Jump to content

Референдум по конституции Армении 2015 г.

Референдум по конституции Армении 2015 г.

6 декабря 2015 г.

Результаты
Выбор
Голоса %
Да 825,521 66.20%
Нет 421,568 33.80%
Действительные голоса 1,247,089 95.89%
Недействительные или пустые голоса 53,435 4.11%
Всего голосов 1,300,524 100.00%
Зарегистрированные избиратели/явка 2,566,998 50.66%

прошел конституционный референдум . в Армении 6 декабря 2015 года [ 1 ] Поправки к конституции поставили страну на путь от полупрезидентской системы к парламентской республике . [ 2 ] причем изменения начнут происходить во время избирательного цикла 2017–2018 годов. [ 3 ] Референдум прошел, его поддержали 66,2% избирателей. Явка избирателей составила 50,8%, преодолев порог в 33% для подтверждения результатов. [ 4 ] [ 5 ]

Противники новой конституции, которые утверждали, что поправка была способом президента Сержа Саргсяна остаться у власти после окончания его второго и последнего срока на посту, утверждали, что насилие, принуждение и фальсификация выборов были использованы для обеспечения голосования. [ 4 ]

Предложенные поправки, разработанные Специализированной комиссией по конституционным реформам, были направлены в Национальное собрание 21 августа. 5 октября Национальное собрание проголосовало 104 против 10 при трех воздержавшихся, чтобы поставить предложения на голосование. Республиканская партия Армении , Армянская революционная федерация и «Процветающая Армения» проголосовали за, а Армянский национальный конгресс и «Наследие» проголосовали против. Трое воздержавшихся были членами партии « Верховенство закона» , причем двое депутатов от партии проголосовали против этих предложений. [ 6 ]

Предлагаемые изменения

[ редактировать ]

Изменения в Национальном собрании

[ редактировать ]

В действующей конституции Национальное собрание контролирует исполнительную власть и отвечает за контроль над бюджетом. Согласно поправкам, Национальное собрание Армении будет состоять как минимум из 101 депутата вместо 131.

Более того, согласно избирательному закону, четыре места будут выделены этническим меньшинствам, по одному для русских , езидов , ассирийцев и курдов соответственно. [ 7 ] Кроме того, пропорциональная избирательная система при выборах в Национальное собрание будет использоваться .

Кроме того, согласно поправкам, Национальное собрание может принять закон об амнистии большинством голосов от общего числа парламентариев.

Изменения в выборах и назначении Премьер-министра и его обязанностях

[ редактировать ]

Президент Республики в трехдневный срок с начала срока полномочий вновь избранного Национального Собрания назначает Премьер-министром кандидата, выдвинутого парламентским большинством, сформированным в порядке, установленном статьей 89 Конституции. В семидневный срок со дня принятия отставки Правительства в случае подачи в отставку Премьер-министра или освобождения должности Премьер-министра Председатель Национального Собрания обязан на основе распределения депутатских мест и консультаций с парламентские фракции выдвигают кандидата в премьер-министры, пользующегося доверием большинства парламентариев. Национальное собрание избирает премьер-министра большинством голосов от общего числа парламентариев. Если премьер-министр не избран, через семь дней после голосования проводится второй тур голосования, в котором могут принять участие кандидаты в премьер-министры, выдвинутые фракциями. Если премьер-министр не избирается большинством голосов от общего числа парламентариев, Национальное собрание должно быть распущено в силу закона.

При формировании правительства в 10-дневный срок со дня назначения Премьер-министра Президент Республики по предложению Премьер-министра назначает заместителей Премьер-министра и министров. Премьер-министр в течение 20 дней с момента формирования Правительства должен представить Национальному Собранию программу Правительства. Национальное Собрание утверждает Программу Правительства в семидневный срок большинством голосов от общего числа парламентариев. Если Национальное Собрание не утвердит Программу Правительства и не изберет нового Премьер-министра в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 148 Конституции, то Национальное Собрание распускается в силу закона. Если Национальное собрание избирает Премьер-министра, но еще раз не одобряет программу правительства, Национальное собрание должно быть распущено в силу закона.

