Феофилакт Охридский
Феофилакт Охридский | |
---|---|
![]() Икона Феофилакта | |
Архиепископ Охридский (архиепископ Ахридос) | |
Рожденный | в. 1050 Халкида , Эвбея , Византийская империя (ныне Греция) |
Умер | 1107+ |
Почитается в | Восточная Православная Церковь [ 1 ] |
Праздник | 31 декабря |
Покровительство | Охрид |
Феофилакт ( греч . Θεοφύλακτος , болгарский : Теофилакт ; около 1055 — после 1107) был византийским архиепископом Охрида и комментатором Библии . Он считается святым в Восточной Православной Церкви, память которого отмечается 31 декабря.
Жизнь
[ редактировать ]Феофилакт родился в середине XI века в Эврипе (Халкиде) на Эвбее , в то время входившей в состав Византийской империи (ныне Греция ). Он стал диаконом в Константинополе , приобрел высокую репутацию ученого и стал наставником Константина Дуки , сына императора Михаила VII , для которого он написал «Воспитание князей» . [ 2 ] Примерно в 1078 году он переехал в Болгарию , где стал архиепископом Ахриды (современный Охрид ).
Охрид был одной из столиц Болгарии, отвоеванной византийцами шестьдесят лет назад. На этой ответственной должности на завоеванной территории на окраине Византийской империи он добросовестно и энергично исполнял свои пастырские обязанности в течение следующих двадцати лет. Хотя он был византийцем по воспитанию и мировоззрению, он был усердным архипастырем Болгарской Церкви, защищая ее интересы и автономию (т.е. ее независимость от Константинопольского Патриархата ). Он энергично действовал, чтобы защитить свое архиепископство от учений павликиан и богомилов (считавшихся еретиками Восточной Православной Церкви ). Он завоевал уважение и любовь болгарского народа, который стал свидетелем его трудов. [ 3 ]
В своих письмах он много жаловался на грубые манеры болгар и добивался освобождения от своей должности, но, по-видимому, безуспешно. [ 2 ] «Его письма из Охрида являются ценным источником для экономической, социальной и политической истории Болгарии, а также византийской просопографии . Они наполнены обычными жалобами на «варварское» окружение Феофилакта, тогда как на самом деле он был глубоко вовлечен в местное культурное развитие. , произведя восхваление 15 тивериупольских мучеников и житие Климента Охридского ». [ 4 ] Он также написал (в своих «Письмах») отчеты о том, как постоянные войны между Византийской империей и печенегами , мадьярами и норманнами уничтожили большую часть продуктов питания на земле и заставили многих людей бежать в леса из городов.
В XI веке архиепископ Феофилакт Охридский писал о печенегах следующее: «Их наступление подобно удару молнии, отступление одновременно тяжело и легко: Тяжело оно от военных трофеев, которые они несут, и легко, потому что оно так быстро. […] Они грабят другие страны, так как у них нет своей. Мирная жизнь для них несчастье, они счастливы, когда у них есть повод для войны [..] Число их бесчисленно».
Его смерть произошла после 1107 года.
Нынешние Восточные Православные Церкви Сербии Греции , Болгарии , России и . считают его святым греч и поминают его 31 декабря как Феофилакта Охридского ( Θεοφύλακτος Αχρίδος , Феофилакт Охридский ). [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]
Его комментарии к Евангелиям , Деяниям , посланиям Павла и малым пророкам основаны на комментариях Златоуста . Другие его дошедшие до нас работы включают 130 писем, различные проповеди и речи, « Жизнь Климента Охридского», известную как «Всеобъемлющее» , и другие второстепенные произведения. Тщательное издание почти всех его сочинений на греческом и латинском языках с предварительной диссертацией было опубликовано JFBM de Rossi (4 тома, Венеция). [ 2 ] Издание перепечатано Жаком Полем Минем в The Patrologia Graeca vols. 123–6 (1869).
Св. Фома Аквинский , знаменитый западнохристианский богослов, включил части сочинений Феофилакта в свою Catena Aurea , которая представляет собой собрание комментариев четырем Евангелиям к отцов церкви .
В начале 16 века его комментарии к Священному Писанию оказали важное влияние на Novum Testum и Annotationes Дезидериуса Эразма , хотя Эразм ошибочно называл его «Вулгарием» в ранних изданиях своего Нового Завета. Комментарии Феофилакта к Евангелиям были опубликованы на греческом оригинале в Риме в 1542 году и опубликованы на латыни как католическими (Порсена), так и протестантскими (Эколампадий) переводчиками в 1520-х годах.
Современные переводы комментариев Феофилакта доступны на современном греческом, русском, сербском, болгарском и румынском языках, что отражает широкое влияние его экзегетической работы в Православной Церкви и за ее пределами. Епископ Охрида двадцатого века Николай Велимирович писал, что «комментарии Феофилакта к Четырем Евангелиям и другим книгам Нового Завета... являются лучшими произведениями такого рода после св. Иоанна Златоуста, и их читают по сей день с большим удовольствием». выгода." [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2020 г. ) |
- ^ 13 января 2024 г. / 31 декабря. https://www.holytrinityorthodox.com/htc/orthodox-calendar/
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Дмитрий Оболенский , Шесть византийских портретов, Оксфорд, Clarendon Press, 1988, стр. 34-82.
- ^ Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, 1991, Vol. 3. п. 2068
- ^ Пролог из Охрида, еп. Николай Велимирович , Lazarica Press, Бирмингем, Англия, 1985, Vol. 4, с. 393. [1]
- ^ Епископ Николай Велимирович, Пролог из Охрида: Жития святых и проповеди на каждый день в году, пер. с сербского Матери Марии (Бирмингем: Lazarica Press, 1986), стр.393. через веб-сайт Chrystom Press
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Теофилакт ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 787. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Марселла Каролина Лабруна, Феофилакт Охридский и реформа школьной системы в Византии в 11 веке, Вальдиното, 2, 2006 г.
- Карл Крумбахер , История византийской литературы (2-е изд. 1897 г.), стр. 132, 463.
- Джон Джулиан Норидж. Византия: упадок и падение . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1996.
- Маргарет Маллетт , Теофилакт Охридский: чтение писем византийского архиепископа , Олдершот, Ashgate Variorum, 1997.
- Э.-С. Киапиду (ред.), Теофилактос Ахридос, Мученичество пятнадцати мучеников Тибериополя , [Keimena Byzantines Logotechnias 8], Афины, 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]