Jump to content

Качество опыта

(Перенаправлено с «Качество опыта »)

Качество опыта ( QoE ) — это мера удовольствия или раздражения клиента от услуги (например, просмотра веб-страниц, телефонного звонка, телетрансляции). [1] QoE фокусируется на всем процессе обслуживания; это целостная концепция, похожая на область пользовательского опыта , но корни которой лежат в телекоммуникациях. [2] QoE — это развивающаяся междисциплинарная область, основанная на социальной психологии , когнитивной науке , экономике и инженерных науках , ориентированная на понимание общих требований к качеству человека.

Определение и понятия

[ редактировать ]

В 2013 году в контексте COST Action QUALINET качество качества было определено как: [1]

Степень восторга или раздражения пользователя приложения или сервиса. Это результат выполнения его ожиданий относительно полезности и/или удовольствия от приложения или услуги с учетом личности и текущего состояния пользователя.

Это определение было принято в 2016 году Международным союзом электросвязи в Рекомендации ITU-T P.10/G.100. [3] Раньше в этой области существовали различные определения QoE, и вышеупомянутое определение теперь находит широкое признание в сообществе.

QoE исторически возникло из качества обслуживания (QoS), которое пытается объективно измерить параметры обслуживания (такие как уровень потери пакетов или средняя пропускная способность ). Измерение QoS в большинстве случаев связано не с клиентом, а с самой средой передачи данных или сетью. QoE, однако, является чисто субъективным показателем общего качества предоставляемых услуг с точки зрения пользователя, отражающим эстетические и гедонистические потребности людей. [4]

QoE рассматривает предложение поставщика или поставщика с точки зрения клиента или конечного пользователя и спрашивает: «Какое сочетание товаров, услуг и поддержки, по вашему мнению, создаст у вас впечатление, что весь продукт предоставляет вам опыт, который вы желали и/или ожидали?» Затем он спрашивает: «Это то, что на самом деле предоставил продавец/поставщик?» Если нет, «Какие изменения необходимо внести, чтобы улучшить ваш общий опыт?» Короче говоря, QoE обеспечивает оценку человеческих ожиданий, чувств, восприятий, познаний и удовлетворенности в отношении конкретного продукта, услуги или приложения. [5]

QoE — это план всех человеческих субъективных и объективных потребностей и опыта в качестве, возникающих в результате взаимодействия человека с технологиями и с бизнес-субъектами в определенном контексте. [4] Хотя качество качества воспринимается как субъективное понятие, оно является важным показателем, который имеет значение для клиентов услуги. Возможность контролируемого измерения помогает операторам понять, что может быть не так с их услугами и как их улучшить.

Факторы качества качества

[ редактировать ]

Целью QoE является учет каждого фактора, влияющего на воспринимаемое пользователем качество системы или услуги. Сюда входят системные, человеческие и контекстуальные факторы. [6] Следующие так называемые «факторы влияния» были идентифицированы и классифицированы Рейтером и др.: [6]

  • Факторы человеческого влияния
    • Низкоуровневая обработка (острота зрения и слуха, пол, возраст, настроение и т. д.)
    • Обработка более высокого уровня (когнитивные процессы, социокультурные и экономические условия, ожидания, потребности и цели, другие черты личности…)
  • Факторы влияния системы
    • Связанные с контентом
    • Связанные с медиа (кодирование, разрешение, частота дискретизации,…)
    • Связанные с сетью (пропускная способность, задержка, джиттер и т. д.)
    • Связанные с устройством (разрешение экрана, размер дисплея,…)
  • Факторы влияния контекста
    • Физический контекст (местоположение и пространство)
    • Временной контекст (время суток, частота использования,…)
    • Социальный контекст (межличностные отношения во время опыта)
    • Экономический контекст
    • Контекст задачи (многозадачность, перерывы, тип задачи)
    • Технический и информационный контекст (взаимосвязь между системами)

Исследования в области QoE обычно фокусируются на системных факторах, в первую очередь из-за того, что они возникли в области QoS и сетевой инженерии. Благодаря использованию специализированных испытательных лабораторий контекст часто стремятся сохранить постоянным.

