел к глубокому кризису как в государственном, так и в частном секторах стран Ближнего Востока и Северной Африки. Приватизация была центральным элементом изменений, необходимых для открытия экономики этих стран. [ 14 ] В то время как глобальные экономические процессы трансформировались под влиянием неолиберальной волны, 1980-е годы в странах MENA были отмечены медленным переходом. В основном это было результатом сопротивления многих общественных сил неолиберальным реформам. В результате историю программ структурной перестройки (ПСП) в странах Ближнего Востока и Северной Африки можно разделить на два этапа. [ 3 ] 1980-е годы были периодом небольших и скромных реформ существующих систем экономического роста, возглавляемых государством. Только в 1990-х и 2000-х годах люди увидели ускорение приватизации, дерегулирования и либерализации, в ходе которых были приватизированы многие государственные компании. [ 3 ] [ 15 ]
С начала 1980-х годов все крупные международные финансовые институты выступали за необходимость неолиберальных реформ. Приход Маргарет Тэтчер в Британию и Рональда Рейгана в США положил начало мерам по приватизации, дерегуляции и либерализации в этих странах. Такие институты, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, также выступали за неолиберальную парадигму. Страны будут получать кредиты при условии использования и реализации определенных условий. [ 14 ] Отчеты этих финансовых учреждений на Ближнем Востоке обычно строились на тему кризиса. Если регион не изменит свою экономическую политику, его ждет экономический кризис, связанный с высоким уровнем безработицы и низким экономическим ростом. Этот дискурс о неизбежном кризисе был важен для создания возможности для нового экономического мировоззрения, основанного на рыночных механизмах и с уходом государства из экономики. [ 3 ]
В странах Ближнего Востока и Северной Африки наступление неолиберального поворота привело к дальнейшему расхождению между странами, богатыми ресурсами и рабочей силой (RRLA) и странами, бедными ресурсами и рабочей силой (RPLA). Страны, располагавшие большими запасами нефти, не проводили крупных структурных преобразований, поскольку их режимы не терпели международных игроков, находящихся вне их прямого контроля. [ 17 ] Чтобы остаться у власти, их режимы все больше зависели от репрессий и покровительства в своих союзах с влиятельными игроками. В странах, не имеющих природных ресурсов, таких как нефть или газ, политическим режимам пришлось искать новые способы ускорения экономического роста, в то время как уровень их долга увеличивался. [ 15 ] С их точки зрения, Программы структурной перестройки (ПСП) Всемирного банка и МВФ были призваны создать новый альянс с бизнес-элитой. Это могло бы сократить доминирование профсоюзов и бюрократической элиты. [ 15 ]
Первоначальное сопротивление неолиберальным реформам
[ редактировать ]Одна из проблем реформирования экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки заключалась в том, что штаты предоставили привилегии некоторым рыночным предпринимателям. Когда доверие к государственным стратегиям развития падало, реформы не всегда начинались. Экономические реформы бросят вызов правящим элитам, контролирующим значительную часть экономики.
Еще одним компонентом, препятствовавшим реформам, была сила организованного труда, выступавшего против любой формы реформ. Их относительно высокая заработная плата, льготы и стабильность рабочих мест означали, что они препятствовали любым реформам, которые уменьшали их привилегии. Кэмметт назвал государственный сектор во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки формой «рабочей аристократии», которая защищала свои привилегии во имя социализма и из страха перед большими цифрами безработицы. [ 15 ] Тем не менее, хотя профсоюзы выступали против любых реформ, они не хотели платить цену за развитие более эффективного государственного сектора.
Более того, руководители предприятий государственного сектора также сопротивлялись реформам, занимая свои привилегированные позиции. В послевоенный период новый управленческий класс возглавил низкопроизводительные и высокодефицитные предприятия. Из-за низкой производительности и высоких затрат они часто получали периодическую помощь от государства. Их рабочие места в государственном секторе были более гарантированными, а высокие зарплаты были поводом не переходить в частный сектор. Послевоенная система породила государственную буржуазию, которая сопротивлялась попыткам реформировать все более жесткие государственные предприятия. [ 15 ]
Первоначально многие государства MENA пытались как можно дольше отложить и предотвратить либерализацию и структурные реформы. Меры жесткой экономии представляли собой серьезный риск для лидеров, поскольку воспринимались как признак несостоятельности режима. [ 17 ] Зачастую они приводили к жестоким восстаниям в городских районах. Страны Ближнего Востока и Северной Африки восполнили дефицит своих ресурсов по большей части за счет обширных заимствований у стран ЕЭС или США. В странах, богатых ресурсами, эти пробелы могли бы быть компенсированы за счет экспорта нефти или газа. Однако финансовая ситуация в Египте, Иордании, Марокко и Тунисе стала настолько неустойчивой, что структурные корректировки стали единственной альтернативой экономическому росту, возглавляемому государством. [ 15 ] Во многих случаях приватизация в конечном итоге проводилась при отсутствии прозрачности для защиты интересов правящей элиты или ее союзников.