Согласно предыдущей конституции, премьер-министр должен контролировать деятельность правительства и координировать работу министров, а также принимать решения по организации деятельности правительства. Согласно новой конституции, премьер-министр в рамках программы правительства должен определять общие направления политики правительства, руководить деятельностью правительства и координировать работу членов правительства. По конкретным вопросам Премьер-министр может давать поручения членам Правительства. Премьер-министр возглавляет Совет Безопасности, порядок формирования и деятельности которого устанавливается законом.

Изменения в судебной власти

[ редактировать ]

В действующей Конституции отмечено, что прокуратура является целостной системой. При этом главой прокуратуры является Генеральный прокурор. Это утверждение повторяется и в проекте новой конституции. Главным отличием является способ назначения генерального прокурора. Согласно действующей Конституции, Генеральный прокурор назначается Национальным собранием сроком на шесть лет. Кроме того, Национальное собрание должно иметь рекомендацию Президента Республики. В отличие от действующей, проект новой конституции предполагает иной способ назначения. То есть: Генеральный прокурор будет назначаться Национальным Собранием тремя пятыми большинства голосов. Однако срок тот же – шесть лет. В обеих конституциях подчеркивается, что одно и то же лицо не может быть назначено генеральным прокурором более двух сроков подряд. Еще одно изменение связано со способом импичмента генпрокурора. Действующая конституция провозглашает, что генеральный прокурор может быть привлечен к ответственности только в случаях, установленных законом, по представлению президента. Более того, Национальное собрание должно набрать необходимый лимит голосов. Согласно новой конституции, даже без предложения президента Национальное собрание имеет право объявить импичмент генеральному прокурору только в случае достижения трех пятых голосов министров.

Изменения в обязанностях и ответственности президента

[ редактировать ]

Президент Республики Армения является главой государства. (статья 49, глава 3)

Согласно старой Конституции:

Президент Республики избирается гражданами Республики Армения сроком на пять лет . (статья 50, глава 3)

Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики более двух сроков подряд . (статья 50, глава 3)

Президентом может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет , являющееся гражданином Республики Армения последние десять лет, постоянно проживающее в Республике последние десять лет и имеющее избирательное право. Республики. (статья 50, глава 3)

Однако, согласно новой конституции, президента будут избирать сроком на 7 лет , и это лицо не может быть избрано более чем на 1 срок подряд.

каждый, кто достиг 40-летнего возраста , был гражданином только Республики Армения, постоянно проживал в Республике Армения последние шесть лет При этом Президентом Республики может быть избран и имеет избирательное право.

Избирательный процесс

[ редактировать ]

Согласно старой конституции, президент избирался народом прямым голосованием. Если в выборах участвуют более двух кандидатов и ни один из них не набирает более половины голосов, второй тур выборов проводится на четырнадцатый день после голосования. Два кандидата, получившие наибольшее количество голосов, могут участвовать во втором туре выборов Президента Республики. Во втором туре Президентом Республики избирается кандидат, набравший наибольшее число голосов . (статья 51, глава 3)

Однако, согласно новой конституции, Президент Республики избирается Коллегией выборщиков , состоящей из парламентариев Национального собрания и представителей, избранных из их числа органами местного самоуправления. кандидат, получивший не менее трех пятых Президентом Республики избирается голосов от общего числа членов Коллегии выборщиков. Если ни один из кандидатов не наберет такого большинства, проводится второй тур голосования, в котором могут принять участие все кандидаты, принявшие участие в первом туре. Президентом Республики избирается кандидат, набравший более половины голосов членов Коллегии выборщиков. Если ни один из кандидатов не наберет более половины голосов членов Коллегии выборщиков во втором туре, третий тур проводится голосования, в котором принимают участие два кандидата, получившие наибольшее число голосов. В третьем туре Президентом Республики избирается кандидат, набравший большее количество голосов.