QoE против пользовательского опыта

[ редактировать ]

QoE тесно связано с областью взаимодействия с пользователем (UX), которая также фокусируется на взаимодействии пользователей с услугами, но отличается от нее. Исторически QoE возникло в результате телекоммуникационных исследований, а UX уходит корнями в взаимодействие человека и компьютера . [2] Обе области можно считать междисциплинарными. В отличие от UX, цель улучшения QoE для пользователей в большей степени мотивирована экономическими потребностями. [7]

Вексунг и Де Мур выделяют следующие ключевые различия между этими областями: [2]

качество взаимодействия UX
Происхождение Телекоммуникации Взаимодействие человека и компьютера
Движущая сила Технологичный Человекоориентированный
Теоретическая основа Подходы к измерениям и приборному обеспечению

Историческое отсутствие теоретических основ

Неинструментальные исследования

Теоретические основы гедонической психологии

Измерение и оценка Преимущественно количественные исследования

Эмпирико- позитивистские исследования

Преимущественно качественные методы

Интерпретативные и конструктивистские исследования

Опыт и представления Фокус на «формирование качества» и восприятие качества Сосредоточьтесь на концепции «опыта»

Измерение качества взаимодействия

[ редактировать ]

QoE как мера сквозной производительности на уровне обслуживания с точки зрения пользователя является важным показателем при проектировании систем и инженерных процессов. Это особенно актуально для видеосервисов , поскольку из-за высоких требований к трафику плохая производительность сети может сильно повлиять на работу пользователя. [8] [9] Таким образом, при проектировании систем часто учитывается ожидаемый результат, то есть ожидаемое качество взаимодействия, а также в качестве показателя производительности системы и цели оптимизации .

Для измерения этого уровня QoE можно использовать человеческие рейтинги. Средний балл мнений (MOS) — широко используемый показатель для оценки качества сигналов СМИ. Это ограниченная форма измерения QoE, относящаяся к конкретному типу носителя, в контролируемой среде и без явного учета ожиданий пользователей. MOS как индикатор качества восприятия использовался для аудио- и речевой связи, а также для оценки качества интернет-видео, телевидения и других мультимедийных сигналов. [10] и просмотр веб-страниц. [11] Из-за присущих ограничений измерения QoE в одном скалярном значении полезность MOS часто обсуждается. [12]

Субъективная оценка качества требует большого количества человеческих ресурсов, что делает ее трудоемким процессом. Методы объективной оценки могут быстрее обеспечить качественные результаты, но требуют выделенных вычислительных ресурсов. Поскольку такие инструментальные алгоритмы качества видео часто разрабатываются на основе ограниченного набора субъективных данных, точность их прогнозирования QoE может быть низкой по сравнению с человеческими оценками.

Метрики QoE часто измеряются на конечных устройствах и концептуально могут рассматриваться как оставшееся качество после искажения, внесенного во время подготовки контента и доставки по сети, до тех пор, пока оно не достигнет декодера на конечном устройстве. В цепочке подготовки и доставки СМИ есть несколько элементов, и некоторые из них могут привести к искажениям. Это приводит к ухудшению качества контента, и некоторые элементы в этой цепочке могут рассматриваться как «релевантные QoE» для предлагаемых услуг. Причины ухудшения применимы для любой мультимедийной услуги, то есть не только для видео или речи. Типичные ухудшения происходят в системе кодирования ( ухудшение сжатия ), транспортной сети, сети доступа (например, потеря пакетов или задержка пакетов ), домашней сети (например, производительность Wi-Fi ) и конечном устройстве (например, производительность декодирования).

Управление качеством взаимодействия

[ редактировать ]

Было предложено несколько решений по управлению сетью и управлению полосой пропускания , ориентированных на QoE, которые направлены на улучшение QoE, предоставляемого конечным пользователям. [13] [14] [15] [16]

При управлении сетью может приниматься во внимание справедливость QoE , чтобы обеспечить достаточную удовлетворенность пользователей (т. е. высокое качество QoE) справедливым образом. С точки зрения QoE, сетевыми ресурсами и мультимедийными услугами следует управлять так, чтобы гарантировать определенные уровни QoE вместо классических параметров QoS, которые не могут отражать фактическое предоставляемое QoE. Чистое управление, ориентированное на QoE, сталкивается с проблемой самой природы Интернета, поскольку интернет-протоколы и архитектура изначально не были предназначены для поддержки современных сложных и требовательных мультимедийных услуг.