Используемые политики
[ редактировать ]Политики SAP
[ редактировать ]В начале 1980-х годов финансовый дискурс распространил предупреждения о надвигающемся финансовом кризисе в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. [ 3 ] Финансовые учреждения заявили, что быстрое увеличение рабочей силы в регионе не может быть удовлетворено медленным ростом занятости, прогнозируя стремительный рост уровня безработицы и огромное социальное недовольство. [ 3 ] Утверждалось, что только компании, занимающиеся экономическими реформами, могут предотвратить этот неизбежный экономический кризис, полностью игнорируя навязанную Западом зависимость от внешних рынков и двадцать лет оккупации и конфликта. [ 18 ] Кульминацией этого стало принятие спонсируемых МВФ пакетов структурных преобразований (ПСП), целью которых было быстрое ускорение экономического роста в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. [ 19 ] Открытые рынки и устранение барьеров для частного сектора стали центральными частями политики SAP, в которой в основном доминируют Египет , Марокко и Тунис . [ 20 ]
Тематическое исследование Египта
[ редактировать ]Египет быстро стал явным лидером региона с точки зрения приватизации , главным образом благодаря проводимой ранее в 1974 году политике «Инфитах» , которая в духе неолиберализма открыла двери для инвестиций частного сектора и либерализации капитала . [ 21 ] В 1980-х годах при Анваре Садате Египет начал распродавать свои государственные активы и прекращать субсидирование государственных компаний, поощряя их к самостоятельной конкуренции на рынке. [ 3 ] Эти процессы реструктуризации были вызваны получением кредитов от международных организаций, что неуклонно увеличивало государственный долг Египта. Кроме того, Египет был первой страной на Глобальном Юге , которая попыталась создать так называемые Ассоциации акционеров сотрудников (ESA). Их подтолкнуло USAID , которое приватизировало Транспортно-инжиниринговую компанию (TRENCO), государственную компанию по производству шин, занимающую большую долю египетского рынка. [ 22 ] страны Однако предполагаемое обещание демократизировать египетскую собственность на капитал так и не было полностью выполнено, поскольку ESA переложили долговое бремя компании на рабочих, которые получили лишь небольшую часть акций . [ 3 ] К 1990-м годам почти во всех процессах приватизации в Египте для достижения продажи государственных активов использовалась собственность сотрудников . Этот процесс только ускорился в начале 2000-х годов, и к 2008 году приватизация охватила телекоммуникационный, банковский сектор и сектор недвижимости. В результате в Египте было зарегистрировано наибольшее количество приватизированных предприятий во всем регионе, в результате чего Всемирный банк назвал его «главным реформатором региона». [ 23 ]
Дерегулирование рынка
[ редактировать ]В 2000-х годах в пакетах кредитов МВФ дерегулирование рынка труда определялось как главный приоритет, что соответствовало идее о том, что если заработная плата будет снижена, инвестиции станут более привлекательными для частного сектора. [ 3 ] Это ухудшение условий труда в государственном секторе было тесно связано с продолжающимся процессом приватизации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Таким образом, работодатели частного сектора смогли снизить заработную плату и по-прежнему привлекать рабочих, у которых не было другого выбора, кроме как согласиться. [ 24 ] Египет, Иордания, Марокко и Тунис последовали этому процессу дерегулирования, введя временные контракты и упростив увольнение работников государственного сектора, что вызвало споры и протесты.
