Иоанн XI Константинопольский
Иоанн XI Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
![]() Самое раннее известное изображение Джона Беккоса. Из Жака Гоара «Евхологиона» (Париж, 1667 г.). | |
Церковь | Церковь Константинополя |
В офисе | 2 июня 1275 г. - 26 декабря 1282 г. |
Предшественник | Иосиф I Константинопольский |
Преемник | Иосиф I Константинопольский |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1225 |
Умер | Март 1297 г. |
Иоанн XI Беккос (также Беккус ; греческий : Ἰωάννης Βέκκος; ок. 1225 — март 1297) был патриархом Константинополя со 2 июня 1275 года по 26 декабря 1282 года и главным греческим защитником в византийские времена воссоединения Восточная православная и римско-католическая церкви.
Жизнь
[ редактировать ]Иоанн Беккос родился в Никее среди изгнанников из Константинополя в период латинской оккупации этого города и умер в заточении в крепости Св. Григория близ входа в Никомидийский залив . [ 1 ] Наши знания о жизни Беккоса основаны на его собственных сочинениях, а также на трудах византийских историков, таких как Георгий Пахимерес. [ 2 ] и Никифор Григора , из сочинений против него Григория Кипрского и других, а также из защиты его сторонниками церковного союза, такими как Константин Мелитениот и Георгий Метохит . История Беккоса тесно связана с судьбой Союза церквей, провозглашенного на Втором Лионском соборе (1274 г.), союза, продвигаемого Папой Григорием X на Западе и императором Михаилом VIII Палеологом на Востоке. Профсоюзная политика Михаила VIII была во многом политически мотивирована. [ 3 ] и Беккос сначала воспротивился этому; но после того, как Михаил VIII заключил его в Башню Анемас за высказывания против этого, Беккос передумал (1273 г.); чтение таких отцов греческой церкви, как св. Василий Великий , св. Кирилл Александрийский и св. Епифаний, убедило Беккоса в том, что богословские различия между греческой и латинской церквями были преувеличены. [ 4 ] После того, как патриарх Иосиф I Галесиот отрекся от престола в начале 1275 года из-за своего противодействия Лионскому собору , на его место был избран Беккос. Его отношения с императором иногда были бурными; хотя Михаил VIII зависел от Беккоса в поддержании мира своей империи с Западом, его раздражали неоднократные заступничества Беккоса в защиту бедных. Михаил был хитрым человеком и знал, как сделать жизнь Патриарха невыносимой различными мелкими унижениями, пока в марте 1279 года Беккос с отвращением не уволился, и его пришлось уговаривать снова взяться за эту работу (6 августа 1279 года). Последние годы правления Михаила VIII были полностью заняты защитой его империи от угрозы, исходящей от западного короля Карла Анжуйского , и, стремясь противостоять этой угрозе, Михаил установил «царство террора» против противников союза; однако нет убедительных доказательств того, что Джон Беккос когда-либо активно участвовал в жестоких преследованиях или поддерживал их. [ 5 ]
Хотя ранее в своем патриархате Беккос обещал не отвечать на брошюры, распространявшиеся против церковного союза, к последним годам правления Михаила он изменил свое мнение на этот счет и начал «проводить многочисленные соборы, призывая всех и вся, и откопал книги и опубликовал многие другие». [ 6 ] защищая унию на богословских основаниях, доказывая совместимость латинского учения с греческой святоотеческой традицией. Результатом этого стало еще большее отчуждение против него большей части греческого духовенства; именно эта издательская деятельность впоследствии послужила явным основанием для предъявленных ему обвинений. [ 7 ]
Церковный союз, созданный Михаилом VIII, никогда не был популярен в Византии, и после его смерти (11 декабря 1282 г.) его сын и преемник Андроник II отказался от него. На следующий день после Рождества 1282 года Иоанн Беккос удалился в монастырь; бывшего патриарха Иосифа I привезли в город на носилках, после чего последовала серия соборов и публичных собраний, возглавляемых группой монахов-антиюнионистов. Беккос, опасаясь насильственной смерти от рук толпы, был вынужден подписать формальный отказ от своих профсоюзных взглядов и своего священства (январь 1283 г.), отказ, от которого он впоследствии отрекся как от вымогательства под принуждением, но который был использован против него. [ 8 ] После этого Беккос провел несколько лет под домашним арестом в большом монастыре в Прузе в Малой Азии. После этого он начал литературную кампанию по оправданию себя и добился созыва совета для пересмотра его дела; он состоялся во Влахернском императорском дворце в Константинополе и собирался на несколько заседаний с февраля по август 1285 года. Хотя Влахернский собор подтвердил ранее вынесенное осуждение Бекка, после собора Бекку в ряде сочинений удалось добиться его догматическое заявление против него ( Томус 1285 г.) приобрело такую дурную славу, что его главный автор, Патриарх Григорий II , подал в отставку (1289). Беккос увидел в этом подтверждение своей позиции. Остальные годы своей жизни он провел в тюрьме в крепости Св. Григория, пересматривая свои сочинения, поддерживая дружеские отношения с императором и видными византийскими церковниками, но не желая отказываться от своих унионистских взглядов; он умер в 1297 году. [ 9 ]