Кроме того, Президент Республики Армения подписывает и публикует закон, принятый Национальным Собранием. Он или она должны обратиться в Конституционный суд для определения соответствия закона Конституции. Если Конституционный суд решит, что закон соответствует Конституции, Президент Республики должен подписать и опубликовать закон в течение пятидневный срок.

Критики назвали референдум «проектом Саргсяна», поскольку он позволит действующему президенту Сержу Саргсяну остаться де-факто у власти после второго срока, если правящая Республиканская партия победит на новых парламентских выборах. [ 8 ] «Наследие» Лидер партии Раффи Ованнисян заявил, что предлагаемая конституционная реформа проводится с целью создания в Армении единого политического партийного государства . [ 9 ]

Позиции парламентских партий

[ редактировать ]
Рекламный щит на проспекте Баграмяна в Ереване , пропагандирующий голосование «за»
Да
Нет

Одобрения

[ редактировать ]
Плакат Жирайром Сефиляном, с надписью: «Нет новой конституции преступного режима» антиправительственной организации, возглавляемой

Малые (внепарламентские) партии

[ редактировать ]
Да
Нет

Частные лица

[ редактировать ]
Нет

Опросы общественного мнения

[ редактировать ]
Дата Источник опроса Да Нет
24 ноября 2015 г. Передовые государственные исследования 35.8% 31.8%
10–21 сентября 2015 г. Гэллап Интернэшнл 29.1% 26.1%

Руководить

[ редактировать ]

Левон Зурабян , возглавлявший лагерь «Нет», заявил, что имели место «массовые случаи вбросов бюллетеней, насилия, давления, подкупа голосов». Европейская платформа демократических выборов сообщила о «беспрецедентном количестве нарушений». [ 24 ] Напротив, российские наблюдатели сообщили, что во время голосования нарушений или инцидентов не было. [ 25 ]

Результаты и реакции

[ редактировать ]
Выбор Голоса %
Для 825,851 66.20
Против 421,600 33.80
Недействительные/пустые голоса 53,332
Общий 1,303,466 100
Зарегистрированные избиратели/явка 2,567,047 50.78
Источник: Центральная избирательная комиссия.

Зурабян бойкотировал заседание парламента на следующий день, и сотни протестующих против новой конституции провели демонстрацию в Ереване. [ 4 ] Парламентская ассамблея Совета Европы сочла, что низкая явка вызвана тем, что новая конституция отвечает интересам правительства, а не населения, и осудила то, что она считала отсутствием общественных дебатов перед голосованием. [ 4 ] Ни одно из этих обвинений не было поддержано российскими наблюдателями за выборами. [ 25 ]