В качестве примера реализации управления QoE: сетевые узлы могут получать информацию о QoE путем оценки состояния мультимедийной услуги, как ее воспринимают конечные пользователи. [17] Эту информацию затем можно использовать для улучшения доставки мультимедийных услуг по сети и упреждающего улучшения QoE пользователей. [18] Этого можно добиться, например, с помощью формирования трафика . Управление QoE дает поставщику услуг и оператору сети возможность минимизировать ресурсы хранения и сети, выделяя только те ресурсы, которые достаточны для поддержания определенного уровня удовлетворенности пользователей.

Поскольку это может включать ограничение ресурсов для некоторых пользователей или служб с целью повышения общей производительности сети и QoE, практика управления QoE требует сетевого нейтралитета . соблюдения правил [19]

  1. ^ Перейти обратно: а б Технический документ Qualinet по определениям качества опыта (2012 г.). Европейская сеть по качеству опыта в мультимедийных системах и услугах (COST Action IC 1003), Патрик Ле Калле, Себастьян Мёллер и Эндрю Перкис, ред., Лозанна, Швейцария, версия 1.2, март 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Вексунг, Ина; Мур, Кэтриен Де (2014). «Качество опыта и пользовательский опыт». В Мёллере, Себастьян; Рааке, Александр (ред.). Качество опыта . Серия T-Labs по телекоммуникационным услугам. Международное издательство Спрингер. стр. 35–54. дои : 10.1007/978-3-319-02681-7_3 . ISBN  9783319026800 .
  3. ^ Рекомендация МСЭ-T P.10/G.100: Словарь характеристик производительности, качества обслуживания и качества опыта. https://www.itu.int/rec/T-REC-P.10
  4. ^ Перейти обратно: а б Лагари, К.У. Рехман; Коннелли, К. (апрель 2012 г.). «На пути к полному качеству опыта: модель QoE в коммуникационной экосистеме» . Журнал коммуникаций IEEE . 50 (4): 58–65. дои : 10.1109/MCOM.2012.6178834 . S2CID   1123280 .
  5. ^ Лагари, Халил ур Рехман; Креспи, Ноэль; Молина, Б.; Палау, CE (25 марта 2011 г.). «Предоставление услуг с учетом QoE в распределенной среде» . Семинары IEEE Международной конференции по передовым информационным сетям и приложениям, 2011 г. (PDF) . IEEE. стр. 837–842. дои : 10.1109/WAINA.2011.58 . ISBN  978-1-61284-829-7 . S2CID   16342388 . Проверено 03 марта 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Райтер, Ульрих; Бруннстрем, Кьель; Мур, Кэтриен Де; Лараби, Мохамед-Чакер; Перейра, Мануэла; Пиньейру, Антонио; Ты, Джунён; Зганк, Андрей (01 января 2014 г.). «Факторы, влияющие на качество опыта». В Мёллере, Себастьян; Рааке, Александр (ред.). Качество опыта . Серия T-Labs по телекоммуникационным услугам. Международное издательство Спрингер. стр. 55–72. дои : 10.1007/978-3-319-02681-7_4 . ISBN  978-3-319-02680-0 .
  7. ^ Райхл, Питер; Таффин, Бруно; Майе, Патрик (2012). «Экономика качества опыта». В Хаджиантонисе, Антонис М.; Стиллер, Буркхард (ред.). Экономика телекоммуникаций . Конспекты лекций по информатике. Том. 7216. Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 158–166 . дои : 10.1007/978-3-642-30382-1_21 . ISBN  9783642303814 .
  8. ^ Добриан, Флорин; Аван, Асад; Джозеф, Дилип; Ганджам, Адитья; Жан, Джибин; Секар, Вьяс; Стойка, Ион; Чжан, Хуэй (01 марта 2013 г.). «Понимание влияния качества видео на вовлеченность пользователей». Коммун. АКМ . 56 (3): 91–99. дои : 10.1145/2428556.2428577 . ISSN   0001-0782 . S2CID   52897451 .