Государственно-частное партнерство (ГЧП)
[ редактировать ]Процесс приватизации в регионе MENA был сосредоточен на использовании государственно-частного партнерства (ГЧП), соглашений между государственными учреждениями и компаниями частного сектора для завершения государственных проектов, таких как строительство электростанций или распределение воды. Страна Иордания двигалась быстрее всего: к 2006 году 40% ее населения получали питьевую воду от частных поставщиков. [ 3 ] Тем не менее, многие жизненно важные услуги по-прежнему находятся в ведении правительств стран Ближнего Востока и Северной Африки, а международные финансовые институты, такие как ЕИБ, с тех пор определили ГЧП как стратегическое направление для углубления неолиберализма в регионе.
Открытие мирового рынка
[ редактировать ]К 2004 году Тунис, Египет, Марокко и Иордания присоединились к ВТО и заключили соглашения об ассоциации с ЕС или соглашения о свободной торговле с Соединенными Штатами. Потоки капитала быстро перетекли в сторону относительно дешевой рабочей силы стран Ближнего Востока и Северной Африки, что усилило конкуренцию за внутренний капитал. Это ускорило неолиберальный сдвиг и превратило экономику региона в частную, рыночную и экспортно-ориентированную деятельность. Четыре страны приступили к снижению тарифов и устранению нетарифных барьеров, а также к сокращению правил для увеличения ПИИ в регион. [ 3 ] Однако вступление в ВТО также наводнило внутренние рынки стран дешевым текстилем, нанеся огромный ущерб отечественным компаниям. Например, импорт одежды в Египте увеличился на 500%, в то время как внутреннее производство стагнировало, что еще больше ухудшило трудовые права и заработную плату. [ 3 ]
Реструктуризация финансовых рынков
[ редактировать ]Наконец, МФО выступали за отмену государственного контроля над рынком, открытие банковского сектора для иностранной конкуренции и введение рынков ипотеки, облигаций и акций. [ 3 ] Такая либерализация кредита привела к расширению финансовых учреждений, которые стали все более взаимосвязаны с отраслью. Финансовые рынки объединили все компоненты неолиберального проекта, усилив власть крупнейших конгломератов над всеми аспектами общественной жизни региона.
Социальные и экономические последствия этой политики
[ редактировать ]Социальные
[ редактировать ]С момента постепенного внедрения неолиберальной политики в регионе Ближнего Востока и Северной Африки основные экономические и социальные права постепенно разрушались. [ 3 ] Вашингтонский консенсус предсказал огромный экономический рост в период с 1980 по 2000 год, но регион Ближнего Востока и Северной Африки пережил экономический застой, что привело к «потерянным десятилетиям». [ 25 ] В период с 2003 по 2008 год рост ускорился, но произошел за счет молодежи и женщин региона. Политика приватизации и дерегулирования снизила заработную плату и гарантии занятости, что нашло отражение в статистике высокого уровня безработицы. Это нашло отражение в постоянно высокой статистике безработицы в регионе: в Иордании, Тунисе, Марокко и Египте этот показатель превышает 10 процентов. [ 3 ] Эта тенденция продолжалась и в 2000-е годы, поскольку самую большую категорию безработных в Египте составляли женщины с выпускницами университетов. [ 26 ] По мере роста уровня безработицы и расширения неформального сектора в странах Ближнего Востока и Северной Африки резко возросла бедность. В 2006 году 40% египтян и марокканцев и 24% жителей Туниса жили за чертой бедности. [ 3 ] Эти показатели значительно снизились в последние годы, и в 2015 году только 15% египтян и тунисцев и менее 5% марокканцев все еще жили за чертой бедности. Тем не менее, очевидно, что неолиберальная политика стран Ближнего Востока и Северной Африки и сокращение государственных расходов негативно повлияли на социальные условия. [ 3 ] Такая политика была встречена неоднократными волнами протеста, такими как демонстрации и забастовки. Чтобы преодолеть эти протесты и успешно реализовать неолиберализм, возникли диктатуры и авторитарные режимы. [ 27 ]

Тунисский Зин Эль-Абидин Бен Али , поддержанный Европой, США и Всемирным банком, действительно положил начало эре неолиберализма в стране. [ 28 ] Точно так же Мубарак в Египте расширил политику «инфитах» и был быстро одобрен Всемирным банком и МВФ. [ 29 ] Эти диктаторы смогли обратиться к своим вооруженным силам и силам безопасности, чтобы подавить широкомасштабные протесты в странах Ближнего Востока и Северной Африки и провести свои неолиберальные реформы. [ 3 ] Этот симбиоз авторитарной власти и неолиберального управления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки продолжал ухудшать социальные условия его населения, и его долгосрочное воздействие все еще ощущается сегодня. [ 30 ]
Экономический
[ редактировать ]Хотя неолиберализм оказал негативное влияние на большинство населения стран Ближнего Востока и Северной Африки, в конечном итоге он способствовал значительному экономическому росту. [ 3 ] Дешевая рабочая сила и неформальная рабочая сила в регионе способствовали увеличению внутреннего капитала и предоставили выгодные возможности для иностранных инвесторов. Например, в Марокко, Египте, Тунисе и Иордании ежегодные темпы роста ВВП в период с 2003 по 2008 год в среднем составляли более 5 процентов. [ 3 ] Тем не менее, богатство региона сосредоточилось в руках богатого внутреннего класса капиталистов, который вскоре заявил о своих правах на владение основными секторами экономики. По сути, неолиберализм фактически перераспределил богатство от беднейших слоев населения региона к наиболее богатым классам общества, которые всегда оставались в основе неолиберального проекта в регионе. Это развитие остается решающим элементом при оценке революционной динамики « арабской весны» в 2011 году. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Салех, Дина (2022). «Политическая экономия импортозамещающей индустриализации в Египте (1950-1970 годы)» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.4305185 . ISSN 1556-5068 . S2CID 228680331 .
