Ибн аль-Фувати
Камаль ад-Дин Абд ар-Раззах ибн Ахмад ибн аль-Фувати ( арабский : عبد الرزاق بن أحمد بن الفوطي ), наиболее известный как Ибн аль-Фувати (25 июня 1244 г. - 1323), средневековый библиотекарь и историк, много написавший, но чьи труды по большей части утеряны. Его самая важная дошедшая до нас работа — « Талкиш» , биографический словарь.
Биография
[ редактировать ]Ибн аль-Фувати родился 25 июня 1244 года в Багдаде . [ 1 ] Его семья происходила из Марв ар-Руда в Хорасане . [ 2 ] Его нисба указывает на то, что один из его родителей был продавцом поясных бинтов (араб. фута , множественное число: фоват ). [ 2 ] В возрасте 14 лет он был порабощен и заключен в тюрьму монголами во время осады Багдада (1258 г.), а затем был доставлен в Адхарбайджан . [ 1 ] [ 2 ] В 1261/2 году он присоединился к Насиру ад-Дину ат-Туси в Мараге и был назначен библиотекарем обсерватории Мараге . Туси [ 1 ] Находясь в Мараге, Ибн аль-Фувати написал биографический словарь астрономов « Тахкерат ман кашада'л-рашад» (не сохранившийся). [ 2 ] Он остался в Мараге вместе с сыном и преемником Туси Асил ад-Дином. [ 2 ] В 1281 году Ибн аль-Фувати вернулся в Багдад по просьбе Ата-Малика Джувейни и был назначен директором школы Мустансирия . [ 1 ] [ 2 ]
Ибн аль-Фувати посетил Адхарбайджан как минимум трижды между 1304 и 1316 годами. [ 2 ] Он удалился в Багдад после казни Рашид-ад-Дина Хамадани в 1318 году. [ 2 ] Чарльз П. Мелвилл предполагает, что некоторые работы Ибн аль-Фувати были уничтожены во время последующего разграбления квартала Рашидия. [ 2 ] Религиозные убеждения Ибн аль-Фувати не поддавались строгой классификации, поскольку по-разному утверждалось, что он был ханбалитом , шафиитом , шиитом и суфием . [ 2 ] Он пил вино и прославился своими каллиграфическими работами. [ 2 ] Он умер в 1323 году в Багдаде. [ 2 ]
Литературная продукция
[ редактировать ]Самым важным из сохранившихся трудов Ибн аль-Фувейта является его биографический словарь « Талхиш» . [ 2 ] Считается, что « Талхиш» является сокращением « Маджмаал-адаб фи моджам аль-алкаб» . [ 2 ] Однако вполне возможно, что Маджмаль-адаб фи моджам аль-алкаб вообще никогда не существовал. [ 2 ] Мелвилл отмечает, что даже если работа и существовала, она, вероятно, так и не была завершена. [ 2 ] Сам Талкиш также так и не был завершен, поскольку многие записи не завершены или оставлены пустыми. [ 2 ] Точный объем Талхиша четко не определен, поскольку он, по-видимому, включает в себя широкий круг людей, имена которых встречал Ибн аль-Фувати. [ 2 ] Большинство записей охватывают людей из современного Ирака и современного западного и центрального Ирана , особенно Исфахана . [ 2 ] Мелвилл отмечает, что Талкиш содержит богатую информацию об интеллектуальной и культурной жизни Ильханата . [ 2 ]
Ибн аль-Фувати изучал монгольский и персидский языки ; хотя он не писал книг на персидском языке, у него была памятная книга ( маджмуа ) персидской поэзии. [ 2 ] В своем «Талхише» Ибн аль-Фувати иногда цитирует персидскую поэзию. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Мелвилл, Чарльз (1997). «ЭБН АЛЬ-ФОВАНИ, КАМАЛ-АЛЬ-ДИН АБД-АЛЬ-РАЗЗАК» . Энциклопедия Ираника, Том VIII, Фаск. 1 . стр. 25–26.
- Розенталь, Ф. (1971). «Ибн аль-Фувати » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 769–770. OCLC 495469525 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Комарофф, Линда (2006). За пределами наследия Чингисхана . Брилл. стр. 1–678. ISBN 9789004243408 .