  9. ^ Кришнан, СС; Ситараман, РК (01 декабря 2013 г.). «Качество видеопотока влияет на поведение зрителя: выявление причинно-следственной связи с использованием квазиэкспериментальных планов». Транзакции IEEE/ACM в сети . 21 (6): 2001–2014. CiteSeerX   10.1.1.649.7730 . дои : 10.1109/TNET.2013.2281542 . ISSN   1063-6692 . S2CID   33425050 .
  10. ^ Винклер, С. (1 декабря 2009 г.). «Стандарты измерения качества видео — современное состояние и тенденции». 2009 г. 7-я Международная конференция по информации, коммуникациям и обработке сигналов (ICICS) . стр. 1–5. дои : 10.1109/ICICS.2009.5397585 . ISBN  978-1-4244-4656-8 . S2CID   17492762 .
  11. ^ Эггер, С.; Хоссфельд, Т.; Шац, Р.; Фидлер, М. (1 июля 2012 г.). «Время ожидания качества веб-сервисов». 2012 Четвертый международный семинар по качеству мультимедийного опыта . стр. 86–96. дои : 10.1109/QoMEX.2012.6263888 . ISBN  978-1-4673-0726-0 . S2CID   22818532 .
  12. ^ Хоссфельд, Тобиас; Хигаард, Пол Э.; Варела, Мартин; Мёллер, Себастьян (01 декабря 2016 г.). «QoE за пределами MOS: углубленный взгляд на QoE с помощью лучших показателей и их связи с MOS». Качество и пользовательский опыт . 1 (1): 2. arXiv : 1607.00321 . дои : 10.1007/s41233-016-0002-1 . ISSN   2366-0139 . S2CID   35445592 .
  13. ^ Баракович, Сабина; Скорин-Капов, Лея (2013). «Обзор и проблемы управления QoE в беспроводных сетях» . Журнал компьютерных сетей и коммуникаций . 2013 : 1–28. дои : 10.1155/2013/165146 .
  14. ^ Хоссфельд, Т.; Шац, Р.; Варела, М.; Тиммерер, К. (1 апреля 2012 г.). «Проблемы управления QoE для облачных приложений». Журнал коммуникаций IEEE . 50 (4): 28–36. дои : 10.1109/MCOM.2012.6178831 . ISSN   0163-6804 . S2CID   12740736 .
  15. ^ Зойферт, М.; Эггер, С.; Сланина, М.; Зиннер, Т.; Хобфельд, Т.; Тран-Гиа, П. (01 января 2015 г.). «Опрос качества адаптивной потоковой передачи HTTP». Обзоры и учебные пособия IEEE по коммуникациям . 17 (1): 469–492. дои : 10.1109/COMST.2014.2360940 . ISSN   1553-877X . S2CID   18220375 .
  16. ^ Баракович, Сабина; Скорин-Капов, Лея (23 марта 2013 г.). «Обзор и проблемы управления QoE в беспроводных сетях» . Журнал компьютерных сетей и коммуникаций . 2013 : 1–28. дои : 10.1155/2013/165146 . ISSN   2090-7141 .
  17. ^ Хейсегемс, Р.; Де Влишаувер, Б.; Де Шеппер, К.; Хавинкель, К.; Ву, Тинъяо; Лаевенс, К.; Ван Ликвейк, В. (1 июня 2012 г.). «Реконструкция сеанса для адаптивной потоковой передачи HTTP: закладываем основу для сетевого мониторинга QoE». 20-й международный семинар IEEE по качеству обслуживания , 2012 г. стр. 1–9. дои : 10.1109/IWQoS.2012.6245987 . ISBN  978-1-4673-1298-1 . S2CID   18377481 .
  18. ^ Петранджели, С.; Ваутерс, Т.; Хейсегемс, Р.; Бостон, Т.; Де Турк, Ф. (01 мая 2015 г.). «Сетевая динамическая приоритезация адаптивных потоков HTTP во избежание зависаний видео». Международный симпозиум IFIP/IEEE 2015 по интегрированному управлению сетями (IM) . стр. 1242–1248. дои : 10.1109/INM.2015.7140475 . hdl : 1854/LU-7016579 . ISBN  978-1-4799-8241-7 . S2CID   955351 .
  19. ^ Крамер, Ян; Вевиорра, Лукас; Вайнхардт, Кристоф (2013). «Сетевой нейтралитет: отчет о ходе работы». Телекоммуникационная политика . 37 (9): 794–813. CiteSeerX   10.1.1.258.5878 . дои : 10.1016/j.telpol.2012.08.005 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d99a80f431dac213e6948ed82dfbd64e__1717145400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/4e/d99a80f431dac213e6948ed82dfbd64e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quality of experience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)