- ^ Гиллеспи, К.; Окрулик, Г. (1988). «Очистка коррупции на Ближнем Востоке» (PDF) . Ближневосточный журнал . 42 (1): 59–82. JSTOR 4327686 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Аллинсон, Хайме (5 сентября 2014 г.). «Хание, Адам. Линии восстания: проблемы современного капитализма на Ближнем Востоке». WorkingUSA: Журнал труда и общества (обзор книги). 17 (3). Уайли: 432–433. дои : 10.1111/wusa.12124 . ISSN 1089-7011 . Переиздано Бриллом как дои : 10.1163/17434580-01703009 [ нужна проверка ]
- ^ Арезки, Рабах; Белхадж, Ферид (май 2019 г.). Развитие инициатив государственно-частного партнерства на Ближнем Востоке и в Северной Африке: от государственного долга к максимизации финансирования развития (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. дои : 10.1596/1813-9450-8863 . hdl : 10986/31745 . Рабочий документ политических исследований 8863 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Цурапас, Герасимос (2013). «Другая сторона неолиберального чуда: экономическая реформа и политическая делиберализация в Тунисе Бен Али». Средиземноморская политика . 18 (1): 23–41. дои : 10.1080/13629395.2012.761475 . S2CID 154822868 .
- ^ «Неолиберальный авторитаризм в современном Египте» , «Корни восстания» , Cambridge University Press, стр. 1–36, 31 марта 2020 г., doi : 10.1017/9781108777537.001 , ISBN 978-1-108-77753-7 , S2CID 241711177 , получено 11 мая 2023 г.
- ^ Аюби, Назих Н. (1995). Переоценка арабского государства: политика и общество на Ближнем Востоке . Лондон: IB Tauris . стр. 329–395. ISBN 9781441681966 . OCLC 703424952 .
- ^ Лаура, Гуаззоне (2009). Арабское государство и неолиберальная глобализация: реструктуризация государственной власти на Ближнем Востоке . Garnet Publishing (UK) Ltd. Нью-Йорк: ISBN 9780863725104 . OCLC 887506789 .
- ^ Уотербери, Джон (1983). Египет Насера и Садата: политическая экономия двух режимов . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 9781400857357 . OCLC 889252154 .
- ^ Сулейман, Самир; Дэниел, Питер (2011). Осень диктатуры: финансовый кризис и политические перемены в Египте при Мубараке . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9780804777735 . OCLC 891400543 .
- ^ «Тунисский Бен Али: солдат, превратившийся в диктатора» . «Дейли телеграф» . 20 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Мерфи, Эмма (1999). Экономические и политические перемены в Тунисе: от Бургибы до Бен Али . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: St. Martin's Press совместно с Даремским университетом . ISBN 978-0312221423 . OCLC 40125756 .
- ^ Ханье, Адам (2011). Капитализм и класс в арабских государствах Персидского залива (1-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9780230119604 . OCLC 743800844 .