Грант Микаелян, научный сотрудник Института Кавказа , отметил, что референдум был сильно сфальсифицирован. Согласно одной из попыток реконструкции, лагерь «против» фактически выиграл референдум, набрав 55,3% голосов против 44,7% голосов за «да». [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Президент Армении назначил дату конституционного референдума» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 8 октября 2015 г.
  2. ^ « «Да» внутри, «нет» снаружи: Парламент одобряет пакет конституционных поправок на фоне протестов - Конституция» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 6 октября 2015 г. Проверено 5 октября 2015 г.
  3. ^ Абрамян, Гоар (9 декабря 2015 г.). «Все еще подсчет: ожидается, что результаты референдума не изменятся из-за пересчета голосов» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 15 декабря 2015 г. Проверено 9 декабря 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «Заявления Армении о мошенничестве ставят под угрозу референдум по конституции» . Новости Би-би-си. 7 декабря 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  5. ^ Армения: Кому выгодна конституционная реформа? EurasiaNet , 4 ноября 2015 г.
  6. ^ Парламент Армении одобряет решение конституционного референдума; некоторые оппозиционеры призывают к массовому неповиновению Панорама, 5 октября 2015 г.
  7. ^ Эдвардс, Максим (2 августа 2017 г.). «Армения: этнические меньшинства получают голос в парламенте» . ЕвразияНет . Проверено 2 августа 2017 г.
  8. ^ Кому нужна парламентская республика в Армении? Архивировано 27 ноября 2020 г. в Wayback Machine Вестник Кавказа , 5 октября 2015 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Наследие: Конституционная реформа Армении осуществляется с целью создания партийного государства» . news.am. ​4 сентября 2015 г.
  10. ^ Асланян, Карлен; Мовсисян, Ованес (24 августа 2015 г.). «Конституционная реформа «Победа Дашнакцутюн» » . azatutyun.am . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . ...Дашнакцутюн давно выступает за преобразование страны в парламентскую республику...
  11. ^ «Армянский национальный конгресс присоединяется к фронту «Нет» против проекта поправок в Конституцию» . news.am. ​Проверено 7 декабря 2015 г.
  12. ^ «ОЕК против проекта Конституции. Голосование по проекту в Национальном Собрании отложено на 1 час» . www.panorama.am . Проверено 7 декабря 2015 г.
  13. ^ Мурадян, Лилит (20 ноября 2015 г.). «Армянская демократическая партия выступает за конституционные изменения» (на армянском языке). Общественное радио Армении .
  14. ^ «Коммунистическая партия Армении выступает за конституционные изменения» . www.armenpress.am Проверено 7 декабря 2015 г.
  15. ^ «РАК однозначно выступает за конституционные реформы» . Утро - Новости из Армении . Проверено 7 декабря 2015 г.
  16. ^ «Социал-демократическая партия Гнчакян скажет «да» новой Конституции Армении» . news.am. ​17 октября 2015 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Никогосян, Алина (6 октября 2015 г.). «Одобрение парламентом конституционных поправок «антиконституционно», - считает Айрикян» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 25 октября 2015 года . Проверено 5 декабря 2015 г.
  18. ^ Никогосян, Алина (17 ноября 2015 г.). «Еще одно «нет» от малой политической партии: «Аязн» присоединяется к оппозиции по поводу поправок» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  19. ^ Лазарьян, Татевик (10 июня 2015 г.). «Кочарян раскритиковал конституционную реформу Армении» . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" (на армянском языке) . Проверено 7 декабря 2015 г.
  20. ^ Бедевян, Астхик. «Грант Багратян не передумал, он против внесения изменений в Конституцию» . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" (на армянском языке) . Проверено 7 декабря 2015 г.
  21. ^ «Жирайр Сефилян: «Серж Саргсян мечтает стать секретарем ЦК » . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" . Проверено 7 декабря 2015 г.
  22. ^ Григорян, Марианна (4 ноября 2015 г.). «Армения: кому выгодна конституционная реформа?» . eurasianet.org . Институт «Открытое общество» .
  23. ^ «Нет, 1000 раз. Армения стоит на пороге теневого государства. «Modus vivendi» » . lratvakan.am Проверено 7 декабря 2015 г.
  24. ^ Армения: Референдум оценен гражданскими наблюдателями и EPDE как нелегитимный. Архивировано 9 декабря 2015 г. в Wayback Machine EDPE.
  25. ^ Перейти обратно: а б Казанчян, Сирануш (6 декабря 2015 г.). "Российские наблюдатели заявляют об отсутствии нарушений в ходе референдума по конституции Армении" . Общественное радио Армении . Проверено 7 декабря 2015 г.
  26. ^ "Из истории выборов в Армении. Были ли выборы честными? Часть 2. 2000-е" (in Russian). 24 December 2018. Archived from the original on 25 December 2018.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9151f78acbd690f2f505150fb86e1d3__1688338980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/d3/d9151f78acbd690f2f505150fb86e1d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2015 Armenian constitutional referendum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)