Маккейский договор
Маккейский договор ( китайский : 中英續議通商行船條約 ) — договор из шестнадцати статей, подписанный правительствами Великобритании и китайской династии Цин 5 сентября 1902 года. По условиям договора ликинская система налогообложения была отменена. и первые шаги по отмене экстерриториальности для иностранных граждан.
Фон
[ редактировать ]Договор с британцами, а также с теми, с которыми подписал Цин, США и Японией, в период 1902–03 годов возник на основе статьи 11 Заключительного протокола 1901 года об урегулировании беспорядков 1900 года, также известного как «Боксерский протокол». в котором говорилось, что «китайское правительство согласилось провести переговоры о поправках, которые иностранные правительства сочли необходимыми к договорам о торговле и мореплавании, а также к другим предметам, касающимся коммерческих отношений, с целью их облегчения». [ 1 ] Это были последние договоры, подписанные Цин перед падением династии в 1911 году.
Переговорные команды
[ редактировать ]В состав китайской делегации входили Люй Хайхуань (1840–1927), президент Совета общественных работ, и Шэн Сюаньхуай (1844–1916), генеральный директор Китайской железнодорожной компании , которым помогали атташе А.Э. Хипписли и Ф.Э. Тейлор, которые были комиссарами в Китайской железнодорожной компании. Китайская морская таможенная служба (CMCS). Р.Э. Бредон, заместитель генерального инспектора CMCS, позже присоединился к команде в качестве помощника делегата. [ 2 ]
С британской стороны Джеймс Маккей делегацию возглавил (впоследствии первый лорд Инчкейп), которому помогали шанхайский купец Чарльз Дж. Даджен и секретарь пекинской миссии Генри Кокберн . [ 2 ]
Переговоры начались 11 января 1902 года и завершились 5 сентября того же года. В отличие от предыдущих договоров, заключенных в Нанкине (1842 г.) и Тяньцзине (1858 г.), Маккейский договор не был документом, составленным иностранной державой для печати цинскими чиновниками. Вместо этого китайская делегация изо всех сил старалась использовать преимущества своей стороны и осознавала влияние иностранных инициатив как на внутреннюю, так и на внешнюю налоговую политику. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Отмена системы налогообложения по принципу «ликин» и компенсация за ее утрату легли в основу договора из шестнадцати статей и трех приложений к нему. Это был основной источник дохода как для провинциального, так и для уездного правительства по всему Китаю и предмет пристального интереса для Министерства иностранных дел, а также для генерал-губернатора Хугуана Чжан Чжидуна и Лю Куньи , генерал-губернатора Лянцзяна . Несмотря на ее важность как источника дохода, сорок лет злоупотреблений системой ликин со стороны местных властей раздражали как китайское, так и иностранное торговое сообщество. Чтобы компенсировать эту потерю, режим Цин увеличил импортные пошлины до 12,5% адвалорной пошлины , а экспортные пошлины увеличились до 7,5%. Для поддержания справедливого баланса предыдущие внутренние транзитные пошлины, взимаемые с иностранных товаров, были отменены. [ 3 ]
Статья IV регулировала владение китайскими гражданами акциями в зарегистрированных на Западе компаниях. [ 4 ]
Статья XII договора касалась спорного вопроса экстерриториальности , согласно которому иностранцы освобождались от юрисдикции китайских юридических властей. По инициативе Чжан Чжидуна в статье, «беспрецедентной в отношениях Китая с Западом», утверждалось: [ 5 ]
«Китай выразил сильное желание реформировать свою судебную систему и привести ее в соответствие с судебной системой западных стран, Великобритания соглашается оказать всяческую помощь такой реформе, и она также будет готова отказаться от своих экстерриториальных прав, когда она удовлетворена тем, что состояние китайских законов, порядок их применения и другие соображения оправдывают ее это». [ 6 ]
Индийский опиум был освобожден от новой импортной пошлины, ее стоимость осталась на уровне 110 таэлей за ящик, при этом в договоре говорилось, что «не было намерения вмешиваться в право Китая облагать налогом местный опиум». [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Собрание влиятельной Китайской ассоциации , состоявшееся в Шанхае через месяц после подписания, одобрило договор большинством в 53 голоса против 45. [ 8 ] Однако в 1905 году британские купцы в городе пожаловались по телеграфу государственному секретарю Великобритании по иностранным делам лорду Лэнсдауну , что «...Китай игнорирует договор Маккея, делая его неэффективным в большинстве основных вопросов. Китай активно выступает против валюты, добычи полезных ископаемых, положения о налогообложении и навигации. Мы просим британское правительство настоять на немедленном вступлении договора в силу». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деньги 2005 , стр. 19, 20.
- ^ Перейти обратно: а б Деньги 2005 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Деньги 2005 , с. 21.
- ^ Браун 1996 , с. 276.
- ^ Деньги 2005 , с. 22.
- ^ Кассель 2012 , с. 175.
- ^ Лоуз 1966 , с. 73.
- ^ «Китайский таможенный договор» . Вечерний телеграф . Архив британской газеты . 28 октября 1902 г. с. 4 . Проверено 17 сентября 2014 г.
- ^ «Договор Маккея с Китаем» . Manchester Courier и генеральный рекламодатель Lancaster . Архив британской газеты . 4 мая 1905 г. с. 4 . Проверено 17 сентября 2014 г.
- Библиография
- Браун, Раджешвари Ампалаванар (1996). Китайское коммерческое предприятие . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-14293-9 .
- Кассель, Пар Кристоффер (2012). Основания для суждения: экстерриториальность и имперская власть в Китае и Японии девятнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979205-4 .
- Лоус, Питер Д. (1966). Генезис международного контроля над наркотиками . Библиотека Дроз. ISBN 978-2-600-04030-3 .
- Ван, Донг (2005). Неравные договоры Китая: рассказ о национальной истории . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-5297-3 .