Мысль
[ редактировать ]Основанием ссоры Иоанна Беккоса с современниками было разногласие с ними по поводу смысла традиционной святоотеческой формулы, утверждающей, что Дух Святой исходит от Отца через Сына (по-гречески διὰ τοῦ Υἱοῦ). Уже в девятом веке это выражение продвигалось в двух разных направлениях: латинские писатели видели в нем подразумевающее учение Августина о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына ( Filioque ); Греческие писатели, особенно со времен патриарха Фотия , считали, что это согласуется с представлением о том, что Святой Дух исходит только от Отца . Первоначально Беккос согласился с точкой зрения Фотия, но чтение греческих отцов и средневековых греческих писателей, таких как Никифор Влеммид и Никита из Маронии , заставило его изменить свое мнение. Большая часть дебатов Иоанна XI Беккоса с Григорием II была дискуссией о значении текстов св. Кирилла и других отцов, формулировки которых (Дух «существует от Сына»; Дух «истекает вечно» от Сына и т. д. ) Беккос считал такие тексты соответствующими латинскому учению, в то время как Григорий Кипрский интерпретировал такие тексты как обязательно относящиеся к вечному проявление Святого Духа через Сына или от него. Эти дебаты тринадцатого века имеют большое значение для современных экуменических дискуссий между Восточной Православной Церковью и Католической Церковью .
Издания
[ редактировать ]Большинство сочинений Беккоса можно найти в т. 141 Ж.-П. Минье « Patrologia Graeca» , хотя некоторые из них до сих пор остаются неотредактированными. Минь перепечатывает издания Льва Аллатия семнадцатого века ; более достоверное переиздание было произведено Х. Леммером в девятнадцатом веке ( Scriptorum Graeciae ordodoxae bibliotheca selecta , Freiburg, 1864), но даже в этом издании отсутствуют ссылки на многочисленные святоотеческие цитаты Беккоса. Лишь немногие короткие сочинения Беккоса получили современные критические издания. Одним из них является его работа Depace ecclesiastica («О церковном мире»), найденная у В. Лорана и Ж. Дарроза, Dossier Grec de l'Union de Lyon, 1273–1277 (Париж, 1976); в нем Беккос критикует основы раскола между Церквами только на исторических основаниях, указывая, что Патриарх Фотий решил начать кампанию против латинского учения только после того, как его претензии на звание законного Константинопольского Патриарха были отвергнуты Папой Николаем I.
Некоторые из наиболее важных работ Беккоса следующие:
- О союзе и мире церквей Старого и Нового Рима (PG 141, 15–157): эта работа суммирует основные святоотеческие аргументы Беккоса и опровергает аргументы четырех византийских критиков латинского христианского богословия (Фотия, Иоанна Фернеса, Николая Мефонского). , Феофилакт Болгарский ).
- Эпиграфы (PG 141, 613–724): антология святоотеческих текстов, организованная под тринадцатью «заголовками глав», представляющая собой связный аргумент в пользу совместимости греческого и латинского доктрин об исхождении Святого Духа; 160 лет спустя это сыграло важную роль в убеждении Виссариона на Флорентийском соборе в том, что латинское учение было ортодоксальным.
- Речи I и II «О его собственном низложении» (PG 141, 949–1010): собственный отчет Беккоса о событиях во время бурных соборов начала 1283 года.
- De libris suis («О его собственных произведениях») (PG 141, 1019–1028): короткая работа, но важная для критической истории текстов Беккоса. В нем Беккос обсуждает принципы, которыми он руководствовался при пересмотре своих собственных работ в издании, которое он написал от руки, пока находился в тюрьме.
- Опровержение «Фолианта» Георгия Кипрского (PG 141, 863–923) и Четырех книг Константину Мелитениоту (PG 141, 337–396): критика Беккоса своего антагониста Григория II.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Место пленения Беккоса упоминается Джорджем Пахимером, De Andronico Palaeologo I.35.
- ^ Пахимерес, который знал и уважал Беккоса, хотя и не соглашался с ним по вопросам богословия, обеспечивает основную историческую основу для большинства описаний жизни Беккоса, например, исследований Джозефа Гилла. См. также Мануэль Сотомайор, «El Patriarca Becos, согласно Хорхе Пахимересу (Semblanza Historicala),» Ecclesiastical Studies 31 (1957), 327–358.
