Георгий Меточитес
Георгий Метохит ( греч . Γεώργιος Μετοχίτης ; ок. 1250–1328) был архидьяконом в Константинополе в 1270-х и начале 1280-х годов и важным, горячим сторонником союза Греческой и Латинской церквей, который был согласован на Втором Соборе. Лион (1274 г.).
Жизнь
[ редактировать ]О ранних годах жизни Метохитов ничего не известно. Впервые он появляется в Георгия Пахимера » « Истории в 1273 году как один из небольшой группы священнослужителей, поддержавших переговоры императора Михаила VIII Палеолога о церковном союзе с Римом. После Лионского собора он какое-то время служил послом Михаила при папских дворах Григория X , Иннокентия V , Иоанна XXI и Николая III ; среди прочего, он безуспешно выступал за совместный греко-латинский крестовый поход против турок. После расторжения Лионской унии после смерти императора Михаила (декабрь 1282 г.) Метохиты вместе с патриархом Иоанном Беккосом и архидьяконом Константином Мелитениотом оказались в политической немилости; антиунионистские советы в Константинополе в 1283 и 1285 годах низвели его до мирского статуса и обвинили в ереси; и он провел около 45 лет — гораздо большую часть своей жизни — в тюрьме за то, что оставался верным своим профсоюзным убеждениям. Его сын Феодор Метохит , не разделявший взглядов отца на унию с Римом, приобрел при императоре большое богатство и влияние. Андроник II , известный византийский гуманист; среди его учеников был Никифор Григора , историк и теолог -антипаламит . Кажется вероятным, что младшие Метохиты снабжали своего отца книгами и письменными принадлежностями; во всяком случае, старшие Метохиты за эти 45 лет написали ряд книг, дающих богословские и исторические обоснования церковного союза. Его книги не получили должного внимания ученых, отчасти из-за странного и сложного греческого стиля, которым они написаны.
Сочинения и издания
[ редактировать ]Некоторые сочинения Георгия Метохита были отредактированы с греческого и получили латинский перевод Льва Аллатия в семнадцатом веке; они перепечатаны в Ж.-П. Миня, Patrologia Graeca том. 141. К ним относятся его работы «Против Максимуса Планудеса» и «Против Мануэля Мосхопулоса» , в которых утверждается, что латинское учение о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, не противоречит ни разуму, ни традиции греческих отцов. Другая работа на ту же тему называется « Об исхождении Святого Духа» ; Франсуа Комбефис (1605–1679), переведший из него небольшой отрывок, утверждал, что это лучшее из когда-либо написанных произведений такого рода. Из этого пятитомного труда были опубликованы только два отрывка; они также встречаются в PG vol. Миня. 141. Метохиты также написали различные исторические труды, касающиеся раскола церквей, в которых он обсуждает происхождение раскола, более ранние попытки его исцелить, непосредственные приготовления к Лионской унии, осуществление унии в Византии и негативную реакцию на нее. это последовало за смертью Михаила VIII; эти сочинения были отредактированы Джозеф Коцца-Лузи под названием Historia Dogmatica («Догматическая история») и опубликовано в тт. VIII и X « А. Мая Nova Patrum Bibliotheca» (Рим, 1871 и 1905 гг.). Коцца-Лузи предоставил латинский перевод первой книги этой догматической истории ; две другие книги остались непереведенными. Главным объектом диатриб Метохитов в его Догматической истории является Патриарх Кипрский Григорий II, сменивший Бекка и которого Метохиты изображают негодяем и еретиком.
На сегодняшний день переводов произведений Георгия Метохита ни на один современный язык не существует. Это прискорбно, поскольку он остается одним из главных источников исторической информации того периода, в котором он жил, и был лично знаком с большинством крупнейших деятелей Византии в критический момент ее истории.
Метохитский стиль
[ редактировать ]Лев Аллатий описывает стиль письма метохитов следующим образом:
твердая во всем, грубая композиция, смягченная отсутствием красок, отсутствием ласки, тяжелыми предложениями, твердыми аргументами в пользу того, чего он хочет, но ужасная и сокрушительная в произнесении и навязывании имен.
«...[его сочинение] в целом сложное, резкое по композиции, смягченное никакой фальшивой краской или показным украшением, с трезвыми, мрачными мнениями и твердыми аргументами для доказательства того, что он имеет в виду, но ужасное и раздражительное в своем ораторском искусстве и выбор слов».
Библиография
[ редактировать ]- Геанакоплос, Дено Джон (1959). Император Михаил Палеолог и Запад, 1258–1282: исследование византийско-латинских отношений . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 287–291. OCLC 1011763434 .
- Лоран, М.-Х. «Жорж ле Метосит, посол Мишеля VIII Палеолога Иннокентию V», в: Miscellanea G. Mercati III (Ватикан, 1946), 136–156.
- Лоран, М.-Х. Блаженный Иннокентий V (Пьер де Тарантез) и его время (Ватикан, 1947), стр. 419–443. (Содержит издание К. Джанелли отчета метохитов о его миссии папе Григорию X.)
- «Грегори В. Лоран ,
- Лонерц, Р.Дж. «Теодор Меточит и сын отца», в: Byzantina et Franco-Graeca: series altera: избранные статьи, опубликованные с 1936 по 1969 год (Рим, 1978), стр. 39–50.
- Лонерц, Р. Дж. «Заметки по византийской истории и хронологии: Жорж Метошит в Бокере (осень 1275 г.),» Revue des études vizantines 20 (1962), 177–178.
- Салавиль, С. «Жорж Метохит», в: Словарь католического богословия VI (Париж, 1924), кол. 1238–39.
- Сатхас, К., изд. Средневековая библиотека I (Венеция, 1872 г.), стр. 154–193.
- Сеттон, Кеннет М. (1976). Папство и Левант (1204–1571), Том I: Тринадцатый и четырнадцатый века . Филадельфия: Американское философское общество. стр.) 121 и далее. ISBN 0-87169-114-0 .