- ^ Jump up to: а б с Романьоли, Алессандро (6 июля 2022 г.). «Появление «кризиса суверенного долга» в странах БВСА 1970-х годов» . Ближневосточные исследования . 58 (5): 719–720. дои : 10.1080/00263206.2022.2081555 . ISSN 0026-3206 . S2CID 250360781 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кэмметт, Мелани Клэр; Диван, Ишак; Ричардс, Алан; Уотербери, Джон (2015). Политическая экономия Ближнего Востока (4-е изд.). Вествью Пресс. ISBN 978-0-8133-4938-1 .
- ^ Спрингборг, Роберт (2020). Политическая экономика Ближнего Востока и Северной Африки . Политическая пресса. стр. 38–42.
- ^ Jump up to: а б с д Юсеф, Тарик М (1 августа 2004 г.). «Развитие, рост и реформа политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке с 1950 года» . Журнал экономических перспектив . 18 (3): 91–116. дои : 10.1257/0895330042162322 . ISSN 0895-3309 .
- ^ ЛеВайн, Марк (15 декабря 2020 г.), «Колониализм в регионе» , Оксфордский справочник по социологии Ближнего Востока , Oxford University Press, стр. C3–76, doi : 10.1093/oxfordhb/9780190087470.013.5 , ISBN 978-0-19-008747-0 , получено 11 мая 2023 г.
- ^ Каршенас, М. (1994). «Структурная перестройка и занятость на Ближнем Востоке и в Северной Африке» (PDF) . Серия рабочих документов/Форум экономических исследований . 9420 .
- ^ Богерт, Коенраад (2 сентября 2013 г.). «Контекстуализация арабских восстаний: политика трех десятилетий неолиберализма в арабском мире» . Критика Ближнего Востока . 22 (3): 213–234. дои : 10.1080/19436149.2013.814945 . ISSN 1943-6149 . S2CID 144684360 .
- ^ Бейнин, Дж (2009). «Неолиберальная структурная перестройка, политическая демобилизация и неоавторитаризм в Египте». Арабское государство и неолиберальная глобализация: реструктуризация государственной власти на Ближнем Востоке .
- ^ Ауд, И.Г. (1994). «От национального буржуазного развития к «инфитам» Египта 1952-1992». Ежеквартальный журнал арабских исследований : 1–23.
- ^ Всемирный банк (2008). «Наибольший прогресс в рейтинге Doing Business 2008» .
- ^ Исфахани, HS (1998). «Глобализация и дерегуляция в странах БВСА». Рабочие документы Форума экономических исследований . 9812 .
- ^ Истерли, Уильям (2001). «Потерянные десятилетия: стагнация развивающихся стран, несмотря на политические реформы 1980–1998 годов» . Журнал экономического роста . 6 (2): 135–157. дои : 10.1023/а:1011378507540 . ISSN 1381-4338 . S2CID 55539105 .
- ^ Ассаад, Раги (2006). «Глава 13. Институты, решения домашних хозяйств и экономический рост в Египте» . Объяснение экономического роста на Ближнем Востоке . Вклад в экономический анализ. 278 . Эльзевир: 385–411. дои : 10.1016/s0573-8555(06)78013-0 . ISBN 9780444522405 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Вурзель, Ю.Г. (2009). «Политическая экономия авторитаризма в Египте: недостаточные структурные реформы, ограниченные результаты и отсутствие новых игроков». Арабское государство и неолиберальная глобализация: реструктуризация государственной власти на Ближнем Востоке . стр. 97–123.
- ^ Гормюш, Эврим; Акчалы, Эмель (27 июля 2020 г.). «Разнообразные формы укорененности: доморощенный неолиберальный авторитаризм в Тунисе при Бен Али» . Журнал международных отношений и развития . 24 (2): 408–429. дои : 10.1057/s41268-020-00196-7 . ISSN 1408-6980 . S2CID 256517865 .
- ^ Джойя, Анжела (13 марта 2020 г.). Корни восстания . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781108777537 . ISBN 978-1-108-77753-7 . S2CID 240602631 .
- ^ Тансель, Джемаль Бурак (01 апреля 2019 г.). «Неолиберализм и антагонизмы авторитарной устойчивости на Ближнем Востоке» . Южноатлантический ежеквартальный журнал . 118 (2): 287–305. дои : 10.1215/00382876-7381146 . ISSN 0038-2876 . S2CID 151106980 .
- ^ Халил, Ю. (2015). «Неолиберализм и провал арабской весны». Новая политика (15): 3.