- ^ "Он вступил на проект церковного унии, несомненно, из политических побуждений. Он добился его и поддерживал его с теми же целями, несмотря на противодействие. Но мне кажется, что в ходе переговоров он искренне убедился в его оправданности". также с богословской точки зрения». Дж. Гилл, Византия и папство, 1198–1400 (1979), с. 180.
- ^ См. «Пахимеры», De Michaele Palaeologo , V.15; Григора, Rhomaike Historia , т.2, §§6–7. Хотя принято рассматривать изменение взглядов Беккоса как «обращение» из православия в католицизм, некоторые недавние ученые ставят это под сомнение; см. особ. Герхард Рихтер, «Йоханнес Беккос и sein Verhältnis zur römischen Kirche», Byzantinische Forschungen 15 (1990), 167–217, и А. Рибе, Rom in Gemeinschaft mit Konstantinopel (2005), passim . С другой стороны, Виталиен Лоран отмечает в отношении письма, написанного Беккосом Папе Иоанну XXI в 1277 году, что «византийская литература фактически не знает другого текста, в котором права римского понтифика были бы так торжественно и так явно признаны» (Лоран, Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople, т. I, глава IV [Париж, 1971], стр. 255 сл.).
- ↑ О «царстве террора» Михаила см. Gill, Byzantium , стр. 176 ф. Рибе, Rom in Gemeinschaft mit Constantinople , с. 113, отмечает, что ни Пахимер, ни Григора не упоминают о каком-либо участии Бекка в кампании насилия, проводимой императором, и что, кроме того, общая картина характера Бекка, составленная историками и его собственными сочинениями, делает такое участие маловероятным. См. также Иоанн Анастасиу, Легендарное гонение на святых при Михаиле VIII Палеологе и Иоанне Веккусе, в: Афонское государство (Салоники, 1963), стр. 207–257; Анастасиу критически рассматривает утверждение о том, что Михаил и Беккос спустились на гору. Афон с латинской армией, преследующей монахов? он отвергает большую часть этого как благочестивые легенды.
- ^ Пахимеры, De Michaele Palaeologo, VI.23 (изд. Беккера, стр. 481).
- ^ См. Дж. Гилл, «Церковный союз Лионского собора (1274 г.), изображенный в греческих документах», Orientalia Christiana Periodica 40 (1974), 5–45, особенно. стр. 43 ф.
- ^ Текст был включен в Томус Григория Кипрского , переведенный Пападакисом, Кризис в Византии (1997), стр. 216 f. См. также Гилл, Византия , с. 294: «Позже Бекк заявил, что тогда он склонился перед бурей, потому что не было возможности выслушать его защиту, но с твердым намерением, которое он тогда выразил Метохитам, «как только буря утихнет». немного выйти на улицу перед ответственными и подстрекателями, чтобы открыто защитить правду».
- ↑ О дате 1297 года см., в частности, В. Лоран, «Le date de la mort de Jean Beccos», Echos d'Orient 25 (1926), 316–319.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алексопулос, Теодорос. « Сторонники Filioque Иоанна Беккоса и Константина Мелитиниота XIII века и их отношение к Августину и Фоме Аквинскому » . Studia Patristica 68 (2013), 381–395.
- Дрю, Марк. «Значения, а не слова»: Византийская апология в пользу филиокве патриарха Константинопольского Иоанна XI Бекка (ок. 1225–1297) (докторская диссертация, Париж, 2014).
- Гилберт, Питер. « Не антолог: Джон Беккос как читатель отцов » . Communio 36 (2009), 259–294.
- Гилл, Джозеф. «Иоанн Беккус, Константинопольский патриарх, 1275–1282». Византина 7 (1975), 251–266.
- То же, Византия и папство, 1198–1400 (Нью-Брансуик, Нью-Джерси, 1979).
- Барбара Хартманн (1992). «Иоанн XI Константинопольский». В Бауце, Фридрих Вильгельм (ред.). Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL) (на немецком языке). Том. 3. Герцберг: Бауц. столбцы. 281–284. ISBN 3-88309-035-2 .
- Коцабасси, София. «Завещание Патриарха Иоанна Беккоса». Βυζαντινά 32 (2012), 25–36.
- Пападакис, Аристейдес (1997) [1983]. Кризис в Византии: спор о Филиокве в Патриархате Григория II Кипрского (1283-1289) (Перед. Ред.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881411768 .
- Рибе, Александра. Рим в общении с Константинополем: Патриарх Иоанн XI. Беккос как защитник Лионской церковной унии (1274 г.) (Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2005).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья в Католической энциклопедии
- Джон Беккос: Заметки о своих сочинениях
- Ж.-П. Минь, Патология Греки, том. 141 (содержит большую часть сочинений Беккоса)
- В. Лоран, «Дата смерти Жана Бекко», Echos d’Orient 25 (1926), 316–319.
- Коцабасси, София (2012). «Завещание Патриарха Иоанна Беккоса» . Βυζαντινά . 32 . Проверено 9 июня 2020 г.